«Кубок журналистов» проводился во второй раз. Первый состоялся в 2019 году, затем пришел ковид, и лишь спустя три года авторы из наиболее авторитетных в России автомобильных изданий вновь получили приглашение на гонку.
«Оружием» участникам служили те самые LADA Vesta со 170-сильным атмосферным мотором, кулачковой трансмиссией с тросовым приводом и дифференциалом повышенного трения, что использовались в «Гонке чемпионов» в середине января 2022 года. Правда, было два существенных отличия.
Автомобили для пишущей братии «обули» в шины с шипом 1,5 миллиметра, тогда как гонщики стартовали на спортивном шипе размером 4,5 миллиметра. Понятно, что качество сцепления существенно отличается — на 4,5 мм автомобиль едет почти как по рельсам, а на 1,5 мм много скольжения в поиске баланса между скоростью и наличием зацепа.
Каждый участник стартовал в компании одного из пилотов команды LADA Sport ROSNEFT. Ассистентами-штурманами выступили: Андрей Петухов, Леонид Панфилов, Михаил Митяев и восьмикратный победитель гонок на этой трассе Кирилл Ладыгин. В каждом автомобиле наставник подсказывал человеку за рулем, как безопасно и быстро пройти тот или иной поворот и где можно улучшить результат.
Гонщики помогали подопечным каждый по своей методике. Андрей Петухов и Михаил Митяев в этом деле — чистейший образец спокойствия и хладнокровия. Оба давали короткие дельные советы, не загружая и без того натянутые нервы новичков. Леонид Панфилов и Кирилл Ладыгин выстраивали взаимодействие с теми, кто рулил, чуть эмоциональнее — с шутками и иронией. Леонид подсказывал крутизну поворотов и рекомендовал — где снизить скорость, а где пора поднажать. Кирилл давал больше свободы действий, но в последний момент всегда приходил на помощь, предотвращая разные неприятности, например, вылет в снежный бруствер.
Подспорье, кстати, нужно было не всем участникам — некоторые из журналистов выступают в российских, а то и международных автогонках много лет подряд. Но были и новички.
Длина трассы 2,5 км, визуально это две параллельные дорожки, смыкающиеся на мосту, а на самом деле — одна замкнутая кривая. Идеальные условия для синхронных заездов с одновременным параллельным стартом двух машин. Эту конфигурацию эксплуатируют исключительно зимой, так как можно сформировать четкие границы дорожки и снежный борт предохраняет автомобили от повреждений.
Кирилл Ладыгин повторил то, что часто говорят на «Гонке чемпионов»: «На этой трассе огромное значение имеет накат – чем больше гоняешь, тем лучше ее узнаешь. Еще важно все делать заранее — выставлять машину в сторону поворота, быстро переключаться, постоянно работать газом».
Показательный пример, что нужно «прикататься» — трамплин после моста. Внешняя дорожка после него широкая и позволяла входить в левый поворот размашисто или по зауженной траектории — на усмотрение пилота. А вот внутри следовало заранее развернуть автомобиль боком… и взлетать на высокой скорости по-раллийному — вслепую. А впереди узкий участок, огражденный массивными снежными «стенками». Кирилл Ладыгин, инструктируя новичков, отметил, что проявивший халатность обязательно «воткнется» в сугроб. Надо отдать должное — именно тут никто не ошибался.
Кто пробовал гонять на льду, знает, как сложно грамотно стартовать. Резко бросил сцепление — будет большой удачей не заглохнуть. Плавно отпустил сцепление, но дал максимальный газ — машина буксует, а с места не трогается.
«Подъехал к старту, выжал сцепление и не выключаешь передачу, потому что судья сразу отойдет в сторону. Далее на срабатывание светофора останутся считаные секунды. Чтобы не проспать и не зарыться, подведи педаль сцепления к положению, когда машина готова тронуться, и попутно добавляй обороты двигателя. Старт обязательно должен быть плавным!» — терпеливо разъяснял каждый раз Леонид Панфилов.
Допустим, стартовал, а что дальше, если человек с ледовыми автогонками на «вы»?! Все просто — нужно быстро соображать, успевать поймать машину из скольжения, не забывать разгоняться и вовремя гасить скорость. На соперника смотреть не нужно, да и некогда.
После зимней езды на полноприводном автомобиле пришлось заставлять себя не «ловить» переднеприводную Vesta Sport, скользящую боком, чтобы «вкрутиться» в поворот, а главное, выйти из маневра с максимальной скоростью.
«Когда машина скользит в левый поворот и ее сносит вправо, ни в коем случае нельзя подруливать вправо — не попадешь в поворот. Скорее “причалишь” в отбойник», — с олимпийским спокойствием прямо по ходу заезда подсказывал Михаил Митяев, за плечами которого немало побед на сосновской трассе.
Формула гонки журналистов была ровно как у профессионалов — тренировки и квалификация в первый день, а затем полноценный отборочный цикл из 24 заездов, плюс четвертьфиналы, полуфиналы и финал во второй день гонки.
Похоже, намечается традиция — совершить на этой гонке хотя бы одни «уши». В 2019 году на тренировке уложил машину на крышу Юрий Урюков — попробовал выходить с моста без сброса газа. А на этот раз автомобиль перевернул Максим Вершинин, притом на прямике. В полете не по своей воле с ним побывал Леонид Панфилов, он и рассказал, как было дело:
— Мы все повороты проходили медленно. Если не справляешься на высокой скорости, лучше сбавить обороты. Зато на прямой пилот решил максимально разогнаться. А прямая заканчивается легким левым поворотом с переходом в малозаметный правый. Мы «на всех парах» зацепили бруствер слева, машину стремительно крутануло вправо, а там прихватили кромку трассы и сделали два оборота через крышу.
Благо силовая конструкция (каркас), спортивные сиденья и ремни, а также полноценная гоночная экипировка позволяют совершать подобные кульбиты без особых последствий.
Победу в гонке праздновал Владимир Мельников, второе место занял Юрий Урюков, а третьим стал Вадим Гагарин. У корреспондента Дрома — 12-е место, полезнейший опыт и солидный объем «домашней работы» в рамках подготовки к новым стартам на льду.