Очередная борьба за позиции между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном в Монце закончилась столкновением и вылетом обоих пилотов. Оба сошли в гонке, не набрав ни одного очка. Что же касается жесткой борьбы на трассе, то теперь после ГП Италии счет между ними стал 1:1.
После затянувшегося на 11 с лишним секунд пит-стопа на 23-м круге Макс Ферстаппен, шедший на втором месте, откатился далеко назад. На 25 круге пит-стоп совершил Льюис Хэмилтон, и вновь механики допустили заминку: на этот раз остановка затянулась до 4,2 секунды. На выезде с питлейна Хэмилтон был немного впереди Ферстаппена, и также немного впереди он был на входе как в первый, так и во второй поворот.
Макс Ферстаппен отлично понимал, что если в этот момент он отпустит Льюиса вперед, то, скорее всего, впоследствии не сможет его обогнать и финиширует позади Mercedes. Он решил рискнуть, думая, что либо Льюис его пропустит, либо он справится с машиной на жестких «бубликах», закрывающих срезку в этой связке поворотов, и за счет большего момента сумеет опередить соперника. К сожалению, его машина подпрыгнула на одном из таких «бубликов», подлетела вверх, разбила кожух мотора Mercedes, проехала колесом по хало и шлему Льюиса и опустилась на носовую часть его машины.
Рассказывая о происшедшем, пилот Mercedes привел в пример похожую ситуацию, которая возникла на первом круге в четвертом повороте, когда он пытался обойти Макса по внешнему радиусу. «Мы оба опытные пилоты», — сказал Хэмилтон, — «И я, например, знаю, что не смогу объехать Макса по внешней, потому что он сразу же выталкивает тебя с трассы. Мы видели это и в Имоле, мы видели это и на первом круге в Монце. Тогда мне пришлось съехать с траектории, чтобы избежать инцидента, и проехать через «бублики». Но затем в первом повороте я был впереди него. У нас была примерно одинаковая скорость, и на входе во второй поворот я тоже был впереди. В итоге он просто потерял машину и влетел в меня».
Макс Ферстаппен со своей стороны так высказался о случившемся:
«Сегодня мы боролись за позиции, однако чтобы иметь возможность вместе войти в поворот, надо, чтобы оба пилота этого хотели. Льюис просто продолжал выжимать меня, пока мне уже не оставалось места, и тогда мы столкнулись. Уже на выезде из боксов он начал выжимать меня в первом повороте, поэтому мне пришлось использовать “зеленую” часть трассы. Было тесно, но у меня все еще оставалось место, чтобы обойти его снаружи, когда он вытолкнул меня на оранжевый поребрик. Я старался действовать жестко, но честно. Я не полностью согласен со штрафом, т. к. считаю, что это был гоночный инцидент».
Лучше всего прокомментировал ситуацию управляющий директор Формулы 1 Росс Браун, который написал в своей колонке на F1.com:
«Лично я не думаю, что после Сильверстоуна динамика отношений Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона на трассе изменилась. Представьте, что у вас на ферме сейчас есть два петуха, и мы сейчас наблюдаем за происходящим между ними. Я не думаю, что один из них отступит в какой-то момент до окончания сезона. Но я надеюсь, что чемпионат будет выигран все же на трассе, а не в барьерах безопасности или комнате стюардов. Ясно, что оба гонщика могли избежать этой аварии, но случившееся — следствие того, что они оказались в этой ситуации лицом к лицу, и ни один из них не хотел уступать. Жаль, что они оказались в гравии, а мы были лишены того, что могло стать отличной гонкой. Интересно посмотреть, как это повлияет на их дальнейшую борьбу за титул».
Анализируя события, многие вспоминали относительно недавний инцидент между этими же двумя пилотами в Сильверстоуне, и мнения традиционно разделились. Большое значение в таких случаях всегда имеют личные симпатии болельщиков, однако, если судить объективно, в обеих ситуациях виноваты оба пилота, но один больше, а другой меньше. В Сильверстоуне наказание получил Льюис Хэмилтон, и там судьи сформулировали свой вердикт так: «Вина за происшедшее в большей степени лежит на пилоте машины № 44».
При рассмотрении инцидента в Монце судьи установили, что вина в столкновении преимущественно принадлежит Максу Ферстаппену, но важно помнить другое: в обоих случаях виноваты оба пилота в разной степени, и если бы они хотели избежать столкновения, они могли это сделать.
С каждым следующим Гран-при сражение за титул будет все более напряженным. Оба гонщика будут использовать каждый шанс, чтобы набрать очки, так что, скорее всего, мы еще станем в этом году свидетелями подобных столкновений. Надо понимать, что аварии в гонках неизбежны, и главное, чтобы никто из пилотов в них не пострадал.
Поскольку в данной ситуации оба пилота сошли в гонке, то назначить им временной штраф было невозможно. Штраф в три позиции на старте по кодексу FIA соответствует штрафу в 10 секунд в гонке. Т. е. Хэмилтон за аварию в Сильверстоуне и Ферстаппен за аварию в Монце получили одинаковое наказание.
Майкл Маси, гоночный директор FIA:
«Процедура рассмотрения инцидента проходила в обычном порядке. Мы проанализировали случившееся и назначили наказание. Однако сравнивать этот инцидент с Сильверстоуном нельзя, т. к. здесь сошли оба гонщика, а в Великобритании Хэмилтон смог продолжить заезд. В ситуации, подобной Монце, невозможно назначить штрафные секунды, и в этой ситуации виновного наказывают потерей мест на старте следующей гонки. В этом году перед стартом сезона мы договорились об этом со всеми командами. Если бы Хэмилтон и Ферстаппен могли продолжить гонку, было бы назначено штрафное время».
«Это был выбор пилота: можно наехать на поребрик, а можно объехать его слева, что мы и наблюдали в гонке много раз. В течение этого уикенда многие пилоты в разных гонках в подобных же ситуациях выбирали объехать его слева и затем вернуться на трассу. И все заканчивалось хорошо».
FIA запустила отдельное расследование после инцидента между двумя пилотами, и это связано не с дальнейшим определением их вины в аварии, а с повышением безопасности автоспорта. Система защиты головы Halo сработала отлично, однако контакт колеса со шлемом Хэмилтона все равно произошел. И в том случае, если бы за рулем автомобиля находился пилот выше ростом, чем Хэмилтон, последствия могли бы быть драматичнее.
Мы уже видели, как Halo спасает жизни — например, в 2018 году в Бельгии, когда Фернандо Алонсо перелетел через машину Шарля Леклера, задев ее колесами, или в прошлом году в Бахрейне, когда опять же Halo спасла Ромена Грожана. Сейчас мы уже привыкли к внешнему виду автомобилей с нимбом, но в далеком 2018-м противников у него было очень много.
Алан ван дер Мерве, водитель медицинского автомобиля Формулы 1, так объяснил этот эпизод в своем твиттере:
«У нас не было повода думать, что наше присутствие необходимо. Если бы мы услышали по радио Льюиса что-то, что заставило бы нас заподозрить у него повреждения, или бы мы на видеокамере увидели бы нехорошие признаки, мы бы сразу приехали. Мы же видели, что он пытается что-то сделать с машиной. К тому же автомобиль Макса не мешал ему выбраться из кокпита».
Вот как отреагировали на столкновение представители двух команд и другие пилоты и эксперты:
Кристиан Хорнер, руководитель команды Red Bull:
«Макс был на подъеме, он боролся, и у него изначально хватало места снаружи — Льюис оставил достаточно пространства в первом повороте. А затем, мы считаем, он слишком сильно закрыл его во втором повороте. Я думаю, Макс уже был в той позиции, чтобы ему оставили больше места. Да, ситуацию можно оспаривать с обеих сторон, но если вы хотите найти золотую середину, то надо признать, что это был гоночный инцидент. Можно утверждать, конечно, что Макс должен был уступить и оставить больше места, но… В этой ситуации сложно найти виноватого. Оба пилота сражаются за титул в чемпионате, и в конечном счете между ними присутствует уважение, так что я уверен, что они это все обсудят. В большинстве гонок они стартуют рядом. Но в этой ситуации я не вижу, как кого-то из них можно назвать более виноватым в случившемся».
Тото Вольфф, руководитель команды Mercedes:
«В футболе это называют «тактическим падением» или «фолом последней надежды». Макс понимал, что если Льюис останется впереди, то выиграет гонку. Он также понимал, что подобный маневр с его стороны закончится аварией. Я считаю, что мы должны постараться пресечь подобные ситуации в дальнейшем, иначе это будет продолжаться и дальше. Как далеко нам нужно зайти?».
Эндрю Шовлин, главный гоночный инженер Mercedes:
«У нас сразу не было никаких сомнений в том, что в той ситуации, ставшей причиной инцидента, Льюис не сделал ничего неправильного, а виноват главным образом Макс. Уже по тому, что Хельмут Марко и Кристиан Хорнер на этот раз не пытались обвинить Льюиса, хотя они делают это всегда, было понятно — они понимают, что Макс был неправ».
Питер Виндзор, журналист Формулы 1, бывший менеджер команды Williams:
«Если бы нам пришлось выбирать, кто больше виноват в происшедшем, то указать пришлось бы на Макса. Но сейчас текущий чемпионат все больше напоминает 1988 год и соперничество Сенны и Проста. Два культовых гонщика противостоят друг другу в том числе и в ситуациях, подобных Италии и Сильверстоуну. В этом плане остальная часть сезона обещает быть просто великолепной. Льюис знает, чего ожидать от Макса, и он не собирается меняться. Льюис — лучший почти во всех аспектах, но Макс — груб и агрессивен, и это многим нравится. Очень интересно, сумеет ли Red Bull держать это под контролем? Но сейчас, когда мы видим этих двоих вместе, мы понимаем, что надолго запомним этот сезон».
Виталий Петров, первый российский пилот Формулы 1:
«По поводу аварии Льюиса и Макса. Все-таки я согласен со штрафом. Льюис был впереди, и несмотря на то, что там очень узко, он перекладывал машину уже на следующий поворот и даже не закрывал калитку. Но Макс постарался сделать все возможное, чтобы Льюис просто отодвинулся в сторону и дал ему проехать. Но так не бывает, слишком узкий поворот. Машина и так выезжает на пределе с вывернутым рулем. Затем Макс попал на этот поребрик, машину подкинуло и забросило уже на Льюиса. Поэтому со штрафом я согласен».
Сергей Сироткин, российский экс-пилот Формулы 1:
«Это был гоночный инцидент, который сложился из ряда факторов. Сначала поребрик, на котором подпрыгнула машина Макса, затем контакт с колесом Мерседеса Хэмилтона, из-за чего Red Bull подпрыгнул. Я бы не назвал это ошибкой, скорее, это просто неудачное стечение обстоятельств. Но я считаю, что Ферстаппен больше виноват в столкновении, чем Хэмилтон. У него было несколько моментов, когда он мог предотвратить контакт и уйти с опасной траектории. Но Макс хотел использовать место на трассе, которого, по сути, и не было. Ну а если вы считаете, что он виноват, то и наказывать следует его. Поскольку он в результате аварии сошел, то единственный вариант — штраф на решетке следующей гонки. На самом деле три позиции — это не очень серьезное наказание».
Карлос Сайнс, пилот Ferrari:
«Я думаю, это инцидент, которого можно было бы избежать. Если вы не хотите попасть в аварию, то этого и не произойдет. Гонщики всегда достигают предела своих возможностей, когда сражаются за титул, и в таких ситуациях становятся максимально уязвимыми. В Формуле 1 два пилота в борьбе за чемпионство попадают в аварии еще чаще, чем другие. Ситуация, на мой взгляд, очевидна. Я не буду вдаваться в подробности и высказывать мнение, кто виноват. Но я уверен, что на следующем брифинге пилотов мы эту ситуацию обсудим».
Вполне возможно, что для Red Bull и Макса Ферстаппена штраф в три позиции на старте Гран-при России станет поводом для замены силового агрегата, которую им так или иначе еще придется производить в этом году. Уже сейчас понятно, что трех двигателей для лидеров будет недостаточно, чтобы завершить этот сезон, и Red Bull могут воспользоваться этим поводом для замены мотора — как Mercedes сделал это в Италии на машине Валттери Боттаса.
Что же касается сражения Хэмилтона и Ферстаппена, то впереди нас ожидает еще много увлекательных сражений, главное, чтобы все оставались живы и здоровы. Пока это удается — благодаря высочайшей безопасности современных трасс и машин.
В материале использованы цитаты из изданий GPFans.com, GPBlog.com, F1.com, F1News.ru, Grandpx.news и др.