Всего лишь третья гонка чемпионата России после неприлично длинного перерыва с апрельского «Золота Кагана» изначально предвещала исключительно жаркое соперничество. Многие участники ЧР, например, весь грузовой зачет, в других турнирах внутри России не выступают. Без них проходил и снежный «Северный лес», из-за чего ульяновское рандеву значилось лишь вторым этапом чемпионата для грузовиков. Как говорится, кони в стойлах застоялись.
Лидеры турнира задали взрывной темп с ходу — прямо на официальных тренировках до начала соревнований. Андрей Рудской и Андрей Рудницкий так увлеклись процессом, что их G-FORCE BARS на скорости около 130 км/ч «поскользнулся» и исполнил два с половиной оборота через крышу. Пилот и штурман не пострадали, а вот каркас автомобиля деформировался, поэтому в гонке этому опытному дуэту стартовать было, увы, не на чем.
Программу трехдневной бахи составляли официальные административные и технические процедуры плюс 16-километровый пролог в четверг, двойное прохождение спецучастка протяженностью 162 км в пятницу и «дембельский аккорд» в виде 255 километров линейного скоростного участка в субботу. Суммарная дистанция вместе с дорожными участками — почти 800 километров — раздолье для работы экипажей.
Стартовало на данном этапе ЧР 35 экипажей, среди которых тройка КАМАЗов в компании с тремя «хлебовозками» ГАЗ «Садко» Next составили зачет Т4, целая плеяда звезд отечественных ралли-рейдов во главе с маститым дуэтом Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова в классе Т3, ГАЗели Next c УАЗами и Тойотами в категории R («Рейд Спорт»), УАЗы и несколько машин Land Cruiser в Т2 и, наконец, Владимир Васильев, Денис Кротов и братья Новиковы на прототипах Т1, играющих исключительно в абсолютном зачете. В «Холмах России» и турнире «Moto Rally Cup» при этом ехали даже моноприводные гоночные автомобили, мотоциклисты и квадроциклисты, а также пара SSV.
Одной из наиболее ощутимых особенностей ульяновского этапа чемпионата, как и на гонке Формулы 1 в Сочи, стал почти непрерывный дождь. Осадки сопровождали пролог соревнований, обильно смачивали трассу второго дня и не прекратились на третий день гонки. Это важная деталь, которая доставила немало хлопот многим участникам.
Уже на прологе на SSV Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой отказали и щетки, и омыватель лобового стекла. Добротный чернозем наглухо перекрыл обзор. «Ослепший» экипаж из соображений безопасности был вынужден двигаться с минимальной скоростью, а затем и вовсе остановился, чтобы очистить стекло. В результате из-за превышения норматива девчата «заработали» в первый день отставание от лидеров более чем на 45 минут, что не позволило далее навязать борьбу, хотя гонку они проехали полностью. Уже после финиша Анастасия Нифонтова рассказала: «У нас дублируются кнопки управления щетками и омывателем — они есть у пилота и у штурмана. Весь сезон мы ездили, все было нормально. Но не отследили момент, что когда одновременно нажимает на свою кнопку пилот и штурман, может возникнуть короткое замыкание. Недочет был в проводке. Именно в этой гонке все произошло на прологе. Теперь уже все отремонтировали, получили ценный и дорогой опыт».
Бороться с техникой уже на старте «Симбирского тракта» пришлось и Богдану Вавренюку с Артемом Терентьевым на прототипе ГАЗ-67 категории Т1. Буквально в финишном створе слетел патрубок с турбины, пришлось возвращать его на место. С турбинами, кстати, в Ульяновске был вообще какой-то мистический сбой у многих машин, включая экипаж Богдана Каримова из «КАМАЗ-мастера», но об этом чуть позже. Закапризничал Land Cruiser Алексея Богодистова и Владимира Черноситова. Они сильно сбавили ход и к финишу пролога ехали со скоростью, далекой от ралли-рейдового болида. А лучшее время прохождения пролога — 14 минут с одной секундой зафиксировали Вячеслав Папуцкий и Игорь Чудайкин на уникальном «кузовном» багги Yamaha YXZ1000R.
Среди грузовиков в авангард вырвался КАМАЗ Антона Шибалова, Дмитрия Никитина и Ивана Татаринова (15 минут 37 секунд). В Т2 самым быстрым оказался обладатель Кубка мира Алдис Вилцанс на TLC (16 минут 36 секунд). Владимир Васильев с Олегом Уперенко на Mini Cooper Countryman показали шестое время абсолютного зачета (14 минут 39 секунд) — сразу за пятеркой SVV категории T3.
В классе R продолжилось тесное противостояние ГАЗелей с пикапом УАЗ Михаила Кутинова и Максима Плюхина, в которое вклинились Михаил Расторгуев и Петр Пономарев на Nissan Pathfinder. Эти три экипажа и составили промежуточную тройку лидеров, в которую не попала пока вторая ГАЗель Next под управлением Алексея Игнатова и Евгения Павлова — они умудрились слегка заблудиться.
На вечернем брифинге участников ждала закономерная новость — из соображений безопасности трассу второго дня гонки укоротили ровно вдвое. Экипажам не позволили в пятницу проехать 162-километровый скоростной участок второй раз, поскольку «хвост» гоночного канала составляли моноприводные легковушки, которым пришлось бы финишировать затемно, а это не предусмотрено правилами и здравым смыслом.
На второй день экипажи Т1 потеснили мотовездеходы с первых строчек итогового протокола. Эффективнее других дистанцию прошел Владимир Васильев — ему на это потребовалось чуть менее 1 часа и 40 минут. За ним Андрей и Владимир Новиковы на G-FORCE BARS, а компанию в первой тройке абсолюта им составили Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Сергей Кренев на КАМАЗе. В остальных классах особых сенсаций не произошло. Нифонтова и Жаданова на BRP Can-Am Maverick XRS Turbo оформили лучшее время прохождения трассы в Т3. Алдис Вилцанс и Вадим Шмайлов методично наращивали отрыв от коллег по классу Т2.
В классе R менее минуты уступили Игнатов и Павлов дуэту Кутинов — Плюхин, так и оставаясь за пределами первой тройки, во главе которой обосновались их коллеги по команде «ГАЗ Рейд Спорт» Александр Русанов и Алексей Мальцев, а также Александр Семенов и Олег Нежнов. Не смогли финишировать в этот день и выбыли из дальнейшей борьбы из-за проблем с техникой Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов, Pathfinder Михаила Расторгуева и Land Cruiser Антона Мельникова и Антона Николаева.
Оставался последний день — 255 километров бездорожья, а это серьезная дистанция для любой машины. «Урожай» поломок прекрасно это иллюстрирует. Вышел из строй Mini Cooper Works Rally Дениса Кротова и Константина Жильцова — они его прямо на трассе спецучастка отремонтировали, но потратили на это слишком много времени. Увы, сломался G-FORCE BARS Новиковых и не добрался до финиша ГАЗ-67 Богдана Вавренюка.
Владимир Васильев и Олег Уперенко особо не расшаркивались и убедительно поставили точку в споре о победителе абсолютного зачета. «Гонка прошла неплохо. Было грязно и скользко. Можно сказать, что мы оба дня ехали «открывашкой». Во второй день стартовали четвертыми, но уже на 60-м километре были первыми. Третий день ехали 70 километров без гидроусилителя, но это не помешало победить», — уже в статусе триумфатора гонки подвел итог «Симбирского тракта» пилот Владимир Васильев.
Лучший результат заключительного дня гонки позволил Павлу Лебедеву и Кириллу Шубину на BRP Can-Am Maverick X3 оформить победу в категории Т3. Замкнули тройку призеров абсолютного зачета Алексей Шмотьев и Антон Власюк — обладатели второй позиции в Т3. Третьими в Т3 стали Армен Пузян и Евгений Загороднюк.
Бронзовые призеры гонки охотно общались с журналистами. Армен Пузян признался, что длинный скоростной участок его сильно вымотал, и если бы не полноценная работа штурмана, который вовремя подсказывал, когда и что делать — о призовом финише бы речи не было. Он отметил: «В целом это была очень красивая гонка — впечатлили огромные поля с подсолнухами». А штурман Евгений Загороднюк пообещал: «В следующем сезоне мы будем готовы еще больше атаковать. На этой гонке в том числе мы проделали большую работу, которая нам в этом поможет».
Среди условно серийных машин Т2 довели до победы третий скоростной участок бахи и всю эту гонку Алдис Вилцанс и Вадим Шмайлов. Вместе с ними на награждении чествовали за второе место Андрея Сушенцова и Дмитрия Павлова, выступивших в гонке на Land Cruiser 200 из частной команды «S&A racing», и Вадима Новикова с Дмитрием Рыбиным — экипаж рыжего УАЗа Патриот заводской команды, который умело противостоял куда более энерговооруженным соперникам.
Дмитрий Павлов — штурман Андрея Сушенцова — рассказал, что почти в самом начале длинного спецучастка им пришлось менять колесо прямо в грязи, в черноземе, и это чуть подпортило общие позитивные впечатления от гонки. Но в целом столичному экипажу на этой гонке все понравилось.
Александр Русанов — Алексей Мальцев и Александр Семенов — Олег Нежнов остались вне досягаемости для другого экипажа Ульяновского автозавода — Михаила Кутинова и Максима Плюхина на УАЗе-пикап. В таком порядке они и расположились на церемонии вручения наград. А Алексей Игнатов с Евгением Павловым заканчивали гонку напряженно — они тянули без турбины в закрытый парк, чтобы получить очки в копилку чемпионата России. Примечательно, что именно из-за неполадок с турбиной на финальном спецучастке остался без призового места и экипаж «КАМАЗ-мастера» — Богдан Каримов, Альберт Арсланов и Андрей Мокеев.
Итоги второго этапа чемпионата России по ралли-рейдам для грузовиков (Т4) выглядят следующим образом. Третьим стал экипаж ГАЗ С41К13 «Садко» Next Алексей Хлебов и Александр Филякин. Второе место у Антона Шибалова, Дмитрия Никитина и Ивана Татаринова, а победили в гонке Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Сергей Кренев.
«Хочется поблагодарить РАФ, организаторов гонки и всех, кто ее поддержал. Команда “КАМАЗ-мастер” полноценно провела эту гонку. Заключительный этап был для нас чуть сложнее — очень сильно скользили: слева лес, а справа подсолнухи, и даже без луж тяжелую машину «возило» по грязи. А еще мы были “открывашкой” среди грузовиков, на узких лесных дорожках все было именно на стеклах нашей машины — ветки и листва. Я доволен экипажем, работой штурмана Евгения Яковлева, он нас четко вел по дистанции. А наш молодой перспективный механик Сергей Кренев отлично подготовил машину, не возникало повода останавливаться на скоростном участке», — подытожил выступление свое и своих коллег пилот Эдуард Николаев.
На самом деле в силу повсеместных ограничений из-за ковида ульяновский этап вплоть до первого дня был под угрозой отмены. Тем ценнее огромная работа, которую качественно проделали организаторы. В чемпионате России затишье закончилось. В октябре-ноябре участников и зрителей ожидают две интереснейших гонки — баха «Сталинград» в Волгоградской области (20-24 октября) и баха «Тихий Дон» в Ростовской области (18-22 ноября).
И последние в очереди, но не по значимости — настоящие герои прошедшей гонки. Это моноприводный класс «Холмов России». А также мотоциклисты, квадроциклисты и экипажи SSV в «Moto Rally Cup». Их результаты будут опубликованы на сайте этого турнира motorallycup.ru. Что же касается легковушек класса «Рейд Спорт моно», то победу в финальной гонке серии «Холмы России» 2021 года одержали Дмитрий и Сергей Переверзевы на ВАЗ-2108, а второе место заняли Марат Абдуллин и Павел Пилипук на 32-летнем Volkswagen Golf!
Пусть они были намного медленнее хедлайнеров гонки, но при этом все участники мотозачета стойко преодолевали броды и большую часть гонки ехали в холоде и сырости. Легковые гоночные машины форсировали крутые скользкие подъемы с третьего-четвертого раза. Наконец, стартовав позади основного состава чемпионата России, буквально «на пузе» они преодолевали колеи, оставленные грузовиками и внедорожниками. Они — большие молодцы!