Эта гонка на самом деле легко могла не состояться. Суровые меры по профилактике ковида уже сыграли не в пользу многих крупных и весьма значимых событий. Картинг «спасла» сумма факторов: дисциплинированность организаторов и спортсменов, неукоснительное соблюдение требований Роспотребнадзора, а также неистребимое трудолюбие и оптимизм местной федерации автоспорта.
Власти дали «добро» на проведение соревнований, и тут свою лепту внесла изменчивая погода, характерная для побережья Черного моря осенью. Всю пятницу и первую половину субботы, когда спортсмены расчерчивали траектории на закрученной трассе протяженностью почти 1,4 километра, было тепло, ветрено, но сухо. А к заключительным отборочным заездам в субботу пошел дождь, подаривший целой группе спортсменов возможность использовать дождевые шины взамен резины для сухого асфальта. Этот нюанс отразился на результатах, о чем мы позднее еще скажем, а пока пойдем по порядку от самых юных спортсменов к тем, кто постарше.
Академия РАФ на финал сезона собрала больше всех участников — 31 пилот из разных регионов России — от берегов Амура, а также гор Алтая и Кавказа, до побережья Балтики. Вопрос о победителе сезона тут, наверное, все же был решен заранее. Николай Карюкин из Барнаула настолько напористо провел сезон, что к последней гонке подошел с полной уверенностью в своей победе. Что касается итогов сезона — так все и было, с той лишь разницей, что на финальном этапе ему пришлось довольствоваться лишь третьим местом.
Он победил в квалификации и заработал поул-позицию по итогам отборов, но отчего-то на процедуре старта в самих отборочных заездах и финале «А» со зрительской трибуны казалось, что лидер сезона нажимает на педаль газа чуточку позже соперников. Ему приходилось догонять и обгонять вместо уверенного спурта с поула. Иногда и не удавалось обогнать оппонентов, наверное, отсюда и результат. Второе место занял Гамид Алишихов из Махачкалы, а победил в финальной гонке сезона Леон Челидзе из Санкт-Петербурга. Замкнули пятерку призеров Семен Рожаков (Армавир) и Даниил Протасов (Москва). Наградили же, как это заведено изначально — абсолютно всех пилотов класса «Микро». За волю к победе и погружение в суровый мир картинга.
И как было не наградить, если в этих рядах сплошь славные ребята, которым при благополучном стечении обстоятельств через несколько лет предстоит сражаться уже в более скоростных зачетах?! Например, Тимофей Завалишин из Благовещенска в таблице результатов убедительно обосновался в середине пелотона, а мы в одном из первых репортажей рассказывали, что юному гонщику в родном городе толком негде тренироваться. Как горный лев сражался в отборах Роман Черноситов из Новороссийска. Очевидный прогресс к концу лета продемонстрировал Степан Мазепин — младший брат российского пилота Формулы 1. Словом, за будущее отечественного картинга душа не болит — есть кому стартовать в новых сезонах!
У прошлогодних «академиков» в классе «Мини» первенства России, кстати, уже картина была несколько иная. Боролись они максимально корректно, чтобы не досаждать старшим товарищам повторными стартами из-за слишком тесных контактных эпизодов на трассе. Поклонники картинга знают, что заезды «Мини» часто сопровождаются жаркими баталиями. Среди механиков и тренеров на трибунах часто звучат шутки вроде: «Своему пилоту сказал — нужно навязать борьбу и не «завязать» раму. Главное, чтобы не перепутал».
Разумеется, вовсе без вылетов не обошлось — москвич Лука Челидзе в пылу сражений жестко приложился к отбойнику. В следующих заездах спортсмен борьбу продолжил, превозмогая боль в левом плече, не сдался и заработал 11-ю строчку в итоговом протоколе.
Свои претензии на победу в заключительном этапе сразу заявил московский пилот Андрей Аверьянов. Он показал лучшее время квалификации, но затем в финалах не смог противопоставить ничего настойчивости Себастьяна Козяева (г. Серов, Свердловская область) и Даниила Глаголева (Белгород). Гонку выиграл как раз Себастьян, Даниил стал вторым, а Андрей занял третье место. Призовую пятерку замкнули представитель Владивостока Марк Пилипенко и москвич Роман Носуленко.
Победителем первенства в этом классе, по нашим подсчетам, становится как раз дальневосточный пилот Марк Пилипенко. Земляк триумфатора сезона Ярослав Матренин заключительные заезды сезона провел не самым лучшим образом, но в итоговых протоколах он был не на последней строчке, что уже является хорошим началом для следующего сезона. Побеждать Ярослав может, нужно чуть больше опыта.
У ребят из класса «Супер Мини» в этот раз возникла непредвиденная преграда на пути к разбору призовых мест. Ею стала единственная девчонка — москвичка Анастасия Забродина. Она в первом финале сумела грамотно сориентироваться, и пока ребята толкались в поисках правильной траектории и своего «места под солнцем», Настя уезжала от них все дальше и все ближе к своей победе в заезде.
Понятное дело, повторения такого сценария во второй гонке уикенда парни уже допустить не могли, но все же законное второе место себе Анастасия Забродина отвоевала. Победил в гонке Данил Неплюев, а третьим стал Алексей Алексеев. Они, как и Настя, представляют в гонках столицу России.
Зато два оставшихся призовых места (четвертое и пятое) достались пилотам с восточных границ нашей страны — ребята из Владивостока Ефим Дерунов и Дмитрий Матренин с удовольствием заняли свои места на награждении. Дмитрий, кстати, славно потрудился, он упорно стремился к призовому результату и последовательно улучшал свои показатели, поэтому место в первой пятерке досталось ему по праву.
Кубанский пилот Леонид Полиев в этой финальной гонке был вынужден постоянно пробиваться вперед с задворок пелетона. По итогам гонки он лишь седьмой, но это не должно помешать ему стать победителем сезона в своей зачетной категории.
А в наиболее мастеровитом среди молодежи российского картинга классе «OK-junior» обошлось без сюрпризов не только в самой гонке, но и в итоговой табели о рангах. Представитель Екатеринбурга Герман Фотеев хотя и был защищен достаточным очковым запасом, сполна расквитался с коллегами по цеху за две предыдущих гонки, когда ему толком не удалось финишировать ни в одном из финалов.
«У меня в Рязани гонка не заладилась сразу с квалификации, — рассказал Герман. — С последних рядов всегда тяжело стартовать, меня тогда просто “переехали”, и я остался в кустах. Так было и во втором финале. А в Курске не попали в настройки и печально провели этап».
Зато финал в Евпатории «печальным» для Германа точно назвать нельзя — он победил в гонке, оставив вторую позицию Артемию Троицкому (Одинцово) и Марку Козяеву (г. Серов). А в турнире так и остался безоговорочным победителем, с чем мы его и поздравляем!
В наиболее компактном классе ОК среди восьми спортсменов главной интригой стал спор за звание чемпиона между тольяттинцем Григорием Примаком и пермяком Николаем Виолентием. На первый взгляд казалось, что пилот ярко-желтого карта просто выбрал не самую удачную стратегию — он в обоих финалах приехал за пределами первой тройки. На деле же выяснилось, что навязать борьбу не удавалось из-за технического сбоя. На карте Примака во втором финале лопнул элемент конструкции шасси, который удерживает сиденье пилота. Понятное дело, без жесткой фиксации почти невозможно грамотно работать с машиной при прохождении поворотов. Отсюда стремительный отрыв соперников и лишь серебро в чемпионате России для гонщика из Тольятти.
Николай Виолентий, наоборот, взвинтил темп и стремительно мчался по дистанции к победе в гонке, а заодно и к титулу чемпиона России. Награды в этот вечер вместе с ним получали Кирилл Хайрутдинов (Тольятти) за второе место и партнер Николая по команде Владимир Верхоланцев (Пермь) — за третье место.
На этапе в Евпатории между двумя главными претендентами на титул чемпиона России развернулась такая битва, что на ее основе впору снимать кино — хоть студии Netflix предлагай! Макс Туриев в финальной гонке «королевского» класса KZ2 виртуозно продемонстрировал, как уступить в бою, но победить в войне. Впрочем, были там и другие действующие лица, о которых нельзя не сказать.
Для начала лидеру квалификации краснодарскому пилоту Ярославу Шевырталову после отборочных заездов, второй из которых он блестяще промчался на дождевых шинах, аннулировали данный победный результат. За несоответствующую ширину колесной колеи. Спортсмен был, мягко говоря, удивлен и оценил ситуацию так: «Я считаю, что это было не очень правильно. Колею нужно проверять до заезда, и если она не соответствует, то просто нельзя пилота выпускать на трассу. Меня выпустили, а проверить решили после заезда. Как быть, если я ее сбил в ходе гонки?!».
Этот эпизод можно было бы опустить, не случись еще одно судейское разбирательство. После финиша второго финала у брянского пилота Никиты Артамонова и курянина Алексея Смородинова обнаружился недовес. Собственно, недовеса в итоге не было — то ли неточность весов, то ли какие-то другие моменты сыграли в пользу упомянутых спортсменов, но строгие и справедливые судьи оперативно разобрались в ситуации.
Так уж получилось, что вся гонка в KZ2 проходила нервно. Лидировал-то по ходу сезона Никита Артамонов, а к развязке чуть вперед вырвался нижегородский спортсмен Максим Туриев. На протяжении этих выходных Артамонов продолжал держаться чуть впереди Туриева — он был вторым в квалификации, а Туриев — третьим. Никита оставался на втором месте после отборочных заездов и забронировал себе место на первой линии стартовой решетки. А Максим был чуть позади — на второй. Наконец, в первом финале Туриев сошел после локальной аварии с Максимом Солдатовым (Москва), а Артамонов в нем победил. Казалось бы, дело сделано, и победа в сезоне у представителя Брянска почти в кармане.
Но тут о себе напомнил Шевырталов, который во втором финале укатил вперед, как на ракете. «В целом уикенд был хороший. Субботние новости, конечно, меня огорчили, но в первом финале на старых шинах удалось с 12-го места прорваться на шестое. А впоследствии мы поставили новые шины и я просто “уехал в космос”», — так охарактеризовал свое выступление Ярослав.
Никита Артамонов от такого темпа во втором финале был далек и, увы, не задержался в головной группе пелотона. На наградном подиуме гонки места поделили Алексей Смородинов (первое), Ярослав Шевырталов (второе) и Никита Артамонов (третье). Максим Туриев остался восьмым, но набранных очков оказалось достаточно, чтобы при проигранном финале опередить Артамонова. Всего на одно очко.
«У нас был хороший быстрый темп. Да, в первом финале я чуть перенервничал, зато во втором у меня было преимущество по колесам — оставалось лишь приехать выше Никиты. Так и получилось», — подвел итог гонки Максим Туриев.
Собственно, тут в большом закрученном сюжете под названием «Летний картинг России-2021 года» можно ставить точку. Ненадолго. В октябре еще пройдет Кубок России и финал Кубка РАФ, а уже потом — зимние каникулы. Судя по проекту календаря 2022 года, на подходе не менее захватывающие сражения. Начнут сезон картингисты в апреле в Ростове-на-Дону, и если все пойдет по плану, то следующим летом в чемпионате и первенстве России все гонки пройдут на разных трассах.