Очень красивое мероприятие проходило на Черноморском побережье по живописным, узким и крутым асфальтовым дорожкам заповедных мест в районе озера Абрау. Заповедных — не значит, что там нельзя находиться: там расположены как местные поселки, так и пансионаты и базы отдыха, просто этим местам уделяется повышенное внимание со стороны природоохранных организаций, чтобы сберечь природу вокруг в чистоте и первозданном виде.
Организаторы ралли-спринта команда «Russian Hill Climb» при создании своего события явно руководствовались классическими гонками «Подъем на холм» и были хорошо знакомы с историей Шелсли Уолш (Shelsley Walsh) — одного из старейших мест на нашей планете, где проходили гонки еще в те времена, когда не было Индианаполиса или Монцы. Впервые соревнования по подъему на холм там состоялись в 1905 году, и с тех проводятся регулярно и в наше время.
Если слегка углубиться в историю, то «Подъем на холм» проводили и в России еще в дореволюционные времена, например, под Санкт-Петербургом, но опыт был признан неудачным и про так называемый «хиллклаймбинг» забыли.
В современной истории горные гонки пробовали организовывать и на тех территориях нашей страны, где имеются горы или холмы и хорошие перепады высот. Любительские мероприятия сначала проводились в Крыму, затем их подхватил и Краснодарский край. Природные ландшафты с крутыми и узкими серпантинами постоянно наводят водителей на мысль «а что, если…?». Так что ничего удивительного, что здесь подъем на холм у местных жителей в крови. Геленджик, Ахун, Красная Поляна — одни из лучших регионов для проведения подобных соревнований.
Краевая федерация регулярно проводит подобные ралли-спринты и в Абрау, и в других местах, а чуть раньше в этом регионе проходили этапы чемпионата России по ралли. Несколько лет тому назад идея организовать горную гонку пришла в голову и Дмитрию Бударину, человеку, обожающему автомобили и проводящему свое свободное время на гоночных треках России и Европы.
«В какой-то момент я понял, что сделать подобную горную гонку просто необходимо, так как я знаю много людей, живущих теми же интересами, что и я, для них такое событие стало бы очень важным и интересным», — сказал Дмитрий.
Заручившись поддержкой федерации и местных органов власти, Дмитрий впервые провел горную гонку четыре года назад, и соревнование имело бешеный успех. Даже на первую гонку собралось порядка 20 участников на автомобилях класса GT, и после пары десятков километров по горячему асфальту их глаза горели от восторга.
С тех пор соревнование непрерывно развивается: увеличивается количество участников, люди специально готовят свои автомобили под горные гонки, организаторы находят новые места, да и формат самого события понемногу меняется. Например, вот уже несколько лет Porsche Club Краснодар проводит заезды «Высота 1389» в поселке Эсто-Садок на Красной Поляне на территории туристического комплекса «Газпром», а в этом году гонка в Абрау впервые прошла в обоих направлениях трассы, как это часто делают на раллийных спецучастках.
Сюда приезжают не только местные спортсмены-любители, но жители и соседних городов, и из более отдаленных территорий — Москвы и Санкт-Петербурга, один из них приехал даже из Новосибирска. Постоянными участниками являются члены Porsche Club Moscow, которые таким образом продлевают гоночный сезон. После закрытия сезона Porsche Sport Challenge 26 сентября на Moscow Raceway владельцы быстрых и подготовленных автомобилей прибыли в Абрау-Дюрсо.
Один из них — Владимир Драгунов, уже дважды становившийся победителем сезона Porsche Sport Challenge в своем классе, уже не в первый раз принимает участие в горных гонках и привез сюда Porsche GT3RS, знакомый многим благодаря ядовито-зеленой раскраске в стиле «Monster» и надписи «See you in Hell» — «Увидимся в аду». Эта надпись часто не дает покоя соперникам, ведь они наблюдают ее на нижней планке заднего антикрыла, но в ее смысле не кроется ничего угрожающего: речь идет лишь о «Зеленом аде» Нюрбургринга, фанатом которого является Владимир.
В этом году на Горную гонку в Абрау-Дюрсо собралось порядка 30 участников, и, по словам одного из организаторов Сергея Голубя, все эти люди — проверенные, уже прошедшие вместе огонь и воду и имеющие опыт выступления в подобных соревнованиях. Новых участников к подобным соревнованиям организаторы допускать особе не спешат: уж слишком сложная трасса со спусками, подъемами, трамплинами и высокими скоростями предлагается спортсменам. В этот раз всем участникам предстояло пройти по четыре попытки в каждую сторону на четырехкилометровом перекрытом асфальтовом участке, большая часть которого расположена между скалами и обрывом в районе пляжа Дюрсо. СУ1 назывался «Дюрсо», СУ2 — «Утриш». Лучшее время в каждом проходе бралось в зачет.
Всего участники распределялись по четырем классам:
10 октября помимо двух нулевых экипажей на старт вышли шесть автомобилей в классе Sport A — среди них два Renault Megane RS, Mitsubishi Lancer Evo IX, Porsche 924, BMW M3 E46 и редкая и интересная TVR Chimaera. К сожалению, мотор Chimaera, которую ее владелец собирал и готовил на протяжении нескольких лет, не выдержал серьезного напряжения и эффектно взорвался на финише одного из спецучастков. По техническим причинам сошел и один из Renault Megane RS. Остальные участники благополучно добрались до финиша.
В классе Sport В в этом году участников не оказалось, а вот Super Sport A собрал максимальное количество автомобилей — 13. Основную массу составляли владельцы самых разнообразных Porsche: от 911 Carrera и Turbo до Porsche GT3. Сюда же входили BMW M4, BMW M2 Competition и доработанный Mitsubishi Lancer Evo IX. Отдельный зачет «Cayman GT4» составили владельцы нескольких Porsche 718 Cayman GT4.
Класс Super Sport В вместил в себя в основном Porsche Turbo S, но под эти характеристики подошли также Mercedes-AMG GT S, Porsche GT3 и GT3RS.
Победу в абсолюте одержал Владимир Драгунов (Porsche 911 GT3 RS), вторым стал Николай Гадецкий (Porsche 911 Turbo S), третье место занял Владимир Клявин (Porsche 911 Turbo S).
По словам Николая Гадецкого, горная гонка в Абрау-Дюрсо для него это «гонка друзей», людей, которые хорошо знают друг друга и собираются в этом месте каждый год, чтобы получить очередной заряд положительных эмоций. Тем не менее здесь появляются и новые лица, которые отлично вливаются в компанию. И для них организаторы из команды «Russian Hill Climb» придумывают и новые события, например, штурманское ралли, которое поможет участникам вкатиться в трассу и почувствовать возможности — свои и автомобиля.