В обоих чемпионатах уже в эти выходные может быть разыгран чемпионский титул, и все зависит от того, как повернется фортуна к основным претендентам. Одну из ключевых ролей в этом противостоянии сыграет и свежепостроенная гоночная трасса, работы на которой не утихают даже в тот момент, когда вы читаете эти строки.
Что же представляет из себя Jedda Street Circuit и к чему готовиться зрителям формульных серий в эти выходные?
Разбираем в превью гоночного уикенда.
Концепция, проектирование и строительство
Делегация Формулы 1 отправилась на реконессанс будущей трассы в Саудовской Аравии в январе 2020 года. Именно тогда была достигнута предварительная договоренность между сторонами о возможности проведения Гран-при Саудовской Аравии. После этого команда инженеров и разработчиков приступила к работе.
Интересно, что для изучения возможных вариантов размещения уличного трека в окрестностях Джидды они изначально использовали приложение Google Earth, изучили и картировали спутниковые изображения местности и смоделировали первые имитационные модели трека.
Участок для будущего уличного трека был определен довольно быстро: им стала часть набережной района Корниш, который расположен на берегу Красного моря в 12 км от Джидды и обладает всеми требуемыми характеристиками — широкие дороги, значительные асфальтовые площадки и парковки, красивые фоновые пейзажи из лагун и песчаный пляж.
В качестве инженерного бюро представители Формулы 1 вновь выбрали компанию Германа Тильке, от которой требовалось спроектировать быструю трассу под высокие скорости и плотную борьбу. Росс Браун так и сказал: «Нам не нужны старые классические уличные трассы с поворотами под 90 градусов, напоминающие изображение Микки Мауса, мы хотим получить современный скоростной автодром».
Крейг Уилсон, руководитель отдела технических характеристик автомобилей Формулы 1, так прокомментировал требования к новой трассе: «Самая большая проблема заключалась в том, чтобы придумать концепцию трассы на довольно узкой полосе земли, которая могла бы вместить разнообразные повороты с широким диапазоном скоростей, а не только связку шпилек, шикан и прямиков. Речь идет не просто о том, чтобы взять ваши любимые повороты и добавить их в конфигурацию, а о том, чтобы использовать компьютерное моделирование, чтобы увидеть, как работает сочетание подобных поворотов и насколько они позволяют проводить зрелищные гонки».
Со своей стороны представители Саудовской Аравии предложили проведение ночного Гран-при. Принц Халид бин Султан Аль Фейсал, президент Саудовской федерации автомобилей и автоспорта (SAMF), сказал, что оптимальное время для проведения гонок Формулы 1 в Саудовской Аравии — после захода солнца, когда уже не так жарко и температурный режим гораздо более комфортен не только для гонщиков, но и для зрителей. «Мы считаем, что это лучший вариант для нас. Мы собираемся подсветить Красное море и лагуны вокруг трассы и устроить несколько световых шоу. У нас была первая ночная гонка в Formula E, и она прошла весьма успешно».
Параллельно с подготовкой уличной трассы к Гран-при Саудовская Аравия реализует уже новые планы — по созданию стационарного автодрома неподалеку от Эр-Рияда, куда Формула 1 сможет переехать в 2023 году, после того как новая трасса будет готова.
Характеристики трассы
Симуляционные заезды по предполагаемой трассе продемонстрировали, что гоночная трасса в Джидде может оказаться быстрее, чем даже автодром в Сильверстоуне, и по средней скорости будет уступать лишь Монце.
Пять самых быстрых трасс в текущем календаре Формулы 1:
Но самое главное, что это будет самая быстрая городская трасса за всю историю Формулы 1. Раньше первую строчку занимал австралийский трек «Альберт Парк», где средняя скорость составляла 237,2 км/ч. Джидда превосходит его примерно на 15,6 км/ч.
Согласно симуляционным расчетам, скорость прохождения квалификационного круга составит порядка 1:27,9, а гоночного — около 1:33,8. Максимальная скорость автомобиля класса Формула 1 будет достигать 322 км/ч.
Трасса в Джидде станет второй по протяженности в календаре 2021. Ее длина составляет 6,175 км. Длиннее ее лишь знаменитая Спа-Франкоршам — 7,004 км. Так что Jedda Street Circuit к тому же самая длинная трасса из всех городских: она на 172 метра превышает километраж городского трека в Баку.
Трасса в Джидде включает в себя больше поворотов, чем любой другой трек из действующих формульных треков: 27. Это на четыре поворота больше, чем на трассе «Марина Бей» в Сингапуре. 16 поворотов — левые, 11 — правые. 13-й поворот — узкая шпилька с наклоном 12 градусов. Это на три градуса круче, чем самые крутые повороты в Индианаполисе. Ожидается, что поперечные перегрузки здесь составят порядка 4,9G.
Большая протяженность трека означает, что в Джидде потребуется значительное количество средств безопасности. Помимо 13-километрового ограждения, которое направлено на предотвращение попадания мусора в зоны для зрителей, в качестве ограждений используется 3300 бетонных блоков, а также 3000 барьеров TecPro.
Всего на покрытие трека ушло 37 000 тонн асфальта, который укладывала бригада из 1250 человек.
Вокруг трассы расположено семь трибун, из которых наиболее зрительскими можно назвать T1 и T27. Организаторы рекомендуют размещаться на них, чтобы увидеть максимальное количество обгонов.
Также вокруг трассы для освещения ночной гонки проложено более 20 000 метров электрических кабелей и установлены прожекторы мощностью в 1500 люксов.
Ночная гонка в Джидде стартует в 20:30 по местному времени. Это означает, что график температуры будет отличаться от обычных средних дневных температур в это время года, при этом температура будет снижаться как во время различных сессий свободных практик, так и на протяжении всего времени гонки. FP1 и FP3 пройдут незадолго до заката, поэтому традиционно FP2 в пятницу и квалификация в субботу (которые стартуют в 20:00) окажутся репрезентативными.
Климатические условия обещают быть теплыми, но влажными, т. к. трасса расположена прямо вдоль северного побережья Красного моря. Покрытие будет в любом случае скользкое и «зеленое», особенно в начале уикенда, из-за абсолютно свежего асфальта на протяжении всего трека. Однако гонки поддержки Формула 2 и Кубок Porsche помогут создать хотя бы небольшой накат.
Тем не менее ожидается неоднократное появление автомобиля безопасности, которое будет спровоцировано скользким асфальтом и близостью ограждений, а также высокими скоростями и разворачивающейся на трассе борьбой за победу.
Для Гран-при Саудовской Аравии Pirelli привезет средние составы шин C2, C3 и C4 — наиболее часто выбираемую комбинацию в этом году и наиболее универсальную с точки зрения использования на треках.
Симуляционные заезды показали, что именно эта комбинация может стать оптимальной в плане стратегии и будет в лучшей степени соответствовать требованиям этой скоростной и динамичной уличной продолжительностью более 50 кругов.
Марио Изола: «Джидда является самым большим неизвестным этого сезона. Сейчас, при моделировании возможных стратегий, мы можем полагаться только на результаты работы на симуляторах, которые предоставили нам руководство Формулы 1 и команды. Эта уличная трасса существенно отличается от других автодромов в этом году, а высокие скорости с быстрыми поворотами, очевидно, будут играть большую роль в поведении шин. В Джидде больше поворотов, чем на любой другой трассе в календаре, и один из них обладает серьезным профилем, так что есть множество различных элементов, которые заставят шины работать более активно».
Спустя два месяца Формула 2 наконец-то возвращается в дело и проведет предпоследний этап сезона на городской трассе в Джидде. Борьба за титул и места на подиуме в самом разгаре: за последние два этапа — в Джидде и Яс-Марине — будет разыгран комплект из 78 очков. Это означает, что чисто математически Юри Випс, который сейчас отстает от лидера зачета Оскара Пиастри на 76 очков, имеет шанс стать чемпионом. На самом же деле за титул сражаются между собой Оскар Пиастри и Гуанью Чжоу, которых разделяет 36 очков, а также свои претензии могут заявить Роберт Шварцман (третье место и 43 очка разницы) и Дэн Тиктум (четвертое место и 49 очков до лидера). Тео Пуршер, который сейчас занимает пятое место, является также одним из претендентов на подиум.
Оскар Пиастри уже дважды побеждал в Основных гонках, но вернуться на новую трассу после более чем двухмесячного перерыва будет нелегкой задачей для австралийского гонщика. С другой стороны, Роберт Шварцман очень неплохо провел вторую половину сезона после тяжелого начала. В своем интервью Роберт утверждает, что у него еще есть все шансы сразиться за титул и он не оставляет надежд выиграть чемпионат.
Из шести вышеобозначенных спортсменов только Тео Пуршер, Дэн Тиктум и Гуанью Чжоу имеют ясные представления о своем будущем. Гуанью Чжоу получил однолетний контракт с командой Формулы 1 Alfa Romeo, а Дэн Тиктум продолжит свою карьеру в команде NIO в Формуле Е. Тео Пуршер продолжит выступление в Формуле 2 в ожидании того, что в 2023 году Чжоу освободит вакансию в Alfa Romeo. Оскар Пиастри станет резервным пилотом Alpine, однако ничего не известно о его возможном боевом опыте, будущее Роберта Шварцмана тоже пока под вопросом.
Гоночные условия на трассе будут различаться для всех сессий уикенда. В дневное время будут проводиться только свободные заезды и первая спринт-гонка. Квалификация и гонка 2 начнутся при искусственном освещении в ночное время, а Основная гонка стартует в воскресенье на закате.
Что касается шин, то команды Формулы 2 получат в свое распоряжение медиум и суперсофт (желтые и фиолетовые ободки), которые также являются наиболее часто используемой комбинацией в этом году. Как обычно, на уикенд пилоты F2 располагают шестью комплектами — четырьмя медиум и двумя суперсофт.
Нужно отметить также, что на последние два этапа к Формуле 2 присоединятся сразу несколько гонщиков из Формулы 3. Джек Дуэн, вице-чемпион Формулы 3 и участник молодежной программы Red Bull, проведет два последних этапа вместе с командой MP Motorsport. Он заменит Ричарда Версхора. Олли Колдуэлл, выступавший в Формуле 3 за команду Prema Racing, сядет на два последних этапа за руль машины Campos Racing. В 2022 году он надеется стать пилотом Формулы 2 на постоянной основе.
Гран-при Саудовской Аравии станет первым из двух оставшихся этапов, на котором может решиться судьба титула. Сейчас в личном зачете по-прежнему ведет Макс Ферстаппен, опережая Хэмилтона на 8 очков, а в Кубке конструкторов отрыв Mercedes от Red Bull составляет и того меньше: 5 очков. Так что плотная борьба нам обеспечена в обоих зачетах, если только в ситуацию не вмешается фортуна.
Трасса новая, скользкая, скоростная и с близко расположенными барьерами безопасности, так что любая ошибка может привести к непредсказуемым результатам. Тем не менее только отсутствие или малое количество очков у Хэмилтона может решить исход борьбы в пользу Ферстаппена. Вот условия досрочного титула Ферстаппена в Джидде:
Ферстаппен | Хэмилтон |
Первое место + лучший круг | Шестое место или ниже |
Первое место | Седьмое место или ниже |
Второе место + лучший круг | Десятое место или ниже |
Второе место | Без очков |
Во всех остальных случаях сражение продолжится в Абу-Даби.
У Хэмилтона сейчас в запасе есть два двигателя, на которых он может выступать, однако Mercedes уже заявили, что на две последние гонки он получит силовую установку, на которой выступал в Сан-Паулу. Что же касается Ферстаппена, то последний раз ему меняли силовую установку полностью на Гран-при России. Это значит, что он провел на актуальном двигателе уже шесть Гран-при, и ему предстоит еще два, чтобы обойтись без штрафов на гриде.
Валттери Боттаса и Серхио Переса разделяет 13 очков, и Боттас имеет неплохие шансы проиграть место на подиуме — особенно с учетом того не слишком боевого настроения, в котором он пребывает последние пару месяцев.
Сражение нас ожидает также между Ландо Норрисом и Шарлем Леклером за пятое место в личном зачете. Преимущество в одно очко пока на стороне британского пилота. Карлос Сайнс уступает Норрису 7,5 очка — это тоже не так уж и много, чтобы успеть компенсировать разницу за два оставшихся этапа.
Даниэля Риккардо и Пьера Гасли разделяет 13 очков, но будет ли Alpha Tauri конкурентна на скоростной трассе в Джидде? Впрочем, цена ошибки высока и здесь.
В Кубке конструкторов побороться за третье место могут Ferrari и McLaren, но Ferrari существенно прибавили за последние несколько этапов, начиная с Сочи, а разница между двумя командами возросла уже почти до 40 очков.
Гонка в Джидде может преподнести нам много сюрпризов и перевернуть ситуацию в чемпионате, но уже в пятницу станет известно о перспективах чуть больше, а Гран-при Саудовской Аравии в любом случае обещает стать захватывающим.