Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Анастасия Нифонтова: ралли-рейды — спорт для интровертов
09.03.2022 | 3699 просмотров

Анастасия Нифонтова: ралли-рейды — спорт для интровертов

ПЕРСОНА
Автор: Мария Мельникова
Фото из архива Анастасии Нифонтовой
Источник: Дром
Анастасия Нифонтова — одна из самых известных российских гонщиц, чье имя котируется не только в России, но и во всем мире. После «Дакара» 2019 года, где Анастасия стала первой в мире женщиной-мотогонщицей, прошедшей марафон в зачете Original by Motul (без технического сопровождения), она фактически завершила свою карьеру в двухколесных дисциплинах и пересела на автомобиль.

В этом году Анастасия уже во второй раз приняла участие в этапе Кубка мира по бахам и первом этапе чемпионата России по ралли-рейдам — бахе «Россия — Северный лес» на мотовездеходе в зачете Т3 с ко-драйвером Екатериной Жадановой. Девушки одержали победу в зачете Т3 в обоих соревнованиях, а в абсолюте стали каждый раз третьими, что очень высокий результат. А буквально несколько дней назад Настя, как и остальные российские автогонщики, планировавшие принять участие в Abu Dhabi Desert Challenge, снялась с соревнований, отказавшись подписывать фактически политическое заявление от FIA.

Мы поговорили с Анастасией о ее пути в автоспорт из мотогонок, личных предпочтениях в автоспортивных дисциплинах, планах на будущее и о том, что политику и автоспорт нельзя смешивать.

Авто против мото

— Если перечислять все мои травмы, пальцев не хватит: два перелома позвоночника, ключицы, ребер и много другого. Это нормально для мотоциклистов — у них кости расходный материал. Но в какой-то момент ты приходишь к тому, что, наверное, хватит. Я уже и не девочка, что греха таить, 43 года. Но главное заключается в другом: я не из тех людей, кто любит собирать титулы. Два, три — а дальше мне уже неинтересно. Когда понимаешь, что ты это уже можешь, хочется чего-то нового. Я финишировала на «Дакаре»: классно. А что дальше? Когда я призадумалась, Motul предложили: «А давай без механиков?» И знаешь, после финиша в зачете Original чувствуешь, что ты фактически взобрался на Эверест. А выше горы уже нет. Что делать? Опять ехать на «Дакар»? Зачем? Даже мои партнеры мне сказали, что с точки зрения новостей и медиа это уже не интересно. Допустим, проеду я его третий раз: понятно, что в общем зачете победить не смогу, а без растущих результатов мне это тоже не интересно.

«Абу-Даби Дезерт Челлендж» — 2021

И тогда я задумалась о четырех колесах. Сначала, честно, я думала, что это будет какая-то скучища. Но даже несмотря на то, что сначала я села за руль Land Cruiser в Т2, казалось бы, самой неспортивной категории из всех, я подумала, что на самом деле это круто! Машина меня зацепила. А когда позже появилась возможность прокатиться на багги, я поняла, что багги — это моя тема. Во-первых, не так дорого, как прототипы Т1, во-вторых, не хрустальная ваза, как Т2, когда, по сути, забываешь про гонки, потому что машину надо довезти до финиша. А я спортсменка в душе, хочется гонять и получать эмоции, и багги как раз их дает.

Я считаю, что багги находятся максимально близко к мото. Особенно когда ты едешь в открытом багги, и когда вся вот эта грязь летит на тебя. Но, к счастью, сейчас у нас уже нормальный автомобиль: закрытый, с печкой. Все хорошо, все красиво.

Поэтому с приходом автоспорта в мою жизнь у меня появилось второе дыхание. На мотоцикле это всегда было преодоление в первую очередь себя, дороги, обстоятельств — и только потом уже спортивная борьба и результаты. Бороться с мужиками на мотоцикле объективно тяжело, а на машине я поняла, что могу ехать плюс-минус на равных, и физухи столько не требуется, я так не устаю. Это чистый пилотаж — и эмоции, буря адреналина, интерес. Здесь намного больше спортивной борьбы, которой у меня не было раньше.

Анастасия Нифонтова на «Дакаре»-2019 выступала в зачете Original by Motul

Но мотоспорт дает отличную базу, и после мотоцикла ты чувствуешь себя в машине, как в компьютерной игре, когда есть бесконечное количество жизней. Помню, как первый раз перевернулась на багги, практически в самом начале, как на него пересела: решила развернуться в поле и сразу крутанулась через крышу. Я была в обычных джинсах, майке, вылезла из машины — и на мне ни царапины! Я подумала — вот это круто. Но все равно для души, конечно, у меня есть мотоцикл. Иногда очень хочется на нем погонять.

Ралли-рейды — это для интровертов

Ралли-рейд, особенно на мотоцикле, это такое занятие для интровертов. С виду я довольно общительный человек, но по сути мне очень нравится «быть в домике». И когда едешь одна на мотоцикле, тебя никто не трогает, ты сам с собой разговариваешь. Т. е. это и спортивное состязание, и путешествие. Ты не ездишь по какому-то замкнутому треку, когда уже голова кружится. Вот мне нравится такое: уехать куда-нибудь одной, чтобы меня никто не трогал. Я даже в детстве мечтала быть водителем-дальнобойщиком. Знаешь, есть такие грузовики с огромными хромированными трубами — у меня была игрушка такая. Естественно, водителем грузовика я не стала, но подсознательно выбрала себе похожий путь.

Я начинала в ралли-рейдах в 1999 году. После перерыва села на мотоцикл, занималась мотокроссом, супермото, шоссейно-кольцевыми мотогонками — перепробовала очень многое и в итоге опять вернулась в ралли-рейды. Я понимаю, что для моего характера это идеальный вариант. И единственное, что меня смущало в ралли-рейдах в категории авто, что мне придется мой домик с кем-то делить, кто-то будет сидеть рядом.

Анастасия Нифонтова «делит домик» вместе с Екатериной Жадановой

Но с Катей мы идеально подошли друг другу Она тоже мотоциклистка, и тоже — «в домике». Наш экипаж сложился очень хорошо, хотя мы во многом отличаемся. Катя любит меньше внимания со стороны. Она прекрасно общается с командой, с теми, кого знает.

Штурман в ралли-рейдах — это творческая работа, в отличие от того же ралли. Штурман должен хорошо ориентироваться, читать карту, дороги, понимать, куда мы двигаемся и направлять пилота. Какой бы ты ни был крутой водитель, если у тебя штурман ни в зуб ногой, ты никуда не приедешь.

Про страх заблудиться

У человека может быть много страхов, особенно когда ты один в пустыне — заблудиться, упасть, получить травму, но если о них все время думать, это просто не даст тебе ехать. Поэтому когда ты в гонке, ты об этом стараешься не думать. Хотя бывает, что можно и заблудиться. В 2015 году на моем первом серьезном марафоне «Африка Эко Рейс» во время гонки началась песчаная буря. Следы все замело, опыта у меня фактически не было.

Я куда-то не туда свернула, потеряла дорогу, хотела вернуться — разворачиваюсь, а ветром уже вообще все следы замело, даже мои. Вокруг только песочек и больше никого.

Я начинаю вспоминать, каким курсом ехала. В общем, с помощью каких-то математических вычислений я оттуда выбралась, но в какой-то момент было очень не по себе, честно скажу. Потому что стоишь посреди пустыни и понимаешь, что вокруг тишина. Конечно, у нас стоят приборы, по которым меня в итоге нашли бы, но в такие моменты бывает очень неприятно.

Северный лес

В этом году на бахе «Россия — Северный лес» собрался очень сильный состав, особенно в нашей категории Т3. Смотришь на результаты, когда народ в секундах ехал, и понимаешь, что это все далеко не статисты. Но гонка очень своеобразная. Единственная снежная баха. Для этапа прочищается, грубо говоря, бобслейная трасса, и в отличие от других ралли-рейдов это на 90% пилотская гонка, т. к. пилот едет по этому бобслею, а штурман помогает пилоту не профукать крутые повороты, ямы и другие опасности.

Гонка сложная, потому что требует очень точного пилотирования. На широкой дороге ты всегда можешь ехать плюс-минус метр. Ошибся, проскользил, не попал в поворот — не страшно: проскакал по полю и едешь дальше. Тут такой возможности нет: трасса настолько узкая, что по обеим сторонам от машины остаются считаные сантиметры.

И если ты чуть-чуть не попал, тебя замесит в сугроб, из которого уже не вытащить.

Здесь самое главное — иметь навыки пилотажа по снегу. Наши южные гости, которые приехали и в первый раз увидели снег, были буквально в шоке. Ну а для нас это более понятная субстанция. Мы знаем, что рыхлый снег — это одно, липкий — другое. Когда колея прокапывается до земли, то зацеп возрастает. К тому же когда прорывают до земли, сразу становится лучше видно, куда ехать.

Баха — это такой спринт, а «Северный лес» и вовсе «коротыш». Самый длинный спецучасток был порядка 130 км. А вот, например, «Абу-Даби Дезерт Челлендж» это уже гонка на выносливость: пять дней по барханам по 300-400 км в день в жару 40 градусов — такое себе удовольствие.

«Перед гонкой я всегда нервничаю»

Для меня гонки — это всегда праздник. Но при этом все равно как будто сдаешь экзамен.

Когда стартуешь, начинается постоянный нервяк, нутро как будто выворачивает, живот крутит, голова болит, руки трясутся. И это все сохраняется по сей день. Как там говорят актеры — если выходишь на сцену и не чувствуешь волнения, то все, тебе пора завязывать? Так вот здесь то же самое.

Я думаю, и у Петранселя или Аль-Аттии все так же. И ты думаешь: «Блин, побыстрее бы уже финиш. Я не могу это все терпеть». Но когда ты финишируешь и понимаешь, что все, гонка закончилась, говоришь себе: «Ну почему так быстро, елки-палки, это же было так круто!».

И это парадокс. Взять тот же «Дакар»: каждый день встаешь в 4 утра, все еще уставший, не выспавшийся, думаешь: «Господи, как меня все задолбало. Я больше не могу, что бы я еще когда-нибудь!». Но только это заканчивается, уже через день ты думаешь «Как бы поскорее вернуться!»

Наша жизнь — это гонки

Что у меня точно в планах, так это проехать весь сезон чемпионата России по ралли-рейдам. Еще планируем пройти «Шелковый путь». К тому же для женских экипажей там нет стартового взноса, и это хорошая экономия. Пока собираем бюджет, потому что мы далеко не богатая команда.

Наша жизнь — это гонки. Куда есть возможность поехать, туда мы и едем. Я хочу участвовать во всем. И в классическом ралли, кстати, тоже хочу. Мы с Сергеем Ременником это как раз обсуждали.

Поэтому как только у меня появляется возможность спустить заработанные деньги, я их спускаю не на сумочки, лабутены, а покупаю ШРУСы, кулаки, пожарки, рамы и так далее. Вот такая вот веселая жизнь.

Все зависит от того, какие у тебя цели, амбиции. Если, образно говоря, ты хочешь до конца жизни ездить в чемпионате России и дальше никаких целей нет, наверно, можно особо сильно не заморачиваться. А если хочется ехать дальше, быстрее и сильнее и как-то совершенствоваться относительно себя самой, то все равно надо много работать — во всех смыслах, и в плане физики тоже.

Сейчас международная история для нас закрыта, и сколько это будет продолжаться, неизвестно. Дай бог, чтобы все быстрее разрешилось, но от нас тут мало что зависит. Так что сейчас мы сосредотачиваемся на внутрироссийских соревнованиях: чемпионате России, «Шелковом пути» — я все же очень надеюсь, что он будет, потому что хочется иметь в сезоне одну большую гонку. Надеюсь, организаторы справятся.

Но у такого поворота есть и свое преимущество: если раньше все наши топовые спортсмены ездили на международные гонки, то сейчас они будут вынуждены обратить внимание на внутренние чемпионаты, и это автоматически поднимет ценность этих соревнований. Т. к. топовые гонщики у нас и в самом деле едут на очень высоком уровне, то их появление на российских гонках поможет подтянуть и остальных. Конкуренция ожидается очень высокой, будет интересно.

В качестве постскриптума

В данный момент Анастасия находится в Арабских Эмиратах, куда прилетела в самом начале марта, чтобы заменить за рулем одного из гонщиков. Но из-за общей политической ситуации и требований FIA подписать политизированное заявление, чтобы быть допущенным к гонкам под нейтральным флагом, наши спортсмены сообща решили эту бумагу не подписывать, отказаться от гонки — и Анастасия за руль не села.

«Много факторов, по которым я отказалась подписывать эту бумагу. Спорт и политику нельзя смешивать никоим образом. Но когда МОК и FIA в своих регламентах пишут, что они выступают за единые условия для всех участников, что спорт остается вне политики, и все же сами сваливаются в политику и пытаются заставить человека принять какую-либо сторону, шантажируют его. В моем понимании это неправильно. Я говорю исключительно о спорте.

Эту бумагу читали иностранцы, и многие подходили к нам и говорили, что на нашем месте тоже бы не стали такое подписывать.

Но отношение к россиянам в паддоке в целом нейтрально-нормальное. Я встречала всех своих давних знакомых — никто от меня не отмахивался, как от чумы, все были рады видеть. Но они и сами не понимают, как реагировать, ведь спорт — это спорт, а политика — это политика, и смешивать это никак нельзя. Но, если честно, есть и те, кто ходит и косо поглядывает. А кто-то может и устроить провокацию».

Комментарии

Влад
Бийск
Спасибо Анастасия, гордимся Вами и Вашими поступками!
33
2
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 691
Настюха молодец.
30
 
Ответить
atsxp54
Новосибирск
Анастасия, спасибо за оптимизм и приверженность спортивным целям! Надеюсь соревнования внутри РФ дадут вам возможность полной самореализации! Спасибо вам за то внимание которое вы уделяете болельщикам и любителям автоспорта, чему подтверждение фото с Шелкового пути-2021 из Новосибирска!!!
28
 
Ответить
  
Сообщений: 11163
Настоящая русская женщина, прям по Некрасову "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
10
4
Ответить
АМК
Настя - феномен российского мотоспорта. Даже среди мужчин нет таких упорных и целкустремленных. Горжусь что знаком лично.
9
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1533
Молодчинка! Береги себя!
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
8
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 400
Всегда было интересно - за чей счет банкет в этом виде спорта?

Очень дорогая техника, экипировка и содержание, а также логистика всего этого хозяйства.

При этом соревнований мало, аудитория очень скромная, медийная составляющая и зрелищность средняя. Социальная составляющая чуть менее, чем никакая.
8
3
Ответить
Девчушка - огонь. Удачи тебе и приятных неожиданностей всяческих в дороге!
1
2
Ответить
Олег
Хабаровск
Всегда восхищался Настюхой!!! Удачи ей!!!
3
 
Ответить
11470219
Negotiator
Всегда было интересно - за чей счет банкет в этом виде спорта? Очень дорогая техника, экипировка и содержание, а также логистика всего этого хозяйства. При этом соревнований мало, аудитория очень...
Спонсоры. А также взносы участников если про Дакар.
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 400
11470219
Спонсоры. А также взносы участников если про Дакар.
а кто спонсоры? госкомпании или частники?
 
 
Ответить
  
novorossiysk-town
Сообщений: 14034
ябвдул было?
......................................
 
 
Ответить
nbt
 
Сообщений: 7851
zogar-zag
Настоящая русская женщина, прям по Некрасову "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".
Ага, хорошо родиться в америке да у богатых родителей...
1
 
Ответить
nbt
 
Сообщений: 7851
Negotiator
Всегда было интересно - за чей счет банкет в этом виде спорта? Очень дорогая техника, экипировка и содержание, а также логистика всего этого хозяйства. При этом соревнований мало, аудитория очень...
Вот-вот, дико интересно.
Походу, отмывка грязных денег. Как и весь спорт.
 
 
Ответить
nbt
 
Сообщений: 7851
11470219
Спонсоры. А также взносы участников если про Дакар.
Взносы платят УЧАСТНИКИ. А не участникам... Вот и вопрос - откуда дровишки? У участников-то?
1
 
Ответить
11470219
nbt
Взносы платят УЧАСТНИКИ. А не участникам... Вот и вопрос - откуда дровишки? У участников-то?
Люди разные там выступают, кто то на свои деньги, кто то дома закладывает.
 
 
Ответить
11470219
Negotiator
а кто спонсоры? госкомпании или частники?
А это принципиально?
 
 
Ответить
nbt
 
Сообщений: 7851
11470219
Люди разные там выступают, кто то на свои деньги, кто то дома закладывает.
Да-да. А свои - из шкапчика?
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 400
11470219
А это принципиально?
мне принципиально, я как налогоплательщик РФ считаю неправильным, если госкомпания оплачивает такое космически дорогое развлечение для отдельно взятого индивидуума
1
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 400
11470219
Люди разные там выступают, кто то на свои деньги, кто то дома закладывает.
На свои вряд ли. Чтобы на свои так развлекаться, это надо быть баснословно богатым, там расходы по грубой прикидке, десятки миллионов в год, не меньше. Отсюда и мой вопрос про то, откуда идет такой жирный поток денег, на которые один(!!!) человек занимается спортом. Дурно пахнет эта история.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!