В «новой эре» Формулы 1 Гран-при Турции проходит всего лишь второй раз. В прошлом году трасса «Стамбул-парк» оказалась включенной в календарь чемпионата от… безысходности, когда из-за коронавируса этапы отменялись один за одним.
В новый календарь-2021, разработанный в конце прошлого года, ГП Турции вновь не был включен, несмотря на большое желание турецких промоутеров принимать соревнования. Однако после того как уже в этом году стало понятно, что в Канаде гонка не состоится, «Стамбул-парк» вновь оказался в списке этапов. В мае многострадальная Турция выпала из расписания чемпионата: причина та же, коронавирусная ситуация в стране. Вместо нее добавили еще один этап в Австрии: Гран-при Штирии состоялся уже во второй раз. Затем изменения вновь не заставили себя ждать: в конце июня из календаря окончательно выпал Гран-при Сингапура, и Стамбул по-прежнему оказался готов подхватить эстафету. Окончательно судьба этапа решилась 16 сентября, когда британцы исключили Турцию из «красного» списка, а после отмены Японии гонку перенесли с 3 октября на 10 октября, чтобы все, кому нужно, могли бы отправиться на свои базы и успеть пройти карантин в случае необходимости.
Ближе к моменту проведения этапа в «Стамбул-Парке» ситуация в Турции выправилась настолько, что было даже разрешено провести гонку со зрителями. В прошлом году многие уже хотели оказаться на этой интересной и необычной трассе, однако в последний момент «двери закрыли». В этом году все обещает достаточное количество зрителей.
В 2020 Pirelli привезли в Турцию самые жесткие составы резины, и это могло стать ошибкой, если бы дождь не исправил ситуацию: покрышки были слишком жесткие для нового асфальта. В 2021-м Pirelli привезли составы C2 (два комплекта), C3 (три комплекта) и C4 (восемь комплектов).
Шинный производитель собрал много данных по сравнению с 2020 годом, плюс важным моментом стала подготовка трассы, которую обработали струей воды под высоким давлением. К тому же в октябре этого года ожидается более высокая, чем в прошлом ноябре, температура.
«Турция стала одной из самых драматичных и непредсказуемых гонок того сезона, в основном из-за очень скользкой трассы и низкого сцепления с новым асфальтом. Этот факт, усугубленный дождем, застал многих врасплох, и поэтому в этом году мы выбрали более мягкие шины», — сказал Марио Изола, глава подразделения Формулы 1 и автомобильных гонок Pirelli.
Минимальное начальное давление определено для передних шин в 22 фунта на кв. дюйм и в 20 фунтов на кв. дюйм для задних; угол развала -3,50 ° (спереди) и -2.00 ° (сзади).
«После того как мы выбрали составы, трасса подверглась процессу очистки водой под высоким давлением, что должно привести к большей шероховатости и большему сцеплению. Поэтому существует вероятность того, что с более мягкими составами мы столкнемся с более высоким уровнем износа по сравнению с прошлым годом», — продолжил Марио Изола. — «Однако узнать мы это сможем, только когда окажемся на месте, и работа пилотов и команд, проделанная в свободной практике, принесет много информации. В прошлом году гонка проходила при полном отсутствии данных, поэтому мы и выбрали самый консервативный вариант. Сейчас, вероятно, откроются также возможности для использования нескольких различных стратегий».
Гран-при Турции-2020 стал для пилотов настоящим кошмаром, его вспоминают до сих пор. За две недели до начала этапа руководство автодрома решило поменять асфальт на трассе, и к тому моменту, когда команды собрались в паддоке, он все еще выделял смолы, делая поверхность слишком скользкой.
Добавила «радостей» и погода: с холодным воздухом и холодным асфальтом еще можно было бы справиться, но начавшийся дождь усугубил ситуацию до крайностей.
В этом году все первым делом в шутку интересовались, не переложили ли снова в Турции асфальт, однако этого, естественно, не произошло. Погода в этом году также ожидается теплее (все же гонка состоится на месяц раньше): по прогнозам, в воскресенье будет +20. А вот с осадками сложнее. Всю субботу в Стамбуле ожидается дождь, а в воскресенье вероятность дождя будет чуть ниже. В первой половине дня осадков не ожидают, а с 15.00 их вероятность возрастает до 35-40%. Но мы помним, что и в прошлом году также прогнозировали 40% осадков.
Таким образом, сейчас можно вновь ожидать, что дождь даст шанс аутсайдерам — как это было в квалификации в Спа и в гонке в Сочи. Главное, чтобы они могли этим шансом воспользоваться.
Прошлогодний уикенд в Турции стал фактически второй абсолютно непредсказуемой гонкой последних лет: первой все же хотелось бы назвать ГП Германии-2019, когда Себастьян Феттель поднялся на вторую ступеньку подиума, а Даниил Квят стал третьим.
На прошлом Гран-при в Стамбуле Себастьян вновь сумел оказаться на подиуме — на этот раз на третьем месте, а второе занял Серхио Перес. С того момента прошло меньше года, а ситуация в Формуле 1 кардинально изменилась: Феттель поменял красный костюм на темно-зеленый, Серхио Перес в 2020-м оказывал поддержку молодому Лэнсу Строллу, а теперь помогает чуть менее юному Максу Ферстаппену.
Первая после существенного перерыва гонка в «Стамбул-Парке» в 2020 году стала своеобразной сенсацией — правда, со знаком минус. Сначала первая практика прошла под дождем, а затем ливень хлынул и во время первого сегмента квалификации, в результате чего сессия была остановлена красными флагами.
После того как в третий сегмент неожиданно прошли обе Alfa Romeo, стало понятно, что и весь Гран-при может стать одним большим сюрпризом. В целом именно так и получилось. Правда, Лэнс Стролл не смог превратить свою поул-позицию хотя бы в подиум, зато его напарник по прошлому году Серхио Перес взял кубок за второе место.
Причиной тому стала ошибка Шарля Леклера, который, находясь на третьем месте, мечтал о втором. На последнем круге он сумел обойти Переса, но затем «открылся» и пропустил вперед не только мексиканца, но и своего товарища по команде Себастьяна Феттеля и в итоге финишировал только четвертым. Интересный факт: в прошлом году Маттиа Бинотто не приезжал в Турцию. Не будет его и в этом.
Для Макса Ферстаппена прошлый ГП Турции также был неудачным — с финишем на шестом месте из-за целого скопления ошибок и неудач. Серхио Перес стал камнем преткновения и для него: после попытки обгона мексиканского пилота Макса развернуло на 360 градусов. В этом году, конечно, избежать таких ошибок будет намного легче: Серхио — не менее удобный напарник, чем Боттас, и тоже подвинется в нужный момент.
Победу в прошлом году одержал Льюис Хэмилтон, но сможет ли он повторить свой успех и в этот уикенд?
Счет на данный момент ведет британец, однако Турция, скорее всего, вновь изменит ситуацию в пользу Ферстаппена. В Сочи на машине голландского пилота заменили силовую установку, но благодаря непредсказуемости последних кругов и правильной тактике Макс сумел финишировать вторым, стартовав последним.
Вполне возможно, что в Турции наступит черед Льюиса Хэмилтона получить новый двигатель. Тото Вольфф пока не дал определенного комментария, но смысл всех его замечаний сводится к тому, что они заменят силовую установку при первом же подозрении, что предыдущая сможет отказать. Лучше начинать гонку с последнего места и набрать хоть какие-то очки, чем сойти с дистанции из-за проблем с двигателем. Но в случае получения штрафа удастся ли Хэмилтону совершить хотя бы такой же прорыв, как и Максу?
В этом сезоне Хэмилтон мало что может противопоставить Ферстаппену: у него всего три поула против восьми у голландца. По количеству побед Льюис также отстает от Ферстаппена: пять против семи. В Сочи он одержал свою сотую победу в карьере, но предыдущую сумел завоевать почти три месяца назад — на ГП Великобритании еще в середине июля. И мы помним какой ценой.
Такого противостояния двух сильнейших пилотов из разных команд современная Формула 1 и не помнит. Борьба между ними уже принимает довольно опасные формы, и если бы не системы безопасности современных машин, оба могли больше никогда не выйти на старты. Сейчас, когда до финиша сезона осталось всего семь Гран-при, сражение должно достичь максимума.
Ситуация в Кубке конструкторов стоит не столь остро: Mercedes и Red Bull разделяют 33 очка, но часть из них австрийская команда способна отыграть уже в Стамбуле.
Еще одно отчаянное противостояние происходит двумя строчками ниже в Кубке конструкторов. Между McLaren и Ferrari — 17,5 очка, и сейчас Ferrari готовы выступить в качестве соперника, который буквально наступает на пятки. Новая гибридная система (в основном это касается батареи ERS), которую они представили в Сочи, позволяет им существенно прибавить в борьбе за очки.
Если вкратце, то теперь Ferrari используют твердотопливную батарею вместо литий-ионного аккумулятора. У этого типа батарей есть несколько преимуществ: они меньше весят (гибридная составляющая мотора стала легче примерно на 2 кг), выигрышнее с точки зрения аэродинамики за счет меньшего размера, не так перегреваются, имеют более высокую производительность и могут хранить больше энергии (более чем в полтора раза). Но основным плюсом для Формулы 1 является более быстрая подзарядка, которая позволяет избегать существенных провалов и распределять энергию более равномерно. Эта же батарея является для Ferrari и частью новинок на следующий год, которые они должны успеть провести до наступления моратория на разработку двигателей.
Именно такую обновленную установку Леклер и получил перед Гран-при России, где он сумел уже на первом круге разом отыграть семь позиций, в то время как Ферстаппен поднялся лишь на две. Но в Сочи Ferrari совершили ту же ошибку, что и McLaren, оставив своего пилота на трассе на сликах, после чего он растерял все, что сумел отыграть за гонку, и финишировал только 15-м, хотя был уже восьмым.
Его товарищ по команде Карлос Сайнс поднялся в Сочи на третью ступеньку подиума, но в Турции наступит его очередь на замену силовой установки, и теперь уже он будет вынужден стартовать из хвоста. Теперь Шарлю надо постараться высоко квалифицироваться, что вполне возможно с той доработкой, которую получила машина. Если Леклер не будет совершать ошибок и сумеет грамотно воспользоваться всеми преимуществами, то Стамбул вполне сможет стать его триумфом. Тем более что отсутствие Бинотто в боксах всегда положительно сказывается на результатах команды.
Ну а Ferrari с таким новым «сердцем» вполне имеет все шансы побороться с McLaren за третье место в Кубке конструкторов.
Они и так получают все готовое от Mercedes. И в этом заключается их преимущество. Они сумели грамотно интегрировать новый двигатель и теперь собирают дивиденды.
Хотя Ferrari и выглядит в этом сезоне на несколько порядков сильнее, чем в предыдущем, McLaren тоже прилично прибавили. Если бы не ошибка с резиной у Норриса, они вполне могли бы одержать вторую победу подряд после победы Риккардо в Монце, и это бы стало настоящим триумфом для команды. Вместо этого пришлось довольствоваться лишь четвертым и седьмым местами, и все равно они прилично опережают Скудерию.
Что касается самого Ландо, то, по его словам, у него случился настоящий сердечный приступ после того, как он упустил победу, но в Стамбуле он постарается взять реванш. Нельзя сбрасывать со счетов и Даниэля Риккардо, который также явно вошел во вкус. Так что и в этот уикенд шансы у McLaren намного выше, чем у Ferrari. Но погода вновь может внести свои коррективы.
…Интересно, Mercedes уже задумались о том, что собственными руками создали себе сильного соперника, заключив с этого года сделку с McLaren на поставку двигателей?
Концерн Red Bull принял решение «одеть» свои команды в белые ливреи с красными элементами в честь Honda на Гран-при Турции в качестве знака признательности за продуктивное совместное сотрудничество. Можно сказать, что эти компании буквально нашли друг друга в свои тяжелые времена.
И Honda, и Red Bull испытывали стресс от работы с предыдущими партнерами. McLaren, и прежде всего Фернандо Алонсо, были категорически недовольны японскими двигателями на протяжении всего трехлетнего сотрудничества, которое закончилось в 2017 году. Red Bull также не знали, как прервать токсичные отношения с Renault.
В итоге они сумели наладить плодотворные связи. Red Bull с самого начала проявили к Honda огромное уважение, а взамен Honda отдала Red Bull то, что у них было: технологии и инвестиции. Именно Honda и помогла австрийской команде совершить тот прорыв, который позволяет ей в этом году бороться за титулы.
Но почему все это происходит именно в Турции? Это очевидно: ведь именно Турция фактически заменяет в календаре ГП Японии, который в первой редакции был назначен именно на 10 октября. Этап отменили, но желание поблагодарить партнеров у Red Bull осталось.
Пятница, 8 октября
11:25 — Свободная практика 1, прямая трансляция («Матч! Арена»).
14:55 — Свободная практика 2, прямая трансляция («Матч! Арена»).
Повторы: 23:40 и 00:55.
Суббота, 9 октября
11:55 — Свободная практика 3, прямая трансляция («Матч! Арена»).
Повтор: 21:35.
14:55 — Квалификация, прямая трансляция («Матч ТВ»).
Повтор: 22:50 («Матч! Арена»).
Воскресенье, 10 октября
14:45 — Гран-при Турции Формулы 1. Прямая трансляция.
Повтор: 01:30 («Матч! Арена»).