Виктория Блохина — одна из немногих российских девушек-гонщиц, строящая сейчас свою карьеру в международных формульных сериях. Да что там из немногих: всего лишь вторая по счету после Ирины Сидорковой, выступающей в женской W-Series.
Виктории 15 лет, она прошла хорошую школу в европейском картинге, и в 2021 году стала одной из четырех финалисток программы Международной автомобильной федерации «Girls on Track — Rising Stars» («Девушки на треке — восходящие звезды»). А всего несколько дней назад она дебютировала на первом этапе чемпионата Formula 4 OAE.
С Викой и ее мамой Мариной мы встретились на марафоне «24 часа Дубая», куда они приехали посмотреть гонку и пообщаться с друзьями из числа гонщиков, в том числе с Романом Мавлановым и Артуром Горояном. Незадолго до этого Виктория здесь же, на автодроме Дубая, принимала участие в тестах нового поколения автомобилей F4. Встреча на гоночном треке стала отличным поводом поговорить о том, как прошло участие Вики в программе FIA, а позже юная спортсменка поделилась и своими впечатлениями о первом этапе F4, состоявшемся на трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби.
Эта программа, созданная FIA два года назад, стала хорошим шансом для девушек получить путевку в формульные гоночные серии. Автоспорт — практически единственный вид спорта, где мужчины и женщины соревнуются в общем зачете. Думаю, не нужно говорить о том, что физические гендерные различия делают мужчин более перспективными за рулем гоночного автомобиля — это уже доказано исторически. Но программа дает шанс и девушкам проявить себя на гоночном треке, чтобы построить свою будущую карьеру в автоспорте. Ведь среди них явно может быть еще одна Ютта Кляйншмидт, Сьюзи Стоддарт (известная сейчас как Вольфф), Даника Патрик, Кристина Гутьеррес или Анастасия Нифонтова.
Программа, как и в прошлом году, включала в себя конкурс для юниоров, где призом для лучшей участницы стала стажировка в международной картинг-школе, и для взрослых (не старше 16 лет) — годовая стажировка в Академии Ferrari. Всего в конкурсе участвовали 20 девушек, и одной из них стала Виктория Блохина, чья заявка была отобрана и одобрена Российской автомобильной федерацией. Большой плюс этой программы в том, что она проводится на средства FIA и не требует дополнительных затрат со стороны родителей. Так что на участие влияет не финансовое положение родителей, а исключительно талант ребенка.
«Я очень надеялась, что я попаду в эту программу», — рассказала Вика. — «Я очень внимательно наблюдала за тем, что и как происходило в конкурсе в прошлом году, когда выиграла Майя Войг. К сожалению, сама я тогда принять участие в отборочной программе не смогла, так как в феврале в картинге получила травму и долго восстанавливалась».
«В результате после того, как комитет РАФ “Женщины в автоспорте” отобрали мою заявку для программы и FIA подтвердили, что я участвую, я начала всерьез готовиться: усиленно занималась картингом и даже прошла несколько тестов на формулах».
Программа «Girls on Track — Rising Stars» состояла из нескольких отборочных этапов. Для «старшей группы» участниц первой ступенькой стали соревнования по картингу, которые Вика отлично преодолела и попала в следующий тур. Далее девушки отправились на гоночный трек, чтобы показать себя на Формулах 4, и здесь Вика тоже стала одной из лучших.
«В картинге у нас сначала было три подготовительные сессии, потом квалификация, а затем короткие хиты по три круга на время, после чего мы вышли на старт гонки. Было сложно, потому что нам не разрешили менять настройки картов, даже сиденье нельзя было передвинуть. Я довольно высокая, а педали были так близко, что я в поворотах чуть ли не вываливалась из машины. А еще нам не рекомендовали совершать обгоны. Сказали, что если будет контакт, нас дисквалифицируют. Так что на последних кругах я догнала девочку, которая просто отпустила газ и медленно катилась. Наверное, она просто устала».
— Чем вы еще занимались по этой программе?
— Это были физические тренировки, задания на реакцию, занятия с тренером, тесты на симуляторах. После гонки на картах нас собрали и объявили результаты, так я узнала, что прошла дальше.
После первого тура осталось восемь девушек, а после тестов на формулах — всего четыре финалистки. Им и предстояло самое интересное: поездка в Маранелло в святая святых автоспорта — на базу Ferrari.
— Какие впечатления оставила поездка в Маранелло? Как это было?
— Это было очень круто! Я почти всю неделю проводила вместе с командой Ferrari. Видела их огромный офис, где все работают: проектируют на компьютерах, создают разные детали. Нам провели настоящую экскурсию, рассказывали и показывали, что происходит. Потом у нас были мини-интервью, на следующий день вновь занимались различными тестами на физику, реакцию, ездили на симуляторах — как обычных, вроде тех, что у многих стоят дома, так и профессиональных. На профессиональном нам дали возможность поизучать трассу в Маранелло, а на обычном провели мини-гонку на Формуле 4, и я привезла всем 4 секунды.
— К нам приезжали и из руководства FIA и Ferrari, в том числе Жан Тодт и Маттиа Бинотто. Еще с нами работал инженер Ferrari по машине, с другим специалистом разбирали телеметрию, ну и тренер помогал нам с траекториями: просматривали и обсуждали видео наших заездов.
К сожалению, Вика не стала победительницей программы FIA, однако полученный опыт оказался очень важным и полезным для девушки, ведь уже в середине января она дебютировала в Формуле 4 ОАЭ.
«Это был очень важный опыт, который научил прежде всего работе в команде. Нас много учили командной этике, рассказывали, как давать интервью, о чем лучше не упоминать. Плюс хорошая техника, интересная работа с инженерами, понимание того, как работать с телеметрией и многое другое», — прокомментировала свое участие в программе Виктория.
Формула 4 ОАЭ проводится уже шестой год и является первым молодежным формульным чемпионатом, который открывает сезон. В этом году Формула 4 выступает на новом поколении шасси Tatuus, которое получило ряд серьезных изменений, и основной акцент был сделан на безопасность. Главным отличием стало появление системы защиты головы пилота Halo, которая до этого момента не устанавливалась на автомобили F4. Машина также оснащена доработанным монококом с улучшенной защитой от бокового удара и дополнительными энергопоглощающими элементами на случай столкновения. Четырехцилиндровый турбодвигатель объемом 1,4 литра от Fiat Abarth теперь развивает 180 л.с.: на 20 л.с. больше, чем у предыдущего поколения.
Виктория уже работала на тестах Формулы 4, причем на автомобилях первого поколения, так что ей есть с чем сравнивать новые машины.
По ее словам, более высокий вес машины ощущается сразу, однако по производительности все осталось примерно на том же уровне. Существенным изменением стало появление резины Hankook в арабском чемпионате. По сравнению с привычной Pirelli эти шины быстрее нагреваются, быстрее перегреваются, так что поддерживать нужную температуру не всегда просто, и расходуются они намного сильнее.
Новая машина была опробована на тестах в конце прошлого года в Абу-Даби, однако задержки с поставкой нужного количества автомобилей на F4 UAE привели к тому, что первый этап чемпионата был перенесен. Вместо того чтобы пройти гонкой поддержки к марафону «24 часа Дубая», он был отложен на неделю и состоялся в прошедшие выходные на автодроме «Яс-Марина» в Абу-Даби.
Традиционно арабская Формула 4 считалась всегда чемпионатом для новичков: сюда приходили отрабатывать навыки те ребята, которые недавно перешли в младшие формульные гонки из картинга, однако в этом году ситуация изменилась. Об этом говорит фактически удвоившееся количество участников и такие пришедшие сюда команды, как Prema Racing, MP Motorsport, Hitech GP, R-ace GP и еще ожидается Carlin — о таких мегамонстрах в прошлом году и не слышали.
Вместе с этими командами пришли и очень сильные пилоты — такие как Андреа Кими Антонелли, Чарли Вурц, Рафаэле Камара, Конрад Лаурсен и другие. Очередной сезон проводят здесь и наши ребята — Никита Бедрин и Владислав Рябов. Тех, кто пришел сюда практически с нуля, почти и нет: Виктория Блохина — одна из редких новичков.
На данный момент у Виктории запланировано участие лишь в трех из пяти этапов, и прежде всего ограничение связано с бюджетом. Однако на тестах в Дубае команда была приятно удивлена ее временами, и вполне возможно, что уже скоро она сможет получить выгодное предложение от одной из команд — как часто бывает в случае, если кто-то из пилотов не сможет продолжать выступление в чемпионате.
Кстати сказать, что касается предложений, то на рынке пилотов Ф4 они — довольно распространенное явление, так как команды внимательно отслеживают талантливых новичков, в том числе и в картинге, и ищут варианты развивать их карьеру по своим программам. Задействованность того или иного юного пилота в разных событиях — вещь хорошая, но иногда она оборачивается против него самого. Так случилось и с Викторией, которая осенью получила предложение от одной из топовых команд в Формуле 4 Van Amersfoort Racing принять участие в тестах. Van Amersfoort — коллектив из Нидерландов, через который в свое время прошло много талантливых и звездных пилотов, таких как Арджун Майни, Антуан Юбер, Каллум Айлотт, Фелипе Другович, Лиам Лоусон, Мик Шумахер, Шарль Леклер и Макс Ферстаппен. Однако проведение тестов совпало с занятостью в академии Ferrari, так же, как и участие в одной из осенних гонок вместо выбывшего пилота, и Вике пришлось отказаться. В итоге в новом сезоне Виктория Блохина вышла на свои первые старты в чемпионате вместе с командой 3Y by R-ace GP.
Первый этап прошел для Виктории весьма неплохо. Прежде всего это был финиш во всех четырех гонках уикенда и финиш не на последних местах в пелотоне. Из 27 пилотов на старте на финише он была 21-й, 19-й, 22-й и снова 21-й. На фоне аварий и сходов куда более опытных пилотов Вика была стабильна и держалась молодцом. Напомним, что для нее это первые в жизни соревнования в классе автомобилей с открытыми колесами.
— Какие твои впечатления от чемпионата?
— Очень позитивные! Понравилась организация мероприятия, работа в команде — с инженером, тренером, механиками — все получилось продуктивно. К машине я привыкла довольно-таки быстро, в первый день тестов я была в Топ-15, во второй день мы немного ошиблись с настройками, поэтому результат был пониже. На третий день вернули настройки, но уже перед самой квалификацией, так что многое приходилось пробовать уже непосредственно в квалификационных заездах, и результат был не очень. Зато в гонке получилось побороться с теми, кто квалифицировался выше, но на трассе оказался медленнее.
— Выводы из первого этапа понятны. Мне сейчас не хватает опыта и по борьбе, и по езде, и по стартам: всему надо учиться, но я для этого сюда и приехала, чтобы тренироваться и понимать, как и что происходит. Я считаю, что я показала не самый плохой результат, но и, конечно, не самый хороший, могло быть лучше. Самое важное — финишировать во всех гонках, получить больше опыта, чтобы потом было легче. К следующему этапу буду еще тренироваться: и в фитнес-зале, и за рулем. Так что готовлюсь физически и морально.
— Я знаю своих соперников, знаю, что они очень сильные, это будет один из самых сильных сезонов в арабской Формуле 4. Вместе со мной участвуют такие пилоты, как Антонелли или Камаро, которые уже несколько лет тестировались и выступали на Формуле 4, и соперничать с ними будет очень сложно. Но сейчас я просто хочу показать лучший для себя результат. Я понимаю, что подиумов не будет, но моя задача попасть сначала в Топ-10, а потом в Топ-5.
После участия в F4 UAE перед Викой откроются новые перспективы. Сейчас в ее планах постараться показать максимальный результат, чтобы получить предложение от команд на участие в одном из европейских чемпионатов. Ну а мы будем держать вас в курсе того, как сложится ее дальнейшая гоночная карьера в ближайшей перспективе и в более отдаленных планах.