Америка встретила всех жаркой погодой (воздух до +30, асфальт до +40) и чистым небом. Это был один из немногих уикендов за вторую половину сезона, когда в день гонки обошлось без осадков. В свободных заездах преимущество было в основном на стороне Mercedes, и если бы не списанные круги, они возглавляли бы таблицы заездов: в первой практике Боттаса и Ферстаппена вообще разделяла почти секунда, но к субботе Red Bull сумели подобрать нужные настройки, и в квалификации маятник качнулся в другую сторону: теперь уже «Быки» привозили Мерседесу с круга по 0,1-0,2 секунды. Но такая разница — это, в принципе, ничто во время гонки, и значение могли иметь стартовая позиция, умение работать с шинами и стратегия пит-стопов.
Макс Ферстаппен одержал 18-ю победу в своей карьере и уже восьмую в этом сезоне, в то время как на счету Льюиса в этом году всего пять побед. Их разделяет 12 очков, а впереди еще пять гонок, тем не менее создается впечатление, что титул Хэмилтон уже проиграл, и каждое новое очко в пользу Макса — это своеобразный гвоздь в шансы Льюиса. Макс выглядит сильнее и напористее, хотя перевес совсем незначительный, а Хэмилтон не думает уступать, и тем интереснее зрелище ожидает нас на последних этапах.
Но в Остине в сражении за победу надо отдать должное Хэмилтону. Он выглядел собраннее, быстрее и настойчивее, и очевидно, что его нежелание общаться с командой на финише, на которое все обратили внимание, это прежде всего физическая усталость после выматывающей гонки.
Хэмилтон отлично провел старт, и, несмотря на то что Макс фактически выдавил его за белую линию выезда с питлейна, удержался на трассе и уже в первом повороте опередил Red Bull — также не оставив ему вариантов кроме как выехать за пределы трассы. К тому же и на старте реакция Льюиса была на 0,03 секунды лучше, чем у Макса.
За всю гонку оба пилота не совершили ни одной ошибки, и им обоим хочется поставить отличные оценки за проведенный Гран-при. Да, уже после первого пит-стопа Максу было чуть легче вести свою гонку, т. к. благодаря правильной стратегии он шел первым, а Хэмилтону приходилось его догонять, но любая его оплошность стоила бы потерянных секунд. Не тратили пилоты времени и на психологические войны: вы заметили, эфир был абсолютно чист от жалоб на шины, автомобили и друг друга?
Зато во время второй тренировки гонщики позволили себе немного развлечься. На стартовой прямой они некоторое время ехали бок о бок на максимальной скорости, после чего Хэмилтон все же опередил пилота Red Bull и вошел в поворот первым. Ферстаппен по радио назвал его тупым идиотом и показал средний палец.
Техническое противостояние Red Bull и Mercedes мы наблюдаем весь сезон: то одни прибавят, то другие. Та разница, которую Red Bull получил после Гран-при Франции, обновив картографию двигателя, уже полностью «съедена» Мерседесом, более того, и немецкая команда сумела прибавить в мощности начиная с Сильверстоуна. Это вызвало очередную волну сражений команд за кулисами гонок, а Эдриан Ньюи и вовсе обвинил Mercedes в том, что они нечестным способом получили несколько дополнительных киловатт энергии.
В ответ на обвинения в нелегальных задних крыльях Red Bull шумит про немецкие запрещенные активные подвески, и вся эта информационная война между различными командами длится на протяжении всей истории Ф1. Но вот что интересно — у австрийской команды явно были проблемы с определенными настройками автомобилей, когда те испытывали то избыточную, то недостаточную поворачиваемость. Перед Остином Хельмут Марко в одном из интервью обмолвился, что в строй вернулся Эдриан Ньюи, который отсутствовал из-за того, что попал в аварию на велосипеде. И теперь он уж точно решит проблему дисбаланса, от которого страдает RB. «Он сразу разобрался, что помешало нам ехать быстрее в Турции», — сказал Марко. Так все и получилось.
В США обе машины фактически сравнялись между собой по скорости и производительности. Это было заметно по тому, как на первом отрезке гонки Ферстаппен, даже находясь в зоне DRS, не мог догнать Хэмилтона и просто убивал шины. То же самое, скорее всего, произошло бы и на финальных кругах, если бы Льюис успел попасть в зону DRS Макса. Грязный воздух компенсировал бы преимущество от открытого заднего крыла, а шины на Mercedes, даже будучи на восемь кругов свежее, уже были испорчены во время длительной погони.
Был ли шанс выиграть эту гонку у Хэмилтона? Да, безусловно. Проблема у Mercedes возникла опять на уровне стратегии. А стратеги Red Bull дважды переиграли на трассе Mercedes, сведя на нет все заслуги Хэмилтона в первом повороте. Удивительно, как Mercedes уже в который раз наступает на одни и те же грабли по поводу андеркатов на пит-стопах.
Даже в первом случае, когда Ферстаппен сам попросился на пит-стоп, испортив шины в попытке обогнать Mercedes, шансов у Черных стрел провести пит-стоп раньше Red Bull было немного, но они все же были. Достаточно было следить за соперником и позвать Льюиса на пит-стоп на том же круге. Он был впереди и, скорее всего, впереди бы и вернулся. Если бы после этого Макс не заехал на пит-стоп, оставшись на трассе, произошло бы зеркально то, что произошло у Хэмилтона. Макс начал бы терять темп и в итоге откатился еще дальше.
Второй вариант был совершить пит-стоп на следующем круге, но Mercedes предпочли оставить своего лидера на трассе еще на три круга, теряя почти по секунде с круга.
Ладно, будем считать, что в первый раз они совершили ошибку, но сделали правильные выводы. Однако нет. Они позволяют Red Bull и второй пит-стоп провести раньше и сделать еще один андеркат, предполагая, что на финише резина Льюиса будет свежее и он сумеет пройти Ферстаппена. Вероятно, команда исходила из того, что, соверши они пит-стоп через 14 кругов после первого, к концу гонки у них могли «закончиться» шины, а Red Bull в этом случае предпочел бы растянуть свой второй отрезок. Но это была бы та еще лотерея, выиграть в которой шансов у Хэмилтона было очевидно больше.
Резина и работа с ней сыграли решающую роль в Остине. Pirelli привезли в США средние составы шин — С2, С3 и С4, но уже первые практики показали, что комплект «софт» расходуется слишком быстро, и большинство команд предпочли оставить на гонку оба выданных комплекта «хард».
Для старта подавляющее число пилотов предпочло использовать медиум — за исключением Карлоса Сайнса и Юки Цуноды, которые стартовали в Топ-10 и использовали во втором сегменте шины софт.
Возможно, Ferrari и AlphaTauri предполагали, что это даст им дополнительное преимущество на старте, однако в случае с Сайнсом такая тактика не сработала. Два McLaren буквально зажали его на старте, а Риккардо еще и сумел обогнать. В случае с Цунодой ситуация сложилась противоположная: он сумел обойти и Пьера Гасли, и Валттери Боттаса и обосноваться на восьмой позиции.
В целом же на протяжении гонки хард оказался явно более предпочтительным: после стартового отрезка на медиуме большинство пилотов перешли именно на самые жесткие шины. Альтернативной тактики придерживались те команды, у которых просто не осталось второго комплекта hard. Вероятно, они руководствовались возможностью получить на медиуме больше возможностей для атаки.
Также два медиума в первой части гонки использовал и Серхио Перес, но и он существенно отставал от двух лидеров. Правда, у Переса была еще и своя война: на втором круге у него отключилась подача воды, и всю гонку он ехал на сухую.
Трасса в Техасе известна своими кочками и провалами, которые возникают из-за нестабильного грунта. Проблемы у Формулы 1 здесь возникали и в 2019 году, когда Феттель сломал подвеску, и в этом году, когда мотогонщики приехали сюда на соревнования в начале октября. На самом деле руководство трассы заменило порядка 40% покрытия после ГП-2019, однако проблемы остались. В начале гоночной недели на трассе произвели ремонт еще нескольких участков, сравняв самые крупные кочки, но и это не помогло.
Во время первой гонки женской серии W Series в субботу одна из пилотесс Эбби Тон получила компрессионный перелом позвоночника. При этом она не участвовала ни в каких инцидентах, и это, скорее всего, произошло из-за того, что ее тряхнуло на кочке.
В заездах Формулы 1 также возникали проблемы, связанные с качеством трассы. На 14-м круге и-за проблем с подвеской сошел Пьер Гасли, а к 49-му кругу оказалось разрушено заднее антикрыло на автомобиле Фернандо Алонсо. Причем ни та, ни другая машина явных повреждений этих элементов ни в каких инцидентах не получали.
Это сражение можно назвать гвоздем всей программы, но началось оно задолго до Остина. После ГП Турции отрыв McLaren on Ferrari составлял всего 7,5 очка, но до этого был на десять очков больше. Как мы помним, Зак Браун даже отказался обсуждать возможность пригласить на свободную практику в Мексике мексиканского же пилота «Индикара» Пато О’Уорда, мотивируя это тем, что для соперничества с Ferrari дорога каждая минута.
Ferrari на самом деле прибавляет с каждой гонкой, а их новая гибридная система, которую они впервые использовали в Сочи, позволяет держать высокий темп на протяжении всей дистанции.
Сражение в Техасе началось с первых метров гонки. В квалификации обе Ferrari опередили McLaren, но Риккардо и Норрис не собирались сдаваться. Мягкие шины Сайнса, на которых он сумел квалифицироваться позади Шарля Леклера, были скорее его слабым местом, нежели преимуществом, т. к. он стартовал с полным баком. Когда Карлоса перед гонкой спросили, хотел бы он теоретически поменять шины и стартовать на более жестких, он ответил: «100%».
Уже в самом начале гонки Норрис начал атаковать Сайнса, но оба выехали широко и тем самым открыли траекторию для Даниэля Риккардо, который воспользовался ситуацией и прорвался на пятое место. На восьмом круге Ландо Норрис также сумел пройти Сайнса, но тот вернул позицию, а затем совершил первый пит-стоп.
В итоге Норрис все же не сумел обойти Карлоса Сайнса, финишировав в полутора секундах позади него. А темп Шарля Леклера в этот раз вообще был невероятным. Леклер провел идеальную гонку, опередив Риккардо на 25 секунд на финише и проиграв Пересу всего десять секунд. Да, Серхио ехал без воды, и ему было непросто, но темп Ferrari говорит сам за себя. Они сократили отставание от McLaren до 3,5 очка, и если «Маки» ничего не придумают, уже в Мексике Скудерия может выйти на третье место в Кубке конструкторов. К тому же McLaren нужно немного потренироваться на пит-стопах — провести двойной пит одинаково быстро для обеих машин они не смогли, и в итоге у Норриса остановка затянулась до 3,4 секунды.
Такое впечатление, что Юки Цунода объявил Mercedes личную войну. Мы помним, как в Турции он долго сдерживал Льюиса Хэмилтона, рассказав после финиша, что очень хотел помочь Максу Ферстаппену выиграть гонку. В Остине он постарался обезвредить Валттери Боттаса, который после штрафа за очередную замену ДВС откатился на пять позиций вниз и стартовал прямо перед Цунодой.
На старте японский пилот рванул вперед и прошел не только Боттаса, но и собственного партнера по команде, а затем на протяжении нескольких кругов отчаянно сдерживал Mercedes. После своего пит-стопа Цунода откатился назад, но затем и Валттери после смены шин на 15-м круге вновь оказался позади AlphaTauri. И только на 21-м круге Mercedes сумел вырваться вперед.
То ли Цунода решил таким образом отблагодарить Red Bull за контракт на второй год и взять на себя роль дублера Серхио Переса, то ли ему что-то шепнули, похвалив за результаты в Турции, но факт остается фактом: Юки существенно помог Red Bull сократить отставание от Mercedes в Кубке конструкторов. Разница теперь составляет всего 23 очка вместо 36 после Турции.
Ну а сам Юки занял вполне заслуженное девятое место, принеся команде два очка в Кубке конструкторов. И, кстати, не допустил ни одной ошибки по ходу гонки.
Что касается Боттаса, то он провел еще одну невнятную гонку — и это после абсолютного доминирования в Турции. Остается только понять — это в Стамбуле была случайность или все же еще есть надежда увидеть Валттери, готового сражаться за свою репутацию?
Выступление Alpine в Техасе — это то, о чем даже не хочется вспоминать. На протяжении всей гонки Alpine сражались с Alfa Romeo, и это была красивая и достойная борьба двух команд, если только постараться забыть, что Alpine — заводской коллектив, ставящий себе цели через пять лет начать борьбу за победы в Кубке конструкторов. Зато вот обе Alfa Romeo были явно в ударе, и Кими Райкконен вполне мог финишировать в очках, если бы не его поздний разворот по собственной неосторожности на 53-м круге гонки.
Эстебан Окон, стартовавший 11-м сразу перед Антонио Джовинацци, выпал из борьбы на первых же кругах после столкновения с итальянцем. У него было повреждено переднее крыло, пришлось заезжать в боксы для замены. Откатившись на последнее место после возвращения на трассу, он так и не сумел совершить никакого прорыва, а на 40-м круге его попросили вернуться в боксы и сойти из-за технических проблем, пообещав объяснить все уже в расположении команды.
Отдельного упоминания заслуживает борьба на трассе Фернандо Алонсо — даже в том контексте, что она происходила преимущественно с пилотами Alfa Romeo. Алонсо доставил массу удовольствия своим болельщикам и не только им, непрерывно сражаясь то с Кими Райкконеным, то с Антонио Джовинацци. Борьбу двух экс-чемпионов-старперов и их небольшое столкновение на 16-м круге можно показывать отдельным видеороликом, все равно будет интересно.
На 16-м круге Райкконен атаковал Алонсо. Алонсо вышел широко в первом повороте, не оставив места Райкконену, но на самом деле казалось, что борьба между пилотами происходит хоть и на грани, но честно. Обе машина легко столкнулись, но все равно в воздух полетели обломки оперения. В итоге Райкконен обошел Алонсо и устремился вслед за своим напарником, оставив испанца возмущаться своим маневром.
Сражение Алонсо с двумя Alfa Romeo на этом не закончилось. Несколькими кругами позже Кими обогнал Джовинацци, оставив того на растерзание Алонсо. Дуэль произошла на 21-м круге, когда теперь уже Джовинацци вынудил Алонсо выйти очень широко. Алонсо сумел пройти итальянца, но затем мы услышали переговоры в эфире между Майклом Маси и Alpine, где было сказано, что Алонсо получил за счет этого преимущество и теперь должен вернуть позицию или же ему грозит пять секунд штрафа. Алонсо вернул и тут же вновь бросился в атаку.
На 25-м круге произошла зеркальная ситуация между Алонсо и Джовинацци, и на этот раз уже итальянцу велели вернуть позицию.
На 49-м круге у Алонсо возникли проблемы с задним антикрылом, он был вынужден сойти в гонке, но его сражения с двумя Alfa Romeo стали красивейшими моментами в этом Гран-при.
FIA нужно что-то делать со всеми этими правилами по списанию кругов и возвращению позиций. С одной стороны, понятно, что их задача — строго регламентировать все происходящее на трассе и стараться сделать гонки максимально честными и безопасными, но, с другой стороны, все подобные меры вызывают большое нарекание у зрителей, которые не могут понять, почему за нарушение границ в одном месте трека быстрый круг у пилота списывают, а в другом — нет.
Стремление сделать гонки более зрелищными приводят к понятным действиям по уравниванию регламента и машин, но не значит ли это, что пилотам нужно давать чуть больше свободы в пределах трассы, а ограничения сосредоточить в области политических выступлений и других таких же моментов?
Следующий Гран-при состоится в Мексике уже через две недели. Затем еще один этап пройдет в Бразилии, а затем Формула 1 переедет в арабские страны.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:34:36,552 | 195,586 | 2 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +1,333 | 195,540 | 2 |
3 | С. Перес | Red Bull | +42,233 | 194,142 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +52,246 | 193,802 | 2 |
5 | Д. Риккардо | McLaren | +76,854 | 192,974 | 2 |
6 | В. Боттас | Mercedes | +80,128 | 192,864 | 2 |
7 | К. Сайнс | Ferrari | +83,545 | 192,749 | 2 |
8 | Л. Норрис | McLaren | +84,395 | 192,721 | 2 |
9 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 190,962 | 2 |
10 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 190,894 | 2 |
11 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 190,577 | 2 |
12 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 190,106 | 2 |
13 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 189,993 | 2 |
14 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 189,909 | 2 |
15 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 188,864 | 2 |
16 | М. Шумахер | Haas | +2 круга | 188,407 | 2 |
17 | Н. Мазепин | Haas | +2 круга | 185,550 | 3 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:38,485 (41-й круг, 201,521 км/ч)