12-й этап «Дакара» был длинным — одни дорожные секции составляли 516 километров (230 км до старта и еще 286 — после финиша), а дистанция скоростного участка — всего 164 километра. Организаторы обещали, что до 70% покрытия будет каменистым и жестким и лишь 30% — песок. Накануне намечались явные дуэли сразу в нескольких зачетах гонки, но, как это бывает обычно в технических видах спорта — были те, кого подвела техника, кто сам выбился из сил, а кому-то просто не повезло.
Начнем, как обычно, с бесстрашных ребят с минимальным количеством колес, но максимальной брутальностью и выносливостью. Мотоциклисты на последнем отрезке «Дакара» вовсе не прохлаждались. Пабло Кинтанилья победил на заключительном СУ. Он промчал короткий участок за 1 час 40 минут, оторвавшись от Тоби Прайса лишь на 18 секунд. А замкнул тройку Хосе Игнасио Корнехо Флоримо, который был медленнее предшественника… всего на 11 секунд. Да и остальные преследователи не растягивались по дистанции — все шли плотно.
Сэм Сандерленд прибыл к финишу восьмым, но это обеспечило ему победу — вторую после триумфа пятилетней давности. Превосходство Сандерленда над Кинтанильей в итоге составило около трех с половиной минут, а обладатель бронзы Маттиас Уолкнер отстал от чемпиона почти на семь минут.
Учитывая, что весь марафон мотогонщики покидали бивуак первыми, по сути, еще затемно, то тут ключевой интригой гонки стал как раз спор за победу именно на заключительном спецучастке. Штрафы у парней и девчат были в основном за превышение скорости — ремни им пристегивать не нужно, а другие нормы и правила гонки они не нарушали.
Кстати, и без милых романтических ноток в этой суровой мотоциклетной братии не обошлось — на финишном подиуме, когда чествовали тех, кто сумел преодолеть всю дистанцию, испанке Саре Гарсия… сделали предложение выйти замуж. Она довольно быстро совладала с эмоциями и вроде бы ответила согласием. А как тут спасовать?!
Зачет МОТО. Итоги:
1. № 3 — Сэм Сандерленд, Gas Gas Factory Team — 38:47'30''
2. № 7 — Пабло Кинтанилья, Monster Energy Honda Team — 38:50:57''
3. № 52 — Маттиас Уолкнер, Red Bull KTM Factory Team — 38:54'17''
4. № 42 — Адриен Ван Беверен, Monster Energy Yamaha Rally Team — 39:06'11''
5. № 88 — Хоан Барреда Борт, Monster Energy Honda Team — 39:13'12''
6. № 11 — Хосе Игнасио Корнехо Флоримо, Monster Energy Honda — 39:25'36''
7. № 2 — Рикки Брабек, Monster Energy Honda Team — 39:33'34''
8. № 29 — Эндрю Шорт, Monster Energy Yamaha Rally Team — 39:33'38''
9. № 43 — Мейсон Клейн, Bas World KTM Racing — 39:36'37''
10. № 18 — Тоби Прайс, Red Bull KTM Factory Team — 39:36'50''
На четырехколесной мотоциклетной технике вопрос о победителе марафона, по сути, был решен. Французу Александру Жиру, выступающему в «Дакаре» с 2017 года, оставалось лишь без риска для техники и своего здоровья довести машину до финиша, что он и выполнил — два часа на 164 километрах в такой ситуации отыграть было невозможно.
А вот поляк Камил Вишневски и аргентинец Франсиско Морено, надо полагать, нервничали. Сражались. Начинался финал для поляка на втором месте генеральной классификации, а закончился падением на третье место. Морено оказался быстрее. Впрочем, Камил оставил себе бронзового бедуина образца 2022 года.
Главным разочарованием для россиян в этом классе, конечно же, стал сход Александра Максимова на восьмом этапе. Для своих поклонников марийский спортсмен, безусловно, остается настоящим мастером, который еще, будем надеяться, обязательно покорит «Дакар».
Зачет КВАДРО. Итоги:
1. № 174 — Александр Жиру, Yamaha Racing–SMX–Drag'on — 50:00'51''
2. № 192 — Франсиско Морено, Drag'on Rally Team — 52:22'02''
3. № 175 — Камил Вишневски, Orlen Team — 52:28'16''
4. № 185 — Зденек Тума, Barth Racing Team — 58:09'38''
5. № 186 — Карлос Алехандро Верза, Verza Rally Team — 69:44'03''
Финальный этап прежде всего отметился фатальной неудачей Владимира Васильева и Олега Уперенко. Они долго-долго стояли на трассе, буквально в 50 километрах от финиша, с отказавшей напрочь КП, а затем финишировали на буксире. Отметку на финише им ставили в контрольной карте после экипажа Антанаса Юкневичуса и Дариуса Вайчулиса. В Топ-10 на этом марафоне экипаж VRT остался, но свое заслуженное седьмое место, увы, упустил. Как рассказал позднее штурман Олег Уперенко, прошедший «Дакар» не был чрезвычайно трудным. Более того, их экипаж за всю гонку пробил всего три колеса, что для столь продолжительной дистанции весьма немного.
Судя по видео, на котором машина Владимира Васильева взбирается на финишный подиум при помощи КАМАЗа, неисправность в трансмиссии BMW действительно серьезная. Тем важнее заветный финиш и памятные медали!
Победил под занавес гонки Хэнк Латеган и Брэд Каммингс на Toyota. 1 час, 35 минут и 19 секунд они потратили на прохождение трассы. Даже великий Стефан Петрансель в паре с Эдуардом Буланже отстал чуть ли не на минуту. Третьим был экипаж Брайана Барагваната и Леонарда Кремера.
Катарский мастер Нассер Аль-Аттия в компании ассистента Матье Бомеля предсказуемо праздновал победу в гонке. Это уже четвертое золото для пилота, и теперь он сравнялся по количеству побед с Ари Ватаненом. Экипаж Себастьена Леба забирает себе серебро, а третий приз уходит дуэту Язида Аль-Раджи и Майкла Орра.
Штурман Константин Жильцов, как всегда, благодушно и подробно прокомментировал завершившуюся гонку: «Мы финишировали, и это уже радует. К сожалению, как-то “Дакар” не пошел с самого начала. Преследовали технические проблемы, хотя мы не ломали машину намеренно. Они нас отбросили достаточно далеко. Видимо, проверяли на прочность — сможем ли мы выбраться из… «ямы». И если сможем, то куда. Пилот Денис Кротов — молодец. Он проявил достаточно много воли, чтобы показать неплохой результат, невзирая ни на что. Сегодня было узко, мы неслись между деревьями и немного поцарапали машину, а так чемпионат мира только начался, впереди еще куча этапов. Следующая гонка в Абу-Даби, нужно сделать выводы и собираться на нее с новыми силами».
Отметил российский штурман и то, что на данном марафоне минимальный пробег машин технической поддержки сильно облегчил жизнь всем физически и морально — механикам и спортсменам.
Зачет ВНЕДОРОЖНИКИ. Итоги:
1. № 201 — Нассер Аль-Аттия / Матье Бомель, Toyota Gazoo Racing — 38:33'03''
2. № 211 — Себастьен Леб / Фабиан Лурквин, Bahrain Raid Xtreme — 39:00'49''
3. № 205 — Язид Аль-Раджи / Майкл Орр, Overdrive Toyota — 39:14'16''
4. № 221 — Орландо Терранова / Даниэль Оливерас, Bahrain Raid Xtreme — 40:00'26''
5. № 207 — Жинель де Вильерс / Деннис Мерфи, Toyota Gazoo Racing — 40:14'51''
6. № 203 — Якуб Пшигоньски / Тимо Готтшальк, Orlen Team — 40:26'09''
7. № 212 — Матье Серрадори / Лоик Минодир, SRT Racing — 41:05'08''
8. № 223 — Себастьян Хальперн / Бернардо Груйе, X-Raid Mini JCW Team — 41:11'29''
9. № 224 — Маттиас Экстрем / Эмил Бергквист, Team Audi Sport — 41:15'14''
10. № 208 — Владимир Васильев / Олег Уперенко, VRT Team — 41:35'24''
……
28. № 216 — Денис Кротов / Константин Жильцов, Х-Raid Mini JCW Team — 46:42'09''
Возможно, в это трудно поверить, но американец Сет Кентинеро со штурманом Деннисом Зенцем вновь прибыли к судьям финиша первыми. На СУ они провели 1 час 48 минут и 46 секунд. Себастьян Эрикссон и Вутер Розегаард потратили на него почти на полторы минуты больше. Третьими финишировали триумфаторы «Дакара»-2022 Франсиско Лопес и Хуан Пабло Латраш.
Бойкая испанская девушка Кристина Гутьеррес под диктовку штурмана Франсуа Казале даже близко никого не подпустила к твердой третьей позиции по итогам марафона. Вторыми стали Себастьян Эрикссон и Вутер Розегаард. Победу же в гонке оформили Франсиско Лопес/Хуан Пабло Латраш. Как ни старались, не смогли замахнуться на подиум «Дакара» Павел Лебедев и Кирилл Шубин, но в итоговом протоколе их фамилии венчают Топ-5, а это тоже весьма почетно.
А далее, как говаривал раньше один известный сатирик, нужно набрать воздух в грудь, чтобы пережить то, что свалилось на российских болельщиков, пристально следивших за гонкой с первого до последнего дня. К развязке «Дакара» главный сюрприз для всех подготовили не организаторы и не бравые суровые мужчины, а барышня Мария Опарина, которая рассказала, что почти 90% дистанции она вела машину… со сломанной рукой!
«Специально не рассказала про это раньше, — отметила Мария. — Не хотела некой жалости, сочувствия, а еще очень переживала, как отнесутся к этой новости мои родные и пилот Анвар Эргашев, за которого я еду этот Dakar (напомню, Анвар на бахе “Хаиль" сломал руку — прим. авт.). Рука сломана в двух местах, это случилось еще на втором этапе марафона. 3 января мы ехали в сумерках, а здесь, в Саудовской Аравии, сумерки очень коварные, они искажают реальность. Мы въехали в дюны, передо мной оказалась маленькая дюнка (как мне показалось), и я на всей скорости в нее уткнулась. Хотела преодолеть ее по диагонали, руль был выкручен. В этот момент услышала хруст».
Девушке-блондинке загипсовали руку и, как она сама говорит, рулить ей это не мешало. Доктора периодически подрезали гипс, чтобы было чуть удобнее держать руль, и подбадривали, что раз рука не болит — можно ехать. Штурман Андрей Рудницкий отнесся к ситуации максимально ответственно — помогал пилоту пристегиваться, включать переговорное устройство и прищелкивать защиту шеи к шлему. В общем, трудно подобрать слова, чтобы выразить восхищение, с которым встретили болельщики «Team Maria Oparina» ее пост в соцсетях с этой информацией. Ничего, кроме безграничного уважения, тут быть не может.
Зачет ЛЕГКИЙ ПРОТОТИП (мотовездеходы). Итоги:
1. № 305 — Франсиско Лопес / Хуан Пабло Латраш, EKS–South Racing — 45:50'51''
2. № 306 — Себастьян Эрикссон / Вутер Розегаард, EKS–South Racing — 46:42'19''
3. № 30 — Кристина Гутьеррес / Франсуа Казале, Red Bull Off-road Team USA — 50:25'34''
4. № 314 — Сантьяго Наварро / Марк Сола, FN Speed Team — 51:02'26''
5. № 312 — Павел Лебедев / Кирилл Шубин, MSK Rally Team — 51:43'05''
……………
31. № 323 — Мария Опарина / Андрей Рудницкий, Team Maria Oparina — 125:09'51''
35. № 320 — Андрей Новиков / Дмитрий Кожухов, G Force Motorsport — 178:59'10''
37. № 315 — Борис Гадасин / Дмитрий Павлов, G Force Motorsport — 230:03'52''
В классе SSV в отсутствие столь грозных соперников, как Сергей Карякин и Антон Власюк, выбывших из борьбы из-за досадного столкновения с итальянским экипажем на седьмом этапе, многие российские поклонники ралли-рейдов скептически поглядывали на оставшуюся когорту соревнующихся. И все же.
Остин Джонс с Густавом Гугегельмином победили в гонке. Жерар Фаррес с Диего Ортегой при этом отстали меньше чем на три минуты! А увенчался список призеров гонки фамилиями Рокас Бациуска и Ориол Мена. Вот они, в том числе, плоды победы на десятом этапе, и… именно этим парням лучше других удался финальный рывок! Они промчали заключительный спецучасток за недосягаемые для оппонентов 1 час 51 минуту и 15 секунд.
Вторыми на СУ были бразильцы Родриго Лупи де Оливейро с Майклом Джусто. Ехали они дольше на три с лишним минуты. Впрочем, будущие обладатели золотого бедуина лидеров дня вообще отпустили чуть ли не на шесть минут, но это было уже неважно.
В этой группе быстрых пилотов, без преувеличения, вся Россия болела, переживала и поддерживала Татьяну Сычеву и Александра Алексеева. Они последовательно улучшали свои позиции и закончили гонку на 30-й строчке своего зачета. Пожалуй, неплохо для экипажа, где из-за существенных различий антропометрических данных (роста и веса) пилотесса не могла себе позволить отдохнуть на дорожных секциях, передав руль штурману. Браво!
Татьяна Сычева после финиша отметила, что СУ был весьма пыльный, а также сказала: «Я очень рада, что мы финишировали, но пока внутри какая-то пустота. Я с ней еще не разобралась, поэтому пока просто хочу поблагодарить штурмана Александра Алексеева, наш финиш — это общая заслуга всего экипажа. Разумеется, отдельная благодарность Виталию, Сергею, Евгению и Максиму — механикам, которые обслуживали машину так, что она у нас даже ни разу “не чихнула”! Моя семья уже делает ставки — сколько я дома продержусь без руля. Старожилы “Дакара” говорят — месяц точно не тянет водить машину».
Зачет SSV. Итоги:
1. № 401 — Остин Джонс / Густаво Гугельмин, Can-Am Factory South Racing — 47:22'50''
2. № 416 — Жерар Фаррес / Диего Ортега, Can-Am Factory South Racing — 47:25'27''
3. № 414 — Рокас Бациуска / Ориол Мена, South Racing Can-Am — 47:38'08''
4. № 410 — Марек Гочал / Лукаш Ласкявич, Cobant-Energylandia Rally Team — 47:39'11''
5. № 403 — Михал Гочал / Шимон Господарчик, Cobant-Energylandia Rally Team — 47:51'18''
………………
13. № 451 — Евгений Ковалевич / Дмитрий Цыро (Украина), South Racing Can-Am — 54:36'13''
30. № 465 — Татьяна Сычева / Александр Алексеев, Xesha Motorsport — 68:08'14''
В грузовом зачете «Дакар»-2022 изначально был подпорчен. Как ни крути, а красивая борьба настоящих мастеров двух заводских команд не идет ни в какое сравнение с попытками частников навязать хотя бы какое-то свое мнение «синей армаде». Но и игнорировать труды наших спортсменов нельзя.
Дмитрий Сотников со товарищи привел свою машину в последний день к финишу первым — их время 1 час 42 минуты 41 секунда. А заодно и забронировал своему экипажу вторую по счету победу на «Дакаре».
Второе место на этапе у чешского экипажа Мартина Мацика. Третьим на СУ было трио под управлением Игнасио Касале. Но в генеральной классификации по итогам гонки, разумеется, весь подиум забирает «КАМАЗ-мастер».
Первый, как уже было сказано, Сотников. Второй — Эдуард Николаев. Третий — Антон Шибалов. Можно сказать, еще за день до финиша гонки челнинцы уже распределили роли и лишь красиво довели запланированное до логического завершения, великодушно позволив иностранным коллегам забрать хотя бы призовые места финального этапа. Но это, конечно, только лишь предположение.
Видеодневник «КАМАЗ-мастера» — 11-й этап:
Зачет ГРУЗОВИКИ. Итоги:
1. № 500 — Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев / Ильгиз Ахметзянов, «КАМАЗ-мастер» — 41:37'34''
2. № 505 — Эдуард Николаев / Евгений Яковлев / Владимир Рыбаков, «КАМАЗ-мастер» — 41:47'32''
3. № 501 — Антон Шибалов / Дмитрий Никитин / Иван Татаринов, «КАМАЗ-мастер» — 42:48'45''
4. № 509 — Андрей Каргинов / Андрей Мокеев / Иван Малков, «КАМАЗ-мастер» — 43:27'29''
5. № 504 — Янус ван Кастерен / Марсель Снейдерс / Дарек Родевальд, Petronas Team De Rooy Iveco — 44:46’04”
6. № 506 — Мартин ван ден Бринк / Петер Виллемсен / Бернард дер Киндерен, Mammoet Rallysport Team De Rooy Iveco — 45:21’06”
Самый благополучный и беспроблемный зачет «Дакара», к сожалению, был омрачен трагедией. На пути из Биши в Джидду погиб 20-летний механик команды PH Sport Dakar Peugeot. Произошло столкновение с каким-то местным грузовиком, итог оказался фатальным.
Хоть и в такой обстановке, но нужно отметить, что победил дуэт Могно / Друлон на Land Cruiser HD J80. Вторым стал экипаж Эврар на Mercedes ML. Третья позиция осталась за другим немецким внедорожником — Mercedes G320 под управлением Фастера Плиего и Рамиреса Мура.
Всего тут до финиша добралось 129 экипажей. «Нива» Марио Якобера и Сладана Милича — 115-я. Роман Грабоуски и Констанция Шинар — 105-е в итоговом протоколе гонки.
Чествование тех отважных гонщиков, кто сумел добраться до финиша, можно посмотреть в записи, как и награждение победителей и призеров марафона «Дакар»-2022.
При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally