Новый автодром Лосаил не позволял делать уверенные прогнозы относительно того, как сложится уикенд: слишком много неизвестных оказалось в таком уравнении. Катар, который впервые принимал Гран-при Формулы 1, вообще оказался скоплением вопросов, и прежде всего из-за того, что здесь проводилось крайне мало автомобильных соревнований и ничего быстрее GP2 Asia из формульных серий сюда не приезжало.
Уикенд начался для всех команд в буквальном смысле с одной стартовой линии, где каждый начинал собирать данные и работать над настройками с нуля. И самое серьезное соперничество разворачивалось не только за лидерство, но и во втором эшелоне: Ferrari соревновались с McLaren за третье место, а Alpine с AlphaTauri — за пятое.
Тренировки не прошли для команд бесследно. Пилоты искали предел для себя и своей машины, учили трассу, и это приводило к многочисленным вылетам и ошибкам. Беспощадные высокие и острые бело-зеленые поребрики, установленные вторым рядом к стандартным красно-белым, заканчивали то, что не успевали сделать сами пилоты: наносили повреждения машинам. Уже в первой тренировке вылет Никиты Мазепина привел к повреждению не только днища на машине, но и шасси, так что механикам пришлось использовать старое, чтобы заново собрать вокруг него Haas, поэтому Никите пришлось пропустить вторую тренировку. Не смог россиянин воспользоваться и третьей — машина замерла в самом начале при выезде с питлейна, и механики вручную дотолкали его до боксов.
Проблемы были и у Ферстаппена, и прежде всего с системой DRS, которая также не позволила ему провести полноценную третью тренировку. Но самое интересное началось в квалификации.
Прежде чем перейти к квалификационным попыткам, расскажем несколько слов о новых фазах развития закулисных сражений между Red Bull и Mercedes. Еще во вторник после Бразилии Mercedes воспользовались возможностью подать на пересмотр инцидента в четвертом повороте 48-го круга ГП Сан-Паулу с целью добиться штрафа Максу Ферстаппену. Как и Red Bull после ГП Великобритании, они сообщили стюардам, что у них появились новые значимые обстоятельства, позволяющие добиваться пересмотра решения.
Процедура FIA была ровно такая же, как и в случае на Сильверстоуне: стюарды начали с того, что в принципе стали разбираться, можно ли новые обстоятельства считать значимыми. Почти сутки ушло у них на то, чтобы в итоге сообщить, что рассматривать прошение Mercedes они не будут. На что Тото Вольфф, который перед этим пообещал, что теперь не даст Red Bull спуску, сообщил, что и не рассчитывал на рассмотрение дела, а просто хотел понервировать соперника.
В ответ Red Bull тоже понервировали Mercedes и «пожаловались» FIA на их задние крылья, заявив, что надо проверить их конструкцию на предмет легальности. Да-да, именно пожаловались, т. к. сейчас в Формуле 1 установилась новая мода: команды не подают протест, который стоит определенных денег, а просто сообщают стюардам о своих подозрениях. Впрочем, и «подача» Red Bull закончилась также ничем. FIA провела техническую инспекцию сразу на нескольких машинах, включая W12, и не обнаружила ничего нелегального.
Квалификация стартовала уже на закате, а это означало, что высокие дневные температуры начинают снижаться, становясь более комфортными как для машин, так и для пилотов. Предполагалось, что квалификация может стать ключом ко всей гонке, ведь трасса в Катаре изначально считалась малообгонной, и к тому же обладала всего одной зоной DRS.
Первый сегмент квалификации не принес особых сюрпризов: из дальнейших заездов выпали два Haas, две Alfa Romeo и Николас Латифи. Зато второй сегмент сразу для трех команд стал в прямом смысле из ряда вон выходящим. В пятерку тех, кто отсеялся, попали не только Джордж Рассел и Лэнс Стролл, но и Даниэль Риккардо, Шарль Леклер и Серхио Перес. Последний не смог собрать хороший круг и уступил 0,1 секунды к времени Карлоса Сайнса, замкнувшего Топ-10, и 0,2 секунды проиграл Aston Martin Себастьяна Феттеля! Что же касается Шарля Леклера, который на протяжении всего дня жаловался на машину, то все выяснилось после того, как механики проверили его шасси. Они обнаружили в нем трещину, так что Ferrari было позволено заменить шасси без штрафа на старте гонки.
Свои лучшие времена во втором сегменте большинство пилотов установили на шинах медиум. Предполагалось, что они станут более устойчивыми на новой трассе с высокоабразивным асфальтом и агрессивными поребриками и более быстрыми по сравнению с жестким составом.
Лучшее время в первой попытке третьего сегмента установил Льюис Хэмилтон, а Макс Ферстаппен стал вторым. Между двумя спортсменами было всего 0,162 секунды разницы, и это с учетом того, что, по заявлению Mercedes, Льюис ехал на том моторе, который использовал в Мексике, а бразильский «быстрый» он получит уже на следующую гонку в Джидде. Во второй попытке Ферстаппен также не смог бы опередить Хэмилтона, снявшего почти 0,4 секунды, но перед финишем последнего круга произошел инцидент, который повлиял на всю предстоящую гонку.
Пьер Гасли на своем быстром круге очень широко выехал перед последним 16-м поворотом, попал правым передним колесом на острые поребрики и не только пробил шину, но и сломал переднее антикрыло, после чего по требованию команды остановился на обочине перед питволлом. Эта авария привела к мимолетному появлению двойных желтых флагов над трассой, и дальнейшей путанице, ставшей причиной двух штрафов. Единственным, кто закончил к этому моменту свою попытку, был Льюис Хэмилтон: он установил новый рекорд трассы в 1:20,827. Остальные же пилоты находились на своем быстром круге.
На таблице видно, что требование сброса скорости выполнили только два гонщика: Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Карлос Сайнс сбросил газ, но уже после пересечения финишной прямой, остальные же так и продолжали движение, не нажимая на педаль тормоза.
При этом FIA сочли, что Макс Ферстаппен и Валттери Боттас проигнорировали флаговую сигнализацию и не выполнили требования безопасности. Причем если Боттас мог видеть одинарный желтый, то вот перед Ферстаппеном махнули уже двойным.
При этом в аналогичной ситуации оказались также и Ландо Норрис, и Эстебан Окон, и Юки Цунода, однако их к стюардам по какой-то причине вызывать не стали: этой чести удостоились только Ферстаппен, Боттас и Сайнс. Впрочем, Карлоса Сайнса амнистировали за то, что он все же нажал педаль тормоза.
Интересно, что по ходу этой ситуации желтые флаги неоднократно сменялись зелеными, а затем судья на вышке и вовсе и дал отмашку клетчатым.
Интересно, что в тот момент, когда Макс Ферстаппен проходил Гасли, маршал с левой стороны трассы также взмахнул двойными желтыми флагами, а потом быстро убрал их, в то время как для остальных пилотов, включая Боттаса и Сайнса, появились одинарные желтые флаги.
Судя по комментариям в нескольких источниках, в том числе у различных европейских экспертов Ф1, катавасия с желтыми/зелеными флагами продолжалась еще некоторое время, сбивая пилотов с толка. Себастьян Феттель, комментируя эту ситуацию, сказал, что после того, как он сбросил скорость, желтые флаги убрали, и он считает, что это было сделано из-за того, что позади ехал Ферстаппен. Но в целом, сообщил гонщик, стоящая на обочине машина — повод для двойных желтых.
Макс Ферстаппен сообщил в свою очередь, что вообще не видел желтых флагов и думал, что у Гасли все в порядке (у стоявшего на обочине?), а Кристиан Хорнер и вовсе заявил, что маршал на трассе сделал это чуть ли не специально, чтобы сбить их пилота с толку. После этого Хорнера вызвали в дирекцию гонки, вынесли ему предупреждение и заставили извиниться перед маршалом и в СМИ.
Можно предположить, что причиной всему стала неразбериха на маршальских постах — ведь гонка Формулы 1 проводилась в Катаре впервые. Однако, несмотря на это, Валттери Боттас получил три места штрафа на старте, а Макс Ферстаппен — пять, т. к. нарушение произошло под двойными флагами.
Итоги разбора ситуации и последовавших наказаний привели к тому, что первая десятка на гриде была переформирована. Пьер Гасли, несмотря на инцидент, показал в квалификации четвертое время, и после штрафов Боттаса и Ферстаппена переместился на первый ряд поля — рядом с обладателем поул-позиции Льюисом Хэмилтоном. Третье место занял Фернандо Алонсо, и это была очень хорошая позиция для дальнейших действий, т.к. стартовать он должен был с чистой траектории. Ландо Норрис и Карлос Сайнс поднялись на четвертое и пятое места, Боттас переместился на шестую позицию, в то время как Ферстаппен стал седьмым.
Именно этот расклад в том числе и помог Фернандо Алонсо финишировать третьим в довольно динамичной гонке с частыми сменами позиций. А дополнительную помощь ему оказал прокол колеса на машине Валттери Боттаса и тактическая ошибка со стороны Red Bull.
«Мне пришлось ждать семь лет с момента своего последнего подиума!» — сказал Фернандо Алонсо после финиша. — «Да, мы рисковали, оставаясь на стратегии с одним пит-стопом, но все закончилось хорошо. Мне очень понравилась трасса, и машина весь уикенд показывала себя с самой лучшей стороны. Команда провела изумительные пит-стопы. В итоге на протяжении всей гонки было много событий и обгонов, чего мы совершенно не ожидали, когда только приехали в Катар».
Фернандо мог стать опасным соперником Хэмилтону на старте, т. к. стартовал позади него с чистой стороны трассы и имел шансы воспользоваться слипстримом. Однако с Мерседесом Льюиса соперничать было сложно, и Алонсо едва не потерял позицию, когда Ферстаппен попытался пройти его по внутренней траектории в первом повороте. Однако, попав на обочину и подняв клубы пыли, Макс решил не рисковать и остался позади Алонсо, а Фернандо уже в связке четвертого и пятого поворота сумел обогнать Пьера Гасли и утвердиться на второй позиции.
Да, безусловно, было понятно, что он не продержится там долго под натиском Red Bull Ферстаппена, который после активации режима DRS довольно быстро «съел» сначала AlphaTauri Гасли, а к пятому кругу уже занимал вторую позицию позади Хэмилтона.
Alpine в своей стратегии исходили из двух основных посылов: это старт на мягких шинах (в Катаре их функцию выполнял комплект С3) и прохождение дистанции с одним пит-стопом. Переобувшись в хард на 23-м круге, Алонсо получил отличный шанс доехать на нем до финиша в том случае, если он будет беречь колеса и держаться подальше от агрессивных бело-зеленых поребриков.
Точно такую же стратегию команда предложила и Эстебану Окону, который получил свежий комплект кругом позже, чем его партнер по команде. Как показала практика, для тех пилотов, кто сумел бережно относиться к своим колесам, это оказалось выигрышным вариантом.
Опыт и умение беречь шины и привели в итоге Алонсо на 98-й подиум в карьере. Он был в нужном месте в тот момент, как взорвалось колесо у Боттаса на 49-м круге, и после того, как Red Bull решил довольно недальновидно загнать Переса на пит-стоп на 41-м, опасаясь, что ему может не хватить резины до финиша.
Возможно, Red Bull были правы, решив не рисковать синицей ради журавля — т. е. очками за четвертую позицию вместо третьей. И ситуация с Боттасом в чем-то их выбор подтверждает. Но в итоге Алонсо смог удержать позади себя Серхио Переса и подарить своим поклонникам заслуженную радость.
Еще одной победой для Alpine стало пятое место Эстебана Окона. В итоге французская команда набрала 25 очков и сумела существенно увеличить свое преимущество над AlphaTauri, которые в этот раз не заработали ни одного балла. Тактика Пьера Гасли на двух пит-стопах принесла ему большую потерю по времени по сравнению с теми, кто был на одном, ну а Юки Цунода и вовсе откатился с восьмого места на гриде на 13-е на финише.
По большому счету никакого противостояния между этими двумя пилотами в Катаре и не было. Макс играл роль догоняющего, и он прекрасно с ней справлялся, пока перед ним были более медленные машины. Выйдя на вторую позицию на пятом круге, он не смог сократить отставание от Mercedes, которое, наоборот, увеличивалось с каждым кругом.
Будучи вторым, именно Макс диктовал Mercedes стратегию пит-стопов, но дистанция между двумя машинами была слишком велика, чтобы можно было сделать андеркат на более свежих шинах. Что же касается Mercedes, то они не изобретали велосипед, и оба раза последовали в боксы сразу за Red Bull, предпочитая сохранять статус кво, чем рисковать ожидаемой победой.
В итоге эта пара сумела набрать такой отрыв от остального пелотона, что у Макса появилась возможность совершить безо всяких проблем бесплатный пит-стоп за свежей резиной позади Хэмилтона. Это произошло на 55-м круге во время режима виртуального автомобиля безопасности, вызванного остановкой Латифи из-за лопнувшей шины. Ответить своим пит-стопом Mercedes уже не смог: к этому моменту Валттери Боттас уже выбыл из сражения, а для Хэмилтона было слишком поздно.
В итоге Макс Ферстаппен провел неплохую гонку, и, хотя его отрыв от Льюиса сократился до восьми очков, он сумел минимизировать потери от старта с седьмой позиции, закончив гонку с дополнительным очком за лучший круг.
Уверенно выглядел на трассе и Серхио Перес, который после проваленной квалификации сумел подняться высоко в очковой зоне, дважды отыгрывая позиции после пит-стопов. Благодаря хорошему финишу в очках обеими машинами и сходу Боттаса Red Bull сумели сократить отставание от Mercedes в Кубке конструкторов. Теперь две команды разделяет всего пять баллов.
Если Alpine и AlphaTauri две гонки подряд (в Мексике и Бразилии) шли ноздря в ноздрю, набрав сначала 106, а потом 112 баллов в Кубке конструкторов, то ситуация между Ferrari и McLaren начала меняться в пользу Скудерии как раз на Гран-при Мехико. Леклер и Сайнс смогли финишировать там пятым и шестым соответственно, в то время как McLaren набрал лишь одно очко за десятое место Норриса. В Сан-Паулу ситуация усугубилась. Ferrari вновь финишировали на тех же позициях, а Ландо опять стал десятым, в то время как Риккардо сошел.
Андреас Зайдль мечтал взять реванш в Катаре, тем более что Норрис стартовал четвертым, но полоса невезения продолжилась: Даниэль Риккардо так и не смог прорваться в очки с 14-го стартового места, а лопнувшее колесо на машине Норриса привело к медленному возвращению в боксы и незапланированному пит-стопу. Тем не менее Ландо смог снизить потери и финишировать в очковой зоне: правда, лишь девятым. В итоге сейчас McLaren отстает от Ferrari уже почти на 20 очков, и их погоня за третьим местом становится все более призрачной.
В личном зачете предыдущий хороший задел Норриса позволяет пока сохранять ему пятое место, но Шарлю Леклеру осталось до него всего одно очко, да и Сайнс уже близко: в восьми очках. Если оставшиеся два этапа фортуна не изменит своей позиции, то Ландо может лишиться сразу двух мест в зачете.
Шестой результат в гонке Лэнса Стролла достоин того, чтобы упомянуть о нем отдельно. Последние несколько гонок канадскому пилоту категорически не везло, и за последние пять Гран-при он сумел набрать лишь два очка. После того, как в субботу он во всеуслышание по радио сказал, что машина — дерьмо, можно было ожидать, что и в этот раз много очков он не получит. Однако болельщиков Aston Martin ожидал сюрприз. Стролл не просто финишировал в очках, а объехал обе Ferrari, оба McLaren и своего партнера по команде в придачу.
Себастьян Феттель также внес свою, хоть и небольшую, лепту, завершив гонку в Топ-10.
Закончить Гран-при в очках обеими машинами — такого с Aston Martin давно уже не случалось. И это после того, как в прошлом году они сражались за третье место в Кубке конструкторов.
Вот уже второй раз в этом году шины Pirelli преподносят в гонке неприятные сюрпризы. Первый раз это было в Баку, когда из-за взрыва покрышек едва не отправились надолго в больницу Лэнс Стролл и Макс Ферстаппен, и тогда итальянский производитель отнес это за счет игр команд с давлением в шинах.
В Катаре ситуация повторилась. И если с Пьером Гасли история выглядит довольно однозначно (причиной стал наезд на острый поребрик), то вот в гонке от лопнувших шин пострадали сразу четыре пилота. Причем у всех четырех проблемы случились с передним левым колесом. Ландо Норрис сумел вернуться в гонку — как и Джордж Расселл. А вот для Валттери Боттаса и Николаса Латифи все закончилось сходом.
Говоря об инциденте, Ландо Норрис довольно справедливо заметил — сложно ожидать от самого жесткого состава шин, что колесо может лопнуть на 25-м круге. По его словам, это произошло совершенно внезапно, и не было никаких предпосылок или обычных ощущений перед тем, как это может произойти. Подобное же рассказали и другие пилоты.
Марио Изола, руководитель автоспортивного подразделения Pirelli, так прокомментировал ситуацию:
«Стратегия с одним пит-стопом явно находилась на пределе возможностей шин и требовала очень аккуратного обращения с резиной. Некоторые пилоты в связи с этим столкнулись с проблемами: скорее всего, это было связано с высоким износом шин и сильными контактами на высоких скоростях с агрессивными поребриками».
Но затем сразу оговорился: «Первые данные, которыми я могу поделиться, говорят о том, что шины были очень изношены, практически на 100%. Кроме того, мы видели и порезы на них, и теперь нужно понять, были они получены до или после того, как колесо лопнуло. Сейчас мы ждем телеметрии от команд. Мы проведем в Милане полный анализ и сообщим о результатах».
После финального в этом году «тройника» Формула 1 отправляется на двухнедельный перерыв перед предпоследней гонкой сезона.
Следующий Гран-при состоится 3-5 декабря в Саудовской Аравии на новой трассе в Джидде. На сегодняшний день она еще не достроена, но никаких сомнений, что гонка там сможет состояться, у FIA нет. Ну а нам интересно, в каком виде предстанет трасса перед первыми прибывшими членами команд и грузами.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:24:28,471 | 217,812 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +25,743 | 216,711 | 3 |
3 | Ф. Алонсо | Alpine | +59,457 | 215,286 | 1 |
4 | С. Перес | Red Bull | +62,306 | 215,167 | 2 |
5 | Э. Окон | Alpine | +80,570 | 214,404 | 1 |
6 | Л. Стролл | Aston Martin | +81,274 | 214,374 | 1 |
7 | К. Сайнс | Ferrari | +81,911 | 214,348 | 1 |
8 | Ш. Леклер | Ferrari | +83,126 | 214,297 | 1 |
9 | Л. Норрис | McLaren | +1 круг | 213,960 | 2 |
10 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 213,755 | 1 |
11 | П. Гасли | AlphaTauri | +1 круг | 213,519 | 2 |
12 | Д. Риккардо | McLaren | +1 круг | 212,581 | 1 |
13 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 212,568 | 2 |
14 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 212,451 | 2 |
15 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 211,440 | 2 |
16 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 211,375 | 1 |
17 | Д. Расселл | Williams | +2 круга | 209,424 | 2 |
18 | Н. Мазепин | Haas | +2 круга | 208,508 | 1 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:23,196 (57-й круг)