Наши десять основных выводов после 14-го Гран-при сезона.
И речь не про наличие второй гонки во время уикенда, хотя это тоже роднит два Гран-при, а про противостояние Ферстаппена и Хэмилтона.
Столкновение между этими двумя пилотами во втором повороте на 25-м круге — ожидаемое продолжение жесткого инцидента в Сильверстоуне, и очевидно, что на этом дело не закончится. Сейчас можно сказать, что у двух гонщиков — 1:1, но несмотря на то, что Макса признали виновным и наказали его тремя позициями на старте Гран-при России, Хэмилтон потерял в этом столкновении больше, чем Ферстаппен.
Накануне на старте квалификационной гонки Хэмилтон, по словам Тото Вольффа, «проспал старт», затем дольше обычного не отпускал рычажок сцепления и потерял сразу несколько позиций, откатившись на пятое место на финише. Победу одержал Боттас, а Ферстаппен стал вторым, заработав два дополнительных очка. Когда оба гонщика, сражающиеся за титул, выбыли из борьбы после аварии в воскресенье, Макс увеличил свое преимущество на два очка, а Хэмилтон не набрал ничего. Так что сейчас именно Льюис продолжает находиться в позиции догоняющего, а Макс может чувствовать себя немного более комфортно.
Почему произошло столкновение? Как ни забавно, но виноваты в этом… механики. Во время пит-стопа Макса Ферстаппена у Red Bull, который в этом году установил рекорд пит-стопа в 1,8 секунды, в этот раз на замену шин ушло более 11 секунд, и Макс выехал на трек десятым, в то время как Риккардо, тоже после пит-стопа, был шестым. К этому моменту уже лидировал Льюис Хэмилтон, который сумел обойти Ландо Норриса, и на следующем круге на пит-стоп заехали Хэмилтон и Норрис. Норриса обслужили так же быстро, как перед этим и Риккардо, а вот у Mercedes пит-стоп занял 4,4 секунды. В итоге Хэмилтон выехал перед Ферстаппеном с минимальным преимуществом, которое Макс мог почти сразу же нивелировать за счет прогретых шин.
Уже во втором повороте гонщики не смогли поделить трек, Red Bull подскочил на заднем колесе Mercedes, проехал по нему всем весом и остановился сверху. Спасибо системе Halo, которая, скорее всего, спасла жизнь британскому пилоту.
Из ботинка Риккардо в боксах должна пить вся команда, а кому не хватит — из ботинка Норриса. После того как оба McLaren заняли вторую и третью позиции на старте Гран-при, они, конечно, могли помечтать о победе, но имея рядом таких соперников, как Ферстаппен и Хэмилтон, вряд ли верили в реализацию этой мечты.
Риккардо стартовал с первого ряда, и Макс перед началом заезда даже сказал ему, что если тот сможет обойти его на старте, то не будет его «слишком атаковать». Кто бы мог подумать, что это обещание сбудется с такой точностью? Даниэль и в самом деле сумел обойти Ферстаппена уже к первому повороту, и вплоть до пит-стопа Риккардо между ними сохранялся определенный статус-кво в районе 0,9–0,8 секунды. Что произошло дальше — уже известно.
Важно, что победу из двух McLaren одержал именно Даниэль Риккардо, у которого вплоть до Монцы сезон вообще не складывался. Лучшим результатом для него было четвертое место в Спа, но по сути это был квалификационный результат. До этого момента Норрис проиграл напарнику лишь две гонки плюс один сход, и жизнерадостный Даниэль даже начал говорить, что он не понимает, что происходит, и у него опускаются руки.
В Монце Риккардо был в ударе, смог взять одно очко в квалификационной гонке, лидировать на протяжении большинства кругов в Гран-при, показать в конце лучший круг, отобрав его у Валттери Боттаса, и одержать свою первую победу со времен Монако-2018, когда он выступал за Red Bull.
Во время гонки Норрис даже уточнил по радио, хочет ли команда, чтобы они финишировали в таком порядке, на что получил утвердительный ответ, а в послефинишном интервью честно ответил, что был расстроен таким финишем. Ландо очевидно рассчитывал, что ему дадут поменяться позициями с Риккардо, чтобы увеличить отрыв по очкам от Боттаса, с которым он сражается за третье место в личном зачете. В итоге их разрыв сохранился неизменным и сейчас составляет девять очков в пользу финского гонщика.
Макс сохранил те же позиции в личном зачете, что были и до уикенда в Монце, а вот для команды Red Bull результаты пошли не на пользу. Вместо отставания на 12 очков, как было после Нидерландов, сейчас они уступают Mercedes уже 18, и в этом заслуга Боттаса и упущение Переса.
В квалификации Перес стал лишь девятым и не сумел улучшить результат в квалификационном спринте в субботу. На одну позицию вверх на стартовой решетке воскресенья он поднялся благодаря штрафу Боттаса и начинал гонку с восьмого места. В ходе гонки он добрался до третьего места, но затем опустился на пятую строчку из-за пятисекундного штрафа, который выписали за получение преимущества над Шарлем Леклером за счет срезки трассы в пятом повороте.
В свое время Хельмут Марко в качестве одного из требований ко второму пилоту выдвигал умение оказываться на подиуме, когда Макс выбывает из борьбы. В Монце Чеко не сумел этого сделать и провалил квалификацию, уступив Максу более секунды. В Red Bull происходившим явно недовольны.
Давно мы не видели такого отличного Боттаса! Валттери выиграл квалификацию, затем субботний спринт, в гонке стартовал последним на решетке (19-м) из-за штрафа за замену силовой установки и в итоге финишировал на подиуме!
Безусловно, ему в этом помог инцидент между Хэмилтоном и Ферстаппеном, пятисекундный штраф Переса, но было видно, что в Италии Боттас просто летит — и это именно то, что хочется видеть от него на каждом этапе. Хотелось даже невозможного — чтобы он выиграл и сам Гран-при, но состояние шин потребовало бы риска на последних кругах, и Валттери предпочел синицу в руке. Это было правильное решение: подиум с 19-го места на старте войдет в историю Формулы 1, ведь до этого такой результат был показан в 2007 году во время Гран-при Канады, когда Александр Вурц, выступавший за Williams–Toyota, квалифицировался 20-м, поднялся на одну позицию благодаря штрафу Ковалайнена и в итоге занял третье место в гонке.
Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что моторы Mercedes отлично чувствовали себя в Монце, но после объявления о контракте с Alfa Romeo Валттери неоднократно упоминал, как важно было для него понимание многолетней перспективы. Теперь он ее получил.
К счастью, благодаря ошибке Хэмилтона на старте субботнего спринта, Валттери не пришлось выполнять и командное указание в случае необходимости пропустить Льюиса. Уикенд у него явно задался.
Домашние гонки у команд и пилотов, как правило, не задаются. И хотя обе Ferrari финишировали на достаточно высоких (четвертом и шестом) местах, в Гран-при и набрали 20 очков, результат McLaren превзойти было невозможно. 45 очков — и «Маки» взлетают на третье место в Кубке конструкторов, опережая Скудерию на 13,5 очка.
У Ferrari в Монце был сложный уикенд. Авария Карлоса Сайнса во второй практике незадолго до старта квалификационной гонки, технические проблемы на Ferrari Шарля Леклера, затем его отравление и плохое самочувствие — все это не прибавляло оптимизма.
Кроме того, и инцидент между Карлосом Сайнсом и Антонио Джовинацци на первом круге, в который чудом не оказался вовлечен Шарль Леклер, тоже мог закончиться печально для команды. К счастью для Ferrari, судьи однозначно признали ошибку Джовинацци и дали ему пять секунд штрафа, а обе Ferrari обошлись без повреждений.
Обычно такое всегда должно происходить на глазах у руководства команды и компании, так произошло и в этот раз.
Карлос Сайнс все же уступил Серхио Пересу на последних кругах гонки, но Леклер сохранил четвертую строчку и сократил отставание от Переса до 14 очков.
Вот уж для кого домашний уикенд стал настоящей катастрофой, так это для Alpha Tauri.
Сначала Юки Цунода, которого неожиданно для него самого продлили на 2022 год, не смог пройти во второй сегмент квалификации после того, как у него списали время последнего быстрого круга. Затем разочарование принес сход Пьера Гасли в спринте: после контакта с Риккардо у него отлетело переднее антикрыло, и Гасли вылетел и разбил машину в Curva Grande.
Alpha Tauri воспользовались ситуацией, чтобы поменять на машине Пьера силовую установку, так что в итоге француз начинал гонку с питлейна. У Цуноды, который занимал 15-е стартовое поле, еще до начала гонки произошли проблемы с тормозами, после чего его откатили в боксы, где он и остался.
В боксы же отправился после третьего круга из-за технических проблем и Пьер Гасли. Сначала еще была надежда, что машину смогут реанимировать и вернуть в гонку, но скоро стало ясно, что это тоже сход. Для команды это большой удар, ведь в квалификации Гасли занял шестое место, а значит, у машины был хороший темп.
К счастью для Alpha Tauri, их основной соперник Alpine тоже был не в ударе: Алонсо финишировал восьмым, Окон после пятисекундного штрафа за столкновение с Себастьяном Феттелем — десятым. Итого после потерянных пяти очков две команды разделяет 11 баллов.
Кими Райкконен вновь не сумел выйти на старт Гран-при из-за заболевания коронавирусом. Несмотря на отсутствие симптомов, он вновь сдал положительный тест. Роберт Кубица заменил его в Италии, но его выступление не прошло гладко: неоднократно происходили вылеты и контакты, и в итоге он финишировал в воскресной гонке даже ниже своего партнера по команде, который попал в аварию на первом круге и заезжал в боксы для замены переднего крыла.
Джовинацци очень хотел показать себя перед родными итальянскими трибунами и боссами из Ferrari — настолько, что совершил довольно странный маневр, пытаясь обогнать Ferrari, а в итоге оказался в стене и едва не сбил маршала на посту. 13-е и 14-е места для двух красавиц в особой ливрее из 15 возможных — печальный итог гонки. Все могло быть намного лучше, если бы не глупый риск: в квалификации Джовинацци прошел в третий сегмент, а после спринта и вовсе был седьмым.
За всем происходившим никто практически не уделил внимания отличному финишу на девятом месте Джорджа Рассела, который набрал еще два очка. Впрочем, такой результат перестал быть сенсацией ровно в тот момент, когда Джордж поднялся на подиум в Спа. Да, подиум был странноватый, ибо гонки не было, но если кто его и заслужил, так это именно Расселл своей непревзойденной квалификацией.
От Юки Цуноды его отделяет сейчас всего три балла, а своего напарника Джордж опережает уже более чем в два раза по очкам и 14:0 по квалификациям. На финише в Монце Расселл опередил не только его, но и Себастьяна Феттеля и Эстебана Окона.
Никита Мазепин и Мик Шумахер продолжают обмениваться тычками на трассе и колкостями за ее пределами. В этом сезоне они просто суждены друг другу, т. к. больше никаких соперников в Формуле 1 для них нет. Единственным буфером является Гюнтер Штайнер, но, похоже, он не слишком стремится остудить пыл двух пилотов, сообщая, что для молодых ребят подобное состояние соперничества естественно.
Тем временем родственники и друзья Мика Шумахера спешат осудить Никиту за любое действие и говорят, что ему не место в Формуле 1. Спорное утверждение, тем более что и Мик не слишком проявляет себя в чемпионате.
Тем не менее на прошедшем этапе в Монце Никита сумел показать хороший результат в спринт-квалификации, опередив Мика уже в самом начале гонки и финишировав в итоге 17-м, даже впереди Роберта Кубицы.
А вот гонка в воскресенье для российского пилота не задалась. Он стартовал 16-м, но уступил позицию уже на первом круге. Затем у него опять произошел контакт с товарищем по команде, в результате которого он повредил свое переднее крыло, а затем и получил штраф в пять секунд. По ходу заезда он совершил три пит-стопа, а на 41-м круге сошел из-за проблем с силовой установкой.
После гонки Никита извинился перед Шумахером, сказав, что виноват в столкновении. «Мик затормозил очень рано в четвертом повороте, и в этот момент я ударился об него передней частью машины. Мне очень жаль, что это произошло. Позже у меня оказался медленный прокол, к тому же отлетела часть пластины на переднем крыле, и мне пришлось заехать в боксы. А затем и двигатель сказал “до свидания”».
Многие пилоты уже высказывают недовольство субботней спринт-квалификацией. Претензий к ней довольно много, и одной из главных является то, что она обесценивает квалификацию и ее результаты. Большинство гонщиков хотят, чтобы поул-позиция продолжала считаться именно по результатам квалификации, а не спринта.
Еще одним поводом для недовольства является тот факт, что очков она дает мало, а потери могут оказаться слишком большими — в том случае, если происходит поломка или авария, пилот теряет сразу много мест на старте Гран-при.
Для команд же появление второй гонки означает увеличение затрат в то время, как их пытаются всячески ограничить.
Руководство Формулы 1 пока не высказывает своего однозначного мнения о том, сохранится ли этот формат и в следующем году, но разные официальные лица высказываются иногда в противоположном ключе. Так, Стефано Доменикали сообщил, что идет обсуждение, не прибавить ли в следующем сезоне еще таких уикендов, а Росс Браун заметил, что организаторы вообще могут признать эксперимент неудачным.
Спринт мог бы быть оправданным, если бы, как и на заре существования серии, он помогал отсеять лишних пилотов, сформировав необходимый пул на Гран-при. В существующем же формате короткой гонки зрелищности и интереса он пока не прибавляет.
Следующий Гран-при Формулы 1 состоится в Сочи 24–26 сентября.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Д. Риккардо | McLaren | 1:21:54,365 | 224,686 | 1 |
2 | Л. Норрис | McLaren | +1,747 | 224,606 | 1 |
3 | В. Боттас | Mercedes | +4,921 | 224,461 | 1 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +7,309 | 224,352 | 1 |
5 | С. Перес | Red Bull | +8,723 | 224,288 | 1 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +10,535 | 224,205 | 1 |
7 | Л. Стролл | Aston Martin | +15,804 | 223,966 | 1 |
8 | Ф. Алонсо | Alpine | +17,201 | 223,902 | 1 |
9 | Д. Расселл | Williams | +19,742 | 223,787 | 1 |
10 | Э. Окон | Alpine | +20,868 | 223,736 | 1 |
11 | Н. Латифи | Williams | +23,743 | 223,606 | 1 |
12 | С. Феттель | Aston Martin | +24,621 | 223,566 | 2 |
13 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +27,216 | 223,449 | 2 |
14 | Р. Кубица | Alfa Romeo | +29,769 | 223,333 | 1 |
15 | М. Шумахер | Haas | +51,088 | 222,374 | 1 |
Лучший круг: Даниэль Риккардо (McLaren) — 1:24,812 (53-й круг, 245,894 км/ч)