В конце июня 2021 года впервые было официально объявлено о том, что Гран-при России Формулы 1 с 2023 года будет проходить на новой трассе под Санкт-Петербургом — автоспортивном комплексе «Игора Драйв». Параллельно с этим появились и другие слухи. Говорили, что «Сочи Автодром», который с самого начала задумывался Германом Тильке и застройщиком ОАО «Центр Омега» как симбиоз стационарной и городской трассы, а затем перешел в статус полностью стационарного автодрома, может оказаться разобранным до так называемого «Малого кольца» протяженностью чуть более двух километров.
Мотивы были крайне простыми: Формула 1 была главной причиной сохранения автодрома на территории Олимпийского парка, который теперь подконтролен администрации Федеральной территории «Сириус». «Сочи Автодром» практически не принимал других крупных международных соревнований, кроме Гран-при России: один раз здесь состоялся этап TCR, а еще раз на трассе прошли заезды Ferrari Challenge. Другие национальные чемпионаты не были в глазах людей, принимающих решения, достаточным обоснованием для сохранения полноценной конфигурации трассы.
Уже осенью о том, что «Сочи Автодром» разберут, заговорили как о решенном вопросе. В конце сентября глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что в дальнейшем, после того как Формула 1 переедет в Ленинградскую область, «возможно, будет использована некая модификация, улучшающая качество трассы и вписывающая ее в инфраструктуру города». И хотя никто не упоминал, что «Сочи Автодром» закроют окончательно, было понятно, что короткая конфигурация трассы, скорее всего, подпишет автодрому смертный приговор.
Это стало бы весьма печальным завершением короткой истории гоночной трассы, которая была привлекательна не только своей географией, но и инфраструктурой, а также крайне богатым опытом, накопленным при проведении Гран-при. Многие волонтеры приезжали сюда работать (бесплатно, за дорогу и проживание) в том числе и для того, чтобы провести несколько дней у моря.
Но, как в любой сказке с хорошим концом, спасение произошло, на первый взгляд, неожиданно. Но по сути за ним стояла очень серьезная работа — как Российской автомобильной федерации, так АНО «Росгонки» — собственника объекта «Сочи Автодром».
Помогла в этом и пандемия. Мы уже писали о том, что из-за локдауна в азиатских странах мировая серия WTCR оказалась в ситуации, когда ей негде было проводить финальный этап сезона. Генеральный директор «Росгонок» Алексей Титов сумел договориться с промоутером серии Франсуа Рибейро о том, что WTCR проведет его в Сочи, а вдобавок к этому с WTCR был дополнительно подписан двухлетний контракт с возможностью пролонгации на проведение серии в России.
Другие позитивные новости появились, когда во время Гран-при России Формулы 1 в эксклюзивном интервью Дрому генеральный секретарь FIA Питер Байер сообщил, что сейчас ведутся переговоры с российскими организаторами, и в том числе «Сочи Автодромом», о проведении международных соревнований, таких как чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEC и чемпионатов Европы и мира по картингу.
Все это стало хорошим поводом, чтобы встретиться с Алексеем Титовым в Сочи после финала WTCR и расспросить его о судьбе «Сочи Автодрома» и о том, какие автоспортивные планы есть у компании «Росгонки» на ближайшие годы.
— Алексей, как вам удалось заполучить не просто финальный этап WTCR в этом году, но и заключить контракт с серией на следующие два года?
— Сложно было не столько получить этот этап, сколько грамотно его подготовить. У нас уже есть отличный опыт с организацией Формулы 1, но для WTCR не имелось ни оргкомитета, ни систематизированного сопровождения со стороны государства, которое в этот, мягко говоря, непростой период помогает в том числе и с визовой поддержкой, и с таможней. Мы понимали, что нам нужно будет все делать самостоятельно, но без поддержки правительства и Минспорта мы вряд ли бы справились. И только после подтверждения с их стороны мы договорились с титульным спонсором на мероприятие в лице банка ВТБ, выстроили бюджет и запустили весь проект. А вопрос долгосрочного контракта родился уже в процессе переговоров, потому что для нас очень важно развивать «Сочи Автодром» и проводить больше международных мероприятий. Мы хотим показать массовому зрителю, что мир не заканчивается на Формуле 1, есть другие серии и дисциплины, которые мы готовы привезти в 2023 году.
— Питер Байер из FIA говорил в том числе о своих намерениях проводить в России и в Сочи чемпионаты Европы и мира по картингу. Мне кажется, что увидеть такое собственными глазами стало бы большим стимулом для юных спортсменов. Но действительно ли это возможно?
— Для соревнований по картингу Россия — очень мощный рынок. Посмотрите на национальный срез заявок в чемпионат мира: российские ребята по своей численности занимают там второе место, если, кстати говоря, на следующий год даже не первое. То есть по объему и по интересу со стороны спортсменов Россия для FIA является приоритетным направлением.
Сейчас мы прорабатываем вместе с FIA и промоутером чемпионата то, как и в каком формате это будет происходить. Но при этом нашей важной задачей является и то, чтобы Россию перестали воспринимать как страну с бездонным карманом денег. Мы стремимся выстроить диалог с позиции В2В, т. е. что это бизнес не только для них, но и для нас.
Я убежден, что все подобные международные события должны происходить на взаимовыгодных условиях, а не так, что мы платим деньги только за право что-то провести. Потому что иначе это для нас получается не бизнес, а попытки хоть как-то закрыть расходы.
— Но означают ли подобные контракты с международными сериями и чемпионатами, что «Сочи Автодром» не будут разбирать в ближайшие несколько лет? Его судьба волнует очень многих людей, связанных с автоспортом.
— Это важный вопрос, потому что когда Формула 1 переедет на «Игору Драйв», ситуация изменится. Вопрос — как? Международные соревнования мы все равно проведем. Но то, как будет эксплуатироваться автодром на круглогодичной основе, сейчас детально обсуждается, потому что для ежедневной эксплуатации шесть километров трассы не нужны. Соответственно, наша задача — найти комбинации, при которых мы сможем более гибко подходить к круглогодичному использованию автодрома. Потому что даже три-четыре международных соревнования в год будут ограничены определенной сезонностью происходящего.
— Т. е. вы планируете вернуться к идее малого-большого кольца, сделав большое разборным?
— Здесь основная проблема может возникнуть с экономикой. Технически разобрать автодром несложно, мы можем это сделать. Но когда мы к лицензионному платежу добавляем стоимость содержания трассы в год плюс стоимость организации гонки, а затем еще вынуждены два раза в год собирать и разбирать автодром, это становится неэффективным по нескольким направлениям. Первое — это финансовое. Тут все понятно, речь идет о прямых расходах. А вот второе серьезнее, т. к. мы таким способом не решаем стоящие перед нами задачи сделать более доступным для посетителей Олимпийский парк и его объекты. Ведь на сборку и разборку трассы будет уходить каждый раз по два с лишним месяца.
— Так долго? Мы привыкли, что городские трассы конструируют намного быстрее…
— Да, это же не просто заборы. На них завязано большое количество телекоммуникаций, оптоволокна, электричества и так далее. А традиционные городские трассы, такие как в Баку или Монако, уже изначально внедрены в городскую инфраструктуру, там есть все готовые закладки. В нашем случае трасса сразу же превратилась в стационарную, и здесь на ограждения подвязаны как все камеры — FIA, трансляционные и спортивные, так и специальная гоночная электроника, флаговые посты и многое другое. И разобрать это все на винтики — долгий и трудоемкий процесс. Даже если мы уложимся в полтора месяца, чтобы собрать, и полтора, чтобы разобрать — это уже три месяца. Плюс у Формулы 1 требование, чтобы трек был готов минимум за 90 дней до мероприятия, когда приезжает комиссия FIA. Итого получается порядка пяти месяцев. Т. е. почти полгода будет либо стройка, либо забор. Если мы пойдем по этому пути, то в самый сладкий летний сезон получим либо забор, либо строительно-монтажные работы — вот что самое обидное. И представьте себе местных жителей и гостей города, которые будут находиться все это время в условиях шума и пыли. Поэтому нужны иные методы работы с трассой.
— Понятно. Но давайте вернемся пока к WTCR… Предусматривает ли контракт обязательное проведение всех гонок в Сочи — или в 2023 году, пока гонка еще не внесена в календарь, ее можно провести, скажем, на «Игоре Драйв»?
— Посмотрим. Вопрос «Игоры Драйв» — это вопрос будущего. Потому что в первую очередь перед нами стоит задача достроить и подготовить автодром и провести там Формулу 1. Но этот объект тоже надо развивать, и мы, как организатор международных соревнований, будем распределять нагрузку на две площадки. И во многом это получается выгодно, так как появляется возможность ротации, которая поможет поддерживать интерес со стороны публики. Именно в этом и заключается наше преимущество как промоутера — мы можем создать синергетический эффект, развивая не только «Сочи Автодром», но и «Игору Драйв» с точки зрения международной привлекательности.
— Но ведь тогда получается, что и Формула 1 имеет все шансы вернуться позже в Сочи?
— Мы будем обсуждать этот вариант после того, как проведем первую гонку на «Игоре Драйв» и во время дискуссии на тему продления контракта. Основной фокус для нас сейчас — организация гонки в 2023 году. Контракт с Формулой 1 у нас действует до 2025 года, а переговоры обычно начинаются примерно за 1,5-2 года до его окончания. Мы видим на примере Германии (трасс Нюрбургринг и Хоккенхаймринг), как работает схема с двумя автодромами. И у нас есть значительное преимущество: не будет внутренней конкуренции между автодромами, т. к. в любом случае организатором Формулы 1 будут «Росгонки».
— Я слышала во время прошедшей Формулы 1, как некоторые маршалы говорили, что не поедут работать на «Игору Драйв», потому что жить там негде, инфраструктуры никакой нет, погода — плохая, и главное — нет моря. Если это так и произойдет, как справляться с ситуацией? Набирать и обучать новых маршалов или же, например, приглашать из других стран?
— Для нас приоритет — имидж страны и организация качественного международного мероприятия на должном уровне. И все задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы это мероприятие прошло, будут выполнены. Если кто-то из волонтеров не хочет ехать — он имеет на это полное право. Я не пытаюсь никого обидеть или оскорбить. Работа маршалов, так же, как и работа РАФ, стоит у нас в приоритете. Но если кому-то дискомфортно — холодно, жарко или что-то еще — значит, мы найдем ему замену.
— Возможно, замена приедет из, например, близкой к Санкт-Петербургу Финляндии?
— Да, история с приглашением европейских маршалов, в том числе и из Финляндии, вполне жизнеспособна. Мы становимся географически ближе, и для европейцев это понятная история. В случае же с Сочи за почти девять лет уже стало традицией приезжать туда, чтобы в том числе и отдохнуть. Но этот плюс не является самоцелью.
В России на данный момент есть достаточное число подготовленных маршалов, которые понимают, что с 2023 года Формула 1 будет проходить на другой трассе. Это включит естественный процесс, когда кто-то отсеется, а кто-то присоединится. В том числе к нам подключится областная федерация автоспорта и федерация автоспорта Санкт-Петербурга, где существует высокая активность с точки зрения интереса к автоспорту. Маршалы из этого региона смогут ездить из дома, кто-то будет готов жить в палатках, как это происходит в Европе. Например, на том же Ле-Мане организаторы ставят для маршалов большие жилые павильоны с двухэтажными койками, и всем все нравится.
— Сильно ли будут отличаться между собой два российских Гран-при?
— Как ни странно, но одной из моих ключевых задач является подвести к этой мысли сотрудников, которым постоянно приходится повторять: «Перестаньте делать из Питера Сочи!». В плане организации на «Игоре Драйв» будет совсем другая гонка. То есть в базовых моментах все произойдет так же: машины приедут, поездят по кругу и затем уедут, но все остальное будет иначе. Прежде всего это другой регион и другие люди. Так что другими будут и операционная деятельность, процессы, взаимоотношения, картинка.
По-другому это будет и для зрителей, которым придется ездить на автодром из Санкт-Петербурга или других близлежащих мест. Да, кто-то окажется этим недоволен, но, как правило, это те, кто вообще редко выходит из дома. Остальные воспримут все нормально.
Качество спортивного продукта тоже будет на порядок выше, т. к. структура автодрома, его спортивная конфигурация и зрительские возможности несравнимы с Сочи. Например, есть трибуны в формате амфитеатра, с которых видно до 40% трассы. И у зрителей вся гонка окажется как на ладони.
— В каком состоянии сейчас автодром «Игора Драйв»?
— Для спорта самое главное — асфальт. По текущим планам он должен быть готов к июлю 2022 года. Это означает, что при благоприятных погодных условиях у нас будет возможность провести соревнования в августе и сентябре — как минимум национальный чемпионат — потому что нужно протестировать и конфигурацию, и работу людей.
Кроме основной кольцевой трассы, другие площадки продолжают работать, так что автодром в любом случае не будет «спать».
— Все же: какие перспективы есть у нашей страны по международным сериям?
— Можно «ткнуть» в любую серию, и перспективы есть, особенно что касается «Игоры Драйв». Это и GT Challenge, и TCR, и ETCR. Но все это из расчета не ранее 2023 года. В 2022-м у нас остаются Formula 1, WTCR, а также Formula 2. Formula 3 в следующем сезоне мы не ожидаем.