Рынок пилотов потихоньку продолжает бурлить. Основное кипение улеглось после того, как были подписаны основные контракты, но далеко не все гоночные интересы заканчиваются Формулой 1. И особенно актуально такое замечание сейчас, когда началось активное сближение чемпионата мира Формула 1 с американской формульной серией IndyCar.
Как ни странно это звучит, но во многом стимулом к этому стал пример Ромена Грожана, который, покинув Формулу 1 при страшнейших обстоятельствах, нашел в себе силы не просто вернуться в гонки, но и проехать сезон-2021 в IndyCar. Гонщик, которого в шутку называли «Крошан» из-за его склонности попадать в аварии и считали не слишком талантливым пилотом, доказал, что критики слишком уж поторопились списать его со счетов. Трижды он поднимался на подиум, причем дважды на вторую ступеньку, и закончил сезон 15-м, выступая далеко не за самую передовую команду и пропустив три гонки, в том числе и Indy500, где пилоты набирают двойное количество очков. А сейчас его ожидает отличный контракт на следующий год — кстати, с той самой Andretti Autosport, которая наделала столько шуму в последние две недели благодаря намерениям купить Sauber/Alfa Romeo.
Грожан стал не единственным европейским пилотом в этом году, пришедшим в IndyCar из Формулы 1 или других формульных серий (мы не говорим сейчас о тех, кто уже давно выступает в этом чемпионате). Попавшего в аварию Феликса Розенквиста заменял Кевин Магнуссен, на трех последних этапах выступил оставшийся без места в прошлом году в Формуле 1 Каллум Айлотт, а еще в одном этапе принял участие и Кристиан Лундгаард.
Кстати, они оба заключили контракт на следующий сезон в IndyCar.
Кристиан Лундгаард и Каллум Айлотт — хороший пример того, что гонщикам не стоит смотреть исключительно в сторону Формулы 1. Похоже, именно сейчас мы наблюдаем любопытную тенденцию, когда построенный по гораздо более справедливой схеме IndyCar стал получать заслуженное внимание со стороны Европы. Возможно, в этом сезоне контракт в чемпионате еще воспринимается как фол последней надежды, но если так пойдет и дальше, то отток свежих сил может оказаться существенным, тем более что сейчас для выступления в топовой команде достаточно бюджета в 5 млн долларов (сравните с суммами в пару десятков миллионов, которые сейчас платят пилоты, чтобы попасть в одну из последних в рейтинге команд).
Кристиан Лундгаард, юниор академии Renault, которого в свое время Сирил Абитебуль называл одной из главных надежд команды, «пролетел» мимо Формулы 1 после того, как Alpine подписали Окона и Алонсо.
Что касается Каллума Айлотта, то он проиграл в споре за место Мику Шумахеру и Никите Мазепину, у которых было одинаково мощное лобби, хоть и разной природы. Да и сейчас Айлотту явно не светит место в Формуле 1 в команде Alfa Romeo, где он в этом сезоне работал резервным пилотом. Хотя шансов остаться в команде у Антонио Джовинацци явно не осталось (его имя даже не значится в списке гонщиков-претендентов на место), а Колтон Херта выбыл из обозначенного списка вместе с надеждами Майкла Андретти приобрести команду, имя Айлотта также отсутствует, а первым здесь числится Гуанью Чжоу, пилот, безусловно, способный, но не в этом его главное преимущество.
Возможно, Лундгаард и Айлотт не самые талантливые гонщики, но, напомним, и Грожан не часто демонстрировал сильные выступления. Что же касается Бобби Рейхала, босса команды Rahal Letterman Lanigan Racing, который заключил контракт с Лунгаардом, то он считает, что количество европейских юниоров в IndyCar скоро станет еще больше:
«Посмотрите, сколько действительно хороших парней из F2, которые, несмотря на то, что доказали свои способности, не могут сделать следующий шаг. Будь я молодым европейским гонщиком, я бы понимал, что потенциала для моей карьеры в IndyCar намного больше, чем в Европе. Я уверен, что уже в ближайшее время у нас здесь появится много пилотов из европейских стран — как это было уже несколько лет тому назад».
Сам же Кристиан Лундгаард называет американскую серию «чистыми гонками», подразумевая, что в них заключено минимум политики, и говорит, что именно это позволяет ему чувствовать себя на своем месте и позитивно смотреть в будущее.
Что касается Айлотта, то он вспоминает, как слишком хотел попасть в Формулу 1 и не рассматривал другие серии, а когда стало ясно, что места для него там нет, то и в IndyCar идти было уже поздно: тоже закрылись все вакансии. Теперь же он с радостью ухватился за такую возможность и подписал контракт с Juncos Hollinger Racing.
Эти два случая могут стать хорошим примером и для других пилотов.
Молодой австралийский пилот, вот уже второй сезон демонстрирующий выдающиеся результаты сначала в Формуле 3, а затем и Формуле 2, является протеже другого знаменитого австралийца — Марка Уэббера, а его карьерой занимается агентство, которое принадлежит самому Уэбберу и его жене Энн.
Сейчас он лидирует в чемпионате в свой дебютный сезон, опережая на 36 очков своего товарища по юниорской программе Alpine Гуанью Чжоу за два этапа до финиша. При этом для Чжоу 2021 год — уже третий сезон в чемпионате.
Удивительно, но тем не менее именно Чжоу, а не Пиастри является главным претендентом на оставшееся место в Формуле 1, ведь за его спиной стоят богатые спонсоры из Китая, которые готовы выложить за своего пилота от 20 до 30 (по разным источникам) млн долларов. А Пиастри при этом ждет неопределенность, ведь, став чемпионом, он не сможет по регламенту Формулы 2 остаться в серии еще на год.
Многие уже советовали ему не торопиться и «проиграть» титул, в надежде, что еще через год какое-нибудь место освободится.
Что касается Alfa Romeo, то их позицию можно понять: годовой контракт с Чжоу, который они стремятся заключить, принесет им совсем не лишние деньги, а затем в 2023 они будут готовы принять своего гонщика — Тео Пуршера.
В свою очередь Alpine, перезаключив контракты с Алонсо до 2023 года и с Оконом до 2024-го, дали понять, что «юное дарование» им не слишком уж и нужно, у них и так все хорошо. Так что Пиастри нужно что-то делать, ведь очевидно, что место в Формуле 1 ему не будет доступно в ближайшие два года, если только Alpine не решат отказаться от Фернандо.
Два года назад примерно в такой же ситуации находился и Ник де Вриз, но Mercedes трудоустроил чемпиона Формулы 2 в заводскую команду в Формуле Е. Ну а Пиастри — вернее, Уэбберу — придется заниматься трудоустройством в какую-то другую серию либо же коротать время в качестве резервиста в одной из команд Ф1.
В то время как IndyCar собирает лучших гонщиков из европейских формульных серий, приходят и другие неожиданные новости.
После того как мы узнали, что сделка между Andretti и Sauber не состоится, команда Williams объявила о том, что 21-летний Логан Сарджент присоединится к их программе для юниоров. Напомним, что летом они разорвали контракт с другим своим пилотом молодежной программы Дэном Тиктумом. Конечно, свою роль в этом сыграла и покупка команды американской инвестиционной компанией Dorilton Capital, и американская национальность пилота.
Это событие и стало причиной отмены тестов в IndyCar, в которых должен был принять участие Сарджент за команду AJ Foyt.
Теперь же, следуя новым правилам Формулы 1 для команд касаемо новичков, Сарджент станет частым участником пятничных свободных заездов. Является ли для него это гарантией места в Формуле 1? Необязательно. Но стремление американцев получить в Ф1 свою команду со своим пилотом сейчас проявляется особенно остро и, возможно, именно Williams может стать такой командой, ведь нет никаких обязательств, по которым они должны, например, сохранять свое название.
Гюнтер Штайнер уже высказался на эту тему, сказав, что очень жаль, что, рассуждая о необходимости наличия американского пилота, никто не хочет взять на себя финансовые обязательства его появления. А так-то против талантливого новичка никто не возражает.
В 2015 году Логан Сарджент выиграл чемпионат мира по картингу в классе KFJ, занял третье место в британской F4 два года спустя, затем перешел в Еврокубок Формулы Renault и занял второе место среди новичков. К сожалению, затем контракт в F3 с командой Carlin и низкие результаты во многом по причине проблем внутри команды негативно сказались на его карьере, а последующий сезон в Prema разочаровал своей концовкой с большим количеством сходов.
В то время как его соперники Оскар Пиастри и Тео Пуршер легко перешли в F2, Сарджент пытался найти бюджет, и только в последний момент ему удалось заключить сделку с Charouz, который постоянно был среди отстающих.
Появление в его жизни Williams может дать ему второй шанс, но многое, конечно, зависит от того, с какой командой в Формуле 2 ему помогут заключить контракт. Но в целом у него есть все шансы удачно продолжить карьеру и на материке.
Перейдем плавно к российским пилотам и их планам на будущее. Главной нашей надеждой вот уже несколько лет был пилот программы SMP Racing Роберт Шварцман. Юниор Академии Ferrari, чемпион Формулы 3, пилот топовой команды Prema, казалось, что он уже забронировал себе место в Формуле 1 — по крайней мере, так казалось, когда Рене Розин (руководитель Prema) и Маттиа Бинотто (руководитель Scuderia Ferrari) высоко отзывались об успехах Роберта.
Но сначала проигранный сезон в Формуле 2 в 2020-м, а затем и в 2021-м (сейчас Роберт уступает своему сокоманднику новичку Оскару Пиастри 43 очка, которые вряд ли сумеет компенсировать за два этапа), привели к тому, что Роберт остался без места в Ф1, и теперь его перспективы более чем туманны.
Один из весьма достоверных источников в российском автоспорте, который пожелал остаться неназванным, сообщил, что в 2022 году Роберт, вероятнее всего, станет тест-пилотом команды Ferrari в Формуле 1, а в 2023-м, когда Ferrari примет участие в гонках на выносливость с собственным гиперкаром, сядет за руль одной из машин.
После неудачного сезона в Formula 3 руководитель молодежной программы SMP Racing Петр Алешин довольно жестко отозвался о будущем Саши, и в целом его можно понять. Вспоминается Хельмут Марко, который исключал из программы и за меньшие провинности. Но, к счастью, появилась маленькая ложка меда: несколько дней назад SMP Racing сообщили, что в начале ноября Александр примет участие в тестах Формулы 3 за голландскую команду Van Amersfoort Racing (VAR), которые пройдут в Валенсии.
VAR — одна из старейших команд в молодежных сериях, выступает давно и весьма удачно, а одним из ее воспитанников был и Макс Ферстаппен. В этом сезоне пилот VAR Оливер Бирман уже выиграл досрочно итальянскую Формулу 4, а в ближайший уикенд сразится за титул и в немецкой. Но в Формуле 3 — VAR новичок и заменит на стартовой решетке HWA Racing.
Смоляр приглашен, к сожалению, пока не для того, чтобы выйти на старт следующего сезона в составе команды, а чтобы помочь им настроить и подготовить машину, с которой они еще недостаточно знакомы.
Для Ирины Сидорковой финал этого сезона в женском международном формульном чемпионате W Series принес разочарование: ей отказали в визе в США, и она не смогла принять участие в двух заключительных гонках, проходивших в Остине. В результате она лишилась потенциальных очков, заняла только девятое место, и как итог — проиграла в призовых деньгах, которые выплачиваются каждой гонщице по итогам сезона в зависимости от ее достижений.
Однако команда Academy, за которую Ирина выступает вместе с Нереей Марти, мало того, что заключила контракт с обеими гонщицами сразу на два сезона, так еще и сейчас подарила девушкам участие в полном тестовом дне Formula 3 на трассе Маньи-Кур во Франции 9 ноября.
Руководитель FIA Formula 2 и Formula 3 Бруно Мишель сказал, что «с помощью этого теста мы хотим, чтобы Нерея и Ирина ознакомились с F3, автомобилем и тем, как мы работаем, и речь идет сейчас не о производительности, а о понимании требований категории. Это будет пока первая попытка, так как мы надеемся, что в ближайшем будущем они выйдут на наш чемпионат. Это интересная возможность, и мы уже думаем о следующих шагах, чтобы этот тест не был разовым».
Ну а у нас уже запланировано большое интервью с Ириной, в котором мы поговорим как о прошедшем сезоне, так и о тестах и планах на будущее.
В завершение хочется рассказать еще об одной нашей девушке-гонщице — 14-летней Виктории Блохиной, которая в этом году при поддержке РАФ и комитета «Женщины в автоспорте» приняла участие от России в отборах международной программы FIA по поддержке девушек в автоспорте «Girls on Track — Rising Stars».
Успешно пройдя несколько отборочных этапов, Вика стала самой юной из четырех девушек, которые сядут за руль Формулы 4 на базе Ferrari в Маранелло 9-13 ноября. Среди остальных спортсменок — Юлия Аюб из Бразилии, Лаура Кампс Торрес и Кларисса Дервич из Испании.
Призом для победительницы станет годовая стажировка в Академии Ferrari, студентом которой сейчас является и Роберт Шварцман.
Среди молодых российских гонщиков, подающих большие профессиональные надежды, есть и еще несколько человек, чьи имена знают те, кто на самом деле следит за автоспортом.
Это и Никита Бедрин, Влад Ломко и Кирилл Смаль, выступающие за европейские команды (в том числе Van Amersfoort Racing, US Racing и Prema Racing и) в Формуле 4. Никита Бедрин стал лучшим новичком в немецкой Формуле 4, и в паддоке молодежных серий говорят, что Никита сейчас один из тех пилотов, которыми больше всего интересуются представители различных команд: настолько они впечатлены его скоростью и стилем пилотирования. Кирилл Смаль тоже показал отличные результаты, а за три гонки финального этапа сумел отыграть сразу два места в личном зачете и финишировать третьим по итогам сезона! Еще один перспективный пилот — Михаэль Белов, который провел продуктивный сезон в Formula Regional European Championship. Но об итогах сезона и перспективах на будущее поговорим позже, когда будет больше информации.