Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Очко за лучший круг: помогает или мешает пилотам в борьбе за титул?
12.11.2021 | 2314 просмотров

Очко за лучший круг: помогает или мешает пилотам в борьбе за титул?

АНАЛИТИКА
Автор: Мария Мельникова
Фото: из открытых источников
Источник: Дром
После очередной довольно спорной ситуации во время Гран-при Мехико, связанной с борьбой за очки и командной тактикой, в автоспортивном сообществе вновь подняли тему бонусных баллов за быстрый круг.

Во время гонки в Мексике Валттери Боттаса дважды зазывали на пит-стоп в конце заезда, чтобы переобуть его машину в свежий комплект мягкой резины, на которой он мог установить лучшее время круга.

Первая попытка не удалась. Уже после финиша Макс Ферстаппен признался, что специально блокировал Боттаса, чтобы не дать ему отобрать очко за лучший круг. За эту блокировку Макса впоследствии раскритиковал Хельмут Марко, который сказал, что «быстрый круг — это хорошо, но главное — это победа».

Несмотря на то, что Ферстаппену удалось испортить Боттасу первую попытку, Mercedes предприняли вторую и сумели добиться своего: быстрый круг Ферстаппена был аннулирован финским пилотом. Еще один пит-стоп Mercedes вызвал негодование многих поклонников «чистого» спорта, но при этом понравился другим, ибо на самом деле это был второй за всю гонку момент после старта, когда на трассе развернулось интересное действие.

При этом важно, что ни сам Боттас, ни команда Mercedes очко не получили, они лишь отобрали его у соперника, так как Валттери финишировал вне пределов зачетной десятки, а по правилам важный балл можно получить, лишь закончив гонку в очках.

Такая ситуация произошла не впервые. Перед этим Боттас отобрал бонус у Макса на Гран-при Португалии, Перес сделал это в Сильверстоуне, а сам Макс на одном из предыдущих этапов точно так же лишил лучшего круга Льюиса Хэмилтона.

Валттери Боттас на ГП Мехико

Эта ситуация всколыхнула дискуссию, в которой один из уважаемых экспертов Формулы 1 Гэри Андерсон, в свое время работавший в различных командах Формулы 1, в том числе и Jordan, и занимавшийся разработкой и созданием гоночных машин, настаивает, что очко за лучший круг необходимо упразднить, т. к. это нарушает весь дух соревнований.

«Это всего лишь одно очко», — пишет Андерсон, — «Но именно оно не позволило Red Bull догнать Mercedes в Кубке конструкторов и лишило Ферстаппена важного балла в личном зачете. Но это не имеет ничего общего с сутью гонок».

Андерсон считает, что в условиях действующего спортивного регламента для гонщика подобное достижение обесценивается, т. к. на последних кругах на легком автомобиле достаточно лишь обуть свежие шины и собрать неплохой круг, чтобы время тут же стало лучшим при сравнении с другими результатами.

«В 1991 году на Хунгароринге мы с Бертраном Гашо на Jordan поставили лучшее время при необычных обстоятельствах на 71-м и последнем круге гонки. Это произошло после пит-стопа в конце 69-го круга, когда он ехал восьмым. Но в то время очки давали только за первые шесть мест, но не за лучший круг. Тогда мы пытались проехать гонку с одним пит-стопом, но нам все же пришлось остановиться еще раз, так как шины были полностью изношены. В любом случае лучший круг в чемпионате тогда ничего не стоил и был просто приятным бонусом команде».

Бертран Гашо, ГП Бельгии, Спа, 1991 год

Андерсон считает, что для установления быстрого круга проводятся квалификационные заезды, и тогда пилоты получают соответствующую награду от Pirelli в виде трофея, но никак не дополнительное очко. И уж тем более странно лишать этого бонуса в случае дополнительных факторов. Один из примеров — этап в Баку, когда Ферстаппен установил лучший круг, но потерял бонус из-за того, что у него взорвалась шина и он не смог финишировать в гонке.

Безусловно, Андерсон — уважаемый человек в мире автоспорта, но есть и другие мнения на этот счет.

История очка за лучший круг

Когда в 2019 году FIA и Formula 1 объявили о начислении бонусного балла за лучший круг в гонке, они не совершили революцию.

Подобная практика уже применялась в первые годы существования чемпионата: с 1950-го по 1959 год пилоты, установившие лучший круг, получали одно дополнительное очко. Кстати, именно это и сыграло на руку Майку Хоторну, позволив взять свой первый и последний титул чемпиона мира в 1958 году — перед тем как погибнуть в январе 1959-го в автокатастрофе. Двух претендентов на титул в том году разделило как раз всего одно очко: Хоторн набрал 42, в то время как Стирлинг Мосс только 41.

В тот период бонусное очко за лучший круг в гонке имело гораздо больший вес, чем в наши дни, ведь тогда очки зарабатывали только пять лучших пилотов, и распределялись они как 8–6–4–3–2 соответственно.

Если бы сейчас кому-то в голову пришло уравнять их ценность относительно прошлого, то за лучший круг гонщик получал бы целых три балла.

Применение в других сериях

На самом деле, решив награждать пилотов Формулы 1 за лучший круг, руководство чемпионата не сделало какого-то решительного шага вперед. Подобная практика уже давно существует в современных сериях. За лучший круг пилоты получают и в чемпионате мира Formula E, и в Формуле 2, и Формуле 3, причем в двух последних сериях по этот сезон включительно за лучший круг начислялось по два очка, но с 2022 года количество будет сокращено до одного. Кроме того, бонус все равно отходит тому, кто финишировал с лучшим кругом в десятке, даже если время принадлежит кому-то еще.

Сражение в Формуле 2, Монца

Интересно, что подобным начислением дополнительных очков спортсменов и команды стимулируют в различных гоночных сериях, и не только кольцевых. Похожая система существует и в ралли, а в заокеанских сериях она еще более разнообразна.

Почему очко за лучший круг это хорошо?

Установить лучший круг в гонке — это не настолько просто, насколько хочет показать Гэри Андерсон. На трассе всегда есть борьба, трафик и много различных дополнительных факторов, которые могут в этом пилоту помешать. Дополнительными условиями является состояние резины и вес автомобиля.

Для того, чтобы в конце гонки, например, показать лучший круг, надо в большинстве случаев заехать на пит-стоп за свежим комплектом шин — или же очень постараться на уже не новом комплекте, а это означает, что либо у гонщика есть хороший задел по времени, либо это определенный тактический или стратегический ход. И в том и в другом случае это абсолютно спортивная история, так как влияет и на ход гонки, и на результаты сезона.

В чем может заключаться польза такого бонуса? Прежде всего в том, что он позволяет разнообразить тактику команд на трассе и добавить интриги в происходящее, а это именно то, к чему стремится Формула 1. Как ни странно, для успеха чемпионата в автогонках спорта как раз должно быть меньше, чем шоу, тогда это будет способствовать притоку зрителей и спонсоров. Вопрос только, за счет чего это будет реализовано.

Макс Ферстаппен на ГП Мехико

Бонусное очко — хороший стимул при близкой борьбе команд. Если в прошлые сезоны в Формуле 1 был лишь один претендент на титул, то в 2021-м их оказалось уже два, и чем ближе финал чемпионата, тем острее борьба между ними как в личном, так и в командном зачете. Если бы в Мексике Mercedes не применил командную тактику и не отправил Валттери Боттаса дважды на пит-стоп в погоне за лучшим кругом, ситуация в Кубке конструкторов сейчас была бы другая: Mercedes и Red Bull сравнялись бы по количеству баллов.

В следующие годы мы ожидаем, что сражение между командами станет еще ближе, и тогда борьба за лучший круг наверняка будет разворачиваться не только в голове зачета, но и между другими гоночными коллективами, ведь, в конце концов, иногда одно очко может стоит сразу несколько бонусных миллионов, выплачиваемых командам по итогам их места в Кубке конструкторов.

Нужно ли что-то менять в этом правиле?

Тот факт, что очко за лучший круг получает пилот из Топ-10, появился не случайно. Formula 1 таким образом хотела стимулировать к борьбе лучшие команды, чтобы они буквально дрались за этот бонус, как это едва не произошло в Мексике между Ферстаппеном и Боттасом.

Валттери Боттас

Но по сути подобное регламентирование не играет на руку чемпионату в целом. Если руководство серии хочет усилить борьбу и сблизить между собой пилотов и команды — ради чего происходят все прочие изменения в техническом регламенте, то важно дать шанс бороться за этот бонус всем без исключения, а возможно, и увеличить число начисляемых баллов.

Не исключено, именно так и произойдет в скором будущем, когда оспаривать титул будут не только Mercedes и Red Bull, но и другие коллективы — как минимум Ferrari и McLaren.

Комментарии

  
Уфа
Сообщений: 427
Пусть будет дополнительная интрига, зрелищность гонок выше с этой опцией, на мой взгляд.
14
1
Ответить
  
Владик
Сообщений: 321
Чего к Ботасу цепляться? Молодец - он постарался, он смог, он сделал сам. Все в рамках правил. В ранних гонках Быки куда жаднее цеплялись за это очко. Ещё и Цунод под танки бросали.
Я за +1 очко за ЛК. Имхо добавляет интриги и всегда оживляет гонку в конце
Forced induction V8 fan club

TOYOTA SOARER GT-T
AUDI RS7 Performance
14
 
Ответить
Menandr
Благовещенск
Подпись под снимком: "Бертран Гашо, ГП Бельгии, Спа, 1991 год"

Бертран Гашо во время ГП Бельгии 1991 года сидел в тюрьме.

Этим болидом "Джордан" на ГП Бельгии 1991 управлял некто Михаэль Шумахер.
21
 
Ответить
 
Сообщений: 5559
Menandr
Подпись под снимком: "Бертран Гашо, ГП Бельгии, Спа, 1991 год"

Бертран Гашо во время ГП Бельгии 1991 года сидел в тюрьме.

Этим болидом "Джордан" на ГП Бельгии 1991 управлял некто Михаэль Шумахер.
Бертран Гашо - Мимино.
"- ...вам надо было прийти хотя бы три дня тому назад.
- Три дня тому назад я не мог. Я сидел в тюрьме."
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
6
 
Ответить
 
Сообщений: 5559
Надо повысить призовые очки за спринт-квалификацию. Или убрать этот формат.
Продан в 2010 году...
2
 
Ответить
 
Иркутск Москва транзит
Сообщений: 244
Бертран Гашо, Jordan... давно это было, а в памяти осталось почему-то
Мой отзыв: Nissan Teana 2011
 
 
Ответить
Алекс
Барнаул
Да лучше бы вообще вернуться к системе очков 10-8-6-5-4-3-2-1
5
2
Ответить
Дэн
Краснодар
Алекс
Да лучше бы вообще вернуться к системе очков 10-8-6-5-4-3-2-1
верно ,поставить обратно систему начисления очков ,вернуть атмосферники,убрать эдиков из формулы,и снять запреты на тех регламент....будет сказка ,но толерасты владеющие формулой не дадут это сделать...
10
5
Ответить
И дозаправки вернуть
4
3
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром