«Выпускники» Формулы 2 разбредаются по всему миру в поиске возможностей для продолжения своих гоночных карьер, и мы их наблюдаем в американском IndyCar, в Formula E, WEC, DTM, GT World Challenge и других крупнейших мировых сериях и чемпионатах. Но, конечно, главной целью гонщиков, выступающих в Формуле 2, всегда является Формула 1, получение места в которой становится результатом как наличия таланта и везения, так и уверенной финансовой поддержки.
На 2022 год в Формуле 1 было несколько вакансий (Williams, Alfa Romeo и позже Haas), но лишь одну из них занял выходец из Формулы 2, а еще две достались пилотам с опытом, которые ранее были уволены из команд по различным обстоятельствам.
Однако и из Формулы 2 в Королевские гонки пришел не чемпион сезона, а лишь бронзовый призер — 22-летний китайский гонщик Гуанью Чжоу. После того как Alfa Romeo подтвердила Чжоу на место Антонио Джовинацци, на китайца тут же вылился поток критики со стороны интернет-экспертов относительно его навыков пилотирования. Смысл сводился к тому, что это очередной бездарный рента-драйвер, который приходит в чемпионат только благодаря спонсорской поддержке. Сюрприз ожидал «экспертов», когда уже в своей недавней дебютной гонке Формулы 1, да еще на абсолютно новой машине Чжоу сразу приехал в очках — в отличие от того же Мика Шумахера, выступающего в чемпионате второй год, но финишировавшего лишь 11-м.
За время своего выступления в Формуле 2 Чжоу 20 раз побывал на подиумах, из них пять раз одержал победы, а в прошлом сезоне занял итоговое третье место. Может быть, это и не самые выдающиеся результаты, но и выступал он не за самую сильную команду, а со своей работой справлялся совсем неплохо.
Кстати, Гуанью Чжоу — один из кандидатов на выбывание после этого сезона, ведь контракт с ним заключен всего на один год, и в паддоке ходят упорные слухи, что его место в Sauber готовят под француза Тео Пуршера. Однако обстоятельства могут сложиться самым непредсказуемым образом, и пока контракт с Чжоу не расторгнут и его не попросили освободить место пилота, у него еще есть шансы доказать команде свою нужность. В конце концов, он также может претендовать на вакансию в другой команде и станет в целом удачным выбором: еще очень молодой, безусловно талантливый пилот со спонсорами, уже с опытом в Ф1, да еще и той национальности, которая скоро сможет оказаться весьма конъюнктурной.
Но станет ли следующий сезон щедрым по отношению к дебютантам? Рассматриваем, какие вакансии появятся в Формуле 1 в конце этого сезона и кто из молодых гонщиков сможет их занять.
Mercedes |
Льюис Хэмилтон — контракт до конца 2023 года. |
Red Bull |
Макс Ферстаппен — контракт до конца 2023 года. |
Ferrari |
Шарль Леклер — контракт до конца 2024 года. |
McLaren |
Ландо Норрис — контракт до конца 2025 года. |
Alpine |
Эстебан Окон — контракт до конца 2024 года. |
Aston Martin |
Лэнс Стролл — тут уместна шутка, что пожизненно: команда принадлежит его отцу. |
AlphaTauri |
Пьер Гасли — контракт на 2022 год. |
Alfa Romeo |
Валттери Боттас — контракт до конца 2024 года. |
Williams |
Николас Латифи — контракт на 2022 год. |
Haas |
Мик Шумахер — контракт на 2022 год. |
Исходя из этих данных, мы можем предположить, что в конце года у нас появятся вакансии в Red Bull (если Перес не начнет вытягивать гонки), в Alpine (если Алонсо надоест, и он уйдет — или если вдруг команда не захочет продлевать с ним контракт), в AlphaTauri (если Цунода не проявит себя во второй сезон или если Пьер Гасли внезапно решит уйти из команды), в Williams (если Алекс Албон покажет слабые результаты или/и если финансовая поддержка уже никак не спасет Латифи).
Чжоу может потерять место в Alfa Romeo, но затем вполне может прийти, например, на место Албона в Williams, и наличие бюджетов здесь также станет важным обстоятельством. Haas, скорее всего, сохранит состав и на следующий год. Большой вопрос —Даниэль Риккардо. У австралийца явно имеются проблемы, и Зак Браун понемногу подтягивает Пато О’Уорда из IndyCar. В этом году американец должен добрать баллы для суперлицензии, в следующем он сможет стать резервным и тест-пилотом в Формуле 1 и к концу контракта с Риккардо прийти на его место. Так что в McLaren для выпускников Формулы 2 место вряд ли найдется.
Что касается Red Bull, то у них сейчас подрастает хорошая смена и в Формуле 3, и в Формуле 2, так что дефицита кандидатов, как это было два года тому назад, больше не ожидается. Они вполне могут взять новичка как в основную команду, так и в младшую, тем более что на замену одному японскому гонщику уже подрастает другой (Аюми Иваса).
У Alpine также есть очень сильный молодой пилот (Джек Дуэн), который при определенных условиях может стать заменой Алонсо уже в следующем году. К сожалению, мы знаем, как во французской команде не любят рискованных поступков, к тому же в очереди на место в Ф1 у них стоит еще с прошлого года чемпион Ф2 Оскар Пиастри).
Предлагаем вам список пилотов Формулы 2, у кого есть шансы в следующем году оказаться в чемпионате мира.
Кандидатов на победу в чемпионате в начале нового сезона довольно много, а на итоговый подиум еще больше. А это значит, что сезон Ф2 в этом году обещает быть очень интересным, а прогнозы относительно будущего чемпиона делать пока бессмысленно.
Однако титул в этой серии далеко не всегда означает трудоустройство в Формулу 1, иногда для этого достаточно финишировать в Топ-3 или же просто набрать очков для суперлицензии.
Дебютанты чемпионата:
Деннис Хаугер, Норвегия, 19 лет. Юниор программы Red Bull. Команда Prema Racing
В прошлом году провел блестящий сезон в Формуле 3 и выиграл чемпионат с перевесом в 26 очков над Джеком Дуэном (Trident). От Денниса, который в этом сезоне перешел в Формулу 2, ожидали сильного старта сезона еще в Бахрейне, но он провалился в квалификации (15-й результат), немного реабилитировался в спринте (9), а в Основной гонке сошел из-за катастрофы на пит-стопе, когда благодаря механикам остался без колеса. Можно, конечно, было бы списать общую неудачу на машину, но вот Джехан Дарувала выглядел намного убедительнее. Правда, индийский гонщик проводит в чемпионате уже свой третий сезон. В общем, посмотрим. Будет обидно, если Хаугер провалится.
Джек Дуэн, Австралия, 19 лет. Юниор академии Alpine (в прошлых сезонах — юниор Red Bull). Команда Virtuosi Racing
В отличие от Денниса Хаугера, другой новичок, Джек Дуэн, вице-чемпион прошлого года Формулы 3, сумел взять поул-позицию, хотя в обеих гонках в силу разных причин тоже не смог показать высоких результатов. С другой стороны, его десятое место в основной гонке после замены носового обтекателя и четырех пит-стопов вполне может прозвучать как маленькая победа. Впрочем, полноценным новичком его назвать не получится: в прошлом сезоне он провел в Формуле 2 шесть гонок (два этапа — в Джидде и Абу-Даби) и дважды приезжал в очки. Дуэн в прошлом году заменил в MP Motorsport Ричарда Версхора.
Фредерик Вести, Дания, 20 лет. Юниор Академии Mercedes. Команда Art GP
Вести известен не только своими вполне хорошими результатами (два прошлых сезона он финишировал четвертым в Формуле 3, а в 2019 стал чемпионом Региональной европейской формулы, тогда еще без Alpine), но и тем, что три года отказывался от предложения различных юниорских программ, чтобы вступить в академию Mercedes. И в прошлом году дождался. Но пока в своем первом сезоне Ф2 он ничего особенного не показал: 19-й в квалификации, 13-й в Спринте и сход в Основной гонке.
Аюми Иваса, Япония, 20 лет. Юниор программы Red Bull и пилот Honda Formula Dream Project. Команда DAMS
В 2020 году стал чемпионом французской Формулы 4 и перешел в Ф3, где закончил сезон 12-м с ¼ очков от лидера. Никаких невероятных результатов он не показывал, но сумел выиграть одну из спринт-гонок с реверсивного старта, а еще в одной приехать третьим. Я бы и не включила его в этот список, если бы не тот удивительный темп и количество обгонов, которые он продемонстрировал на этапе в Бахрейне. Не сумев квалифицироваться из-за технических проблем, он стартовал самым последним (22) и при этом в Спринте финишировал восьмым. В Основной гонке он долгое время находился на седьмой позиции, после пит-стопа лидеров вышел на первое место, но в итоге откатился на 16-ю строчку. В общем, история специально для д-ра Марко.
Логан Сарджент, США, 21 год. Пилот Williams Racing Driver Academy. Команда Carlin
Сардженту прочили большое будущее, и он на самом деле проводил некоторые гонки весьма результативно, но в целом за три сезона в Формуле 3 лучшего результата смог добиться во втором сезоне, закончив его третьим. В прошлом году он также проехал два этапа серии ELMS за Racing Team Turkey и в Michelin Le Mans Cup GT3. Так же, как и Дуэн, уже в прошлом сезоне провел в Ф2 два этапа, так что полностью новичком не является. В квалификации первого этапа Сарджент показал четвертое время, в гонках финишировал шестым и седьмым соответственно.
Хотя новички явно составят конкуренцию «старожилам», те все равно пока являются главными претендентами на титул.
Лиам Лоусон, Новая Зеландия, 20 лет. Юниор программы Red Bull. Команда Carlin
Перед тем как в прошлом году перейти в Формулу 2, Лоусон провел два сезона в Формуле 3, и в 202 занял пятое место по итогам сезона. В прошлом году в Формуле 2 ему удалось завоевать одну победу и взять еще два подиума для команды MP Motorsport, закончив сезон на девятой строчке. Но главным достижением Лоусона в прошлом году стало второе место в чемпионате DTM, где он выступал за Red Bull на Ferrari 488 GT3 с еще одним формульным пилотом Алексом Албоном. На счету Лоусона — четыре поул-позиции, три победы и еще семь подиумов. По итогам первого этапа Ф2 в Бахрейне Лиам Лоусон занимает второе место.
Юри Випс, Эстония, 22 года. Юниор Red Bull. Команда Hitech GP
Для Юри Випса это уже третий сезон в Формуле 2, и мы наблюдали немало ярких гонок в его исполнении. Однако этому пилоту для достижения титула не хватает стабильности. Тем не менее Red Bull продолжает верить в его талант: Випс является юниором программы с 2018 года. Но, скажем честно, вряд ли у этого гонщика есть будущее в Формуле 1…
Тео Пуршер, Франция, 19 лет. Юниор академии Sauber. Команда Art GP
В 2019 году Тео Пуршер выиграл немецкий чемпионат Формулы 4 и перешел сразу в Формулу 3, где стал вице-чемпионом по итогам 2020 года. Параллельно с этим он провел четыре гонки в Формуле 2, а за последние 18 месяцев стал самым молодым победителем в чемпионатах Ф2 и A3. После победы в Монако ему стали прочить место в Формуле 1, а Фредерик Вассер едва не взял его в Формулу 1 уже на этот год.
Пуршер сошел в первой гонке в Бахрейне, но чисто выиграл вторую и сейчас является одним из главных кандидатов на титул в текущем сезоне.
За итоговый подиум чемпионата могут также побороться Ричард Версхор, Фелипе Другович и Джехан Дарувала (юниор Red Bull). Ну а в эти выходные мы снова увидим Формулу 2 в действии, в этот раз на городской трассе в Джидде.