Рекордные попытки как автоспортивная дисциплина существуют с самого первого дня появления автомобилей. Самый первый рекорд был зафиксирован в 1898 году, и его установил французский граф Гастон де Шаслу-Лоба 18 декабря 1898 года на автомобиле, что характерно, с электрическим двигателем. Тогда пиковая отметка скорости достигла 63,15 км/ч.
Начиная с этого момента рекорды «посыпались» один за другим, иногда с разницей в месяц, иногда — в несколько дней и даже несколько часов. Ну а разница в скоростях порой составляла даже меньше километра в час.
Однако важно, что в тот момент все эти рекорды не являлись абсолютными рекордами скорости на суше: рекордсменом тех лет были… паровозы. Например, британский паровоз № 41 железной дороги Bristol & Exeter Railway развил скорость в 131,6 км/ч. И только в 1922 году автомобили сумели обогнать рельсовый транспорт!
За семь лет ситуация в автомобильных рекордах значительно изменилась. Уже в 1906 году они измерялись цифрами 195–197 км/ч, но официально эту отметку ни разу не превысили. А неофициально — это случилось в США, была превышена скорость в 200 км/ч, но эту попытку в Европе (а в те годы именно она заправляла историей) не признали, т. к. скорость была установлена не на мерном километре, а на миле.
Основной проблемой в те годы были собственные правила, принятые на каждом континенте, и только в 1910-м был выработан новый единый регламент: чтобы нивелировать действие ветра, рекордный заезд должен быть проведен в две стороны с разницей не более чем в один час между заездами, а рекордом считается средний показатель скорости. На миле он показан или на километре — теперь стало неважно. Эти правила используются до сих пор.
Рекордные заезды проводились и в СССР. Тогда на территории РСФСР имелся свой «Бонневилль» — соляное озеро Баскунчак, где в течение трех лет, с 1960 по 1963 год, было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд — 311,4 км/ч (1963 г., И. Тихомиров, «Пионер-2»). На твердой соляной поверхности озера были построены 20-километровая кольцевая трасса и 13-километровый прямик.
В 1963 году В. К. Никитин на автомобиле ХАДИ-4, разработанном в ЛСА ХАДИ, установил два республиканских рекорда:
К сожалению, с закрытием озера для установления рекордов сама по себе дисциплина стала понемногу сходить на нет. Площадок становилось все меньше, работа над рекордными автомобилями постепенно угасала. Последние рекорды датированы 1984 годом, до этого — лишь 1977-м. С развалом СССР забыли не только про рекорды, но и про автоспорт в целом. И только в двухтысячных некоторые энтузиасты автоспорта вновь обратили свое внимание на это направление.
Если зайти на сайт Российской автомобильной федерации в раздел рекордов, можно обнаружить большой перерыв почти в два десятка лет. И только в 2002 году участников возрождаемой дисциплины принял асфальт Дмитровского полигона, где провели несколько кольцевых рекордных заездов.
Ну а в 2012 году Андрей Леонтьев, чья биография помимо телевизионной карьеры включает в себя и автоспортивную, решил заняться возрождением и развитием рекордной дисциплины, и в качестве потенциальной площадки выбрал природный лед озера Байкал.
2012 год стал пробным, но уже на следующую зиму мощный Nissan GT-R и профессиональный гонщик Роман Русинов прибыли на Байкал для заездов. В тот год на льду была превышена скорость в 294,8 км/ч.
Почему именно Байкал? Так получилось, что это единственное место на территории России, где зимой можно построить достаточную по своей длине и ровную трассу для предпринятия рекордных попыток. Для установления рекорда с хода машину требуется сначала разогнать, а потом и остановить. Традиционная длина такой трассы составляет 13 км: мерный километр плюс по 6 км в каждую сторону для разгона и торможения. При этом ширина замерзшего озера позволяет проводить это в безопасных условиях: даже если водитель ошибется или же машину снесет боковым ветром, по бокам достаточно места, чтобы ее «поймать».
Рекорды могут быть установлены с места и с хода, на дистанцию и на время, по прямой и на закольцованном треке, на ускорение, на серийных машинах и на специально подготовленных транспортных средствах, на автомобилях с разным объемом двигателя, с различным топливом и так далее.
Прежде всего это метеорологические факторы: температура воздуха, скорость ветра, уровень сцепления с поверхностью трека. Последнее особенно важно для попыток, проходящих на льду, где состояние поверхности льда зависит от времени суток (чем теплее, тем меньшая скорость получается в итоге), солнца или облачности, и в огромной степени от силы ветра и его порывистости. Чем сильнее ветер, тем сложнее показать достаточную скорость при движении против ветра.
В этом году «Дни скорости на льду Байкала» состоялись уже в десятый раз (если не считать пробного события в 2012-м). С каждым годом увеличивается количество участников, разнообразие транспортных средств, категорий для установления рекордов.
Главным событием этого года стало, безусловно, участие в фестивале профессионального спортсмена Сергея Вязовича на боевом МАЗе, на котором он планировал ехать «Дакар»-2022.
По словам Андрея Леонтьева, обсуждение участия «МАЗ-СПОРТавто» в рекордных заездах на Байкале началось еще несколько лет тому назад.
«Для нас это особая честь — присутствие спортсменов из элиты мирового автоспорта, каковыми, безусловно, являются представители команды «МАЗ-СПОРТавто», — сказал Андрей Леонтьев. — Мы уже давно обсуждали такую возможность и с Сергеем Вязовичем, и с Владимиром Чагиным. Но у ребят из «КАМАЗ-мастера» по разным причинам не получалось, а вот Вязович приехал, прокатился по льду и получил, мне кажется, массу удовольствия — ведь им довелось испытать автомобиль в совершенно необычных режимах. Что касается нас, то важно, что это боевой автомобиль, который готовился для «Дакара»-2022, совершенно свежий продукт, кульминация их инжиниринга. Для такой огромной машины с не самым лучшим коэффициентом лобового сопротивления — результат просто невероятный: 203 км/ч пиковой скорости!».
МАЗ Сергея Вязовича оказался не единственным грузовым тягачом на льду Байкала в этом году. Следуя доброй традиции прошлого года, на старты вышел и серийный Ford F-Max, который так же принял участие в рекордным попытках на прямой при старте с места и с хода. При этом в попытке с хода была превышена прошлогодняя скорость, что является заявкой на рекорд после утверждения его РАФ, а вот прошлогодний рекорд с места устоял.
Но самое интересное, что в этом году Ford F-Max был также задействован в гонке на 500 км, и этот огромный автомобиль на ледовой трассе протяженностью 8050 метров превысил среднюю скорость в 85 км/ч! За рулем автомобиля друг друга сменяли четыре пилота: Максим Леонов, Андрей Леонтьев, Илона Накутис и Евгений Павлов.
Легковые автомобили в этом году были представлены марками Lamborghini, Audi и Jaguar — в разных классах по объему двигателя и виду топлива. Александр Лобачев предпринял несколько рекордных попыток за рулем Lamborghini Urus, и в пиковой скорости ему не хватило всего 1 км/ч, чтобы преодолеть рубеж в 300 км/ч.
Тарас Тюриков за рулем Audi R8 с хода превысил скорость в 269 км/ч. Андрей Леонтьев на автомобиле Audi e-tron при попытке с хода превысил среднюю скорость в 205 км/ч. Автор принимала участие в заездах на дизельной версии автомобиля Jaguar E-Pace, сумела разогнать машину в пике до 202 км/ч, а средний показатель превысил 198 км/ч.
Из «самых маленьких» — на трассу вновь выходили карты. На двух машинах Rotax 125 без нагнетателя и ЕМ 125 выступали пилоты Мария Леонтьева и Стас Лыжин соответственно. Маруся превзошла все ожидания в своих попытках с хода: ее пиковая скорость в попутном направлении ветра превысила 130 км/ч, а средняя — превысила 124 км/ч.
Все заезды (кроме картов) проходили на зимних шинах Cordiant, в том числе Snow Cross 2 SUV.
Завершала фестиваль уже традиционно 24-часовая ледовая гонка, в которой принимали участие два автомобиля Jaguar E-Pace (дизельный и бензиновый) и шесть пилотов — Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Накутис, Илья Кашин, Михаил Тюрин и Алексей Павлин. Заезд стартовал в 16:00, но уже к ночи произошли первые непредвиденные технические проблемы. На автомобиле № 17 под защиту двигателя набилось огромное количество снега, и коробка передач просигнализировала о неисправности. Почти два часа с помощью тепловых пушек механики, да и все участники, топили наросший лед и вычищали колотую снежную крошку.
«Мы пытались понять, почему такое произошло в этот раз и не случалось раньше», — прокомментировал Андрей Леонтьев. — «Прежде всего, конечно, причину я вижу в том, что лед в этом году совершенно другой из-за довольно высоких температур: мягкий и липкий. И снег, который местами лежит довольно плотно, тоже не пух, а тяжелый и насыщенный. Так что вся эта липкая субстанция не разлетается прочь от машины, а налипает и забивается в разные места. Но еще одна причина — сами шины Cordiant со злыми шипами и отличным держаком, которые выбивают изо льда крошку. Так что, с одной стороны, такая проблема — это доказательство эффективной работы шин, а с другой, требует от механиков тяжелой работы и приводит к потере времени».
С учетом этих проблем участникам заезда пришлось вынужденно остановить обе машины на внеплановое обслуживание, чтобы вычистить весь налипший снег и продолжить гонку, приведя обе машины к финишу. Однако, естественно, из-за этого пострадал и результат. На одном из автомобилей средняя скорость составила всего 84 км/ч, зато на втором превысила 105 км/ч, что на 2 км/ч выше прошлогоднего рекорда.
Все замеры производились с помощью специального оборудования My Laps.
На прямой (длина 13 км)
№ 502, пилот — Сергей Вязович, автомобиль МАЗ. Попытка с хода.
Средняя скорость свыше 190 км/ч. Пиковая скорость по GPS прибору My Laps — 203 км/ч. Попытка происходила при сильном ветре, было легко ехать по ветру, но очень сложно было сопротивляться встречным воздушным потокам. Поэтому такая разница.
№ 8, пилот — Андрей Леонтьев, автомобиль Ford F-Max.
Попытка с хода. Превысил 135 км/ч. В прошлом году на аналогичной машине результат составил 108 км/ч. Пиковая скорость — 140 км/ч.
Скорость с места превысила 84 км/ч, и это значит, что предыдущий рекорд 2021 года побит не был.
№ 55, пилот — Андрей Леонтьев, автомобиль Audi e-tron. С хода — средняя скорость свыше 205 км/ч. С места — превышена скорость 115 км/ч. Это быстрее, чем Lamborghini Urus.
Пилот — Мария Леонтьева. Автомобиль — Rotax 125 без нагнетателя.
Пиковая скорость в попутном направлении ветра превысила 130 км/ч. Однако в обратном направлении из-за встречного ветра скорость оказалась намного ниже: средняя скорость превысила 124 км/ч.
№ 503, пилот — Александр Лобачев, автомобиль Lamborghini Urus.
Попытка с хода — превысил скорость в 275 км/ч. Пиковая скорость — 299 км/ч.
С места — более 105 км/ч.
Пилот — Стас Лыжин, карт ЕМ 125.
Попытки с места. Превысил 91 км/ч. В пике с хода — 136 км/ч.
№ 17. Пилот — Мария Мельникова. Автомобиль Jaguar E-Pace (дизель).
В попытке с хода превышена скорость 198 км/ч. Пиковая скорость с хода — 202 км/ч.
№ 666. Пилот — Тарас Тюриков. Автомобиль Audi R8.
Попытки с хода — средняя скорость превысила 269 км/ч, с места — свыше 117 км/ч.
Кольцевая трасса протяженностью 8050 метров
Ford F-Max. Попытка рекорда на дистанции в 500 км. Пилоты: Максим Леонов, Андрей Леонтьев, Илона Накутис, Евгений Павлов
В общей сложности преодолели 515,2 км, время — 6 часов 45 секунд, средняя скорость — 85,7 км/ч. Лучшее время круга — 4:35,7 сек.
Автомобили Jaguar E-Pace. Марафон 24 часа. Пилоты: Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Накутис, Илья Кашин, Михаил Тюрин и Алексей Павлин.
№ 17 — 24:01,45 — преодоление полной дистанции по кругам. 2228,6 км. Но скорость 84,4 км/ч. Причина — технические проблемы на автомобиле (с коробкой передач из-за попадания снега и обледенения). Лучшая средняя скорость на круге — 131,9 км/ч. Лучшее время круга — 3 мин 39,6 сек. (пилот Максим Леонов).
№ 13 — за 24:01,43 преодолел расстояние в 2543,8 км, превысив среднюю скорость в 105 км/ч. Это заявка на новый рекорд. Лучшая скорость на круге — 138 км/ч, лучшее время прохождения круга — 3:29,8 (пилот Максим Леонов).
Официальный сайт фестиваля: icerecords.ru