В итоге двойной подиум Red Bull существенно улучшил положение команды в турнирной таблице, сократив отставание от Mercedes в Кубке конструкторов до одного очка, а Максу Ферстаппену принес уже 19 очков преимущества в личном зачете. Впереди остается всего четыре этапа, и все более очевидным становится бессилие Mercedes что-либо противопоставить конкурентам.
После лучшего результата Mercedes в утренней тренировке в пятницу в двух других сессиях свободных заездов таблицу безоговорочно возглавлял Red Bull. Преимущество более чем в 0,4 секунды вечером того же дня и разгромная цифра в 0,651 утром в субботу показали, что как бы «Стрелы» ни пытались довести до ума свой автомобиль, в Мексике у них это не сработало.
Однако в квалификации Mercedes сумели выстрелить: Валттери Боттас стал первым и единственным из всего пелотона, кто вышел из минуты и 16 секунд и взял поул-позицию, а Льюис Хэмилтон замкнул первый ряд стартового поля. Прорыв Mercedes, похоже, немного смутил соперников, однако Ферстаппен сразу же заявил, что третья стартовая позиция лучше второй, и преимущество даст как возможность слипстрима, так и старт с чистой траектории. Что, собственно, доказал уже в самом начале гонки.
Автодром братьев Родригес изначально считается трассой, больше подходящей Red Bull в силу характеристик их автомобиля. Они имеют преимущество благодаря большему размеру турбин, которые лучше компенсируют разреженный воздух автодрома, расположенного на высоте более 2 км над уровнем моря. К тому же Red Bull сильны здесь в секциях с медленными поворотами, в отличие от Mercedes, которые могли реализовать свое преимущество по скорости лишь на прямых.
Все высказывания по поводу того, что трасса в Мексике больше подходит Red Bull, а не Mercedes, не случайны. Преимущество австрийской команды было обеспечено в том числе техническими характеристиками автомобиля, среди которых и бóльшая прижимная сила, имеющая первостепенное значение на трассах, подобных автодрому братьев Родригес.
На протяжении всего уикенда Mercedes испытывали определенного рода проблемы с тормозами, когда им приходилось тормозить в поворотах намного раньше, чем это делал Red Bull. По словам технических специалистов, причиной тому стала недостаточная прижимная сила, когда разреженный воздух автодрома не позволял автомобилям Mercedes давать на свои шины ту же вертикальную нагрузку, какая была у Red Bull. Это подтвердил и Тото Вольфф, сообщив, что мощность двигателя в данном случае не имела никакого решающего значения. У Mercedes физически нет столь крупного заднего антикрыла, которое используют Red Bull на трех трассах — в Монако, Венгрии и Мексике, и это сыграло против них.
Так что позднее торможение у Макса плюс возможность использовать слипстрим, стартуя со второго ряда позади Боттаса и имея впереди длинную прямую для разгона, внесли свой основной вклад в победу Red Bull. Все остальное было вопросом мастерства пилотов.
Еще во время свободных заездов режиссер телетрансляции показал график работы Хэмилтона и Ферстаппена с педалями газа и тормоза в поворотах, на котором было видно, насколько позже Макс нажимает тормоз.
Было очевидно, что еще на старте Валттери Боттас был «заряжен» на то, чтобы пропустить вперед Хэмилтона и удержать стартовавшего позади него Ферстаппена, однако, как говорят, что-то пошло не так.
Боттас не смог правильно сориентироваться и, похоже, перестарался, попав в дальнейшем под критику Хэмилтона и Вольффа: вместо того, чтобы пропустить партнера по команде, он открыл дорогу сопернику. Ферстаппен воспользовался слипстримом, затормозил на 20 метров позже Mercedes, попал в траекторию и сразу же перехватил лидерство. Ну а дальше время играло против «Черных стрел». Отставание Хэмилтона от лидировавшего Red Bull увеличивалось с каждым кругом в катастрофическом темпе, так что стало очевидным, что даже андеркат не поможет изменить картину.
К моменту пит-стопа Льюиса его отставание от Ферстаппена составляло уже более восьми секунд, так что Red Bull не стал торопиться с собственными пит-стопами, а действовал по заранее подготовленному плану. И несмотря на то, что на свежем комплекте хард Хэмилтон сумел отыгрывать по две секунды на первых кругах, последовавшая остановка Макса вернула прежнее соотношение сил на трассе.
Что же касается Валттери Боттаса, то он не просто пропустил вперед Ферстаппена, но и попал под удар Даниэля Риккардо, который на торможении задел заднюю часть Mercedes и развернул его. Риккардо лишился переднего антикрыла, у Боттаса была повреждена резина, и оба гонщика отправились на питлейн, получили новые комплекты жестких шин и вернулись на трассу за автомобилем безопасности. Боттас оказался позади Риккардо, и это стало его судьбой на бóльшую часть заезда: обогнать австралийца ему так и не удалось.
На первом же круге произошло и столкновение Юки Цуноды и Мика Шумахера с Эстебаном Оконом. Вины Окона в этом никакой не было, просто два юниора налетели с двух сторон на его автомобиль и в итоге сошли.
Пожалуй, эти несколько событий стали самыми яркими на протяжении всей гонки, которая, в отличие от большинства предыдущих Гран-при, оказалась совсем не зрелищной, а чуть ли не единственным напряженным моментом стала попытка борьбы Серхио Переса за второе место.
Red Bull как команда выглядел в Мексике фаворитом не только благодаря более подходящей машине, но и благодаря своему составу пилотов: Серхио Перес получал колоссальную поддержку от своих соотечественников, и такая энергия поистине могла свернуть горы.
Еще до начала Гран-при одним из самых актуальных вопросов у журналистов был «попросит ли команда Переса вернуть позицию Максу, если он станет лидером гонки». Вопрос этот возник после того, как Перес оказался в лидерах третьей сессии свободных заездов, но в команде на него не дали четкого ответа. По словам Кристиана Хорнера, многое зависело бы от того, на каких позициях располагались бы в гонке соперники, ведь победа в Кубке конструкторов для команды намного важнее преференций в личном зачете.
Благодаря неудачному старту и развороту Боттаса, Серхио Перес уже на первом круге вырвался на третье место, и к моменту пит-стопа Хэмилтона разрыв между ними составлял менее двух секунд. На протяжении всей гонки он по радио сообщал команде, что его шины ведут себя хорошо и он готов проехать на них еще достаточно кругов. В итоге команда сообщила ему об изменении стратегии: «План А + 5», сделав основную ставку на финальную часть гонки. В боксы Перес отправился намного позже Хэмилтона, лишь 11 кругов спустя, чтобы на 40-м круге получить гораздо более свежие шины и попробовать совершить обгон за второе место.
После пит-стопа Ферстаппена Серхио Перес возглавил пелотон, став первым мексиканским пилотом на домашнем Гран-при, вышедшим в лидеры гонки. Было бы, конечно, приятно сказать, что команда специально сделала ему такой подарок, но, по сути, других вариантов стратегий при имеющемся раскладе на трассе и не было. Ну а затем, получив свежий комплект жестких шин, Перес бросился в погоню за Хэмилтоном. Расстояние между двумя пилотами сокращалось максимально быстро: после возвращения на трассу Перес отыгрывает у британца по 0,7 секунды с круга, но и через десять кругов он продолжает его успешно догонять, и спустя некоторое время оказывается в зоне DRS. Он обозначает себя в зеркалах Mercedes и выжидает подходящего случая. По своему признанию после финиша, он слышал мощный рев трибун, и это придало ему дополнительный стимул, но совершить обгон не получилось. В этом сыграли роль три основных фактора: опыт Хэмилтона, более высокая скорость Mercedes на прямых и тот факт, что шины Переса уже потеряли свое преимущество за те круги, что мексиканец догонял Льюиса.
Еще одну попытку Перес предпримет на последних кругах, подзарядив как следует батарею и получив команду из боксов «высади ее полностью!». Но шанса пройти Хэмилтона ему так и не представится, и он финиширует третьим, став первым в истории Формулы 1 мексиканским пилотом, поднявшимся на подиум на домашнем Гран-при. Поощрительным призом станет титул Пилота дня: за национального пилота проголосовало почти 37% зрителей.
Истины ради стоит отметить, что в истории Формулы 1 было не так уж и много мексиканских пилотов — всего пять, включая Серхио Переса. Два самых ярких из них — братья Родригес, но Педро Родригесу родной автодром так и не покорился: свой лучший результат он показал в 1968 году, финишировав в одном шаге от подиума. А его брат Рикардо разбился на этой трассе в квалификации внезачетного этапа в 1962 году, сев за руль Лотуса вместо пропускавшей гонку Ferrari…
Гран-при Мехико начинался для Боттаса с третьей в этом сезоне поул-позиции, благодаря чему финский пилот сравнялся по этому показателю с напарником. Но дальше все надежды Mercedes на высокие результаты в гонке обеими машинами быстро рухнули. Контакт с Риккардо, внеплановый пит-стоп, невозможность обогнать Даниэля на протяжении 37 кругов и затем два подряд пит-стопа на 63-м и 67-м круге с переходом на комплекты софт, чтобы отобрать у соперника лишнее очко за лучший круг. Именно это очко и помогло Mercedes в итоге сохранить лидерство в Кубке конструкторов.
Осуждать немецкую команду в этой ситуации невозможно: своими действиями на первом круге Валттери сам испортил себе гонку, хотя и старался действовать в общих интересах. Ну а после того, как у него не получилось установить лучший круг после получения первого комплекта софт, его отправили за следующим, чтобы все же отобрать дополнительное очко у Red Bull и Макса.
К сожалению, весь этот день сложился для Боттаса крайне неудачно, и еще одной проблемой стал затянувшийся пит-стоп на 40-м круге из-за проблем с передним левым колесом. 11,7 секунды, проведенные около боксов, не просто перечеркнули возможную борьбу с Риккардо, но и отправили его на 15-е место в пелотоне, так что все остальные действия команды никак не стали причиной столь низкой позиции на финише. К 63-му кругу он занимал 13-е место, в очередной раз застряв позади Риккардо без надежд на дальнейшее улучшение.
Одним из удивительных моментов всего Гран-при Мехико стал тот факт, что ни один из пилотов не получил здесь гоночных штрафов, ведь последнее время судьи раздают их направо и налево. Единственными наказаниями в Мексике стали штрафные позиции пилотам перед стартом гонки за замену различных элементов: Расселл получил пять мест за замену коробки передач, еще четверо — Цунода, Норрис, Окон и Стролл — за замену силовых установок отправились в конец пелотона.
На первом круге произошло два инцидента — столкновение Боттаса и Риккардо и авария Окона — Шумахера — Цуноды, которая привела к появлению автомобиля безопасности. Но никто из гонщиков, вовлеченных в инциденты, не был оштрафован. И если в случае с тройной аварией в хвосте пелотона вопросов никаких не было, то вот отсутствие штрафа для Риккардо у многих вызвало вопросы. Более того, инцидент сравнивали с похожим стартовым случаем между Гасли и Алонсо на Гран-при Турции.
Столкновение Риккардо и Боттаса было отмечено судьями, однако дальнейшего рассмотрения не получило, и, по словам руководителя гонки Майкла Маси, это связано с тем, что оба случая между собой существенно отличаются.
«Для начала», — сказал Маси, — «гонка в Турции проходила на мокрой трассе, к тому же и конфигурация первого поворота у этих автодромов разная. К тому же нужно принимать во внимание и обстоятельства столкновений».
По мнению стюардов, это был гоночный инцидент, в котором ни один из пилотов не получил преимущества. Боттас прокомментировал, что он понятия не имеет, нужно ли штрафовать Риккардо, а сам Даниэль сообщил, что чувствовал себя из-за этого столкновения виноватым, пока не пересмотрел еще раз все обстоятельства. После этого ему «стало чуть лучше».
Риккардо признал, что коротко заблокировал тормоза, но затем отпустил, и к тому моменту, как оказался в апексе, уже полностью контролировал машину. Ему просто не хватило места: «Валттери бросил машину мне наперерез, как будто ожидал, что позади него никого нет, но там были Перес и я. Я не обвиняю Валттери, в конце концов, это я его ударил, но, если честно, пересмотрев происшедшее, я склоняюсь к тому, что это был “инцидент первого круга”».
Мы все помним, как на предыдущих Гран-при Юки Цунода проявлял себя командным игроком, стараясь работать на успех Red Bull и Макса Ферстаппена. Сначала на Гран-при Турции он долго сдерживал Льюиса Хэмилтона, стартовавшего позади него из-за штрафа за замену силовой установки, а затем и успешно сражался с Валттери Боттасом в Остине.
В Мексике AlphaTauri показывала хорошую скорость и результативность обеими машинами; в первом сегменте квалификации Цунода установил шестое лучшее время, а во втором и вовсе стал третьим после Хэмилтона и Ферстаппена.
В третьем сегменте он, правда, стал лишь девятым, а стартовал и вовсе 17-м из-за штрафа за замену силовой установки. Но, возможно, его время могло стать лучше, если бы не приказ из боксов пропустить два Red Bull.
Послушный японец тут же освободил трассу, уйдя даже не на обочину, а съехав на асфальтированную зону вылета, но этот его поступок имел последствия. Позади него не удержал автомобиль и Серхио Перес, раздававший слип-стрим Ферстаппену, и это в свою очередь отразилось на времени Макса, в итоге оказавшегося лишь на третьей позиции.
За свой маневр Цунода тут же получил как оскорбительную реплику в соответствующем стиле со стороны Ферстаппена, так и дальнейшую критику от Хорнера, который сообщил, что Цунода их подвел. Это едва не довело японского пилота до слез.
Оправдываясь, он сказал, что ему ничего не оставалось, как съехать с трассы, чтобы пропустить двух пилотов Red Bull, и те уже ошиблись сами. За Юки заступились Франц Тост и Хельмут Марко, правда, Марко счел, что виновата в происшедшем была команда AlphaTauri, которой следовало предупредить Цуноду раньше.
В любом случае гонка для Цуноды закончилась на первом круге — после столкновения с Alpine Эстебана Окона, и это вдвойне обидно, так как у обеих машин AlphaTauri был хороший шанс проявить себя в Мексике.
В отличие от Цуноды, у Пьера Гасли гонка в Мексике оказалась весьма удачной. В квалификации он стал лучшим среди прочих, опередив на 0,3 секунды ближайшего из соперников — Карлоса Сайнса — и стартовав с третьей линии стартового поля. Гасли сумел удачно миновать все разборки первого круга, удержать позицию и сохранять плюс-минус четвертое место в зависимости от проведения пит-стопов.
Ferrari были достаточно быстры и в квалификации, и в гонке, но не смогли дотянуться до AlphaTauri. За 20 кругов до финиша они даже применили командную тактику, попросив Леклера пропустить вперед Сайнса, чтобы тот попробовал пройти Гасли. Но и это у итальянцев не закончилось успехом, и за круг до финиша Сайнс вернул позицию сокоманднику.
В итоге для Пьера Гасли четвертое место в Мексике стало одним из лучших результатов в сезоне после бронзы в Азербайджане и четвертого же места в Нидерландах и помогло команде AlphaTauri сравняться по очкам с Alpine. Теперь у них по 106 очков в Кубке конструкторов и продолжается сражение за пятое место. Что же касается самого Гасли, то он по-прежнему сохраняет девятое место в личном зачете, но при этом сократил отставание от Даниэля Риккардо до 19 баллов.
Хорошую гонку провели Себастьян Феттель, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо, которые финишировали седьмым, восьмым и девятым соответственно. Райкконен сумел повторить свой результат на Гран-при России, который стал лучшим в этом сезоне.
Хочется отметить и Никиту Мазепина, который после стартового переполоха благодаря в том числе и собственным правильным и активным действиям оказался на 11-й позиции в гонке. К сожалению, на дальнейшие результаты это никак не повлияло, и россиянин финишировал последним с отставанием в три круга.
Следующий Гран-при состоится уже меньше чем через неделю в Бразилии и пройдет в Сан-Паулу на автодроме «Интерлагос». Изюминкой уикенда станет проведение в субботу третьей в этом сезоне квалификационной гонки.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:38:39,086 | 185,716 | 1 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +16,555 | 185,198 | 1 |
3 | С. Перес | Red Bull | +17,752 | 185,161 | 1 |
4 | П. Гасли | AlphaTauri | +63,845 | 183,735 | 1 |
5 | Ш. Леклер | Ferrari | +81,037 | 183,208 | 1 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +1 круг | 183,024 | 1 |
7 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 182,788 | 1 |
8 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 182,631 | 1 |
9 | Ф. Алонсо | Alpine | +1 круг | 182,369 | 1 |
10 | Л. Норрис | McLaren | +1 круг | 182,291 | 1 |
11 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 181,231 | 1 |
12 | Д. Риккардо | McLaren | +1 круг | 181,204 | 2 |
13 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 180,857 | 2 |
14 | Л. Стролл | Aston Martin | +2 круга | 180,239 | 2 |
15 | В. Боттас | Mercedes | +2 круга | 179,482 | 4 |
16 | Д. Расселл | Williams | +2 круга | 179,306 | 1 |
17 | Н. Латифи | Williams | +2 круга | 178,871 | 2 |
18 | Н. Мазепин | Haas | +3 круга | 176,453 | 2 |
Лучший круг: Валттери Боттас (Mercedes) — 1:17,774 (69-й круг, 199,223 км/ч)