В этом году чемпионат NHRA включал в себя 20 этапов по всей Америке: Гейнсвилл, Атланту, Хьюстон, Помону, Индианаполис, Бристоль, Лас-Вегас и другие. Пилоты соревновались в 19 классах, двух- и четырехколесных, в том числе top-fuel, funny car, pro stock, promod и других, использующих в качестве топлива как нитрометан, так и что-то более стандартное.
На этапах представлены не все классы, но как минимум половина, а наполняемость в квалификациях каждого из них в среднем 15-20 участников, хотя есть и намного более массовые категории. Например, в Лас-Вегасе в классах Pro-Stock и Stock Eliminator набралось по 60 участников!
Сейчас в чемпионате NHRA есть гонщики из разных стран мира, в том числе из Дубая, Бразилии, Канады и даже Доминиканы, так что появление пилота из России — большой шаг не только для нас, но и для NHRA.
12 лет тому назад Дром тоже побывал на соревнованиях NHRA на дрэгстрипе в Лас-Вегасе и опубликовал большой репортаж. Но с тех пор Las Vegas Motor Speedway сильно изменился: там, как и на большинстве американских дрэгстрипов, появилась вторая полоса, выросли новые трибуны и улучшилась инфраструктура.
Так что мы с большим интересом встретились с Дмитрием Саморуковым и председателем комитета по дрэг-рэйсингу РАФ Тиграном Сеферяном после их возвращения домой и послушали весьма эмоциональный рассказ о том, как проходила их поездка на NHRA в Америку.
Дмитрий Саморуков — пятикратный чемпион России по дрэг-рэйсингу, обладатель трех последовательных рекордов в гонках на 402 метра, в том числе действующего рекорда России на ¼ мили: 6,257 секунды при скорости в 373,63 км/ч. Выступает в классе Promod.
Дмитрий также стал первым российским пилотом, преодолевшим четверть мили быстрее, чем за 6 секунд: 5,994 секунды. Это произошло в 2019 году на трассе Bradenton Motorsport Park в США. Сейчас его личный рекорд составляет 5,84 секунды, он был установлен в сентябре 2019 года на дрэгстрипе Санта-Под в Великобритании на автомобиле Camaro promod.
В своей гоночной карьере Дмитрий выступал и в других автоспортивных дисциплинах, в том числе в гонках на выносливость, где вместе с командой Russian Bears занял второе место в гонке «24 часа Барселоны» в 2012 году.
Впервые на NHRA Дмитрий Саморуков оказался три года назад в качестве зрителя. Это был этап Gatornationals в Гейнсвилле, Орландо, собравший такое количество участников, что команды разбивали палатки на траве: на асфальтовых площадках места всем не хватило.
Тогда наши парни впервые увидели заезд в 5,76 секунды одного из быстрейших гонщиков Америки Стиви Фаста за рулем промода.
«Я понимал ту пропасть между своим временем почти в шесть секунд и временем Стиви Фаста: каждая снятая десятая — это космическая разница в подготовке машины и пилота. Мне очень хотелось вернуться сюда за рулем машины, но я думал, что произойдет это нескоро: уровень нашей техники был иным, и показать такое время на моем Вайпере было несбыточной мечтой. Но я дал себе слово, что это случится», — прокомментировал Дмитрий Саморуков.
Чтобы выйти на старт чемпионата NHRA, нужно выполнить несколько обязательных условий, в том числе иметь суперлицензию и приглашение от самого чемпионата. Дмитрий сумел его получить благодаря тому, что в прошлые годы принимал участие в чемпионате Европы по дрэг-рэйсингу вместе со шведским инженером и дрэгрейсером Адамом Фламхольцем, который является техническим руководителем команды RDRC Technology. Адама хорошо знают в NHRA не только по машинам, которые он построил, но и благодаря результатам его выступлений за рулем автомобилей класса промод. Так что его рекомендация имела достаточный вес.
Еще одним существенным плюсом было и сотрудничество RDRC Technology с другими известными специалистами по дрэг-рэйсингу: командой Майка Яниса, одного из крупнейших разработчиков компрессоров и моторов для дрэг-рэйсинга, чей суперчарджер стоит на промоде Camaro, и Крисом Дунканом, построившим для Camaro promod шасси.
В остальных вопросах Дмитрию помогла Российская автомобильная федерация и Тигран Сеферян, которые собрали все нужные бумаги и документы, включая т. н. «слипы» со временами различных заездов и подтверждение рекордов, установленных Дмитрием в России. Еще одним необходимым требованием стало полное медицинское обследование по протоколу NHRA, который включает в себя не только полный анализ крови, но и MRT мозга и ряд исследований реакций организма под физическими нагрузками.
Помимо подготовки документов и получения приглашения от NHRA было важно, чтобы сложились и остальные факторы, например, чтобы машина заранее оказалась в Америке и Адам успел ее подготовить и настроить к соревнованиям.
NHRA — National Hot Rod Association — одна из наиболее влиятельных автомобильных и автоспортивных организаций в Америке, так что наличие приглашения от нее автоматически открывает многие двери и упрощает бюрократические процедуры, в том числе и на границе.
«Когда мы показали пограничникам эту бумагу, нас спросили, на чем мы едем, и затем пожелали удачи. Больше никаких вопросов к нам не было».
Тем не менее NHRA это еще и очень жесткие требования к подготовке автомобиля — как к техническим узлам, так и к безопасности. Подготовка Camaro заняла полгода, и это происходило на базе Адама Фламхольца во Флориде. Было собрано два мотора: один более мощный и быстрый, второй на пару десятых медленнее.
«Трек в Вегасе отличается от многих других дрэгстрипов тем, что из-за разряженного воздуха (его насыщенность кислородом соответствует там примерно высоте в 1000 метров над уровнем моря) машины там не такие быстрые. Для нас это было хорошо, т. к. мы были пока не готовы к низким секундам».
Российская часть команды RDRC Technology прилетела в США за неделю до соревнований, чтобы спокойно пройти тесты в Талсе, Оклахома, и потренировать старты на подготовленном автомобиле. Талсу выбрали потому, что она находится примерно посередине между базой Фламхольца во Флориде и местом проведения соревнований в Вегасе.
Однако уже в самом начале произошло непредвиденное: из-за случайного отказа электроники вышел из строя тот самый «быстрый» мотор, который планировали использовать на этапе.
«Это произошло всего за неделю до соревнований и означало, что теперь мы не сможем проехать быстро», — рассказал Дмитрий Саморуков. — «Мы поставили второй двигатель, но знали, что в Вегасе будут машины, способные проехать 5,8, тогда как наше время было бы в лучшем случае на 0,1-0,2 секунды медленнее. Настроения у нас заметно поубавилось, кроме того, и проблемы с электроникой еще не были до конца решены. Но поскольку в России у нас было много болельщиков, мы хотели проехать максимально хорошо, чтобы показать себя и набраться опыта».
«У нас был огромный автобус с большим прицепом, мы ехали из Талсы в Вегас всей нашей многолюдной командой. Сначала направились в Техас, оттуда в Аризону, потом в Нью-Мексико и оттуда уже в Неваду по трассе 66, со всеми ее ковбойскими пейзажами, что само по себе стало настоящим приключением!».
«Дорога заняла 19 часов. Когда мы приехали на спидвей, нам открылся марсианский пейзаж: горы, низкое небо, которые дополняли постоянно летающие над нами военные самолеты — рядом расположена военная база».
«Мы наконец-то вживую познакомились с Майком Янисом и его семьей. Отличный дядька, для которого дрэг-рэйсинг не только семейный бизнес, но и хобби. В прошлом он — трехкратный чемпион США в этой дисциплине, а сейчас его компания считается топовой среди мотористов в дрэг-рэйсинге».
«Когда мы приехали, про нас уже все знали, что мы из России, и принимали очень тепло. “Ааа, так вы те русские, которых мы все ждем! Привет! Заходите!” — говорили нам. Самый большой интерес был со стороны организаторов и журналистов, мы сразу же попали в первые строчки новостей на сайте соревнования, ведь для них появление русского спортсмена — огромный инфоповод».
«Когда я вышел на старт первого квалификационного заезда, то обнаружил, что еду без пары», — рассказывает Дмитрий. — «Адам сказал, чтобы я не переживал, потому что так сложилась сетка заезда и я просто стартую самым первым».
В первой квалификации результат был низким: 6,25. Примерно такое время Саморуков показывает на дрэгстрипе подмосковного автодрома RDRC Racepark в Быково, но надо понимать, что это был самый первый, пристрелочный заезд, и все участники без исключения свою первую квалификацию едут с самыми слабыми настройками, которые позволяют им получить первые данные для дальнейших настроек. Например, Лайл Барнетт, который в итоге одержал победу в соревновании, вообще проехал 11,08 секунды.
Зато этот заезд сразу же попал в историю благодаря трансляции, которую ребята организовали для российских зрителей: все увидели, как Дмитрий первый раз пронесся по дрэгстрипу в Лас-Вегасе.
«Мы организовали небольшую трансляцию для наших болельщиков, которые весь этот уикенд собирались в Быково, по ночам (разница во времени 10 часов) смотрели заезды и болели за нас», — рассказал Тигран Сеферян. — «У нас была совершенно колоссальная поддержка с огромным числом позитивных комментариев, и это придавало нам дополнительные силы».
Во второй квалификации Дмитрий также стартовал один, на старт третьей он вновь выезжал в одиночестве, но затем уже подкатили машину соперника.
К сожалению, в двух этих квалификациях вновь возникли проблемы с электроникой, которая не позволила нормально финишировать и переводила машину в безопасный режим. Как выяснилось позже, это было связано с некорректной настройкой системы безопасности, которую затем отрегулировали специалисты.
«Конечно, я понимал, что, поставив в заезд меня одного, они просто хотели убедиться, что на старте я не допущу ошибки. Это нормально, ведь то же самое мы делаем и на наших соревнованиях: прежде чем ставить незнакомых пилотов в парный заезд, мы стараемся понять, как они ведут себя на трассе», — сказал Дмитрий.
«Из-за ошибок системы у нас не было почти никаких данных, а Адам не понимал, как настраивать машину. В итоге мы решили, что выберем что-то усредненное, и на этом поедем. А потом я узнал, что мой первый парный заезд выпал со Стиви Фастом…».
Стив Джексон родился в 1980 году в Аугусте, Джорджия. В возрасте 20 лет он начал работать механиком в одном из дилерских автоцентров и выступал в любительских соревнованиях по дрэг-рэйсингу. В середине 2000-х он уже гонял по всем локальным чемпионатам на юго-востоке США и выигрывал почти во всех. В 2007-м он сел за руль заряженного Chevy и считает это поворотным моментом в своей карьере. Его выступления в ORSCA (Outlaw Racing Street Сar Association) помогли ему выйти на новый уровень и выиграть чемпионат 2008 года.
В 2013 году он впервые сел за руль промода, выступая на соревнованиях в Катаре, и впервые вышел на старт профессиональных заездов. Затем в Америке стал принимать участие в гонках PDRA (профессиональная ассоциация дрэг-рэйсинга), что привело его в дальнейшем во все топовые чемпионаты, в том числе и NHRA, где он регулярно одерживает победы. Свое прозвище Стиви Фаст (от английского fast — быстрый) он получил за то количество наград, которые он выиграл в дрэг-рэйсинге. Считается одним из самых быстрых и самых удачливых гонщиков США в классе promod.
«Утром ко мне пришел Адам и сказал: “Дима, не волнуйся, но мы едем со Стиви Фастом”. Это был фактически приговор, так как шансов выиграть у Стиви был один на миллион. Я бы не удивился, если бы команда уже паковала вещи», — рассказал Дмитрий.
Волноваться смысла не было: в конце концов, все приехали, чтобы прежде всего заявить себя, а также понять свой уровень и возможности на будущее. Но, конечно, было жаль выбыть в первом же раунде, когда даже в квалификациях не удалось толком проехать…
…Стив Джексон выехал на дрэгстрип первым, психологический перевес тоже был на его стороне. Он неоднократно выступал и побеждал на этой трассе. На машине Джексона был нарисован номер «1», а машина Саморукова значилась под номером «806».
«Стиви совершает совершенно великолепный старт. И едет очень, очень быстро», — рассказывал Дмитрий. — «Думаю, так он и рассчитывал: что просто съест меня за счет скорости. Он моментально пролетел мимо, но еще до финиша я понял, что у него что-то случилось, потому что его машина замедлилась. Но не понимал, чем закончился заезд, т. к. мы финишировали почти вровень. После финиша он подошел ко мне, пожал руку и поблагодарил за заезд. Я хотел его поздравить, но не знал наверняка, кто победитель. И только когда ко мне подлетела наша командная машина, чтобы взять меня на буксир и отвезти по возвратной дорожке, я понял по круглым глазам ребят, по их радостным лицам, что мы выиграли!».
Источник: nhra.com
По словам Дмитрия, в дрэг-рэйсинге на финише заезда не всегда просто понять, кто победил. Кто-то может совершить фальстарт, кто-то получить штраф, ну и самое главное — кого-то могло подвести время реакции на старте.
В этом случае две машины под клетчатым флагом разделило менее 0,5 секунды, и на глаз такое время определить невозможно. Особенно если скорость превышает 370 км/ч.
В зачет заезда идет время с учетом реакции пилота. Так, например, в финальном заезде у Джей Эр Грея младшего чистое время равнялось 5,79 секунды, а у его противника Лайла Барнетта — 5,81 секунды. Но время реакции у Барнетта составило .011, а у Грея .040, и в итоге выиграл Лайл. Таким образом, технически своим мотором победил Грей, но не смог реализовать свое преимущество за счет реакции, большей на 0,03 секунды!
«Хотя я понимал, что я выиграл потому, что у Стиви что-то случилось, это были незабываемые ощущения: победа в первом же заезде. И больше всего я запомнил, как комментатор кричал: “Samorukov — Unbelievable!!!” И как на следующее утро супруга меня будила словами: “Вставай, анбиливибл!”».
— И все же — за счет чего ты выиграл?
— Как ни забавно, но мне на руку сыграл именно тот факт, что я не проехал нормально ни одной квалификации и не показал понятного времени. Все знали, что у меня на машине стоит чарджер от Майка Яниса, и предполагали, что мотор может быть очень мощным. Поэтому для первого заезда Стиви Фаст выставил свою машину на максимальную мощность и немного перестарался. На дистанции в 600 футов у него электроника встала в безопасный режим и отключила подачу топлива. Так что последнюю часть дистанции он просто доезжал. Посмотрите: скорость на финише у него 158 миль в час, а у меня — 233 мили в час. Новичкам везет.
Во втором заезде Дмитрий Саморуков должен был ехать с еще одним очень сильным пилотом — Лайлом Барнеттом.
«Перед заездом Лайл направился ко мне, приобнял, пожал руку: у них принято приветствовать друг друга, Стив тоже так сделал. А потом ко мне подошел местный батюшка, спросил, как меня зовут, и прочел за меня короткую молитву. Это происходит для каждого гонщика перед каждым заездом, и неважно — мусульманин ты или христианин».
«Лайл Барнетт — очень колоритный мужик. Для него это был первый сезон после серьезнейшей аварии в 2015 году, когда на его машине взорвался двигатель, и она полыхнула с ним внутри. У него полностью обожженное лицо, пересажена кожа».
Лайл Барнетт едва не сгорел заживо после того, как его автомобиль С5 Corvette загорелся во время квалификационного заезда после отказа инжектора, приведшего к взрыву двигателя. По словам Барнетта, он примерно на ¾ дистанции услышал сильную вибрацию и удары в районе двигателя, и к тому моменту, когда поднял ногу с газа, двигатель взорвался. Огонь безо всякого труда прошел через трансмиссионный тоннель и обрушился на шлем пилота: «Я не видел никаких признаков огня, пока не вдохнул его».
Барри Митчелл, которые участвовал в том же заезде, хотел вытащить Барнетта через водительскую дверь, но не смог даже близко подойти к машине. Тогда он попробовал сделать это с противоположной стороны, но в этот момент Лайл уже сам каким-то невероятным образом выбрался из машины и бросился бежать. В этот момент уже подъехали спасатели и скорая.
Две недели Барнетт пролежал в больнице без сознания, а затем началась тяжелейшая реабилитация. Ему чистили легкие, пересаживали кожу на руки, стопы и лицо и проводили общие оздоравливающие процедуры. У него были ожоги третьей степени на 12% тела, но в основном его защитили огнеупорные куртка и брюки в 20 слоев ткани и других материалов, а также специальные перчатки и ботинки.
Первый период восстановления занял у него около года, после этого было проделано еще множество процедур, но в 2020 году, пять лет спустя после аварии, он вернулся на дрэгстрип, проводил различные тесты. А в 2021-м впервые после перерыва вновь сел за руль в соревнованиях.
С учетом всего, что Лайлу Барнетту пришлось пережить за последние годы, становилось понятно, насколько высоко он мотивирован. К тому же у него была быстрая машина, и благодаря предыдущему заезду Саморукова со Стивом Джексоном он уже понимал, к чему готовиться.
«Итак, мы выставляемся с Лайлом. Мы с ним стартуем, у нас примерно одинаковая реакция, и мы едем. На самом деле для меня все эти заезды — это не шесть секунд, а целая повесть, которую можно написать. Я вижу, как со старта мы едем фактически вровень, потом он чуть-чуть отрывается, потом я его слегка догоняю, но я понимаю, что на его машине стоит турбомотор, и через мгновение он от меня просто уедет. Так и происходит. И разница между нами на финише оказывается глобальной. У него порядка 5,8 секунды, а у меня 6,1. Да, я понимал, что вряд ли смогу с ним поспорить на трассе, но все равно очень расстроился, ведь я был невероятно близок от финала: сумей я одержать верх, то в полуфинале по сетке у меня не было бы соперника, и это был бы прямой путь наверх!».
Многие лучшие времена в Европе не попадают в Америке даже в квалификацию, а тут мы едва не оказались в финалах.
Источник: nhra.com
По словам Дмитрия Саморукова, в дрэг-рэйсинге, как и в любом другом виде спорта, есть своя этика и определяющие профессиональные навыки.
«Когда ты выезжаешь на старт, за тобой наблюдают сотни пар глаз настоящих профессионалов, которые оценивают уровень твоей подготовки. Ты должен следовать определенному этикету, который есть во всех соревнованиях. Если ты его нарушишь, то это можно сравнить, например, с тем, как за столом есть котлету ложкой».
«Эти правила очень понятны и доступны: как нужно делать прогрев, где нужно ждать соперника, кто подкатывается на старт первым, как возвращаться после финиша — все это известно, если ты уже давно выступаешь. Это некий профессиональный ритуал, который демонстрирует твой опыт».
«Все начинается еще во время выставления в очередь на старт. Пилот не стоит рядом с машиной и не ждет очереди — он приходит и садится в строго определенное время, так как знает, сколько времени он будет пристегиваться, а машину подталкивают к старту механики. Когда соперник уже выставился, он ждет тебя не больше 30 секунд. Пара не подъехала — значит, едет следующий».
«И здесь, в Лас-Вегасе, я тоже все это ощущал. После прогрева маршалы сразу залезли мне под днище посмотреть, не течет ли у меня из машины? Правильно ли мы надели “памперсы”? А ведь это был бы настоящий позор, если бы я залил трассу после прогрева: меня бы сразу удалили с дрэгстрипа».
«Я волновался, даже несмотря на то, что у меня есть опыт выступлений в Европе и огромное количество заездов в России. Так что когда в Вегасе после заездов Адаму сказали, что я сделал все идеально, меня отпустило».
«Самым важным в этой поездке для меня было, чтобы в NHRA меня оценили как умелого пилота и спортсмена, который может на равных сражаться с их постоянными гонщиками. И я понял, что это произошло, когда меня пригласили приехать на следующий год. Но главное, что эта позитивная история в Вегасе получила и свое продолжение», — рассказал Дмитрий Саморуков.
«На следующий сезон мы заключили техническое партнерство с Майком Янисом и теперь будем выступать на его моторе. Для меня это высокая оценка, потому что не так много дрэгрэйсеров удостаиваются контракта с его командой. Это означает, они признали, что у меня есть потенциал выиграть на их моторе, и для них такой успех новичка станет лучшей рекламой».
Однако Дмитрий не планирует в следующем году выступать в сезоне NHRA, а собирается отправиться покорять европейские чемпионаты. Подобная перспектива также весьма интересна Майку Янису, для которого Европа пока остается терра инкогнита.
Тигран Сеферян как организатор Российского чемпионата по дрэг-рэйсингу также принимал участие в поездке, но для него наибольший интерес представляли различные технические и процедурные вопросы.
«Мы вынесли много полезного, но главное, мы поняли, что двигаемся в правильном направлении. Три года назад, когда мы впервые выехали в Европу на чемпионат по дрэг-рэйсингу, мы получили массу информации, которую нигде не могли применить, ведь только осенью 2018 года у нас появилась своя территория в Быково, где можно было построить дрэгстрип и всю инфраструктуру. Сейчас в Америке все было иначе: мы не просто наблюдали за организацией соревнований, но и учились, что и как можем применить в наших условиях. Это касается уборки и подготовки трассы, различных ноу-хау и технологий, используемой техники, того, как расставлены на постах люди и многого другого».
«Наши трансляции смотрело много людей из дрэг-рэйсинга, которые, наконец, убедились, что все наши правила не придумали мы сами, а лишь заимствовали из международных гонок. Они увидели гандикапные классы, где на старт выезжает по 50 машин, и регламент отлично работает. Но главное — никто не считает, что смысл дрэг-рэйсинга — ехать “на все деньги”. Нет. Смысл дрэг-рэйсинга — ехать быстро и получать удовольствие от борьбы».
«В дрэг-рэйсинге нет людей, которые выигрывают в одни ворота. Даже команда Майка Яниса и их пилот с самым совершенным мотором не смог выиграть чемпионат, он стал пятым! И это потому, что есть другие первоклассные пилоты, которые борются за тысячные доли секунды. И важную роль играет удача и человеческий фактор».
«Для нас было очень важно заявить, что дрэг-рэйсинг в России существует, ведь большинство американцев этого даже не представляли. Ну и плюс тот факт, что на расстоянии 12 часов лета от Вегаса есть еще как минимум один пилот, который может выступать на столь же высоком уровне, как и другие».
«И еще очень важно было показать нашим новым участникам, которые выступают у нас один-два года, что у этих гонок есть перспектива. В наших трансляциях они увидели технику, на которой здесь выступают, поняли, что ее можно купить и ездить в Европу или Америку, чтобы там соревноваться с лучшими пилотами. В кольцевых гонках, когда ты уже немолод, то никогда не дорастешь до Формулы 1. А вот в дрэг-рэйсинге все иначе».