44-й ралли-марафон «Дакар» начинался непривычно рано: технические и предстартовые проверки прошли еще в последний день предыдущего года, 31 декабря. К сожалению, в проверочный день пришла трагическая новость из Чехии, где после нескольких недель в госпитале скончался легендарный Карел Лопрайс. 72-летний чешский пилот был настоящим героем «Дакара» — на его счету шесть побед за рулем грузовика Tatra. В этом году сам Карел Лопрайс, конечно же, не планировал ехать «Дакар», зато всегда внимательно следил за успехами своих соотечественников и особенно племянника Алеша Лопрайса, который в 2022-м принял участие уже в своем 15-м марафоне.
Проблемы возникали и из-за здоровья и положительных тестов на ковид у некоторых участников предстоящего марафона. Так, были вынуждены отказаться от участия Тео Кальве (команда Buggyra ZM Racing), Эудженио Амос из команды South Racing и Эрик ван Лоон из Overdrive Racing, который собирался выступать на Toyota Hilux T1+. Ван Лоона заменит Бернард тен Бринке, который в это время отдыхал в Дубае.
Едва не закончилась столь же драматично подготовка к «Дакару» и для другого пилота Toyota — Жинеля де Вильерса. Он также получил положительный результат теста незадолго до вылета в Джидду, но следующий тест был уже отрицательным, и он все же успел прилететь и пройти проверки.
А вот еще одна история, которая произошла на предшествующих проверкам тестах, из драмы превратилась в настоящий пример того, что «Дакар», в отличие от многих других «элитарных» гонок, является настоящей семьей, где царят поддержка и взаимовыручка.
У чешского пилота и по совместительству владельца команды Rebellion Racing Александра Пеши из-за проблем с электрикой загорелась и полностью сгорела машина, на которой он планировал ехать в марафоне. Ромен Дюма, пилот той же команды, решил отдать Пеши свою машину:
«Я решил отдать ему свою машину — вы знаете, он ехал в прошлом году на “Дакаре”, но не финишировал, ему было важно поехать в этот раз, пересечь финишную черту. В конце концов, Rebellion — это его бренд, так что я сам решил не участвовать в гонке».
Но на следующий день за завтраком Дюма разговорился с Нассером Аль-Аттией, и тот в ответ рассказал, что недавно купил для своего музея машину, подходящую под регламент гонки, и он готов отдать ее Ромену и его штурману Реми Буланжеру. Понятно, что Дюма не является прямым конкурентом Аль-Аттии, но тем не менее это удивительный поступок гонщика по отношению к своему сопернику.
«Выяснилось, что машина в 11 часах езды от нас, тогда мы решили отправить за ней человека, сегодня утром машина была уже у нас», — рассказал Ромен Дюма. — «Мы пытаемся максимально ее подготовить, “подогнали” мое кресло, кажется, я раньше никогда не ездил на таком автомобиле, но посмотрим — у нас есть две недели, чтобы это выяснить. Конечно, то, что сделал Нассер, — это невероятно, теперь, правда, нам нужна помощь его команды Toyota, так как мы ничего не знаем о машине, нам нужны советы, опыт. Пытаемся найти запасные части на гонку, нашли уже колеса. Это все очень непросто, но давайте посмотрим, что нам Новый год принесет!».
С изменением статуса ралли-марафона «Дакар» на этап чемпионата мира по ралли-рейдам связаны и изменения в регламенте гонки. Мы уже писали в нашем предобзоре, что по этой причине российским экипажам было запрещено выступать под российским флагом, а в случае их победы организаторы не будут транслировать национальный гимн.
Однако Сергей Карякин, выступающий в категории SSV, нашел способ все же нарисовать на автомобиле российский триколор. Он отказался от выступления в зачете чемпионата мира и зарегистрировался просто участником «Дакара», что дало ему право выступать под национальным флагом. Правда, в ведомостях он все равно пока почему-то проходит как представитель РАФ, а не России. Надеемся, что это всего лишь оплошность и статус изменится.
Одним из нововведений «Дакара» в новом статусе стало проведение Пролога в качестве квалификационного этапа, а десять лучших экипажей или гонщиков в каждой категории получили возможность выбирать стартовую позицию на следующий день.
Спецучасток: 19 км | Общая дистанция этапа: 614 км | Лиазон: 595 км
В субботу, 1 января, организаторы ралли приготовили для участников 44-го «Дакара» короткий квалификационный спецучасток протяженностью в 19 км, получивший в официальных документах обозначение «этап 1А». Однако после него караван в 409 экипажей ожидал почти 600-километровый лиазон до Хаиля, где в воскресенье, 2 января, стартует первый полноценный этап.
Если посмотреть на список имен в первой десятке мотозачета, то вы увидите там ровно те же имена, что и в прошлом году, да и в позапрошлом. Десятка топ-гонщиков едет стабильно и «новичков» особо не жалует. Но вот что интересно: первые три места разделяет между собой две минуты, и это довольно много, особенно с учетом того, что десять первых грузовиков финишировали с разницей в 49 секунд.
Лучший новичок «Дакара»-2021 Даниэль Сандерс одержал свою первую победу на этапе и, что немаловажно, принес испанскому производителю мотоциклов Gas Gas дебютный успех в самом престижном ралли-марафоне в мире. Стоит отметить, что до сегодняшнего дня с 2010 года в мотозачете не было новых победителей среди команд — тогда, 12 лет назад, счет победам открыли Sherco и Aprilia. А если смотреть в целом, то Gas Gas — 13-я марка, которая добилась успеха в двухколесной категории «Дакара».
Главный преследователь Сандерса Пабло Кинтанилья, в свою очередь, показал, что безболезненно адаптировался после перехода в Honda из Husqvarna.
Генеральная классификация после Пролога:
1. № 4 — Даниэль Сандерс, Gas Gas Factory Team — 00:55'30''
2. № 7 — Пабло Кинтанилья, Monster Energy Honda Team 2022 — 00:56'30''
3. № 16 — Росс Бранч, Monster Energy Yamaha Rally Team — 00:57'25''
4. № 1 — Кевин Бенавидес, Red Bull KTM Factory Team — 00:57'30''
5. № 52 — Маттиас Уолкнер, Red Bull KTM Factory Team — 00:58'05''
6. № 42 — Адриен Ван Беверен, Monster Energy Yamaha Rally Team — 00:58'10''
7. № 3 — Сэм Сандерленд, Gas Gas Factory Team — 00:58'25''
8. № 18 — Тоби Прайс, Red Bull KTM Factory Team — 00:58'25''
9. № 29 — Эндрю Шорт, Monster Energy Yamaha Rally Team — 00:58'30''
10. № 88 — Хоан Барреда, Monster Energy Honda Team 2022 — 00:58'30''
В зачете квадроциклов лучшим на Прологе стал победитель прошлого «Дакара» Мануэль Андухар, вторым — Александр Жиро, третьим — Джованни Энрико.
Россиянин Александр Максимов занял восьмое место с отставанием чуть менее восьми минут.
Генеральная классификация после Пролога:
1. № 170 — Мануэль Андухар, 7240 Team — 01:10'10''
2. № 174 — Александр Жиру, Yamaha Racing — Smx — Drag'on — 01:11'45''
3. № 171 — Джованни Энрико, Enrico Racing Team — 01:12'45''
4. № 176 — Томас Кубьена, Story Racing S.R.O. — 01:16'55''
5. № 187 — Итало Педемонте, Enrico Racing Team — 01:16'55''
8. № 193 — Александр Максимов, Chyr Mari — 01:18'05''
Интригой зачета внедорожников на этом «Дакаре» стало появление новых гибридных Audi RS e-tron, на которых выступают Карлос Сайнс, Стефан Петрансель и Маттиас Экстрем. Для них даже создали новую подкатегорию Т1-Е. Но Team Audi Sport нацелены на победу в абсолютной категории.
В дополнение к Т1-Е была добавлена еще одна подкатегория — Т1+. Она подразумевает доработку шасси и кузова без возможности доработки двигателя. В эту категорию заявлено много экипажей, но прежде всего — команда Toyota Gazoo Racing во главе с Нассером Аль-Аттией. Подробно об этих машинах и команде мы писали вот здесь.
Конечно же, как и в прошлом году, двумя главными соперниками вновь стали Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия, гибридная Audi и бензиновая Toyota. В итоге Сайнс проиграл Нассеру 12 секунд и занял второе место. Третьим стал Брайан Барагванат — его отставание составило 36 секунд. Далее — Хэнк Латеган, Себастьен Леб, Язид Аль-Раджи, Нани Рома, Жиньель де Вильерс, Якуб Пшигоньски и Орландо Терранова.
Лучшим из россиян стали Владимир Васильев и Олег Уперенко на BMW X5 команды VRT Team. Они финишировали 11-ми, и в отличие от предыдущих десяти не получили возможности выбирать стартовую позицию, однако это стало для них скорее плюсом, чем минусом, ведь Терранова, оказавшийся десятым, в воскресенье будет стартовать первым и работать своеобразной навигационной «открывашкой» в поисках правильного маршрута. А вот победитель Пролога Аль-Аттия будет стартовать десятым — как раз перед Владимиром Васильевым.
Вот что рассказал о Прологе штурман Ясира Сейдана Алексей Кузьмич (№ 218):
«Что касается Пролога, то мы там неплохо размялись, первая двадцатка очень плотно финишировали. Мы отстали от Нассера на минуту 20 секунд, и мы 17-е. Пролог интересный, насыщенный, в принципе, организаторы молодцы, что нашли в этих 19 км практически все: и дюны, и камни, и пески, и гравий — все, что нас ждет, на этом Прологе есть. Ну а дальше выматывающий лиазон, почти 600 км — это кошмар. А так — Ясер “вкатился”, машина настроена отлично, все новое, просто супер. Новый двигатель, новая турбина, совершенно по-другому настроенная подвеска, перебранная коробка — практически новый автомобиль в старой шкуре».
Константин Жильцов, штурман Дениса Кротова (№ 216):
«Наконец-то начался “Дакар”. Сегодня был первый спецучасток — короткий и больше ознакомительный, чтобы вспомнить, как работают электронные книжки и как все происходит. Основная задача была не наделать глупостей и не попасть завтра в открывающую компанию. Потому что непонятно, что там будет завтра. Все прошло в штатном режиме, у нас все отлично. Мы очень аккуратно проехали, никуда не ломясь. Мы вчера, как настоящие русские, хотя нас здесь считают РАФом: без имени, без звания, без чести, — отметили Новый год, послушали президента, елочка у нас была, все как полагается. Нассер приходил, мы с ним отлично отметили Новый год. Считаю, что эмоциональное начало “Дакара” просто великолепное!».
Генеральная классификация после Пролога:
1. № 201 — Нассер Аль-Аттия / Матье Бомель, Toyota Gazoo Racing — 00:10’56''
2. № 202 — Карлос Сайнс / Лукас Круз, Team Audi Sport — 00:11'08''
3. № 230 — Брайан Барагванат / Леонард Кремер, Century Racing — 00:11'32''
4. № 225 — Хенк Латеган / Бретт Куммингс, Toyota Gazoo Racing — 00:11'32''
5. № 211 — Себастьен Леб / Фабиан Лурквин, Bahrain Raid Xtreme — 00:11'33''
6. № 205 — Язид Аль Раджи / Майкл Орр, Overdrive Toyota — 00:11'43''
7. № 204 — Нани Рома / Алекс Харо, Bahrain Raid Xtreme — 00:11'45''
8. № 207 — Жинель де Вильерс / Деннис Мерфи, Toyota Gazoo Racing — 00:11'46''
9. № 203 — Якуб Пшигоньски / Тимо Готтшальк Orlen, Team — 00:11'57''
10. № 221 — Орландо Терранова / Даниэль Оливерас, Bahrain Raid Xtreme — 00:12'02''
11. № 208 — Владимир Васильев / Олег Уперенко, VRT Team — 00:12'02''
…….
17. № 218 — Ясир Сейдан / Алексей Кузьмич, X-Raid Mini JCW Team — 00:12'16''
……
28. № 216 — Денис Кротов / Константин Жильцов, Х-Raid Mini JCW Team — 00:12'50'
….
56. № 258 — Андрей Чередников / Мейрам Тлеухан (Казахстан), Offroadsport — 00:15'45''
Команда Red Bull в категории T3 не могла и предположить, какие испытания ее ожидали перед стартом «Дакара». За два дня до него положительный результат теста на Covid-19 получили гонщик Митч Гатри из одного экипажа и штурман Том Колсуль — из другого.
Срочно пришлось менять составы: Гатри заменил бывший пилот чемпионата мира по ралли Андреас Миккельсен, никогда прежде не участвовавший в «Дакаре», а новым штурманом де Мевю стал Келлон Уолч, прекрасно известный поклонникам ралли-рейдов по сотрудничеству с Робби Гордоном. Причем Уолч прилетел в Саудовскую Аравию только в 5:30 утра субботы!
Однако вся эта ситуация не помешала Red Bull занять три места в первой четверке. Сен Кинтеро одержал победу, Миккельсен в своем дебюте стал вторым, а де Мевиус и Уолч финишировали четвертыми!
Лучшим российским гонщиком в зачете мотовездеходов стал Павел Лебедев на 18-м месте в T3. Мария Опарина и Андрей Рудницкий заняли 42-е место, Борис Гадасин и Дмитрий Павлов из-за технических проблем оказались 45-ми, Андрей Новиков и Дмитрий Кожухов — только 47-ми. Отставание у двух последних экипажей — 2,5 часа: не лучший способ начинать марафон…
Генеральная классификация после Пролога:
1. № 303 — Сет Кинтеро / Деннис Сенц, Red Bull Off-Road Junior Team USA — 00:13'07''
2. № 304 — Андреас Миккельсен / Ола Флоене, Red Bull Off-Road Junior Team USA — 00:13'10''
3. № 305 — Франсиско Лопес / Хуан Пабло Латраш, EKS — South Racing — 00:13'12''
4. № 308 — Гильом де Мевю / Келлон Уолч, Red Bull Off-Road Team USA — 00:13'31''
5. № 306 — Себастьен Эрикссон / Вутер Розегаард, EKS — South Racing — 00:13'48''
………
18. № 312 — Павел Лебедев / Кирилл Шубин, MSK Rally Team — 00:15'12''
…………..
42. № 323 — Мария Опарина / Андрей Рудницкий, Team Maria Oparina — 00:20'24''
………….
45. № 315 — Борис Гадасин / Дмитрий Павлов, G Force Motorsport — 02:30'00''
47. № 320 — Андрей Новиков / Дмитрий Кожухов, G Force Motorsport — 02:30'00''
В SSV доминировали братья Гочал — Михал и Марек. Украинский штурман Дмитрий Цыро, выступавший в 2020 году с Денисом Кротовым, в этот раз едет в составе полностью украинского экипажа с Евгением Ковалевичем. С отставанием в две минуты от лидера они стали 16-ми. Татьяна Сычева и Александр Алексеев стали лучшими из россиян, заняв 33-ю позицию. Сергей Карякин показал лишь 37-й результат — после проблем на спецучастке, в том числе из-за прокола колеса.
1. № 410 — Марек Гочал / Лукаш Ласкавиц, Cobant-Energylandia Rally Team — 00:13'22''
2. № 403 — Михал Гочал / Шимон Господарчик, Cobant–Energylandia Rally Team — 00:13'36''
3. № 415 — Родриго Луппи ди Оливейра / Майкель Жусто, South Racing Can-Am — 00;13'40''
4. № 401 — Остин Джонс / Густаво Гугельмин, Can-Am Factory South Racing — 00:13'58''
5. № 402 — Арон Домзала / Мачей Мартон, Can-Am Factory South Racing — 00:14'07''
………………
16. № 451 — Евгений Ковалевич / Дмитрий Цыро (Украина), South Racing Can-Am — 00:15'19''
…………
33. № 465 — Татьяна Сычева / Александр Алексеев, Xesha Motorsport — 00:17'10''
…………
37. № 406 — Сергей Карякин / Антон Власюк, Snag Racing Team — 00:17'34''
Скоростной спецучасток прошел по грунтовым дорогам и маленьким дюнам и не вызвал у опытных гонщиков команды «КАМАЗ-мастер» и их основных соперников серьезных проблем. Это подтверждает и плотность результатов: в 50 секундах расположились сразу 11 грузовых экипажей из 55, получивших допуск к гонке.
Лучшее время дня у пилота команды «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева. Пятикратный победитель «Дакара» вернулся на ралли-марафон после того, как пропустил прошлый год и сошел в 2020-м. Николаев, вышедший на старт «Дакара-2022» на грузовике нового поколения, показал на финише Пролога время 13 минут 1 секунда.
«Пролог отличный, спасибо организаторам за возможность вкатиться в гонку», — сказал Эдуард Николаев. — «Непривычно было в первый же день ездить по дюнам и спускать давление в шинах практически до единицы. Было интересно: прыжки, полеты, трасса, переходящая немного в камни, небольшие дюны. Во многих поворотах сделали контрольные точки, чтобы участники не резали трассу. Мы проехали четко по маршруту, штурман справился на отлично».
Вторым в протоколе оказался Дмитрий Сотников. Действующий победитель, как и Николаев, выступает на новом КАМАЗ-435091 семейства К5. Он отстал от партнера по команде на семь секунд. Третий результат показал Андрей Каргинов, четвертым стал Антон Шибалов. Эти два экипажа выступают на проверенных годами и десятками тысяч боевых километров и доработанных перед новым «Дакаром» КАМАЗ-43509.
Генеральная классификация после Пролога:
1. № 505 — Эдуард Николаев / Евгений Яковлев / Владимир Рыбаков, «КАМАЗ-мастер» — 00:13’01”
2. № 500 — Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев / Ильгиз Ахметзянов, «КАМАЗ-мастер» — 00:13’08”
3. № 509 — Андрей Каргинов / Андрей Мокеев / Иван Малков, «КАМАЗ-мастер» — 00:13’16”
4. № 501 — Антон Шибалов / Дмитрий Никитин / Иван Татаринов, «КАМАЗ-мастер» — 00:13’25”
5. № 511 — Игнасио Касале / Альваро Леон / Томас Сиколка, Tatra Baggyra Racing — 00:13’28”
6. № 516 — Герт Хузинк / Роб Бурсен / Мартин Ройзинк, Riwaldi Dakar Team — 00:13’35”
7. № 504 — Янус ван Кастерен / Марсель Снейдерс / Дарек Родевальд, Petronas Team De Rooy Iveco — 00:13’38”
8. № 503 — Мартин Мацик / Франтишек Томашек / Давид Сванда, Big Shock Racing — 00:13’42”
9. № 506 — Мартин Ван Ден Бринк / Петер Виллемсен / Бернард ден Киндерен, MAMMOET RALLYSPORT TEAM DE ROOY IVECO — 00:13’46”
10. № 518 — Мартин Солтыс / Давид Шованек / Том Икола — 00:13’49”
Первые дни на «Дакаре» от команды «КАМАЗ-мастер»:
Янник и Валери Панайотис из Франции, поклонники ралли классических автомобилей, оказались в лидерах категории в свой первый же день на «Дакаре», выступая на Protruck. В обычной жизни они держат реставрационную автомастерскую в одном из небольших французских городков, и участие в «Дакаре» казалось для них сплошной авантюрой. Валери рассказала, что она была на грани паники при мысли о том, чтобы ехать штурманом в экипаже со своим мужем: «Я могу прокладывать маршрут в исторических ралли, но навигация по курсу и управление показателями регулярности для меня в новинку». Впрочем, посмотрим, была ли это и впрямь удача, или супруги смогут побороться за награды.
Между тем победитель прошлого года Марк Дутон в этот раз выступает на Porsche 911 вместо багги Sunhill, на котором он тогда ездил. «Я хочу вновь стать лучшим в категории. Но в этом году здесь слишком много новичков, с одной стороны, и серьезных машин — с другой. Это делает гонку непредсказуемой». Однако в этот раз Дутон финишировал только шестым.
В зачете «Классика» на грузовике едет украинский пилот Сергей Малик:
«Мы едем в зачете “Классика”, т. к. он один из самых интересных, и в ближайшие годы, я уверен, что по наполняемости он превысит обычный “Дакар”. Я к этому “Дакару” шел 30 лет. Проблема в том, что “Дакар” это возрастная гонка. Только с возрастом можно набрать достаточный актив, чтобы заплатить за участие. Потому что это не дорого, а очень дорого. Мы приехали за финишем. В 2008 году мы были в шаге от “Дакара”, но тогда гонку отменили из-за угрозы терроризма. Сейчас мы хотели ехать на национальном грузовике, но не получилось. Сегодня едем на Renault Kerax № 913, модель 1998 года при поддержке французской команды STA Competition, наш экипаж полностью украинский: штурман — Любомир Шумаков, механик — Сергей Мартовенко».
Еще один интересующий нас экипаж — «Нива» № 763 Сладжана Милича и Марио Якобера, который выступает при поддержке АвтоВАЗа с названием команды Niva Red Legend. Гонщики прошли субботний Пролог с неплохим временем и надеются и дальше двигаться в хорошем темпе.
«Сейчас мы на бивуаке в Хаиле, и сегодня у нас был действительно крутой Пролог», — рассказал Марио Якобер. — «Сначала была стартовая церемония, потом мы выехали за пределы Хаиля на трек, трасса понравилась. По ней до нас проехало много машин и песок был глубокий, но “Нива” справилась отлично. Мы показали довольно хорошее время. Все прошло нормально, машина в порядке, и теперь мы проверим ее и подготовим к завтрашнему этапу 1B, который является официальным стартом самой гонки».
«Нам очень понравилось, мы допустили лишь одну небольшую ошибку с навигацией, а Марио отлично справился с вождением даже в глубоких песках. Мы очень довольны, машина ведет себя отлично, LADA “Нива” в песке едет, «как черт», это здорово», — добавил Сладан Мильич.
Стартовый подиум Пролога:
Первый полноценный этап протяженностью 334 км будет представлять собой преимущественно песчаный спецучасток, с редкими вкраплениями гравия и русел высохших рек. Организаторы сразу же предупредили участников — их ждут навигационные ловушки, поэтому роль штурманов будет чрезвычайно важна.
При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally