О том, что Mercedes всерьез рассматривает его кандидатуру, стало широко известно, пожалуй, в прошлом году после Гран-при Сахира, когда Расселл заменял заболевшего ковидом Льюиса Хэмилтона. Тогда, несмотря на весь цирк с шинами и пит-стопами, он провел более чем впечатляющую гонку и заставил сильно понервничать обоих пилотов Mercedes — настолько, что уже будучи чемпионом, Льюис бросил свое восстановление после болезни и прилетел на следующий этап.
До этого момента о Расселле в Mercedes поговаривали время от времени как о перспективном новичке и в прошлом чемпионе Формулы 2. Но в Формуле 2 чемпионы появляются каждый год, и это не всегда означает, что они будут конкурентны и в Формуле 1, а выступление на слабейшей на тот момент машине в пелотоне — Williams — никак не позволяло Расселлу себя проявить. Было понятно, что среди своих соперников в Формуле 2 2018 года (Норриса, Элбона, де Вриза и Маркелова) Расселл был сильнейшим. Тогда он обыграл всех с отрывом почти в 70 очков и по ходу сезона одержал семь побед. По результативности его можно было бы сравнить с Леклером, который в 2017-м тоже семь раз поднимался на высшую ступеньку подиума и на 72 очка опередил вице-чемпиона Артема Маркелова.
Однако именно после Гран-при Сахира стало понятно, что Расселл, сумевший на незнакомой и совершенно неподходящей для него по физическим параметрам машине поставить лучший круг в гонке и выиграть у партнера на старте и на рестарте, станет лакомым кусочком для любой команды, включая Red Bull.
Возможно ли было упустить такого пилота? Конечно, нет. Единственной возможностью сохранить его в программе Mercedes было предложить ему место в топ-команде, пока это не сделал кто-то другой.
Контракт с Боттасом продлевали каждый раз лишь на один год: Тото Вольфф явно следил за тем, готов ли Расселл к переходу. Сахир все решил. В текущем сезоне Расселл также провел несколько отличных квалификаций и гонок, а в Спа вообще превзошел все ожидания, квалифицировавшись на второй позиции. Так что результаты этого года только укрепили босса Mercedes в решении.
Можно предположить, что решение о контракте с Расселлом было принято уже давно — намного раньше, чем об этом даже зашла речь в начале лета этого года. В середине июня, когда стало известно о многолетнем контракте Норриса и McLaren, мы ожидали, что объявление Расселла тоже станет вопросом ближайших дней. Почему же этого не случилось?
Скорее всего потому, что Тото Вольфф ожидал окончательного решения относительно будущего Валттери Боттаса — ведь ни для кого не секрет, что Вольфф являлся его менеджером до перехода Боттаса из Williams в Mercedes. Но при этом Вольффу нужно было решить и еще одну задачу: пристроить в Формулу 1 новоиспеченного чемпиона мира в классе Формула Е Ника де Вриза. Ведь следующий сезон — последний для Mercedes в Формуле Е. Как только головоломка сложилась, последовали объявления. Так что, вероятнее всего, на момент выхода материала станет известно и о еще одном контракте: де Вриза и Williams.
Что касается Боттаса, то несмотря на всю преданность и готовность играть в командные стратегические игры, его результаты с каждым разом становились все ниже. Валттери вполне можно обвинить в том, что именно из-за его провалов в этом году — а он пять раз финишировал вне очковой зоны, в том числе трижды сходил с гонки — Mercedes на время теряли лидерство в Кубке конструкторов. И как бы удобен Валттери ни был Льюису Хэмилтону, акционеры команды надавили на Вольффа при принятии решения.
Боттас еще молод даже по меркам Формулы 1, которая с каждым годом сама становится все моложе. Ему 32 года, он в отличной физической форме, единственное, чего ему не хватало последние пару лет — это мотивации. Сейчас, освобождаясь от ига Хэмилтона, он может вздохнуть спокойно и начать работать на себя. Кто знает, возможно, после Alfa Romeo он сумеет перейти в другую команду — или, наконец, перейти в другую серию или даже дисциплину. Однако можно поспорить, что и там ему будет хорошо.
Alfa Romeo далеко не самая успешная команда сейчас, но в 2022-м кардинально изменится регламент, а моторы Ferrari в этом году зарекомендовали себя вполне успешно. Кто знает, может быть, Alfa Romeo ожидает неплохое будущее?
Переход в Williams был бы простым и логичным завершением сделки: Расселл — в Mercedes, Боттас — в Williams. Тем более что он уже провел в своей карьере за Williams четыре боевых сезона и три в качестве тест-пилота.
Однако и с Фредериком Вассером его связывают давние отношения — он выступал за его команду еще в GP3.
Williams, безусловно, рассматривался в качестве одного из вариантов, но, скорее всего, там контракт был рассчитан на один год, а Валттери заинтересован в длительном сотрудничестве. Вассер же предложил ему сразу многолетний контракт.
«У нас отличные отношения, и мы с ним всегда были на связи, но в большей степени это касалось личных моментов, нежели профессиональных», — сказал Вассер в своем интервью F1.com. — «Я не хотел мешать ему в его обсуждениях карьеры с Mercedes, но как только мы оба поняли, что эта тема закончена, я сразу перешел к делу. Мы смогли его убедить, что наш проект весьма конкурентоспособен. У нас есть поддержка производителя, у команды отличные спонсоры и мы обладаем хорошей базой. Да, последние два года были для нас сложными по определенным причинам, но мы уверены, что в 2022 году перед нами откроются новые возможности, и для Валттери это может быть хорошей перспективой».
Для Alfa Romeo Боттас тоже одно из лучших возможных решений. После ухода Кими Райкконена команде явно будет нужен опытный и надежный гонщик, который поможет с работой над новым автомобилем. Антонио Джовинацци, даже если он останется в команде и на следующий год, не совсем тот пилот, который будет в этом полезен. Предоставление места кому-то из новичков актуально, только если есть кто-то, кто сможет стать лидером. У Боттаса опыта и знаний намного больше, чем у других кандидатов на место. Поспорить с ним мог разве что Даниил Квят, которого также рассматривали в Alfa Romeo, но очевидно, что здесь перевесили личные отношения Боттаса и Вассера.
Так что это решение о переходе полностью лежит на Валттери и Фредерике, и для всех это очевидно лучший исход дела.
За те пять лет, что Валттери Боттас провел в Mercedes, эта команда была фактически перестроена под одного пилота — Льюиса Хэмилтона. Произошло четкое разделение на «номер 1» и «номер 2» — несмотря на все отрицания этого факта со стороны Тото Вольффа. Во времена Нико Росберга все было совсем иначе. Возможно, в этом есть вина и самого Боттаса, который не был готов спорить ни с Хэмилтоном за титул, ни с командой за позиционирование, но так или иначе — Расселу нужно быть готовым к заведенным порядкам. А вот изменятся ли они в ходе следующего сезона — зависит уже целиком и полностью от него одного.
Тото Вольфф никогда не скрывал, что именно полное взаимопонимание и отсутствие соперничества в команде привели к их полному господству в Формуле 1 на протяжении последних лет. И именно желание добиться подобного духа и заставило его в 2017 году подписать контракт с Боттасом. При этом важно упомянуть, что ни в контракте Боттаса, ни тем более в контракте Расселла ни слова не сказано о том, что они обязаны выступать в качестве поддержки Хэмилтону. Тем не менее уже в конце своего первого сезона с Боттасом в качестве напарника Хэмилтон сказал, что еще никогда не был в такой отличной форме, и когда его спросили, могло ли такое случиться, будь рядом с ним Росберг, без колебаний ответил — нет.
Джордж Расселл тоже командный игрок, он готов следовать правилам и точно так же покорно встает на колено перед каждым Гран-при уже второй сезон. Но готов ли он пожертвовать своей карьерой, чтобы удержаться в команде? Вряд ли.
Шарль Леклер перешел в Ferrari в 2019 году, когда все основные надежды команды были сосредоточены на Себастьяне Феттеле. Ему тогда тоже неоднократно намекали, что желательно было бы находиться в тени четырехкратного чемпиона мира, однако для Леклера это был лишь вопрос времени — получить как минимум равные с ним права.
Да, Феттеля сложно сравнить с Хэмилтоном, а Ferrari — с Mercedes, но для молодого и амбициозного пилота, каковым является Расселл, нет ничего невозможного. К тому же Хэмилтону в январе следующего года исполнится уже 37 лет, и завершение его карьеры все ближе. По-хорошему, ему стоило бы уйти уже в этом году на волне семи или восьми титулов, чтобы не испытывать судьбу в дальнейшем. Но добровольно покинуть Формулу 1 — это надо иметь еще больше мужества, чем прийти в нее и стать чемпионом.
Расселл уже сейчас готов поспорить за титул. Он не делает секрета из своих амбиций и очень четко ставит перед собой эту цель. Будет ли он так же быстр, как Хэмилтон? Почему бы и нет. В Бахрейне он был быстрее Боттаса, а Боттас в 2020 году одержал две победы и еще девять раз был на подиуме.
Мы уже видели, что Расселл может успешно бороться, но будет ли он готов заявить об этом с первой гонки за Mercedes — и главное, позволит ли сам Mercedes ему это сделать, памятуя о периоде Хэмилтон — Росберг?
Двум пилотам в следующем году придется пройти через сложный период взаимоотношений. Ситуации, подобные фотографии Роско с отметкой Расселла в Инстаграме Хэмилтона, будут возникать еще неоднократно, и чем быстрее будет Расселл, тем сильнее будет противостояние, по крайней мере, со стороны Льюиса.
Тем не менее можно предположить, что ни во что серьезное это не выльется. Хэмилтон уже давно пережил сначала сложные личные отношения с Николь Шерзингер, которые мешали его карьере, затем командное соперничество с Росбергом, и теперь, натренировавшись на Максе Ферстаппене, предпочтет скорее сфокусироваться на борьбе за лидерство на трассе, чем в команде. Тем более что на лидерство пока никто не покушается.
Здесь, что называется, встретятся молодость и опыт. Льюиса еще рано списывать со счетов: он остается весьма амбициозным, быстрым и до сих пор на полную силу сражается за титул. Расселл, несмотря на свои 23 года, уже тоже набрал достаточно опыта, причем его три года в Williams можно считать за шесть в любой другой команде, столько трудностей и проблем ему пришлось преодолеть на своем пути в Формуле 1.
После тяжелой и проблематичной машины, на которой он привык ездить, Mercedes покажется ему ракетой, и однажды он уже доказал, что может отлично ею управлять.
По тому темпу, что демонстрирует сейчас Williams, в этом году они оказались быстрее лишь Haas и Alfa Romeo, при этом Джордж в десяти из 11 квалификаций проходил во второй сегмент, а еще дважды — в третий. Это означает, что он может справиться даже с таким автомобилем и заставить его ехать быстро. Другое дело, что в гонках ему далеко не всегда сопутствует удача, а иногда он совершает детские ошибки — вроде той памятной аварии за автомобилем безопасности на ГП Эмилии-Романьи в 2020-м — или столкновения с Валттери Боттасом там же, но уже в 2021-м.
Но Расселл быстро учится. И вряд ли по темпу он будет серьезно уступать Хэмилтону, если будет вообще. Можно предположить, что на подиумы в следующем году он будет приезжать регулярно — если, конечно, машины Mercedes, построенные по новому регламенту, останутся конкурентоспособными. В этом случае от Джорджа можно будет ожидать и первых побед. И конечно, не таким образом, как это получилось в Спа со вторым местом.
Джордж Расселл приходит в команду, где намеревается побороться за титул, и до этого года конкурентов у Mercedes не было. Сейчас Red Bull вновь заявили о себе как о второй силе, Ferrari наращивают темп, и McLaren также борются за третье место в чемпионате.
Только в следующем году мы узнаем полностью расклад сил на сезон и как новый регламент повлияет на положение команд в турнирной таблице. Но, скорее всего, топ-команды вряд ли могут серьезно ошибиться с машиной 2022 года, ведь подготовка идет полным ходом и началась уже давно, а имеющиеся массивные наработки, которых нет у команд-аутсайдеров, в любом случае сработают им на пользу.
Неизвестно, насколько ближе станут между собой эти четыре команды, в каждой из которых есть молодой, талантливый и перспективный гонщик, мечтающий о титуле.
Соперниками Расселлу будет не только Хэмилтон, но и Макс Ферстаппен, у которого есть шанс стать чемпионом уже в этом году, Шарль Леклер и Ландо Норрис. Фактически в топ-команды Формулы 1 пришло новое поколение, которое имеет все необходимые возможности сразиться за титул.
С подписанием Джорджа Расселла Mercedes сильно укрепляет собственные позиции в Кубке конструкторов. Теперь за них будут выступать два очень быстрых пилота, которые смогут от этапа к этапу набирать большие очки — если, конечно, не начнут «топить» друг друга.
Расселл не просто быстр — он способен ехать наравне с Хэмилтоном, а это значит, что пара пилотов Mercedes будут иметь явное преимущество по сравнению с Red Bull — по крайней мере, пока «Быки» не построят сразу две комфортные машины для обоих своих гонщиков.
При всем уважении к Пересу, нам он известен в большей степени как пилот, умеющий провалиться в квалификации или на старте и затем показывать всю гонку красивые обгоны, поднимаясь из самого хвоста в очковую зону. Он, безусловно, лучше с точки зрения Хельмута Марко, чем Квят, Гасли или Элбон, но все прошедшие Гран-при доказывают, что до уровня Ферстаппена он не дотягивает, как и вряд ли сможет дотянуться до уровня Расселла.
А потому мы ждем борьбы за титул между Mercedes и Red Bull, но борьба за Кубок для австрийской команды может оказаться безнадежной.
На сегодня это лишь домыслы, но других вариантов практически нет. По поводу Элбона Тото Вольфф уже дал ответ: пока тот остается в программе Red Bull, места в команде с заводской поддержкой Mercedes он не получит.
Хюлькенберг, которого многие фанаты Формулы 1 надеются вернуть в чемпионат, уже давно выпал из обоймы кандидатов. Возраст, отсутствие серьезных заслуг и опыта за последние годы не являются его бонусами.
Де Вриз — молод, способен и амбициозен, и Вольфф готов дать ему шанс после победы в сезоне Формулы Е — особенно с учетом выхода Mercedes из этого чемпионата уже после сезона-2022. Скорее всего, с ним подпишут однолетний контракт, чтобы оценить успехи, и если гонщик не потянет, то ему на смену растет очень быстрый Оскар Пиастри. Williams — отличная стартовая площадка для молодых пилотов.