Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Дождь, шины, пит-стопы — все основные моменты ГП Турции
11.10.2021 | 2288 просмотров

Дождь, шины, пит-стопы — все основные моменты ГП Турции

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Гран-при Турции оставил немного странное ощущение какой-то незавершенности — как будто не случилось что-то важное, что точно должно было произойти. Возможно, причина в том, что от основных действующих лиц мы рассчитывали получить больше борьбы и сражений — а получили их от совершенно других гонщиков. Отнюдь не Макс Ферстаппен или Льюис Хэмилтон стали главными героями гонки. Авторами самых интересных моментов оказались Карлос Сайнс и Серхио Перес, а Валттери Боттас наконец-то показал сильную и уверенную гонку, которая заслуженно привела его к победе.

Первая победа Валттери Боттаса в 2021 году

Вот уже больше года прошло с тех пор, как Валттери Боттас одержал свою предыдущую победу — в конце сентября 2020 года на прошлом Гран-при России. При этом у него были хорошие шансы в Монце, где он выиграл сначала квалификацию, затем победил в субботнем спринте, но потерял поул-позицию в гонке после того, как получил штраф за замену силовой установки и откатился на 19-е место на гриде (Гасли стартовал с питлейна за нарушение правил закрытого парка). Он сумел подняться на третье место на подиуме и принес команде важные очки, в то время как два главных соперника за титул сошли после аварии на 25-м круге. В этот раз в Турции он полностью реализовал свой шанс на победу — возможно, последнюю в своей карьере…

Дождь прошел перед самым началом гонки, и весь пелотон в итоге стартовал на промежуточных шинах. Учитывая весь предыдущий сезон, многие ожидали, что Боттас уже в самом начале уступит лидерство Ферстаппену, который известен своими отличными стартами, однако Валттери прекрасно распорядился поул-позицией, удержал первое место и довольно быстро создал нужный отрыв. Конечно, на руку ему сыграл и тот факт, что в подобных условиях мокрого трека пилоты едут без использования режима DRS, и даже если бы Макс сумел сократить отставание менее чем до секунды, это все равно не означало бы успешную последующую атаку.

Ферстаппену не удалось приблизиться к Валттери вплотную, более того, затем он и вовсе отстал на шесть и более секунд. В Турции Mercedes оказался очень быстр, Боттас не допускал ошибок, а своевременный и грамотный пит-стоп на следующем круге после Red Bull позволил ему сохранить свое преимущество относительно Ферстаппена. Леклер, вышедший в лидеры после остановок Mercedes и Red Bull, не был тем соперником, которого в данной ситуации стоило бы воспринимать всерьез. Боттас отыгрывал у него на свежих шинах по 0,6–0,8 секунды с круга и за десять кругов сумел не просто приблизиться на дистанцию атаки, но и легко совершить обгон, после чего Ferrari также поехали в боксы.

В Стамбуле Боттас провел одну из своих лучших гонок за последнее время — хотя и Монца, если бы не штраф, могла стать таким примером. Похоже, после того как он понял, что терять ему теперь нечего и в ближайшие годы (при оптимистичном прогнозе) он вряд ли окажется за рулем чемпионской машины, он вновь поехал в полную силу и опять стал тем Боттасом, которого мы любили до его вынужденного перехода в «номер два». Впереди у него еще шесть гонок за рулем Mercedes, и мы ждем от него новых свершений.

Кстати сказать, лучший круг в гонке тоже принадлежит Валттери.

Шинная стратегия

Шинная стратегия стала главным фактором успеха в гонке в Стамбуле. Правильный расчет времени для смены одного комплекта промежуточных шин на другой оказался тем решением, который привел к победе Валттери Боттаса, а два белых Red Bull — на подиум. При этом было крайне важно принять во внимание тот факт, что еще несколько кругов после смены шин пилоты будут вынуждены бороться с гранулированием и обретут настоящий темп только позже, когда шины начнут работать.

Первым на пит-стоп заехал Даниэль Риккардо — на 21-м круге, однако это было слишком рано. Следующим стал Фернандо Алонсо на 30-м круге, однако, по словам Марцина Будковски, исполнительного директора Alpine, машина Фернандо, скорее всего, была повреждена во время одного из контактов гонщика, случившегося в начале гонки (сначала Гасли развернул Алонсо и вытолкнул его с трека, а затем у испанца произошел контакт с Миком Шумахером), и он не мог показывать хороший темп.

Серии массовых пит-стопов на 34-м круге положил начало Ландо Норрис, который стартовал седьмым и сумел на финише сохранить эту позицию. Сам Ландо считает, что именно ранний пит-стоп и позволил ему закончить гонку в очках, а Даниэлю Риккардо финишировать 13-м, отыграв семь позиций после старта с последнего поля.

Леклер потерял подиум, но остался доволен

Возможно, Леклеру тоже было нужно остановиться вслед за Ферстаппеном и Боттасом, но после того как те выехали на свежих шинах, Шарль сумел установить лучшее время круга, и команда решила, что время пока есть — в этом была их стратегическая ошибка. Когда шины на двух Red Bull и Mercedes заработали, было уже поздно: Перес подобрался вплотную к тому потенциальному месту, на котором Ferrari бы выехали после пит-стопа. У Леклера были шансы сохранить третье место в гонке и не пропустить вперед Переса, а так он едва не оказался пятым — если бы не оплошность Mercedes с поздним пит-стопом Хэмилтона.

Однако сам Леклер в интервью сказал, что не жалеет о результате гонки, и в тот момент все принятые решения выглядели абсолютно правильно — так как другой информации у команды не было.

«Последние десять кругов мне приходилось бороться с шинами, которые так и не заработали как следует», — сказал он. — «В России у нас хромала коммуникация с командой во время гонки, но на этот раз все было отлично, я ясно представлял себе, что у нас происходит. Мы сделали правильный выбор — ну, или то, что казалось нам правильным выбором в тот момент».

Был ли нужен пит-стоп Хэмилтона?

Можно, конечно, долго спорить о том, нужен ли был пит-стоп Льюиса Хэмилтона за восемь кругов до финиша, но очевидного ответа мы сейчас все равно не получим. Количество возможных исходов могло оказаться более одного или двух, и предугадать результат с большой точностью все равно невозможно.

Первый раз команда позвала Хэмилтона в боксы на 42-м круге, однако британец отказался заезжать, мотивируя это отличным состоянием покрышек, высоким темпом и желанием проехать гонку без пит-стопа. К этому моменту Льюис занимал четвертую строчку и в ближайшем будущем предполагался пит-стоп лидера: Шарля Леклера.

Вряд ли Льюис мог побороться за второе место с Максом Ферстаппеном на гораздо более свежем комплекте, но тогда казалось, что сохранить третье место будет вполне реально.

Однако затем в Mercedes рассказали, что автомобиль стал резко терять темп, и смена шин была просто необходима, т. к. развитие событий могло принять резко негативное направление. Первым вариантом стала бы катастрофическая потеря темпа, при которой не было уверенности, что Хэмилтон сможет удержать даже пятое место, не говоря уж о третьем. Вторым вариантом мог быть прокол полностью износившейся покрышки, который в принципе не дал бы автомобилю финишировать.

По словам Тото Вольффа, ошибка команды состояла в том, что на пит-стоп им нужно было заезжать в то же время, что и Ферстаппену, а возможно, даже раньше, тогда бы это привело к возможности борьбы за третье-четвертое место. Ошибка Хэмилтона заключалась в том, что он опять стал спорить с командой, которая всегда располагает большей информацией о происходящем, нежели пилот за рулем.

Когда Хэмилтон заехал в боксы на 50-м круге, это было лучше, чем не заезжать вообще, однако проблема была в том, что он столкнулся с грануляцией шин в тот момент, когда ему уже нужно было атаковать. А смени он резину на восемь кругов раньше, к последним кругам она бы уже достигла нужного состояния для возможных успешных обгонов.

Вольфф отметил также, что аналогичная ситуация была и в Сочи, когда Льюис отказывался заезжать в боксы после того, как пошел дождь, однако затем признал, что команда была абсолютно права, и только благодаря этому он сумел одержать свою сотую победу. «Нужно чуть больше доверять команде», — сказал Вольфф.

Однако сложности с принятием решения в Турции были связаны еще и с тем, что дождь прекратился и асфальт постепенно подсыхал, и Mercedes надеялись дотянуть с пит-стопом до того момента, как можно будет перейти на слики. Но опыт Себастьяна Феттеля, который решил поставить эксперимент и поменять промежуточную резину на слики на 36-м круге, показал, что делать это было еще рано. Да и 50-й круг не принес особых изменений в состоянии трассы.

Несмотря на то что Хэмилтон позже сказал, что чувствовал — нужно было оставаться на треке до последнего, состояние его старого комплекта, местами стертого до корда, подсказывало, что он вряд ли добрался бы до финиша без приключений. Да, он набрал на пять очков меньше, чем мог, но, с другой стороны, он получил их на десять больше, чем если бы колесо взорвалось до финиша.

Окон — единственный, кто не сменил шины. Помогло ли это ему?

Единственным, кто смог проехать всю гонку на одном комплекте шин, стал Эстебан Окон, стартовавший 12-м, но сумевший финишировать десятым.

В целом в этом нет его непосредственной заслуги как пилота, т. к. он поднялся на две строчки благодаря тому, что пилоты впереди него потеряли позиции: Фернандо Алонсо принял участие сразу в двух инцидентах, а Себастьян Феттель дважды заезжал на пит-стоп. Тем не менее Окон сумел сохранить резину до самого финиша, несмотря на все предсказания Pirelli о том, что это невозможно.

Кстати сказать, пример Окона дал дополнительный повод Хэмилтону считать, что он упустил свой шанс.

Другой крайностью шинной стратегии стал эксперимент Себастьяна Феттеля, который на 36-м круге решил рискнуть и переобуться в комплект медиум. Кое-как продержавшись на трассе круг, несколько раз вылетев на пределы трека и едва не разбив машину на въезде на питлейн, на 37-м круге Феттель снова оказался в боксах, чтобы получить гораздо более безопасный и устойчивый комплект промежуточных шин с зеленым ободком.

После финиша Себастьян сказал, что это было совместное решение с командой, но в итоге именно он сам настоял на том, чтобы попробовать слики. «Местами трек был уже сухой, а промежуточные шины уже стерлись настолько, что превратились в слик, так что я подумал, почему бы не попробовать слики», — сказал он. — «Но главное проблемой после выезда из боксов являлось то, что было невозможно затормозить — машина скользила, и ее сносило в сторону».

Карлос Сайнс — пилот дня

Несмотря на то что зрители назвали именно Сайнса пилотом дня, про него нельзя сказать, что он был самым удачливым пилотом на трассе. Получив в Стамбуле новую силовую установку, Карлос был вынужден стартовать из хвоста пелотона, и только более поздний штраф Риккардо спас его от последнего места на гриде. С самого начала он отыгрывал одну позицию за другой, с удивительной легкостью проходя всех соперников, однако ситуацию ему подпортил проблематичный пит-стоп, когда из-за заминки он провел в боксах 8,1 секунду. По словам Сайнса, если бы не эта потеря по времени, он вполне мог подняться и выше в таблице результатов.

Еще одна неприятная ситуация возникла у него во время обгона Себастьяна Феттеля на 14-м круге гонки, когда Ferrari немного соскользнула при обгоне внутрь и толкнула Aston Martin. К счастью, это не привело ни к каким последствиям и испанец не получил штрафных секунд.

«У нас был очень хороший темп на мокрой трассе, да и потом, когда трасса стала высыхать, проблем не возникало. Мне удалось совершить много обгонов, но не всегда получалось совершить их с первого раза. К сожалению, и с Себом получилось непросто», — сказал Карлос Сайнс. — «Я уже извинился перед ним, потому что был чересчур оптимистичен. Но эти двигатели Mercedes сложно обогнать, поэтому либо это надо делать на торможении, либо не делать вообще. Я не хотел застрять, допустил небольшой контакт, но в итоге это сработало».

Алонсо потерял больше всех

Фернандо отлично провел квалификацию и после штрафа Хэмилтона стартовал пятым. Это стало его самой высокой позицией на гриде со времен Гран-при Японии 2014 года, где он также занял пятое поле.

Однако два инцидента в начале гонки привели к тому, что на финише он оказался лишь 16-м. Сначала контакт с Гасли в первом повороте по вине француза привел к развороту и потере позиций, а затем уже следствием собственной ошибки стало столкновение испанца с Миком Шумахером. Пять секунд штрафа плюс, вероятно, повреждения на автомобиле стоили ему высокого финиша в очках.

На самом деле этот инцидент с Алонсо оказался роковым и для Шумахера, который в Турции сумел пройти во второй сегмент квалификации, показав 14-е время. После столкновения Мик также откатился назад, оказавшись позади Никиты Мазепина. Николас Латифи после ошибки на первом круге замыкал пелотон.

Red Bull заинтересовались скоростью Mercedes

Две топ-команды продолжают обмениваться колкостями и делают все, чтобы помешать друг другу на пути к титулу. После того как Red Bull существенно прибавили после замены двигателя, Mercedes активно призывали FIA обратить внимание на легальность их установки. Сейчас, после того как новую силовую установку в Монце получил Боттас, а в Турции — Хэмилтон, в свою очередь Red Bull стали говорить о подозрительной скорости команды из Брэкли.

В одном из интервью Кристиан Хорнер высказался в том роде, что они еще со времен ГП Великобритании наблюдают за скоростью Mercedes и поражены их результатами в Турции настолько, что даже обратили на это внимание FIA. При этом Хорнер уточнил, что на прямых Mercedes прибавили в среднем 15-20 км/ч.

Сами же Mercedes объяснили это пока тем, что считают — ресурса двигателей им теперь хватит до конца года и больше можно не экономить.

Хорнер настолько был уверен в скорости Mercedes и в способности Хэмилтона оптимизировать все свои потери из-за штрафа, что даже во время интервью призвал Пьера Гасли помочь Red Bull сдержать британца. Что интересно, Гасли даже не особо старался это сделать — возможно, в нем говорила и обида за то, что он не получил места на следующий год в старшей команде. Эпизод с тем, как Хэмилтон прошел Гасли, очень напомнил другую аналогичную ситуацию — в Сочи, когда Боттас после очередной и неоправданной замены двигателя и не подумал сдерживать позади себя Макса Ферстаппена.

Зато Юки Цунода, услышавший «босса» из Red Bull, по его собственным словам, приложил все силы, чтобы не пустить вперед себя Хэмилтона. Японец очень желал победы Максу и убил собственные шины, мешая изо всех сил Mercedes. Ну а после гонки признался, что такое решение стоило ему высокого результата.

Несмотря на все опасения Хорнера касаемо скорости Mercedes и запугивания Вольффом, что белая ливрея приносит неудачу, Стамбул подарил Red Bull двойной подиум, но, тем не менее, их отставание в Кубке конструкторов от Mercedes увеличилось на 3 очка благодаря победе Боттаса. Серхио Перес в этот раз провел отличную гонку, а его борьба с Льюисом Хэмилтоном, из которой он вышел победителем, явно прибавит ему немного веса в команде.

Четвертая смена лидера за шесть гонок

К концу сезона борьба за титул приобретает все больший размах, а страсти накаляются. После победы на Гран-при России в лидеры личного зачета вновь вышел Льюис Хэмилтон: Макс Ферстаппен из-за смены силовой установки стартовал с последнего ряда, но благодаря грамотной шинной стратегии сумел финишировать вторым в сложных погодных условиях. Ситуация с погодой в Турции также оказалась непростой, и в этот раз штраф за замену ДВС получил уже пилот Mercedes. Однако благодаря лучшему времени в квалификации и замене лишь части силовой установки Хэмилтон стартовал с 11-го места, но не сумел совершить такой же прорыв, закончив гонку пятым. Ферстаппен, финишировавший вторым, взял 18 очков — на восемь больше, чем у Хэмилтона. Сейчас по итогам этапа в Стамбуле он лидирует с преимуществом в шесть очков, но мы уже видели, как быстро они могут растаять.

Напомним: перед памятным ГП Великобритании преимущество Ферстаппена составляло 32 очка, однако благодаря Валттери Боттасу после гонки сократилось до восьми, а в Венгрии Хэмилтон вновь вышел в лидеры, также получив преимущество в восемь очков. В Бельгии расклад сил примерно сохранился, а вот в Нидерландах лидером чемпионата вновь стал Ферстаппен с разницей в три очка. В России вперед опять вышел Хэмилтон, но Турция передала преимущество голландцу.

В Кубке конструкторов ситуация сохранилась, однако теперь две лидирующие команды разделяет 36 очков.

Впереди Формулу 1 ожидает гонка в техасском Остине, который считается трассой Mercedes. Произойдет ли очередная смена лидера?

 

Результаты гонки

  Пилот Команда Время Скорость Пит-стоп
1 В. Боттас Mercedes 1:31:04,103 203,844 1
2 М. Ферстаппен Red Bull +14,584 203,301 1
3 С. Перес Red Bull +33,471 202,603 1
4 Ш. Леклер Ferrari +37,814 202,443 1
5 Л. Хэмилтон Mercedes +41,812 202,296 1
6 П. Гасли AlphaTauri +44,292 202,205 1
7 Л. Норрис McLaren +47,213 202,097 1
8 К. Сайнс Ferrari +51,526 201,939 1
9 Л. Стролл Aston Martin +82,018 200,829 1
10 Э. Окон Alpine +1 круг 199,934 0
11 А. Джовинацци Alfa Romeo +1 круг 199,906 1
12 К. Райкконен Alfa Romeo +1 круг 199,723 1
13 Д. Риккардо McLaren +1 круг 199,630 1
14 Ю. Цунода AlphaTauri +1 круг 199,435 1
15 Д. Расселл Williams +1 круг 199,301 1
16 Ф. Алонсо Alpine +1 круг 199,215 1
17 Н. Латифи Williams +1 круг 199,015 1
18 С. Феттель Aston Martin +1 круг 198,299 2
19 М. Шумахер Haas +2 круга 196,118 1
20 Н. Мазепин Haas +2 круга 195,258 1

Комментарии

Дэн
Краснодар
темно голубой опять доказал свою никчемность как гонщик под дождем...особенно доставило как он опять разнылся ,что все вокруг виноваты...искренне желаю ему не стать чемпионом в этом, и последующем году...
43
18
Ответить
Dimas404
Ростов-на-Дону
А в каком месте "Стамбул подарил Red Bull двойной подиум — отличное достижение, позволившее им сократить отставание в Кубке конструкторов"??
У мерсов в команду упало 36 очков, у быков 33
19
2
Ответить
> Стамбул подарил Red Bull двойной подиум — отличное достижение, позволившее им сократить отставание в Кубке конструкторов.

Мария, всё же они потеряли 3 очка, и отставание увеличилось.
21
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 362
Иван Иванов
> Стамбул подарил Red Bull двойной подиум — отличное достижение, позволившее им сократить отставание в Кубке конструкторов.

Мария, всё же они потеряли 3 очка, и отставание увеличилось.
Спасибо, поправили!
9
3
Ответить
teana
Москва
Боттас молодец!
15
5
Ответить
     
Сообщений: 3097
А пошто Люсика не штрафанули за выдавливание Переса? А?
А Серёга каков? Хрен обгонишь!!!
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
27
9
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 2907
Ех Автонекрофил
А пошто Люсика не штрафанули за выдавливание Переса? А?
А Серёга каков? Хрен обгонишь!!!
Очень риторический вопрос про штрафы в сторону Хэма
Когда это к нему применялись те же мерила строгости как и к остальным?
-
22
6
Ответить
Alex Samedi
Надо было Гонщика дня давать Цуноде.
Я когда его комментарий прочитал, что он помогал Максу, вообще даже слегка приофигел...
А так в F1 вообще еще можно? Просто быть крутым. Не прогибаться под Липового, а для победы лидера старшего коллектива сдерживать его насколько возможно, причём очень грамотно и корректно, без выдавливания и прочих аттрибутов грязной борьбы - просто чётко и технично.
Макс не Пересу "пару стопок текилы" должен, он Цуноде ящик Suntory поставить должен)
25
8
Ответить
  
Сообщений: 12803
Сайнс заслуженно гонщик дня. Боттас молодец, наконец то, почти хэт трик. Шарля подвела команда. Ну и самый модный парень уик энда , на самом мощном заднеприводном автомобиле:
24
10
Ответить
    
Абакан
Сообщений: 1239
Как тут у всех подгорает от Хэмильтона!
Вообще ни разу ни его болельщик, но заднеприводность придумывать и цвет кожи обсуждать - нукаамооон... удел не самых здоровых болельщиков.

По теме - гонка с такими данными оказалась довольно пресной. Мы все привыкли уже к феерии в последних гонках, и когда сказали что Турция будет дождевой ждали явно не такую скучную гонку.
13
20
Ответить
     
Сообщений: 3097
Леха
Сайнс заслуженно гонщик дня. Боттас молодец, наконец то, почти хэт трик. Шарля подвела команда. Ну и самый модный парень уик энда , на самом мощном заднеприводном автомобиле:
Бабулька какая-то 🤣
Продан в 2010 году...
16
 
Ответить
     
Сообщений: 3097
ezalabasov
Как тут у всех подгорает от Хэмильтона! Вообще ни разу ни его болельщик, но заднеприводность придумывать и цвет кожи обсуждать - нукаамооон... удел не самых здоровых болельщиков. По теме - гонка с...
А чего вы хотели? Завалов, боулингов, сейфтикаров и racestoppedдов?
Неплохая гонка вообще-то.
Продан в 2010 году...
11
1
Ответить
Menandr
Благовещенск
"перед памятным ГП Великобритании преимущество Ферстаппена составляло 32 очка, однако благодаря Валттери Боттасу после гонки сократилось до восьми"

А что такого сделал Боттас в Англии, что отрыв сократился на 24 очка?
Если не ошибаюсь, то в том "памятном ГП Великобритании", сэр Гамильтон вышиб Макса с трассы, не дав тому набрать очки.

Боттас же вроде в другой гонке лютовал - в Венгрии.
18
 
Ответить
7199075
Самара
Валерка очень порадовал! Интересно: стрельнт ещё раз в этом году?
7
2
Ответить
7199075
Самара
Дэн
темно голубой опять доказал свою никчемность как гонщик под дождем...особенно доставило как он опять разнылся ,что все вокруг виноваты...искренне желаю ему не стать чемпионом в этом, и последующем году...
Не надо ерунду писать - он уже всем вс доказал и не один раз (в том числе и в дождевых ГП)!
5
10
Ответить
 
заМКАДия
Сообщений: 6412
Цунода один знает где раки зимуют. И лиловому показал маленько местА)))
О, война, ты- Богиня!!!
14
4
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!