Предполагалось, что о сделке будет объявлено во время Гран-при США, а Ральф Шумахер уверял, что она уже заключена.
Однако уикенд Гран-при США день за днем подходил к концу, а обещанной информации все не было. И вот уже сейчас сообщается о том, что сделка не состоится — по крайней мере, в ближайшее время и на оговоренных ранее условиях.
Более того, тот факт, что Andretti отказались от приобретения Sauber, отразится не только на фигурантах контракта, но и повлияет на весь автоспорт, включая и такие серии, как Formula E.
Что же случилось, и почему контракт, называемый «сделкой века в Формуле 1», так и не состоялся?
Предлагаем вам дайджест мнений экспертов в области автоспорта о том, какое влияние окажет несостоявшийся контракт на команды, пилотов и целые серии.
Компания Andretti искала путь выхода на Формулу 1, чтобы создать по-настоящему американскую команду, и одним из вариантов видела покупку контрольного пакета акций Sauber/Alfa Romeo F1. Майкл Андретти предполагал приобрести 80% акций Islero Investments, и все к тому и шло, т. к. владелец Sauber, шведский миллиардер Финн Раузинг, назвал ту цену, которую Андретти был готов заплатить.
Слухи о том, что уже произошло финальное согласование условий сделки, и теперь дело осталось за малым — подписать все документы, появились накануне Гран-при США. И привели к тому, что некоторые люди в паддоке Формулы 1 предположили, что это даже не просто формальность, а сделка уже была успешно заключена.
Но как выяснилось позже, шансы на заключение сделки были далеко не столь высоки, как предполагалось. В момент, когда переговоры перешли уже в свою финальную стадию, условия «слегка» изменились.
Auto Motor und Sport сообщил, что Раузинг, помимо той стоимости, которую Андретти был готов заплатить за команду, захотел еще получить уплаченную авансом пятилетнюю гарантию в размере 50 миллионов долларов в год.
Эти деньги должны были гарантировать финансирование Sauber в том случае, если у команды возникнут какие-либо проблемы со спонсорством. Таким образом, подобное финансирование должно было помочь увеличить имеющийся бюджет команды и эффективно защитить ее в случае появления различных непредвиденных обстоятельств.
Такой поворот оказался довольно неожиданным для Андретти, более того, он существенно увеличил предполагаемые затраты, к которым компания оказалась не готова. Так что уже несколько источников сообщили, что сделки не будет.
В минувшие выходные генерального директора Sauber и руководителя команды Alfa Romeo F1 Фредерика Вассера попросили сообщить последнюю информацию о сделке с Андретти, и он ответил: «У меня нет абсолютно никаких комментариев. Это не мое дело. Я не участвую в такого рода обсуждениях, и у нас, как и ранее, не может быть никаких комментариев на эту тему. Я сосредоточен на управлении командой. Это вообще не мое дело».
Пока непонятно, как подобный поворот отразится на составе команды Alfa Romeo в 2022 году. Надо сказать, что в этом аспекте пилот Andretti Autosport IndyCar Колтон Херта никогда не казался реалистичным вариантом хотя бы потому, что у него крайне мало шансов получить суперлицензию уже на 2022 год. Некоторое время тому назад явным фаворитом считался Гуанью Чжоу.
Но Вассер на прошлой неделе намекнул, что неуверенность в том, кому будет принадлежать команда, могла отразиться и на подтверждении кандидатуры пилота, который займет место рядом с Валттери Боттасом.
«Конечно, право собственности на команду может повлиять на выбор пилота», — признал Вассер. — «Сложно представить, что владелец команды не будет участвовать в обсуждении ее состава. Но, опять же, у меня нет комментариев по этому поводу».
Теперь, если собственник команды не меняется, именно Вассер должен будет окончательно подтвердить состав пилотов в следующем сезоне. Скорее всего, самым вероятным вариантом окажутся все же Боттас и Чжоу, и с китайским пилотом будет заключен однолетний контракт. Лидер чемпионата Формулы 2 Оскар Пиастри явно уступает Чжоу в вопросе финансирования, так что это вариант менее вероятен.
Что касается Антонио Джовинацци, то, как ожидается, он не сохранит свое место в команде.
Если цифры верны и сумма, которую просили за Sauber, составляла около 600 миллионов евро, вы могли подумать: «Кто вообще будет платить такие деньги за одну из худших команд Формулы 1?».
Но на самом деле в этом есть определенный смысл, и очевидно, что Sauber не будет особо огорчен тем, что сделка не состоялась. Впервые появление новых финансовых потоков должно было увеличить текущий бюджет команды Alfa Romeo в 2022 году, подняв его до потолка в размере 145 миллионов долларов.
Те 50 млн долларов в год, которые просил Раузинг, могли бы эффективно защищать Sauber в случае негативных тенденций. Раузинг очень богат, любит команду и является большим поклонником Формулы 1. По сути, у Раузинга не было никаких особых мотивов продавать команду. Он мог бы постоянно ее финансировать, если бы действительно захотел.
Для него важным условием для заключения сделки стали бы чьи-то серьезные планы в отношении команды, которые помогли бы ее развитию. В его понимании будущий владелец команды никоим образом не рисковал бы ее будущим и был готов взять на себя определенные обязательства.
Для Майкла Андретти перспектива участия в Формуле 1 всегда была крайне серьезным вопросом, однако перспективы команды F1 не являются краткосрочным проектом, и даже компания с репутацией Andretti Autosport не имеет гарантий успеха.
У Майкла Андретти высокие стандарты. Безусловно, он хочет победить. Но мы понимаем, что Alfa Romeo в настоящее время далека от победы — даже ее ожидаемый шаг вперед в 2022 году означает лишь то, что она снова может войти в Топ-10 и начать регулярно сражаться за очки.
Представим себе, что Андретти купил команду и не добился быстрого успеха или, что еще хуже, переоценил потенциал команды? Вероятно, что после такого он захочет ее продать. От этого еще больше пострадает не только статус, но и общее состояние команды, которые скажутся на той стабильности, которая выстраивалась в течение нескольких последних лет.
Раузинг и Longbow Finance купили Sauber в 2016 году, заключили сделку с Alfa Romeo и вложили значительные средства в расширение штата команды и улучшение ее инфраструктуры. Сейчас команда довольно стабильна и имеет все шансы для последующего успешного развития. Это означает, что прекращение переговоров с Andretti не имеет очевидного значения для ее финансовых перспектив и никак не повлияет на ее возможное дальнейшее развитие.
Формула 1 сильно отличается от IndyCar, и успех в Соединенных Штатах не является гарантией успеха в Европе и Формуле 1. Факт свершения обозначенной сделки означал бы, что консорциум Andretti должен был взять на себя принятие всех командных решений и определение всех будущих направлений развития команды.
Поскольку Майкл Андретти участвует во многих проектах сразу, я не думаю, что он понимает объем всех обязательств, которые необходимо взять на себя, или количества времени, необходимого для достижения поставленных целей.
Он не был готов уделять Формуле 1 требуемого времени, когда выступал за McLaren, и я не вижу, что могло измениться с тех пор, даже если бы он вернулся уже не как пилот, а как босс команды.
Сейчас по-прежнему важно выставить в Формуле 1 американского гонщика. В этом чемпионате есть представители практически всего остального мира, так что американский гонщик — важная часть всего пазла.
Колтон Херта в этой роли был бы идеален. Сейчас он является одним из лучших гонщиков IndyCar, так что его переход в Формулу 1 стал бы отличным показателем общего уровня конкуренции IndyCar. Однако это совершенно не означает, что Колтон Херта был бы конкурентен в Формуле 1.
Хотя я совершенно уверен, что Тео Пуршер в любом случае окажется в Формуле 1 — неважно, с помощью Sauber или без нее — факт, что Andretti отказались от сделки с Sauber, определенно облегчит путь Пуршера в чемпионат.
Скорее всего, на 2022 год подпишут именно Гуанью Чжоу, который получит контракт на год. Но Фредерик Вассер высоко оценивает возможности и способности Пуршера, и, вероятнее всего, именно он займет кресло пилота в Sauber/Alfa Romeo в 2023 году.
Сейчас Пуршер, будучи дебютантом в Формуле 2, занимает пятую строчку в чемпионате. На его счету несколько побед и он отлично сражался в прошлом сезоне с Оскаром Пиастри в Формуле 3. В свои 18 лет Пуршер является одним из самых перспективных пилотов за пределами Формулы 1, а возможное поглощение Sauber компанией Andretti могло бы поставить под сомнение его появление в чемпионате мира, так как Колтон Херта явно бы получил приоритет над французом.
Теперь Пуршер может совершенно спокойно продолжать свои выступления как в финале этого сезона, так и в следующем году, зная, что его ждет место в Формуле 1.
Судя по тому, что сделка Andretti и Sauber не состоится, Колтону Херте предстоит долгая карьера в серии IndyCar.
На самом деле это довольно грустное событие с точки зрения фанатов обеих серий — ведь это означает, что им не доведется увидеть возможную отличную карьеру Херты в Формуле 1. И более того — они лишатся подобного прецедента для будущих аналогичных контрактов.
Хотя я очень высоко оцениваю потенциал Колтона Херты, я понимаю, что начинать свой путь в Формуле 1, не зная трассы или не имея опыта работы с командой, было бы совсем непросто. К тому же мы не можем знать, насколько конкурентной станет машина команды в следующем году, это, в свою очередь, сказалось бы на имидже команды и на формировании мнения о ней в интернете, что также может помешать ее будущему развитию.
Так что нет ничего ужасного в том, что сделка не состоялась. Херта может стать весьма успешным в IndyCar и создать себе имя, а IndyCar — сохранить новую яркую звезду. Для чемпионата, не слишком заинтересованного в любых событиях, происходящих за пределами Северной Америки, появление нового звездного пилота — очень важное событие, ведь он может стать отличным соперником Джозефу Ньюгардену в борьбе за следующие титулы.
Колтон Херта не являлся претендентом на место в Формуле E, однако его потенциальный переход в Формулу 1 мог повлиять на то, кто станет напарником Джейка Денниса в новой команде Avalanche Andretti.
Оливер Эскью и Кайл Кирквуд были основными фаворитами на это место, однако теперь, после того как Херта очевидно останется в IndyCar, похоже, именно Кирквуд может совместить неполный сезон IndyCar с постоянными выступлениями в Формуле E с командой Andretti.
Кирквуд одержал победу в серии в Indy Lights, однако теперь он вполне может провести следующую часть сезона в гонках в Формуле E. В календаре двух серий есть пересекающиеся этапы, но не исключено, что в эти моменты место Кирквуда в Формуле Е займет Оливер Эскью. И мы совершенно уверены, что Кирквуду хватит опыта и знаний, чтобы провести полноценный сезон в электрогонках — ведь у нас есть отличный пример Джейка Денниса, который сумел легко адаптироваться по Formula E, хотя до этого четыре сезона не выступал в классе формул.