С самого начала было понятно, что две самые сильные команды собираются продолжить соперничество и в 2022 году, однако можно было допустить, что кто-то из них совершит ошибку и провалится — по крайней мере в начале сезона. Но уже первые три дня тестов продемонстрировали, что вероятность такого крайне низка. В самом начале лидировали Red Bull, но затем и Mercedes подравняли времена.
«Если какая-то команда будет впереди по сравнению с остальными, то это точно Mercedes и наверняка Red Bull», — сообщил СМИ Ландо Норрис.
В третий день тестов в утренней сессии на трассе в Барселоне провели искусственное орошение трека для тестирования дождевых и промежуточных составов шин Pirelli.
После того как вода высохла, времена начали падать. Самым быстрым оказался Льюис Хэмилтон, он проехал во второй половине дня 94 круга на шинах С4, а затем улучшил свое время на 0,003 секунды на шинах С5.
В итоге он опередил Джорджа Расселла на 0,095 секунды, а замкнул тройку лучших результатов Серхио Перес, будучи на 0,4 секунды медленнее Хэмилтона. Четвертое время показал Макс Ферстаппен, пятое — Себастьян Феттель. При этом надо учитывать, что пилоты Mercedes продемонстрировали свое время на самых мягких составах, а гонщики Red Bull — на С4 и С3 соответственно.
И все же, говоря о результатах первой серии предсезонных тестов, не нужно забывать, что разница между реальной скоростью и временем круга на тестах может составлять до 1,5 секунды. К тому же очевидно, что эти времена пока нельзя оценивать объективно. Многие эксперты полагают, что гораздо ближе к правде высказывание Джорджа Расселла, который сообщил, что на данный момент «Mercedes позади Ferrari и McLaren».
Еще одним косвенным доказательством того, что Mercedes может испытывать какие-то проблемы, стал тот факт, что время Ферстаппена на составе С3 всего на 0,6 секунды медленнее времени Хэмилтона на составе С4. Это притом, что одна из команд заявила, что в среднем разница между этими двумя составами в среднем равняется 1,2 секунды с круга. В то же время во время своего лучшего круга Хэмилтон очевидно замедлился на третьем секторе, сразу уступив партнеру по команде порядка 0,5 секунды.
Во время тестов все команды испытывали разные варианты аэродинамических элементов кузова. В один из дней Mercedes использовал боковые понтоны с такими же «жабрами», как стоят у Ferrari, Red Bull и других команд.
За три дня тестов все команды в общей сложности прошли около 4000 кругов. Это хорошая статистика по надежности, но у нее есть и обратная сторона. В последний день тестов сразу несколько команд испытали технические проблемы.
Вспомним, что и в первый день тестов далеко не у всех наблюдалась стабильность. Для Alfa Romeo и Haas первый день вообще стал самым проблемным. Уже до дневного перерыва в течение четырех часов пять раз появлялись красные флаги, и четыре раза — из-за технических проблем.
Через 50 минут после начала заездов загорелась машина Фернандо Алонсо, которую потушили и эвакуировали с трассы. До конца дня команда не сумела ее восстановить и Алонсо на трассу больше не вышел. Позже команда подтвердила, что проблемы были связаны с гидравликой, и «небольшая поломка в итоге привела к возгоранию в хвостовой части машины».
Следующая остановка заездов произошла после аварии Пьера Гасли в пятом повороте. Alpha Tauri также не смогли восстановить машину — тесты для Гасли были на этом закончены.
Гуанью Чжоу становился причиной появления красных флагов сразу дважды — сначала после вылета в десятом повороте, а затем после того, как его Alfa Romeo остановилась посреди трека уже под конец утренней сессии.
Еще одна проблема у Себастьяна Феттеля возникла из-за утечки масла — это было в пятый раз, когда активировали красные флаги. Утечка масла была обнаружена и у Haas. Они также остались в боксах в послеобеденное время.
Во второй части заездов проблем было намного меньше, но связано это могло быть и с тем, что четыре команды и вовсе не выезжали на трассу, а остальные провели довольно короткие сессии.
Все основные соперники Ferrari высказывались после тестов в том ключе, что Ferrari проделали большую работу и опередили их в своем развитии к моменту первых тестов в Барселоне.
Ferrari имели возможность провести больше испытаний в аэродинамической трубе, т. к. в 2020 году финишировали шестыми в Кубке конструкторов (чем дальше команда располагается в таблице, тем больше времени получает на аэродинамические испытания). Руководство команды отметило, что результатом этого стало несколько положительных моментов на тестах: повысилась надежность машины (за время тестов у Ferrari не было никаких технических проблем), F1-75 хорошо проявила себя с точки зрения баланса.
Тем не менее Маттиа Бинотто признал, что к тому времени, как все приедут в Бахрейн, соперники, вероятно, уже опередят Скудерию в своем развитии:
«До меня дошли слухи, что наши конкуренты принесут большие обновления и улучшения. Я почти уверен, что к тому времени, когда мы будем в Бахрейне, они опередят нас на два-три месяца».
Тед Кравиц, аналитик телеканала Sky: «В конце дня Mercedes заняли два первых места, Льюис Хэмилтон и Джордж Расселл возглавили протоколы, но на самом деле я думаю, что лучшими на тестах были Ferrari. Они показали достаточно в первые два дня, чтобы заставить Mercedes беспокоиться; вопрос только в том, что есть у Red Bull, и мы узнали немного об этом в пятницу».
Одной из существенных проблем, с которой столкнулись практически все автомобили без исключения в той или иной степени, — вертикальные колебания. Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин обозначил это явление как «эффект дельфина».
«Это достаточно распространенная проблема для машин LMP, мы в 2019 году с ней столкнулись. Суть проблемы в том, что современные машины Формулы 1, созданные по новому регламенту, стали очень чувствительны к величине дорожного просвета. Эта чувствительность возрастает по мере увеличения скорости. Так как дорожный просвет не постоянен, происходят очень большие скачки величины прижимной силы. Машина сильно прижимается к земле, от этого потоки воздуха под днищем нарушаются и подвеска разжимается. Начинаются равномерные низкочастотные вибрации. Существует только один способ с этим бороться. Лучше контролировать клиренс, сильнее контролировать ход подвески, то есть ограничивать пределы, в которых машина может подниматься и опускаться».
Во время тестов Алекс Албон рассказал, что те колебания автомобиля, что он испытал на главной прямой трека в Барселоне, «на самом деле не так сильно влияют на время круга. И пока это не наносит повреждения машине, с этим можно справиться». Однако надо иметь в виду, что далеко не все треки обладают столь ровным асфальтом, как Барселона, и на городских трассах, например, таких как Сингапур или Баку, или на автодромах с неровным покрытием вроде Остина, проблема может оказаться серьезнее.
В 2022 году Формула 1 сменила 13-дюймовые шины на 18-дюймовые. По словам представителей команд, имеется осторожный оптимизм в отношении характеристик новых составов. Одним из ключевых требований была способность шин выдерживать длительные нагрузки. Pirelli попросила команды включить в тестовые программы интенсивные нагрузки на шины, после которых следовал бы длительный период нахождения на трассе. Результаты оказались положительными, шины стали более выносливыми.
Однако невысокая температура воздуха и асфальта дополнительно продемонстрировала разницу примерно в 1–1,5 секунды по времени с круга между составами С3 и С4. Предполагается, что в гоночных условиях она составит порядка 0,5 секунды.
Сергей Сироткин поделился своими впечатлениями от новых шин, на которых он проводил тестовые сессии в составе команды Renault:
«В 2019 году я провел одни из первых тестов этих колес с командой Renault. Могу сказать, что с новыми шинами пилотировать машину будет сложнее, а сами ощущения пилотов изменятся. Как и подвеска, шины — это демпфирующий элемент машины. Если профиль резины уменьшился, то шина стала жестче, а значит, все перегрузки через нее доходят быстрее и острее. Острее означает, что перегрузки приводят к резкому срыву. А быстрее — это значит, что в повороте шина не всегда успевает подмяться, принять нужную форму, определенное пятно контакта и выдать максимальное сцепление. Это приводит к блокировке и скольжению колес. Следовательно, грань между тем, когда ты едешь на пределе и когда перешел этот предел, становится более острой и тонкой».
С тех пор как в 2019 году впервые был опубликован новый регламент, возникали опасения, что его чрезмерная строгость приведет к однообразию в дизайне автомобилей. Пока что выяснилось, что это не так — к удивлению большинства в паддоке.
Разнообразие форм носовой части, обработки боковых понтонов и конфигурации подвески продемонстрировали очевидные различия. Оказалось, что даже с упрощенной аэродинамикой существует широкий спектр интерпретаций и подходов.
Ключевой вопрос заключается в том, продлится ли это в долгосрочной перспективе, или все команды постепенно сойдутся на едином, наиболее эффективном подходе. Конечно, каждая из них внимательно наблюдала за своими соперниками, чтобы понять, что можно позаимствовать и адаптировать для своих автомобилей. Льюис Хэмилтон настолько внимательно следил за происходящим в боксах Red Bull, что Кристиан Хорнер даже в шутку предложил его оштрафовать, если он вдруг прикасался к их машине:
«Сам я не видел, но если он дотрагивался до нашей машины, то его стоит наказать. Макс об этом хорошо знает. В это время года всегда проявляется повышенный интерес к технике соперников. К тому же у нас самые большие изменения в регламенте за 40 лет».
В целом на данный момент можно сделать осторожные выводы о том, что новый регламент достиг своей цели сделать гонки более близкими.
Карлос Сайнс, Пьер Гасли подтвердили, что теперь легче следовать за другой машиной, хотя изначально имелись опасения, что интерпретации командами нового регламента могут привести к обратному эффекту.
Ферстаппен сообщил, что хотя потеря прижимной силы и не ощущается, как он этого ожидал, но «внезапно появляется сильная недостаточная поворачиваемость и массивная избыточная поворачиваемость. Но все кажется мне немного более контролируемым, машины в порядке».
Форма водяного шлейфа и некоторые видимые воздушные вихри в целом соответствовали тому, чего хотела добиться FIA для создания более мягкого следа. Так что все вместе — изучение следа и комментарии пилотов — предполагает, что в целом автомобили ведут себя так, как на это рассчитывали организаторы.
Уже к следующей серии тестов в Бахрейне можно ожидать существенных обновлений. Прежде всего это связано с тем, что часть команд постарается очень быстро решить проблемы «эффекта дельфина», что минимизирует потери в производительности машин.
«Мы тоже страдали от этого эффекта в первый день, но смогли частично избавиться от него, изменив настройку подвески и, конечно, высоту дорожного просвета», — сказал руководитель команды AlphaTauri Франц Тост. – «Однако это снизило общую производительность машины и теперь наш департамент аэродинамики работает над решением проблемы».
Во-вторых, как и обычно после первых дней тестов, когда команды опробовали разные решения, последующие темпы разработки ускорятся. Уже в Бахрейне можно ожидать появления новых деталей и элементов, которые будут испытывать.
В-третьих, некоторые команды, например, Mercedes и Red Bull, скорее всего, уже подготовили пакеты обновлений, и сейчас их только остается отправить в производство. Это не значит, что мы увидим там другие автомобили, просто, по словам экспертов, то, что мы видим на трассе, всегда отстает от разработок инженеров.
27 февраля команда Alfa Romeo провела официальную презентацию своей новой машины на 2022 год и представила обновленную ливрею. Поскольку машина уже появилась публично сначала на шейкдауне, а затем и на тестах — но в камуфляжной окраске, основное внимание было сосредоточено на ее внешнем виде. Как и всегда у итальянцев, машина получилась красивой и изящной, но, к сожалению, во время тестов в Барселоне неоднократно испытывала технические проблемы.
Фредерик Вассер: «Начало сезона — это всегда захватывающее время, когда мы видим плоды работы сотен людей в течение длительного периода времени. C42 — машина, которую мы с нетерпением ждем увидеть в гонках, не только потому, что это первая машина, которую мы построили по новому регламенту, в котором гонки должны быть более плотными, но и потому, что мы надеемся сделать большой шаг вперед к первым местам на стартовой решетке».
Чуть позже Вассер заявил, что амбиции команды позволяют им надеяться на седьмое место в Кубке конструкторов:
«С нашей стороны и со стороны других команд уже произошло большое улучшение за первые три дня, и все команды вернутся на следующей неделе с новыми конфигурациями, чтобы полностью исправить выявленные проблемы».
«В какой-то степени я предпочитаю, чтобы они происходили сейчас, а не по ходу сезона, потому что обычно, когда у нас возникают такие проблемы на тестах, мы решаем их раз и навсегда. Вот почему мы и ездим на тесты. У нас есть полторы недели, чтобы исправить довольно много вещей, и тогда, надеюсь, вторые тесты пройдут более гладко для всех нас. Но в целом я уверен в нашей команде».
В обзоре использованы материалы издания The Race.