Мы привыкли, что победы на сочинской трассе безоговорочно принадлежат Mercedes. За предыдущие семь лет ни один пилот другой команды не поднимался здесь на верхнюю ступеньку подиума. В этом году расклад сил в чемпионате изменился, и это с большой вероятностью могло повлиять на результат гонки. Но то ли подиум заколдован, то ли еще не пришло время перемен, и в этом году именно пилот Mercedes вновь занял первое место. Для Льюиса Хэмилтона это шестая победа в Сочи и 100-я в карьере. Однако произошло это вопреки всем ожиданиям.
Помимо того, что Red Bull стал очевидным претендентом на Кубок конструкторов, а Макс Ферстаппен имеет весьма серьезные шансы взять титул, ситуация в пелотоне изменилась и относительно других команд, что понятно хотя бы по тому, насколько подиум в этом сезоне перестал быть прерогативой лишь двух коллективов. Изменения, вносимые FIA в регламент, действительно работают.
Red Bull приехали в Россию с тремя штрафными позициями для Макса Ферстаппена после грандиозной аварии двух лидеров чемпионата в Монце. Предполагалось, что команда может воспользоваться ситуацией, чтобы заменить двигатель на машине Ферстаппена, хотя для трассы в Сочи это решение было не слишком очевидным: за счет небольших возможностей для обгонов старт с последнего места на решетке мог не позволить Максу высоко подняться в гонке.
Однако Red Bull решили рискнуть: настолько они верили в способность своего пилота прорываться вперед при любых обстоятельствах. Еще одним фактором, повлиявшим на решение, стал и прогноз погоды. Уже в пятницу, когда во второй половине дня Red Bull объявили о замене двигателя, было известно о высокой вероятности осадков в воскресенье. Это должно было сыграть на руку.
Сводки погоды из Сочи всю неделю радовали болельщиков Формулы 1: все надеялись, что дождь, наконец, превратит сочинский паровозик в зрелищные заезды. Но в этот раз стихия перестаралась: казалось, что за эти дни здесь вылились осадки за все предыдущие годы.
Мы рассчитывали увидеть сразу семь гонок трех серий, в каждой из которых выступает российский пилот, но в итоге получили лишь пять: две были отменены из-за слишком сильного дождя. Под угрозой переноса находилась и субботняя квалификация Формулы 1, однако радары показывали, что усиления осадков не наблюдается, а за 45 минут до начала квалификации дождь и вовсе прекратился. В назначенное время машины выехали на трассу, но поскольку высохнуть трек не успевал еще и по причине довольно низкой температуры, то практически все гонщики стартовали в первом сегменте на промежуточной резине. Облако брызг за каждой из машин было настолько плотным, что иногда даже было сложно разглядеть сам автомобиль в этом клубке воды. Именно в том числе и поэтому Даниэль Риккардо случайно заблокировал на быстром круге Лэнса Стролла: в собственном шлейфе брызг он просто не увидел подъезжающий автомобиль.
Макс Ферстаппен вообще не стал устанавливать время круга: в самом начале он выехал на трассу, но вновь вернулся в боксы на этом же круге. Так что голландец стал пятым в совершенно ожидаемой компании пилотов, выбывших в первом сегменте: оба Haas и две Alfa Romeo также не прошли дальше.
Второй сегмент преподнес сюрприз в виде не прошедшего дальше Пьера Гасли: мы уже настолько привыкли к его высоким квалификациям, что 12-е место француза на старте можно назвать разочарованием.
Самую интригу в происходящее внес третий сегмент квалификации, когда стало понятно, что выиграет тот, кто первым сумеет почувствовать нужный момент и перейти на слики. Трасса подсыхала, к тому же и пилоты отлично просушивали ее во время предыдущих попыток.
Первыми рискнули перейти на слики в команде Williams, но, как позднее рассказал Джордж Рассел, он сам не ожидал, что это произойдет так быстро. По его словам, он лишь давал по радио информацию команде о состоянии трассы, и в какой-то момент сообщил, что скоро можно будет переобуваться. И был удивлен, когда ему велели заезжать на этом круге.
В течение первого круга после возвращения ему было довольно сложно справиться с машиной, но затем все пришло в норму, а следом за Расселом на пит-стоп заехали и другие гонщики. Льюис Хэмилтон стал одним из последних — до этого момента он возглавлял квалификацию с хорошим отрывом.
В момент въезда на питлейн Хэмилтон «поскользнулся» и повредил о стену переднее крыло. Задержка на питлейне, связанная не только с заменой крыла, но и с тем, что механики были заняты автомобилем Боттаса, привела к позднему возвращению на трассу. Льюис не смог как следует прогреть слики и показал только четвертый результат. После квалификации в субботу вечером он со своим физиотерапевтом Анджелой еще долго сидел в домике команды. Но о чем они говорили и говорили ли, было не слышно.
По словам многих очевидцев, Льюис весь уикенд в Сочи выглядел крайне нервно, а ведь обычно он здесь спокоен и уверен в себе.
Этот сезон частенько преподносит нам сюрпризы в виде неожиданных квалификаций или результатов Гран-при. Пусть гонка в Спа и оказалась фарсом, но вот квалификация в Бельгии вызвала у зрителей настоящий восторг. И причиной тому дождь — как главный уравнитель между пилотами: производительность автомобиля отходит на второй план по сравнению с навыками пилотажа.
Джордж Рассел, чье появление в третьем сегменте квалификации стало привычным, уже второй раз продемонстрировал, насколько он готов выступать за Mercedes. Третий результат в квалификации и отличное владение автомобилем еще раз убеждают, что следующий сезон в Mercedes будет очень любопытным.
Карлос Сайнс, которого, в отличие от Себастьяна Феттеля, Шарль Леклер так и не смог «понизить» до второго номера, сумел показать второй результат, и это для него — лучшая позиция на старте. Что уж говорить о Норрисе!
Ландо Норрис в прямом смысле плакал от счастья после квалификации — не только потому, что это был его самый первый поул в истории, но и так как понимал, что судьба дарит ему отменный шанс превратить поул-позицию в победу, особенно на такой трассе, как «Сочи Автодром».
Интересно, что McLaren, Ferrari и Williams не квалифицировался в первой тройке уже 17 лет со времен Гран-при Бразилии-2004!
Валттери Боттас стал в квалификации седьмым, и после появилась информация о замене двигателя на его автомобиле. Поскольку команда поменяла у него только двигатель внутреннего сгорания в сочетании с турбиной и MGU-H, то наказан Боттас был потерей десяти мест и с седьмой позиции отправился на 17-ю. Однако дальнейшие перестановки (в том числе замена коробки передач у Джовинацци) позволили ему стартовать 16-м.
Поскольку в Монце Mercedes уже меняли двигатель на машине Валттери, то все тут же окрестили происшедшее стратегическим ходом: ведь на решетке Боттас оказался впереди Макса Ферстаппена и имел все возможности сдержать его позади себя. Другой вопрос — имел ли он такое желание?
Гоночный инженер Mercedes Эндрю Шовлин рассказал, что решение о замене двигателя было принято после того, как стали известны результаты квалификации. Седьмое место не было тем достижением, которое жаль потерять, но при этом Валттери вполне мог провести хорошую гонку.
Сам Боттас в интервью признался, что у них действительно было несколько неполадок, которые могли привести к одной большой проблеме и даже к потенциальному сходу в гонке, так что было принято решение не рисковать. По его словам, теперь у него в запасе есть два двигателя — новый, на котором он проехал Сочи, и еще один совсем старый.
Заметили? Как только на первые позиции стартовой решетки выходит молодое поколение, интрига растет по принципу снежного кома. Причем, как ни странно, в понятие «молодежи» уже не попадает ни Макс Ферстаппен, ни Шарль Леклер, хотя по возрасту они принадлежат к той же когорте пилотов.
Вот и в Сочи произошло примерно то же самое: первые три места на стартовой решетке заняли Норрис, Сайнс и Рассел. Хэмилтон подвинулся назад, а еще три сильных пилота оказались в самом конце. Замыкал грид Макс Ферстаппен, перед ним расположился Шарль Леклер, а еще чуть выше — Валттери Боттас. А вот перед Боттасом высадился десант из Haas: Никита Мазепин стал в итоге 16-м, Мик Шумахер — 15-м, и оба они, понимая, какие силы будут поджимать их сзади на старте, старались быть предельно аккуратными.
Хотя старт проходил по сухому асфальту, тем не менее погода повлияла и тут. Сильнейшие субботние ливни смыли весь накат с асфальта, так что фактически только две утренние гонки Формулы 3 и Формулы 2 помогли хоть как-то прорезинить траекторию. При этом именно нечетная сторона грида оказалась в более выигрышной ситуации: вся грязь скопилась на линии, ближней к питлейну.
За несколько часов до старта Формулы 1 мы уже видели, сколько позиций теряли те гонщики, кто стартовал со 2-4-6 места в Формуле 2, и как много отыгрывали нечетные позиции. То же самое произошло и во время Гран-при, хотя Карлос Сайнс смог взять отличный старт со второй позиции — и вышел в лидеры. Да и Макс Ферстаппен поднялся на два места.
Больше всего отыграли Шарль Леклер, который к концу первого круга оказался уже 12-м, и Кими Райкконен, ставший десятым. Никита Мазепин блестяще стартовал, сумел отыграть четыре места, но затем уступил одно Леклеру. На четвертую строчку поднялся Лэнс Стролл.
Гонщики четной стороны — например, Цунода и Шумахер — сразу потеряли много позиций. Но самый стратегически важный провал ожидал Льюиса Хэмилтона: он не смог вырваться вперед, а затем и вовсе застрял за Ландо Норрисом. Помимо Стролла, он пропустил Риккардо и Алонсо и стал седьмым.
Несмотря на неблагоприятные прогнозы, гонка стартовала посуху, да и в дальнейшем мало что предвещало существенные проблемы.
Red Bull решили использовать в Сочи аэродинамический пакет с маленьким задним крылом и меньшей прижимной силой — для получения максимальной скорости на прямых. Команда планировала задействовать в своей стратегии две основные сочинские прямые, отыгрывая на них по максимуму. Этот план отлично сработал. Уже на шестом круге Ферстаппен прошел тактический рубеж Mercedes в виде Валттери Боттаса и устремился дальше.
После финиша Боттас пожаловался, что Ферстаппен сумел его элементарно обогнать, а затем точно так же легко прорезать и остальной пелотон: «Я не мог ничего поделать: он обошел меня вообще без проблем, и точно так же проходил и других соперников, а у меня не было ни малейшего шанса, я просто застрял сзади».
Для Ландо Норриса тоже оказалось довольно большой проблемой обойти Карлоса Сайнса. Он вовсю жаловался на бывшего партнера по команде по радио, предпринимал несколько атак, но вернуть лидерство сумел только на 13-м круге, успешно использовав DRS на задней прямой «Сочи Автодрома».
На 12-м круге началась волна пит-стопов. Пилоты, стартовавшие на медиуме, спешили избавиться от своих шин и перейти на жесткие комплекты: Pirelli традиционно привезли в Сочи три самых мягких состава. Однако в более выигрышной ситуации оказались те, кто не спешил заехать в боксы. Именно более поздний пит-стоп тех, кто стартовал на медиуме, помог им в итоге отыграть позиции. Вернувшись на трассу впереди переобувшихся раньше соперников, они затем сумели отыграть места и у тех, кто позже освобождался от жестких комплектов.
Таким образом, после 36-го круга, когда все уже побывали в боксах, турнирная таблица окончательно сформировалась. Норрис сумел сохранить лидерство, на вторую строчку вышел Хэмилтон, а третье место занимал Карлос Сайнс. Макс Ферстаппен к этому моменту был седьмым, а Валттери Боттас «потерялся» позади Леклера и Феттеля на 14-м месте. К сожалению, и Джордж Расселл растерял свои позиции, откатившись на девятое место. Но Williams еще не готовы соперничать с более мощными и быстрыми автомобилями соперников в гонке — пока только в квалификации.
На 44-м круге появилось первое сообщение о каплях дождя. К этому моменту Норрис все еще был первым, Хэмилтон вторым, Сайнс третьим, Ферстаппен седьмым, а Боттас — 14-м. Хэмилтон продолжал атаковать Норриса, но преимущества по резине у него практически не было, и, даже несмотря на некоторые помарки Ландо, Хэмилтону не удавалось его пройти. Вся надежда Mercedes была на психологическое давление со стороны Льюиса и ошибку пилота McLaren, которая позволила бы выйти вперед.
Еще одним фактором стали показания радара и обещание скорых осадков, которых ждали еще в начале гонки. На 46-м круге гонки на трибунах стали появляться зонтики, и самым предусмотрительным из всех стал именно Валттери Боттас. Именно тогда он и сообщил Mercedes, что пора переобуваться, но в ответ услышал, что команда еще не готова, и заехал на пит-стоп только на 47-м круге. К этому моменту Никита Мазепин был уже на шинах с зелеными ободками, а вместе с Боттасом в боксах оказались Джордж Рассел и Кими Райкконен, причем Райкконен к этому моменту занимал лишь 13-ю позицию. Вполне возможно, что переобуйся Боттас на круг раньше, и он был бы на подиуме.
Но самое интересное, что Юки Цунода, также заехавший в боксы вместе со всеми, получил не промежуточный комплект резины, а… софт. Можно предположить, что команда просто не поверила в сильный дождь и решила таким образом перехитрить соперников.
В следующую партию остановившихся вошел и Макс Ферстаппен. Это маневр помог ему в итоге отыграть еще несколько позиций, и когда дождь усилился, приблизиться вплотную к голове пелотона. Если бы Хэмилтон заехал в боксы хотя бы на круг позже, он бы уже не увидел в Сочи свою сотую победу.
Сложно представить, что происходило в голове и душе у Ландо Норриса, когда на последних кругах гонки начался дождь. Поверить в такой ситуации, что победа уплывает у тебя из рук, просто невозможно, особенно, когда это твоя первая победа и она так близко.
Норрис оказался в том положении, когда ему самому пришлось выбирать, что делать. И совершенно точно его нельзя осуждать за то, что он вздумал рискнуть. Когда до финиша остается пять кругов, тебе в спину дышит семикратный чемпион, а остальные соперники кажутся очень далеко, решение волей-неволей приходится принимать лично, и не всегда оно бывает верным.
Дважды Норрис отказывался от предложения заехать в боксы, надеясь, что сумеет вытянуть гонку, и оставался на трассе, пока это было возможно. Даже пит-стоп Хэмилтона на 49-м круге не убедил его в необходимости переобуться. И только двумя кругами позже, когда отлавливать машину на покрытой водой трассе стало уже невозможно, Ландо все же свернул в боксы. Увы, слишком поздно. В этот момент он уже освободил путь к подиуму своим главным соперникам и откатился на седьмое место. Ко всему прочему Норрис еще и попал на расследование у стюардов за то, что пересек белую линию на въезде на питлейн, но в этот раз отделался предупреждением.
Был ли у McLaren шанс сохранить первое место? Возможно: если бы они заехали на пит-стоп одними из первых и точно до Льюиса Хэмилтона. Но пилоту принять такое решение — или согласиться с ним — в подобной ситуации фактически невозможно: для этого нужны железные нервы и абсолютная уверенность в своей команде. Ни того, ни другого у Ландо в этот раз не оказалось. Но есть все шансы, что окажется в следующий раз, потому что следующий раз точно будет. Ну а в качестве маленького утешения ему остался лучший круг в гонке.
Пусть этот Гран-при и закончился для Ландо Норриса всего лишь седьмым местом, хотя мог закончиться победой, но по сути гонку в Сочи нельзя считать поражением. Для него это лишь отложенная победа. И, думаю, ненадолго.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:30:41,001 | 204,940 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +53,271 | 202,953 | 2 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +62,475 | 202,614 | 2 |
4 | Д. Риккардо | McLaren | +65,607 | 202,498 | 2 |
5 | В. Боттас | Mercedes | +67,533 | 202,428 | 2 |
6 | Ф. Алонсо | Alpine | +81,321 | 201,922 | 2 |
7 | Л. Норрис | McLaren | +87,224 | 201,707 | 2 |
8 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +88,955 | 201,643 | 2 |
9 | С. Перес | Red Bull | +90,076 | 201,603 | 2 |
10 | Д. Расселл | Williams | +100,551 | 201,221 | 2 |
11 | Л. Стролл | Aston Martin | +116,198 | 200,655 | 2 |
12 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 201,017 | 2 |
13 | П. Гасли | AlphaTauri | +1 круг | 199,719 | 2 |
14 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 199,249 | 2 |
15 | Ш. Леклер | Ferrari | +1 круг | 198,962 | 2 |
16 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 198,067 | 2 |
17 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 197,389 | 3 |
18 | Н. Мазепин | Haas | +2 круга | 196,622 | 2 |
19 | Н. Латифи | Williams | сход | 1 |