Дром традиционно освещает «Рождественскую гонку», ведь именно здесь собирается весь цвет российского автоспорта — от раллистов и кольцевиков до тех, кто выступает в картинге или даже дрифте.
Правила проведения соревнования давно не меняются: заезды проходят по схеме на выбывание, и в этом году состоялось 34 заезда. Все гонщики пользовались одинаковым спортивным орудием — 170-сильными Lada Vesta (крутящий момент 175 Нм) с 5-ступенчатой кулачковой трансмиссией с тросовым приводом и блокировкой, обутыми в спортивные шипованные шины Pirelli Sottozero с шипом 4,5 мм.
Стартовать на скользком льду предстояло, без преувеличения, настоящим грандам отечественных автогонок. Первый российский пилот Формулы 1 Виталий Петров, трехкратный победитель этой гонки Дмитрий Брагин, семикратный триумфатор Гонки чемпионов Кирилл Ладыгин, юный чемпион России по картингу Максим Туриев, звезда отечественного дрифта Аркадий Цареградцев, в общем, титулы и регалии тут придется перечислять очень долго. Высокий статус события подчеркивало присутствие первых лиц Самарской области и руководства тольяттинского автозавода.
16 пилотов разделили на четыре группы. Компанию корифеям ледовой синхронки Дмитрию Брагину с Кириллом Ладыгиным в группе A составили Рустам Фатхутдинов и Леонид Панфилов. В группу B к Виталию Петрову и Владимиру Шешенину определили Аркадия Цареградцева и Владислава Незванкина. Группу C составили Павел Кальманович, Максим Чернев, Дмитрий Воронов и Андрей Петухов, Наконец, в группе D оказались Макс Туриев, Айдар Нуриев, Егор Санин и Иван Чубаров.
Цареградцев был настроен решительно. В преддверии старта он писал в соцсетях: «Пересекающиеся с помощью моста траектории, перепады высот, ход иногда до пятой передачи и судорожные попытки гонщика вспомнить, как это — ехать боком в зацепе на переднем приводе! Задачка не из легких, тем более едут там истинные волки ледовых гонок. Будем вкатываться и стараться не ударить в грязь (снег) лицом за всю дрифтовую братву! Хватит этих шуточек про “весь автоспорт” и “этот ваш дрифт”».
На субботней квалификации сибирский дрифтер, кстати, был весьма хорош — 11-е время из 16 — далеко не безнадежный старт гонки. Однако по ходу отборочной стадии из трех заездов для каждого пилота маститому дрифтеру все же не удалось подружиться с непривычным передним приводом настолько, чтобы выйти из группы.
Не самым удачным образом сложилась гонка и для Макса Туриева. У него за плечами десятки часов за рулем только в минувшем сезоне, но в картинге машина тоже приводится в движение задней парой колес. При этом Максим неожиданно для многих оппонентов зафиксировал четвертое время квалификации! Позднее он поделился, что к гонкам на переднеприводных автомобилях Vesta готовился основательно — проехал 24-часовую гонку по льду на «восьмерке» с колесами без шипов». И все же Туриев за пределы своей четверки не выбрался, как и Иван Чубаров. В одну восьмую финала отправились более опытные Нуриев и Санин.
Воронов с Петуховым оставили за пределами дальнейшей стадии своих одногруппников. Из группы B борьбу готовились повести Владимир Шешенин и Виталий Петров. А в первой четверке предсказуемо собирались сражаться дальше Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин. Причем первая очная встреча трехкратного и семикратного победителя гонки на льду в группе закончилась в пользу Ладыгина.
Начиная с одной восьмой напряжение, и без того царившее на трассе, возросло многократно. Пошла игра навылет. Локальной сенсацией стал результат спора между Дмитрием Вороновым и Виталием Петровым. Выясняя, кто продолжит борьбу за победу, один из лучших раллистов России убедительно дал понять пилоту Формулы 1, что в четвертьфинале будет представлен Санкт-Петербург, а не Выборг.
Крепко не повезло Егору Санину, который стартовал с Кириллом Ладыгиным. Как ни старался чемпион России по ралли-кроссу противопоставить свое мнение пилоту команды Lada Sport Rosneft, Ладыгин одержал верх. А ведь у ульяновского пилота в активе не один призовой финиш на трассе в Сосновке, и были все шансы навязать борьбу. После гонки Егор посетовал: «На этой трассе огромное значение имеет накат, а мы проехали всего три круга в качестве тренировки и сразу приступили к квалификации».
Дмитрий Брагин отправил отдыхать Айдара Нуриева. А Владимир Шешенин одержал верх над Андреем Петуховым. В сухом остатке битву за выход в полуфинал повели Ладыгин с Брагиным и Шешенин с Вороновым.
Владимир Шешенин, имеющий колоссальный накат на этой трассе, мастерски «отцепил» своего сокомандника из Санкт-Петербурга. А Кирилл Ладыгин, как и на групповой стадии, в очной встрече не позволил Дмитрию Брагину усомниться в собственном превосходстве.
Брагин пробовал взять хитростью — допустил фальстарт, вероятно, чтобы расшатать нервы соперника или же лишний раз взглянуть на состояние дорожки. Крутил мотор до максимума, но Ладыгин все же был чуть точнее и быстрее.
Ну а в финале из трех заездов до двух побед развернулась настоящая драма, когда к финишу первого заезда первым неожиданно прибыл Шешенин. Ладыгин в одном из дальних виражей задел бруствер и едва в нем не завяз буквально на виду у всей страны. Понятно, что повторять оплошность Кирилл не планировал и оставшиеся два заезда провел безукоризненно.
Итог гонки — победа Кирилла Ладыгина и серебро Владимира Шешенина. А в споре за третье место Дмитрий Брагин одержал победу над тезкой с берегов Невы. Опытнейший тольяттинец, кстати, ранее побеждал на Гонке чемпионов аж в 2018 году, но зато на подиуме он тут присутствует, можно сказать, регулярно. Трудно вспомнить год, когда бы Брагин не увез из Сосновки хотя бы какой-нибудь призовой кубок.
В интервью после финиша Кирилл Ладыгин, утирая со лба капли пота, рассказал: «Под конец гонки трасса изменилась — местами покрытие стало рыхлым. В первом финальном заезде я на таком отрезке зацепил бруствер передним бампером, и все видели, что машину чуть не затянуло в сугробы. Понятно, что в дальнейшем я таких ошибок не допускал».
Всю гонку можно увидеть в записи: