В эти выходные впервые был введен новый формат уикенда и, несмотря на мнения скептиков, он оказался весьма интересным.
Очень короткое время на подготовку команд к уикенду — а у них была лишь одна часовая практика перед квалификацией — на самом деле никак не отразилась на борьбе между ними. В результате все оказались готовы к сражению, более того, успели привезти новинки, которые им даже помогли.
Самые важные из них оказались у Mercedes: они опробовали новое днище измененной конфигурации, в которой отказались от предыдущих волнообразных элементов боковины, заменив их на продольные пластины. Были изменены и дефлекторы боковых понтонов, а также ряд соседних элементов.
Подобное обновление к Сильверстоуну вполне объяснимо: на домашней гонке команда хотела выглядеть максимально сильно. Им это удалось: машины на трассе стали выглядеть намного эффективнее.
Результатом таких обновлений стала и долгожданная победа Хэмилтона в квалификации, которая, однако, не была засчитана как поул-позиция, потому что по принятым правилам поул-позицией считался лучший результат в спринт-гонке, а он достался Максу Ферстаппену. Во время квалификации Мерседес применил командную тактику: Боттас разгонял Хэмилтона слипстримом, но такое неоднократно происходило и происходит и в других командах, и это совершенно нормально.
Мнения команд относительно того, что считать поул-позицией, были неоднозначны, как и мнения экспертов: они считают, что все же поул-позицией следует признать именно лучший результат в квалификации. Возможно, что правила будут пересмотрены.
В Формуле 1 сейчас выступают три британских пилота, и для всех трех квалификация закончилась с отличными результатами, но героем дня в пятницу, безусловно, стал Джордж Рассел. В его руках Williams, который еще в прошлом сезоне считался худшей машиной в пелотоне, научился творить буквально чудеса.
Уже во втором сегменте Рассел сумел показать итоговое седьмое время, опередив не только Себастьяна Феттеля, но и оба McLaren. А в третьем сегменте, выехав на единственную попытку в первой части, он стал восьмым, опередив Сайнса и Феттеля.
В спринт-гонке ему не повезло получить три позиции на старте из-за контакта с Сайнсом, и Гран-при он завершил на 12-й позиции. Но мы надеемся, что уже совсем скоро он все же возьмет свои первые заслуженные очки.
17-круговая спринт-квалификация — или квалификационная гонка, как ее еще называют — оказалась быстрой, зрелищной и интересной, хотя ей и предрекали паровозик, но прошла она в борьбе и с некоторыми неожиданными результатами.
Серхио Перес, стартовавший пятым, рискнул и проиграл: его развернуло, он вылетел с трассы, испортил резину и вернулся в самом хвосте пелотона, после чего на последнем круге команда приняла решение снять его с заезда и вернуть в боксы. На его машине после этого заменили элементы силовой установки, т. е. нарушили правила закрытого парка, и решением судей Серхио был вынужден стартовать с питлейна.
Фернандо Алонсо в квалификации стал лишь 11-м, но Alpine приняли решение выпустить его на старт спринта на самом мягком составе резины, и эта тактика принесла свои результаты. Он сумел отыграть сразу много позиций и в итоге поднялся на пятое место, буквально «прошив» пелотон. Но затем уступил двум McLaren, бороться с которыми по темпу просто не мог. Однако борьба с Себастьяном Феттелем закончилась в его пользу, и на финише спринта Фернандо занял седьмое место.
Похоже, чемпион окончательно освоился с машиной, и Эстебану Окону теперь будет крайне сложно противопоставить что-то гигантскому опыту и таланту испанца. Но и Окон отыграл в спринте два места, замкнув Топ-10.
На руку спринт-гонка сыграла также Максу Ферстаппену, который одержал в ней победу, и двум Aston Martin: Себастьян Феттель отлично провел заезд, поднявшись на две позиции до восьмого места.
Команды опасались, что отсутствие достаточных тестов новой конструкции задних шин могут печально отразиться на выборе правильных настроек, особенно в условиях единственной сессии свободных заездов.
Марио Изола обещал, что все будет в порядке, и оказался прав: новые шины на самом деле не создали каких-либо проблем и никак не повлияли на ход гонки. Пилоты и команды на них не жаловались.
После двух Гран-при, прошедших на австрийской трассе Red Bull Ring, McLaren постоянно был впереди Ferrari по темпу, а Ландо Норрис трижды поднимался на подиум. В командном зачете Ferrari по итогам после девятого этапа отставали от McLaren на 19 очков, а подиум у них был лишь один — у Карлоса Сайнса в Монако, где Леклер, взявший поул-позицию, мог победить, если бы не досадный сход еще до начала гонки.
Однако разница между Ландо Норрисом, находившимся после ГП Австрии в чемпионате на четвертом месте, и Шарлем Леклером, лучшим из двух Ferrari, на шестой строчке составляла 39 очков.
Леклер, оказавшийся на рестарте гонки после аварии Ферстаппена, на поуле сумел сохранять лидерство на протяжении подавляющего числа кругов, лишь за два круга до финиша уступив Льюису Хэмилтону. Mercedes № 44 смог резко поднять темп после перехода на резину хард и отыгрывал у Шарля в чистом воздухе по 0,8-1,0 секунды с круга. Противопоставить по темпу черным стрелам Ferrari пока еще ничего не может, но, например, после рестарта гонки на медиуме Леклеру удавалось удерживать оба Мерседеса позади себя, и даже после проблем с силовой установкой Леклер сумел вновь увеличить интервал до Хэмилтона. Возможно, трасса в Сильверстоуне, которую иногда даже сравнивают с Монако, в том числе по необгонности, гораздо больше подходит Ferrari, но в любом случае это хороший признак. Сейчас Ferrari существенно приблизились к McLaren в Кубке конструкторов: между ними всего 15 очков, а впереди еще более половины сезона.
Так что можно ожидать борьбу не только за первое-второе места, но и за третье-четвертое.
Проблемы с креплением заднего левого колеса на пит-стопе на 21-м круге фактически лишили Ландо Норриса надежд на подиум: на трассу он выехал уже позади Валттери Боттаса и шансов на обгон у него было крайне мало. Гонка для Ландо так и закончилась на четвертом месте впереди напарника по команде, но до этого он провел 20 кругов на медиуме с отличным темпом и не собираясь сдаваться.
Конечно, подиум добавил бы ему не только очков, но и уверенности, которую, по его словам, он немного подрастерял после того, как его ограбили на улице.
Зато, хоть он и не стал третьим в гонке, но сумел подняться на третью строчку в личном зачете, опережая сейчас и Валттери Боттаса, и Серхио Переса. Два опытнейших пилота на супермашинах не могут справиться с 21-летним пареньком из Бристоля.
Для Риккардо эта гонка тоже закончилась на позитиве: он финишировал пятым и набрал 10 очков. Однако до Ландо ему еще далеко: за все десять этапов он лишь однажды в Испании сумел финишировать впереди англичанина. Да и в личном зачете он отстает более чем в два раза: 50 очков против 113 у Норриса.
Мы все, конечно, надеялись, что произойдет это намного раньше, но лучше поздно, чем никогда. Некоторый конфликт назревал между двумя пилотами уже давно, а на старте спринт-гонки в Сильверстоуне между ними все же произошло столкновение, обе машины получили незначительные повреждения, но гонщики благополучно закончили заезд в сложившемся уже порядке: сначала Мик, потом Никита.
Но в гонке Никита впервые смог опередить напарника: после волны пит-стопов он совершил обгон и сохранил позицию до финиша.
«Было тяжело и очень жарко. Я был доволен балансом, который мы сумели создать, хотя и не могли много экспериментировать из-за короткой тренировки. Мы нашли правильные настройки уже в начале уикенда, которые хорошо сработали в гонке. Мне пришлось сильно атаковать, чтобы пытаться выйти вперед, ведь на этой трассе обгонять очень сложно, я активно использовал шины, но затем я совершил обгон, который, наверное, могу назвать своим лучшим обгоном за последние три года».
После аварии Ферстаппена и технического схода Себастьяна Феттеля Никита Мазепин финишировал на 17-м месте.
Взгляд на этот вопрос очень сильно различается у команд и зрителей. Но главным оправданием к ее применению может послужить тот факт, что Кубок конструкторов в Формуле 1 до сих пор считается намного более важным, чем личный зачет: ведь этот чемпионат задуман именно как сражение производителей. Уберите Кубок конструкторов — и командная тактика тут же исчезнет, но исчезнет вместе с большинством команд, для которых закончится главный стимул вложения космических бюджетов.
Поэтому совершенно нормально, когда, например, Шарль Леклер в открытых переговорах по радио спрашивает, будет ли ему помогать Карлос Сайнс, или когда Боттас разгоняет слипстримом Хэмилтона до победы в квалификации.
Именно поэтому нет ничего особенного в том, что командный игрок Валттери Боттас получает по радио сообщение с просьбой не мешать Хэмилтону на последних кругах. Темп у Льюиса был существенно выше, а лишние потерянные на борьбу с Боттасом секунды могли отразиться на его погоне за победой. Для команды это намного важнее.
Мы уже видели сотни образцов командных тактик у разных гоночных коллективов, и увидим еще очень много. Тут остается только смириться.
Странно было бы предположить, что столкновения между двумя соперниками за титул не случится. И совершенно естественно, что произошло это в Сильверстоуне. Последние пять этапов победы оставались за Red Bull, и понятно, что для Mercedes и Хэмилтона было очень важно одержать победу в Британии.
В том, как это произошло, тоже нет ничего удивительного: Хэмилтон не мог отпустить Ферстаппена на первом круге, потому что опыт последних Гран-при говорит о том, что потом, на малообгонной трассе, он уже не смог бы вырваться вперед — разрыв бы только увеличивался. Значит, отпускать Макса было категорически нельзя.
Прав ли Хэмилтон? Судьи решили, что нет, и наказали его штрафом в 10 секунд.
Прав ли Ферстаппен? Тот факт, что он оказался после этого в стене, говорит о том, что он тоже слишком поторопился. Уступи Макс в этом повороте, он бы наверняка получил еще не один шанс, чтобы вернуть себе позицию, ведь мы отлично знаем, что он умеет атаковать, а машина это отлично позволяет.
Подобных ситуаций мы наблюдали очень много: но на других трассах, с другими действующими лицами и иными последствиями. В этот раз свою роль сыграла огромная скорость и такая конкретная точка контакта, которая позволила одному пилоту остаться на трассе всего лишь со сломанным передним крылом, а второго впечатала в барьеры с огромными перегрузками.
Очевидно одно: что теперь борьба за титул вновь стала намного ближе, ведь двух пилотов разделяет всего семь очков, а двух производителей только четыре. Ну и Макс Ферстаппен, которого после всех возможных обследований еще в воскресенье вечером выпустили из медицинского центра, еще покажет много красивых и хладнокровных обгонов.
В Сильверстоуне Red Bull заработали три очка: их получил Макс Ферстаппен за победу в спринт-квалификации. Три очка досталось и Mercedes — за финиш на втором и третьем местах. По итогам гонки лучший круг и еще одно очко оставалось за Льюисом Хэмилтоном, однако на 48-м круге Red Bull зазвали Переса на третий пит-стоп и переобули его автомобиль в комплект софт. Казалось бы, в чем смысл? Ведь очко за лучший круг дается пилоту только в том случае, если он финиширует в Топ-10.
Но здесь у австрийской команды был свой расчет: в отличие от Формулы 2, где очко получает все равно пилот из Топ-10, в чемпионате мира в случае, если лучший круг устанавливает кто-то не из десятки, оно просто никому не достается. Так Red Bull аннулировали результат Mercedes.
Следующий Гран-при состоится 31 июля — 1 августа в Венгрии.
Пилот | Команда | Время | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:58:23,284 | 2 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +3,871 | 2 |
3 | В. Боттас | Mercedes | +11,125 | 2 |
4 | Л. Норрис | McLaren | +28,573 | 2 |
5 | Д. Риккардо | McLaren | +42,624 | 2 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +43,454 | 2 |
7 | Ф. Алонсо | Alpine | +72,093 | 2 |
8 | Л. Стролл | Aston Martin | +74,289 | 2 |
9 | Э. Окон | Alpine | +76,162 | 2 |
10 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +82,065 | 2 |
11 | П. Гасли | AlphaTauri | +85,327 | 3 |
12 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 2 |
13 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 2 |
14 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 2 |
15 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 2 |
16 | С. Перес | Red Bull | +1 круг | 4 |
17 | Н. Мазепин | Haas | +1 круг | 2 |
18 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 2 |