Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Баха «Сталинград»: без КАМАЗов, зато по уши в песке
27.10.2021 | 2638 просмотров

Баха «Сталинград»: без КАМАЗов, зато по уши в песке

РЕПОРТАЖ
Автор: Максим Плюхин
Фото: Сергей Беляков
Источник: Дром
С 21 по 24 октября 2021 года в Волгоградской области состоялся четвертый (предпоследний) этап чемпионата России по ралли-рейдам 2021 года. Попутно прошел одноэтапный чемпионат Волгоградской области. Эта гонка определила чемпионов страны среди грузовиков, до предела накалила обстановку турнирной таблицы в других классах и, пожалуй, она реально может считаться наиболее сложной в ЧР. Почему этот так — в репортаже корреспондента Дрома, участвовавшего в гонке, расскажут сами спортсмены.

Баха «Сталинград» собрала 32 экипажа в пяти зачетных группах: «Абсолютный» (в основном прототипы Т1), «Рейд Спорт» (спортивные внедорожники), Т2 (серийные внедорожники), Т3 (мотовездеходы) и Т4 (грузовики). Чтобы состоялся грузовой зачет, команда «ГАЗ Рейд Спорт» выставила полноценный кворум из шести машин, поскольку флагманы отечественных внедорожных гонок из Набережных Челнов в Волгоград не приехали из-за плотной подготовки к «Дакару»-2022.

Начнем с особых слов благодарности, которыми спортсмены щедро осыпали оргкомитет гонки. При надвигающихся ковидных ограничениях организаторы смогли не просто провести соревнования, а сделали все по-настоящему качественно! Еще в мае разведали трассу, затем летом ее несколько раз перепроверили. В качестве бивуака выбрали летнюю турбазу, удаленную от цивилизации — она в октябре уже была закрыта, что и позволило в рамках рекомендаций Роспотребнадзора спокойно собрать гонщиков, каждый из которых предоставил свежий отрицательный ПЦР-тест, сертификат о вакцинации или же справку о наличии антител к коронавирусу.

Наконец, отдельной похвалы заслужила трасса. Почти 850 километров скоростных участков с довеском из 400 км дорожных секций были насыщенными: за четыре дня экипажи смогли и промчаться по степи на высоких скоростях, и вдоволь пробороздить коварные пески. Пролог и третий день гонки были сплошь в песках, а второй и четвертый дни организаторы отвели скоростным грунтовым дорожкам, где средняя скорость у некоторых машин была свыше 100 км в час. Достойная заявка на то, чтобы волгоградский этап в перспективе обосновался в календаре российских ралли-рейдов!

Тяжелые не значит медленные

Обзор гонки открывает грузовой зачет. Пусть «КАМАЗ-мастер» пропустил данный этап чемпионата России, команда «ГАЗ Рейд Спорт» порадовала зрителей достойным темпом. Здесь стартовала тройка ГАЗ «Садко» Next и три «хлебовозки» ГАЗ «Садко» Спорт.

Сразу стало очевидно, что за победу в чемпионате России будут бороться Алексей Хлебов и Александр Филякин, которые увезли с предыдущей гонки в Ульяновске бронзовые награды. Почему очевидно?! Потому что их коллега Михаил Шкляев добыл титул двумя годами ранее, а экипажи на «Садко» Спорт вряд ли могли что-то навезти своим товарищам по команде, «Садко» Next на трассе выглядит как-то увереннее.

К тому же победители Кубка России 2021 года Александр Семенов и Олег Нежнов вместе с Александром Андреевым и Владиславом Витяевым ограничились только 19-километровым прологом гонки, после чего сразу две машины «Садко» Спорт отказались от дальнейшей борьбы.

Алексей Хлебов и Александр Филякин спокойно прошли второй день гонки. Затем без штрафов и особых проблем с навигацией одолели пески третьего дня. Наконец, в итоговой классификации они приехали на первое место. Пилот грузовика рассказал: «Мы отлично ехали, достаточно быстро. Была понятна цель — победа в чемпионате России. Формально она была близка, но упустить ее можно было в любой момент, ведь для грузовиков это заключительная (третья) гонка сезона. Считаю, что все сложилось благополучно. Здесь интереснее, чем трассы в Астраханской области — там переехал пару песочниц, и все. А тут я даже немного устал рулить, но ездой по песку насладился».

Штурман Александр Филякин добавил, что экипажу не пришлось копать, поскольку в песке они не застревали: «Мы сами выбирали дорожки и почти идеально угадали — какое давление в шинах выставить. Не допускали ошибок. В дорожной книге третьего дня был недочет — вместо курса 20 был прописан курс 320. Мы повернули в сторону от следов, которые шли, как потом оказалось, верным курсом, и стали прокладывать свою дорогу в песке. Прошли до следующей позиции, где должна была открыться точка — она не открылась. Чуть поплутали, но в итоге нашли нужную дорогу».

Алексей Хлебов и Александр Филякин — чемпионы России 2021 года в грузовом зачете

Второе место грузового зачета бахи «Сталинград» завоевали Михаил Шкляев и Владимир Моисеев, а третьими стали Александр Лагута и Вячеслав Гущин.

Кто здесь самый быстрый?!

Официально зачет Т1 в чемпионате России не разыгрывается. Поэтому скоростные прототипы этой категории сражаются преимущественно в абсолютной классификации. Уже привычно с претензиями на призовые места тут выступили Владимир Васильев и Денис Кротов на Mini Cooper, Андрей Новиков на G-FORCE Bars и ряд титулованных пилотов на мотовездеходах категории Т3, например, Борис Гадасин с его G-FORCE T3GF и др.

Пролог на столь длинной гонке особой роли не сыграл. Владимир Васильев и Олег Уперенко по итогам второго дня обосновались за Денисом Кротовым с Константином Жильцовым. Ехать «газ в пол» понравилось всем. «Этот день пролетел быстро! Около 110 км/ч вышла средняя скорость! Всю дорогу едешь в отсечке, эпизодически разгоняясь до 180. Очень хорошая трасса — грунт плотный, и даже после прохождения всего спортивного канала, думаю, не особо изменилось покрытие. На первом спецучастке дня в одном повороте проехали прямо по инерции и потеряли время, а уже второй спецучасток прошли без каких-либо приключений», — поделился Владимир Васильев.

Владимир Васильев и Олег Уперенко существенно укрепили свои позиции в ЧР на волгоградской гонке

В ходе бескомпромиссных баталий «Сталинграда» уже после второго этапа из борьбы были вынуждены выбыть Богдан Вавренюк с Артемом Терентьевым — на их прототипе ГАЗ-67 пополам разломилась рама. На Mini Cooper Works Rally Кротова-Жильцова было разбито лобовое стекло, на бивуаке говорили, что причиной технического схода послужила вышедшая из строя тормозная система и поломка турбины.

Победу в гонке праздновали Васильев с Уперенко. Второе место заняли Андрей Новиков и Андрей Рудницкий, а третью строчку абсолютного зачета забронировал единственный девичий экипаж — Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова.

Маленький и шустрые

Мотовездеходы на этой гонке выглядели здорово! Пески им не страшны. Да и сам по себе список участников внушал трепет. Компанию упомянутым выше грандам отечественных ралли-рейдов составили SSV триумфаторов «Дакара» Сергея Карякина и Алексея Шмотьева, «игроки» Кубка мира по бахам Павел Лебедев и Кирилл Шубин и другие титулованные товарищи.

Алексей Шмотьев и Антон Власюк после пролога возглавили класс Т3 и заняли первую строчку абсолютной классификации. Вторыми были Армен Пузян и Евгений Загороднюк из петербургской команды Nakusi Racing Team. Но на следующих этапах их безжалостно «подвинули» машины Нифонтовой-Жадановой и Лебедева-Шубина. Именно эти экипажи шли в авангарде когорты мотовездеходов на втором, третьем и четвертом этапах, лишь в последний день гонки подпустив к себе опытного Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова, а также Сергея и Юлию Карякиных.

«Все дни борьба за лидерство у нас шла с экипажем Павла Лебедева и Кирилла Шубина (победителями этапа Кубка мира в Марокко), и парни показывали очень впечатляющие времена, — рассказала Анастасия Нифонтова. — По пилотажу я объективно не дотягивала. На СУ 3 в арчединских песках была неточность с курсом в дорожной книге, где мы с Катей разобрались практически идеально, а некоторые экипажи глобально заплутали. Это вывело нас в лидеры перед финальным днем с запасом в 3,5 минуты, но организаторы решили пересмотреть результаты и вернули время «потеряшкам». Так мы откатились на второе место на 3,5 минуты от лидера. Кстати, именно в этот день были два очень забористых круга, где технике досталось по полной».

Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова на бахе «Сталинград» изящно объехали мужские экипажи

«Наш «Крош» (Так Анастасия ласково называет свою машину, — прим. авт.) начал просить о пощаде на 20-м километре второго круга жалобным железным постукиванием в подвеске, а впереди еще было 130 км жесткого бездорожья. Пришлось сбавить темп и беречь «малыша». На финише выяснилось, что после неудачного приземления в яму лопнул и погнулся передний верхний рычаг, плюс образовался огромный люфт в одном из шарниров угловых скоростей, так что сбавить темп было верным решением», — добавила Анастасия.

Это решение позволило девчатам не только победить в Т3, но и, как уже было сказано, увезти с собой трудовую бронзу абсолютной классификации. В тройке призеров Т3 с ними оказались Вадим Федотов и Александр Куприянов, а также Алексей Шмотьев и Антон Власюк. Бориса Гадасина, увы, настигли технические неполадки — он сумел классифицироваться лишь седьмым. А Павел Лебедев вовсе «сложил оружие», оформив технический сход.

УАЗ начинает… и проигрывает

В категории «Рейд Спорт» тоже все было очень интересно и драматично. И без сходов, увы, не обошлось. УАЗ-пикап Михаила Кутинова и Максима Плюхина собирался дать бой коллегам из другой заводской команды — Алексею Игнатову с Евгением Павловым на ГАЗели Next, а получилось так, что ресурс техники ульяновцы израсходовали на первом же скоростном участке.

Машина эпизодически испытывала проблемы с системой охлаждения. Вроде бы к старту бахи «Сталинград» экипаж их устранил, но за 3 км до финиша пролога из-за температуры мотора под 120 градусов расплавилась оплетка тросика газа. Газ заклинило, и пока экипаж подыскивал безопасное место для остановки — почти полностью сгорело сцепление. В результате пикап прибыл на финиш дня лишь при помощи Евгения Яковлева и Виктора Шитикова на УАЗе Карго. Но продолжить гонку не удалось. Помимо сгоревшего сцепления были выявлены другие повреждения агрегатов, и вместо эпической битвы был зафиксирован первый за три года сход.

УАЗ-пикап ждут основательные восстановительные работы, чтобы достойно выступить на финальной гонке в Ростове

Соперники, понятное дело, о неполадках УАЗа переживали мало. Алексей Игнатов и Евгений Павлов стремительно форсировали волгоградские пески, зная, что вместе с ними в канале едут Алексей Мальцев и Александр Русанов. В ходе второго этапа помощь сокомандников позволила им не сойти с дистанции.

Очень достойно выглядела Toyota Land Cruiser 80 Алексея Богодистова и Владимира Черноситова, наступавшая «на пятки» ГАЗелям. А Михаил Расторгуев и Петр Пономарев выдали такой ударный второй этап, что их Nissan Pathfinder занял четвертое место в абсолютной классификации, показав на двойном проезде 150-километрового спецучастка второго дня среднюю скорость свыше 100 км/ч — на одном уровне с прототипами! Правда, столь стремительного темпа машина не выдержала, и на финише гонки экипаж был с огромным довеском под 40 штрафных часов.

Land Cruiser 80 команды АСК «Вираж» — один из наиболее быстрых и заметных автомобилей в российских ралли-рейдах

Богодистов–Черноситов накануне заключительного отрезка почти в 230 километров остались без третьей и четвертой передач. Благо механики заменили КП, и эффектная 80-ка не просто успешно финишировала, а замкнула призовую тройку вслед за ГАЗелями Next Игнатова–Павлова и Мальцева–Русанова.

Кстати, Алексей Мальцев — штурман, а в этой гонке ротация пилота 1 и пилота 2 в экипаже была обусловлена необходимостью добрать количественный состав участников сезона, чтобы чемпионат России вообще был признан состоявшимся. Еще один малозаметный, но весомый «кирпичик» команды «ГАЗ Рейд Спорт» в фундамент всего чемпионата России.

Алексей Игнатов и Евгений Павлов после бахи «Сталинград» почти на 100% застолбили себе титулы чемпионов России 2021 года

Что касается команды «УАЗ Спорт», то разумеется, ресурсы целого автозавода должны позволить экипажу восстановить машины, чтобы стартовать на финальной гонке в Ростовской области в ноябре. Почему «машины»? Потому что второй автомобиль команды — УАЗ Патриот — тоже недолго продержался в обойме бахи «Сталинград».

Дуэлянты на Toyota

Так сложилось, что в классе серийных внедорожников Т2 главными действующим лицами стали исключительно экипажи на Land Cruiser. Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин на УАЗе пролог проехали, и даже с неплохим временем, но второй день соревнований стал фатальным — множественные поломки выключили ульяновских спортсменов из дальнейшей борьбы.

Андрей Сушенцов и Дмитрий Павлов из команды «S&A Racing» умело противостояли натиску обладателя Кубка мира Алдиса Вилцанса со штурманом Александром Горьковым. Внедорожник Сушенцова последовательно штамповал лучшие времена: на прологе, на СУ2 и на СУ3, но в песках третьего этапа Вилцанс все же опередил Сушенцова. А позади уже накатывал черный Land Cruiser сокомандников латышского пилота — Антона Мельникова и Антона Николаева, но прорваться вперед Сушенцов с Павловым им не позволили.

Экипаж «S&A Racing» лидировал всю первую половину бахи «Сталинград»

Наградной подиум гонки составили победители Алдис Вилцанс и Александр Горьков, серебряные призеры Андрей Сушенцов и Дмитрий Павлов, а также обладатели бронзы Антон Мельников и Антон Николаев из команды «NovgorodAutosport».

В битве тяжелых внедорожников Toyota победили многоопытный Алдис Вилцанс и его штурман Александр Горьков

Ждем гранд-финал

В чемпионате Волгоградской области было заявлено всего семь машин, а награды в итоге разобрали с первого по третье место: Алексей Шмотьев и Антон Власюк, Алексей Тузов и Павел Емелин, а также Андрей Сушенцов и Дмитрий Павлов.

Пока нельзя утверждать, что победители и призеры определены во всех зачетах чемпионата России по ралли-рейдам 2021 года. Уже идет прием заявок на финальную гонку сезона — баху «Тихий Дон». Если не вмешаются никакие непредвиденные обстоятельства, то итоги чемпионата подведут с 18 по 22 ноября 2021 года в Ростовской области. Дистанция заключительной гонки сезона будет менее 500 километров, что предвещает напряженную борьбу.

 

Фотобонус

Комментарии

Юрий
Хабаровск
Интересно, спасибо!
10
1
Ответить
сергей.с.
Иркутск
КЛАССНО.
2
2
Ответить
dmitry e
УАЗ, УАЗ....
1
2
Ответить
Exact
Не понял, а где Тахо с Эскалейдами?
4
 
Ответить
Владимир_Ветер
Exact
Не понял, а где Тахо с Эскалейдами?
Они пронеслись быстрее скорости света и корреспонденты их не заметили. Ищи их в комментариях ябывзялов в статьях о Крузаке
3
1
Ответить
АМК
Настька молодец.
1
 
Ответить
koresh
Абакан
Что такое баха?
2
 
Ответить
19806268
koresh
Что такое баха?
Полуостров в Мексике.
2
 
Ответить
16423520
koresh
Что такое баха?
Бахой называют короткий ралли-рейд до 1000 км. Как раз, по названию местечка нп границе США и Мексики, где впервые провели такую гонку.
 
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!