Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Сказки «Северного леса». Кубок мира открывает сезон
16.02.2022 | 2702 просмотра

Сказки «Северного леса». Кубок мира открывает сезон

РЕПОРТАЖ
Автор: Мария Мельникова
Фото и видео автора, пресс-службы бахи и команд-участниц
Источник: Дром
11–13 февраля в Ленинградской области состоялась баха «Россия — Северный лес»: первый этап Кубка мира по бахам, который был совмещен с первым этапом чемпионата России и Кубка Евразии по ралли-рейдам. На старт гонки вышло четыре десятка экипажей из 11 стран мира — России, Саудовской Аравии, Польши, Аргентины, Бразилии, Испании, Франции, Великобритании, Литвы, Нидерландов и Португалии. Среди них были заявлены победители и призеры мировых и российских гоночных серий и чемпионатов в самых различных дисциплинах авто- и мотоспорта, участники ралли-марафонов «Дакар», «Африка» и «Шелковый путь».

Баха «Россия — Северный лес» уже в 18-й раз принимает участников на своих узких и извилистых заснеженных дорожках. Вся окружающая природа и в самом деле выглядит по-сказочному: могучие ели, ольха, березы растут в окружении глубоких белоснежных сугробов, а от рокота проезжающих гоночных машин с их веток регулярно падают огромные шапки снега. Дорожки узкие, фактически шириной в один автомобиль. Десять сантиметров вправо или влево могут быть критичны для результата, и на этом «погорел» не один участник: не слишком аккуратный вход в поворот, и машина уже утыкается в сугроб.

«Я на этой гонке переворачивался больше всего раз, чем за свою гоночную карьеру», — рассказал штурман экипажа № 213 Кирилл Шубин. — «Одна ошибка, и все — моментально засасывает и без посторонней помощи очень сложно выбраться!».

Хорошо, если экипаж сам может откопаться, а частенько приходится стоять с тросом в руках и ждать, когда кто-то придет на помощь. Так случалось и в этом году — и не только у иностранцев, кто первый раз видел снег и не имел опыта зимних гонок, но и у россиян. А на пятом спецучастке одна из ГАЗелей команды «Газ Рейд Спорт» пришла на выручку другой и тоже застряла, перегородив всю трассу. Были порваны все тросы, и оставалось только дожидаться дежурившую машину МЧС, вытянувшую страдальцев из снега.

Единственная снежная баха

Баха «Россия — Северный лес» — единственный в календаре FIA зимний этап Кубка мира по бахам. Впервые гонка состоялась в 2003 году в ранге этапа чемпионата России по ралли-рейдам. В 2006 году соревнование включили в календарь FIA и в 2007-м провели его в качестве кандидатского этапа FIA International Cup for Bajas. На следующий год гонка была проведена как второй этап FIA International Cup for Cross Country Rally (т. е. по ралли-рейдам), а в 2009-м получила новое название «Россия — Северный лес».

В 2013-м гонка впервые прошла в статусе первого этапа Кубка мира по бахам и с тех пор регулярно проходит в Ленинградской области и Карелии. С открытием автодрома «Игора Драйв» баха переехала в непосредственную близость к автодрому, который стал очень удобной площадкой для базирования команд, а в этом году FIA все же разрешила использование боксов, и гонка прошла, что называется, со всеми удобствами. 

К тому же у размещения в теплых боксах на ночь есть одно неоспоримое преимущество: в гонку машины отправляются в полностью рабочем состоянии по температуре, а ведь когда они остаются на ночь на улице, на коротком лиазоне их не всегда успевают достаточно прогреть.

Баха «Россия — Северный лес» на автодроме «Игора Драйв»

«С теплыми боксами для зимы, конечно, это огромный плюс», — прокомментировал пилот команды VRT и один из организаторов бахи Владимир Васильев. — «Я помню, как мы в прошлом году в -20 заводили машину. Потом мы поехали пять километров до старта, нам дали десять минут времени, но как за это время ее прогреть, это невозможно. Хорошо, что ФИА пошла на уступку на этот раз. Я еще в прошлом году говорил, если хотите — заприте боксы, они все запираются, заберите все ключи себе — это и будет “закрытый парк”. В этом году все шикарно: утром в боксы зашли, машину завели и уехали на теплой машине».

Чем отличается баха от других ралли-рейдов?

Прежде всего закольцованным маршрутом и его небольшой дистанцией. Интересно, что на бахе работа штурмана сведена к минимуму. По словам Марины Даниловой, бессменного штурмана Сергея Успенского на протяжении многих лет, чей экипаж уже четвертый раз принял участие в соревновании, во время гонки она успевает осмотреться по сторонам, последить, как Сергей Вадимович управляет автомобилем, и даже пошутить с пилотом — неслыханное дело, когда едешь в ралли.

Сергей Успенский и Марина Данилова на спецучастке и на финишном подиуме бахи

Сам Успенский, который в этом году поднялся на второе место как в абсолюте Кубка мира, так и в чемпионате России, говорит, что участие в бахе воспринимает скорее как разминочную гонку, полноценную и сложную тренировку перед стартом сезона.

«Какими-то частями дороги похожи на ралли, и тогда раллисту это интересно, ну а когда начинается “кочкарник”, то раллисту это становится менее интересно, но такие правила», — сказал Сергей Вадимович. — «Конечно, я все же больше люблю классическое ралли, но как приключение — это прикольно. Я в свое время участвовал в “Африка эко рейс”, двух марафонах «Шелковый путь», но столь длинные марафоны — это уже не мое. А это хороший вариант себя размять».

Вообще, принять участие в бахе приезжают многие гонщики из смежных или вообще других дисциплин. Здесь довольно много раллистов, и едут они весьма успешно. Например, помимо Сергея Успенского в этом году здесь выступал и пилот из Екатеринбурга Сергей Ременник — вице-чемпион ERC 2018 года, чемпиона России по ралли и победитель Baltic Rally Trophy.

Сергей Ременник и Ярослав Федоров

Экипаж выступал в гонке под номером 404, и сам Сергей сказал, что начало гонки проходило именно под девизом «ошибки 404». Однако участие в бахе не стало для них синонимом ошибки: в зачете Кубка мира Сергей Ременник и его штурман Ярослав Федоров заняли первое место в категории Т4!

«Мы удивлены, что по таким дорогам можно ездить!» — поделился Сергей Ременник. — «Мы удивляемся всему, что происходит вокруг нас. Это действительно очень интересный опыт и приключение. У нас была задача финишировать в этой гонке, и цель достигнута! Было круто! Я могу сказать, что мне понравилось ехать длинные спецучастки, и я думаю, что мы будем продолжать. Это были мои первые рейды в жизни, мы с Яриком до сих пор ездили самые длинные спецучастки, наверное, только в Финляндии — там есть СУ “Оунинпохья”, около 30 километров. У Ярослава есть опыт Корсики, где спецучастки по 50 километров протяженностью. Но по 120 километров — такого опыта до сих пор еще не было до сих пор, теперь есть. Это очень интересно с точки зрения того, как себя надо готовить, рассчитывать свои силы на такую дистанцию. Я понимаю, что это еще не самая длинная дистанция, как на многодневных марафонах. Прожженные рейдовики говорят, что на “Северном лесе” преимущество на стороне “классических” раллистов, и я с ними согласен. Мне тут не хватало только привычной стенограммы, потому что местами в закрытые повороты с трамплинов можно было так засаживать! Выезжаешь из поворота и понимаешь, что там можно было прямо давить на газ до последнего. Но, как мне сказали старшие товарищи, в рейдах принцип такой: “не видишь — не едешь”. Ну, я и старался не ехать, если не вижу».

Сергей Ременник и Ярослав Федоров на бахе «Россия — Северный лес»:

Суббота — день сюрпризов

Главными претендентами на победу считались прежде всего экипажи в категории Т1 — трехкратный победитель бахи «Россия — Северный лес» Владимир Васильев и победитель этой же гонки 2014 года Язид Аль-Раджи. Однако уже в первый день начались сюрпризы.

Редкий кадр Язида Аль-Раджи на трассе бахи

Одной из первых неожиданностей стала серьезная поломка на Toyota Hilux Язида Аль-Раджи: от удара о камень лопнул нижний рычаг, и машина остановилась. В итоге экипаж не закончил ни одного субботнего СУ и все оставшееся время находился в боксах на ремонте подвески. К воскресенью машина была готова к стартам, а штурман Язида Майкл Орр сообщил, что они готовы сражаться и показывать результаты: «наша команда никогда не сдается», — сказал он в запале, но тут свой характер проявил Аль-Раджи. Будучи в списке приоритета FIA, он потребовал, имея на то право, чтобы ему улучшили стартовую позицию. Спортивные комиссары пошли на это и предложили ему стартовать 11-м, сразу за «быстрой десяткой», однако эта позиция гонщика не устроила и он снялся с соревнований, так и не показав времени. Говорят, свободное время он проводил на горнолыжной трассе расположенного рядом курорта «Игора Драйв».

Прыжок на трамплине может принести массу проблем, в том числе вывести из строя коробку передач, как это случилось у Владимира Васильева

Технические проблемы преследовали и другие экипажи. Например, на пятом СУ после жесткого приземления на трамплине MINI Владимира Васильева и Олега Уперенко лишился переднего привода, а заодно сломалась и коробка передач. Механики проявили настоящий героизм, успев заменить все детали менее чем за час, и экипаж вернулся в гонку, хоть и с существенным пенальти.

Но самым главным сюрпризом второго дня стало лидерство польского экипажа из зачета Т4 Томаша Бялковского и Дариуша Баскевича, который благодаря неудачам соперников сумел реализовать свои возможности и возглавить абсолютный зачет.

Польский экипаж № 401

В воскресенье, правда, и Владимир Васильев, и Сергей Успенский поляков «подвинули» на третье место, но самая главная драма разыгралась уже после финиша. На совершенно новом мотовездеходе Polaris № 401, который спортсмены купили и получили перед самой отправкой на баху, технической комиссией было обнаружено несоответствие рестриктора и пола требованиям регламента, и экипаж дисквалифицировали. Для поляков это стало настоящим ударом, да и остальные им сочувствовали: веселые и дружелюбные гонщики завоевали общие симпатии.

Особенности зимней гонки стали сюрпризом для португальского экипажа Фелипе Насименто и Хоао Серодио (№ 217). Выехав на старт в субботу и проведя весь день на улице при небольшом, но все же морозце, спортсмены обнаружили, что не могут как следует очистить лобовое стекло, так как залитая в бачок омывателя вода у них попросту… замерзла! Тем не менее португальцы с задачей справились и финишировали на своей первой в жизни снежной бахе — правда, на 17-м месте.

В воскресенье по плану — лес!

Воскресенье стало заключительным днем гонки. Общая протяженность спецучастков составила 211 километров. После равнинной трассы, предложенной участникам накануне, в воскресенье все экипажи перебрались на лесные дорожки. Егор Охотников, занявший правое кресло в экипаже № 208 у Салеха Альсаифа из Саудовской Аравии, рассказал, что его пилот, который приехал в Россию первый раз, был просто в восторге от пейзажей. При этом он не совершил ни одной существенной ошибки.

«Считаю, что он справился на отлично: мы ни разу не “убрались”, ни разу нигде не “сидели”, ничего не сломали», — рассказал Охотников на финише. — «Спасибо и команде механиков, которые каждый день до позднего вечера трудились, и организаторам, которые сделали классную гонку!».

На финальном СУ Владимир Васильев и Олег Уперенко стартовали уже первыми. Даже чисто визуально скорость их экипажа была ощутимо выше, чем у большинства других экипажей. Благодаря этому, а также привычке выступлений в зимних гонках, им удалось реализовать свою главную задачу дня: атаковать изо всех сил и при этом сохранить машину.

«С утра ехать было очень непросто — скользко, снежно, белая пелена, снег и мало что видно», — поделился Васильев. — «Ехать первым вообще трудно — все белое, если еще и снежок идет, то ты далеко не видишь. В пустыне при ветре есть поземка такая, а здесь — снежная. Все сливается. Ты подходишь к повороту и не понимаешь четкого расстояния».

На финише спецучастка

Непростые дорожные условия сказывались абсолютно на всех экипажах. Конечно, сложнее всем вновь пришлось спортсменам, не привыкшим к зимним ралли-рейдам.

Вот что рассказал Евгений Загороднюк, штурман экипажа № 212 Армена Пузяна про испытания в воскресенье:

«Сегодня тяжелый и длинный день, местами “разбитый”. Второе прохождение спецучастка нам запомнилось тем, что на 40-м км мы остановились и ждали, как испанский экипаж в узком месте меняет ремень вариатора. Когда они закончили, мы тронулись, а спустя 5 км посередине дороги в узком месте (не объехать) лежат на крыше опять испанцы. Пришлось зацепить трос, поставить ребят на колеса. Паровозиком мы двинулись на финиш. Женю Суховенко, который нас догнал, мы пропустили, так как на прямой у него “максималка” больше, а у нас она ограничена 135 км/ч».

Для экипажа Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой гонка сложилась весьма успешно. Особенно это ощущалось после того, как в прошлом году они висели на волосок от дисквалификации за нарушение габаритов машины: труба, на которой крепилось запасное колесо, оказалась на 12 мм длиннее, чем требовалось. В этом году девушки доказали, что независимо от габаритов они могут показывать скорость, достаточную для победы в своем зачете!

Как отрабатывает подвеска мотовездехода категории Т3 после прыжка с трамплина

«В сезоне-2021 из пяти этапов ЧР без приключений прошел только один в Волгограде, а на остальных было все — от техпроблем до пенализаций и аннулирования результатов. В этот раз мы провели серьезную работу над ошибками и перечитали новый регламент вдоль и поперек», — рассказала Анастасия.

В итоге женский экипаж взял заслуженные награды за победу в зачете Т3 на Кубке мира и чемпионате России, а также за третье место в абсолюте. И это притом, что среди соперников были обладатели Кубка мира Владимир Васильев, Дания Акиль, серебряный призер Кубка мира Фернандо Альварес, чемпионы России Сергей Успенский, Сергей Ременник, Вадим Федотов, чемпион Польши Томаш Бялковски и другие…

Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова:

«С первого дня по результатам было видно, что желающих попасть на подиум гораздо больше, чем мест на нем», — написала Анастасия Нифонтова в своих соцсетях. — «Иногда разница между временами исчислялась секундами, а не минутами, что скорее характерно для шоссейных гонок, чем для ралли- рейдов. Признаюсь честно, нервы были на пределе от такой плотной борьбы и от того, что трасса бахи “Северный лес” не терпит помарок в пилотаже. Одно неловкое движение — и ты копаешь сугробы или рубишь елки».

Еще для одного известного нам по прошедшему «Дакару» экипажа Татьяны Сычевой и Александра Алексеева команды Xesha Motorsport, выступавшего только в зачете чемпионата России и Кубка Евразии, гонка сложилась не лучшим образом: их преследовали неудачи и поломки.

Вот что рассказала Татьяна Сычева про один из дней:

«Идея “ускориться”, очевидно, была неправильной. Сначала мы на повороте “ушли” в сугроб очень глубоко. Нам зрители пытались помочь, почти руками отгребали снег, но у них не получилось. Нас вытянула “зелененькая машинка” с Женей Павловым на борту — спасибо им за это огромное. После этого идея “ускориться” меня не отпустила, и на маленьком повороте нас выкинуло из колеи набок. Но так как нас объехать было невозможно, то следующая же машина нас вытащила. Что-то мы сломали, но доехали до финиша — это уже хорошо, хотя управлялась машина не очень. Есть проблемы, но они все решаемые».

Результаты

Как водится в таких сложных гонках, результаты появились не сразу. Официальные лица всех трех соревнований были вынуждены рассмотреть довольно много протестов и заявлений, прежде чем принять окончательное решение. В итоге большинство подиумов в Кубке мира досталось российским гонщикам.

На третьей ступеньке подиума еще не дисквалифицированный экипаж польской команды

Кубок мира по бахам

Абсолютный зачет

Первое место — Владимир Васильев / Олег Уперенко.
Второе место — Сергей Успенский / Марина Данилова.
Третье место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.

Зачет «ТЗ»

Первое место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.
Второе место — Фернандо Альварес / Хосе Луис Диас.
Третье место — Вадим Федотов / Александр Куприянов.

Зачет «Т4»

Первое место — Сергей Ременник / Ярослав Федоров.
Второе место — Мигель Анхель Валеро / Жаклин Риччи.
Третье место — Юсеф Аль-Дхаиф / Омар Аль-Лахим.

Неофициальный зачет гонки «Ladies’ Trophy»

Первое место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.
Второе место — Даниа Акил / Лоран Лихтлейхтер.
Третье место — Машаель Алобайдан / Алексей Кузьмич.

Чемпионат России по ралли-рейдам

Зачет «Абсолютный»

Первое место — Владимир Васильев / Олег Уперенко.
Второе место — Сергей Успенский / Марина Данилова.
Третье место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.

Зачет «R»

Первое место — Алексей Черкесов / Андрей Самарин.
Второе место — Вилцанс Алдис / Александр Горьков.
Третье место — Михаил Расторгуев / Петр Пономарев.

Зачет «ТЗ»

Первое место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.
Второе место — Сергей Ременник / Ярослав Федоров.
Третье место — Вадим Федотов / Александр Куприянов.

Зачет «Т2»

Первое место — Антон Мельников / Антон Николаев.
Второе место — Андрей Динабург / Игорь Петенко.
Третье место — Андрей Сушенцов / Дмитрий Павлов.

Зачет «Командный»

Первое место — команда Московской области.
Второе место — «ГАЗ Рейд Спорт».
Третье место — «УАЗ-СПОРТ».

Кубок Евразии по ралли-рейдам

Зачет «Абсолютный»

Первое место — Владимир Васильев / Олег Уперенко.
Второе место — Сергей Успенский / Марина Данилова.
Третье место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.

Зачет «ТЗ»

Первое место — Анастасия Нифонтова / Екатерина Жаданова.
Второе место — Сергей Ременник / Ярослав Федоров.
Третье место — Вадим Федотов / Александр Куприянов.

Зачет «Т2»

Первое место — Алдис Вилцанс / Александр Горьков.
Второе место — Антон Мельников / Антон Николаев.
Третье место — Андрей Динабург / Игорь Петенко.

 

Фотобонус

Комментарии

  
Санкт-Петербург
Сообщений: 13278
Отличный обзор!
Спасибо большое :)
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011
6
 
Ответить
  
Видное
Сообщений: 272
Спасибо! Интересный обзор!
Болеем за 404 =)))
Chaser JZX90 1JZ-GTE MT
3
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром