Свое неофициальное название Города грехов Лас-Вегас получил за игорный бизнес, наркотики, мафиозные разборки и многое другое. Когда 40 лет тому назад сюда впервые пришла Формула 1, одной из главных ее задач было попытаться изменить имидж города. В тот раз это не получилось. Сейчас такой задачи и не стоит. Главный цирк мира приезжает туда, где ему и место: в Город грехов, казино и царство ночных развлечений — Лас-Вегас.
40 лет тому назад гонки в Лас-Вегасе уже проходили. В 1981 и 1982 году на территории огромной парковки около казино «Цезарь Палас» с помощью бетонных блоков было сооружено подобие гоночного трека. Этот Гран-при был добавлен в календарь, что называется, в последнюю минуту, после того, как стало понятно, что трасса в Уоткинс Глен не сможет принять этап из-за финансовых трудностей.
Будущий трек пришлось вписывать в большую прямоугольную асфальтированную площадку около одного из самых известных казино города, и это была не самая удачная идея: трек получился скучным, однообразным и очень опасным. Ко всему прочему гонку там запустили против часовой стрелки, что привело к преимущественному количеству левых поворотов, которых оказалось больше, чем на какой-либо другой трассе календаря. Из-за этого многие пилоты жаловались на непривычные нагрузки на мышцы шеи и сопровождающие их весь Гран-при боли.
Прибавьте к этому конфигурацию машин, в то время построенных с использованием граунд-эффекта, и их очень жесткую подвеску; проведение гонки днем под солнцем — а значит, в изнуряющей жаре; а также близость бетонных блоков к траектории, узость самого трека и высокую «контактность» гонки. И вы поймете всю гамму эмоций, которые пилоты испытывали по отношению к Гран-при «Цезарь Паласа». Да-да, даже назывался этот Гран-при по-местечковому в честь казино и его парковки.
Через два года Формула 1 ушла из Лас-Вегаса: результаты проведения двух Гран-при были неутешительны. В противовес ожиданиям зрителей было мало, спонсоры шли неохотно, трансляции мало кто смотрел. Десять лет спустя Формула 1 предприняла еще одну попытку вернуться в Вегас, но под этот шаг вновь не нашлось партнеров, и тему закрыли.
Естественно, что с приходом в Формулу 1 в 2017 году американской компании Liberty Media, идея возвращения гонок на американский континент вновь стала весьма актуальной: одного Техаса было явно мало, так что в календарь включили Гран-при Майами — причем при исключительных условиях проведения (прочитать про выгоду, которую получает город от проведения гонки, можно здесь). Но и на этом промоутеры не остановились. Следом за Майами началось обсуждение третьего Гран-при, и провести его выпало Лас-Вегасу.
Интересно, что дополнительным стимулом для Лас-Вегаса принимать Формулу 1 стало падение игорного бизнеса, связанное как с пандемией, так и с развитием онлайн-гемблинга, а также либерализацией законов, касающихся казино в других штатах.
Объявление нового Гран-при Лас-Вегаса состоялось в среду, 30 марта, поздно вечером по европейскому времени. Знаковым стало и участие в событии самого владельца Liberty Media Грега Маффея, который редко появляется на публике лично, когда речь идет об автогонках. Это значит, что компания-владелец придает предстоящему Гран-при первоочередное значение.
На самом деле на данный момент не так уж и много.
Прежде всего то, что гонка пройдет ночью. Смысл ночного расписания даже не в том, что ночь спасет пилотов от чересчур уж жаркой погоды — в конце ноября в Лас-Вегасе не так уж и жарко. Дело в том, что Вегас — ночной город, где все развлечения начинаются в темное время суток, когда зажигаются огни. Днем его не узнать — совсем другая картинка, к тому же днем город спит, отдыхая после бурной ночи.
Протяженность трассы предположительно составит 6,12 км (или 3,8 мили) с огромным прямиком в два километра, который будет проложен по главному бульвару Лас-Вегаса — Las Vegas Strip, в остальном трек пройдет мимо знаменитых отелей «Венецианец» (Венецианский Лас-Вегас), «Цезарь Палас» и «Белладжио», а также одного из самых известных фонтанов в мире — фонтана «Белладжио». Трасса частично соприкоснется и с той самой знаменитой парковкой около «Цезарь Паласа», где проходил Гран-при четыре десятка лет тому назад.
Проектированием трассы традиционно занялось бюро Германа Тильке, которое изначально разработало 31 вариант компоновки трека, прежде чем окончательный макет был согласован.
Всего конфигурация трека включает в себя 14 поворотов и три прямые. В конце главного двухкилометрового прямика на бульваре Лас-Вегаса запланирован резкий левый поворот, затем скоростная связка поворотов и шикана. Но в целом, если посмотреть на макет, видно, что весь трек состоит из прямиков, трех 90-градусных поворотов, нескольких плавных поворотов в виде дуг и небольшого аппендикса в районе паддока и стартово-финишной прямой. Возможно, на фоне классических и привычных трасс со множеством поворотов этот трек и будет выглядеть довольно необычно и свежо, но это означает, что в Вегасе мы увидим гонку моторов, а не пилотажную трассу, и сражение машин, а не пилотов.
Сравните:
Предполагается, что средняя скорость здесь сможет превысить планку, которая сейчас задана Саудовской Аравией, а команды будут использовать аэродинамические пакеты с низкой прижимной силой, характерные для Монцы и Спа. Расчетная максимальная скорость составит порядка 342 км/ч, протяженность Гран-при называется в 50 кругов.
Ширина трассы составит порядка 12–15 метров, предполагается наличие двух зон DRS.
Точная дата проведения гонки в Вегасе пока не названа, но сейчас обсуждается 25 ноября, а точнее, день Благодарения.
На американском континенте (в Южной и Северной Америке) проходят сразу несколько Гран-при. В этом сезоне у нас есть Гран-при Канады, Мексики, Бразилии, а также Гран-при Техаса и Майами. Со следующего добавится еще и Лас-Вегас, что, безусловно, несколько усложнит календарь.
К тому же вот уже 40 лет Формула 1 не проводила в США сразу три Гран-при, и будет ли это интересно зрителям, которые пока гораздо больше вовлечены в американские гонки, нежели европейские, предсказать довольно сложно.
Руководитель Формулы 1 Стефано Доменикали считает, что «для Формулы 1 нет лучшего места для гонок, чем глобальная столица развлечений». Однако преимущество городской трассы в том, что от проведения этапа на ней всегда можно без проблем отказаться. Вот и контракт с Вегасом осторожными владельцами Ф1, по предварительным данным, пока заключен всего на три года. Гран-при «Цезарь Паласа» в этом явно сыграло не последнюю роль.
В отличие от некоторого скепсиса, с которым встретили новый Гран-при ряд медиа и формульных экспертов, сами пилоты, кажется, просто в восторге от происходящего. Вот некоторые их реакции:
Льюис Хэмилтон: «Это настоящий тусовочный город. Нам будет нелегко сосредоточиться там на работе».
Макс Ферстаппен: «Боюсь, что некоторые гонщики не проснутся вовремя к началу гонки. Я лично надеюсь, что это не будет сдвоенный этап: хочу две недели отпуска до и две недели после Гран-при».
Себастьян Феттель: «Думаю, некоторые из нас пойдут играть в казино, чтобы отыграться за воскресенье!».
Ландо Норрис: «Я все поставлю на четвертый номер!».
Мик Шумахер: «Фанаты будут в восторге, если споткнутся о гонщиков в казино. И я буду одним из этих гонщиков».
Николас Латифи: «Ночная гонка на Стрипе — это будет потрясающе».
Даниэль Риккардо: «Вообще-то я раздумывал о том, чтобы завершить карьеру в конце 2022 года, но теперь точно нет!».
Кевин Магнуссен: «Чувствую, это будет одна большая вечеринка на несколько дней».
Джордж Расселл: «Я пока не могу даже представить, что будет происходить, это будет просто безумие».
Валттери Боттас: «Я был однажды в Вегасе, после чего пообещал себе, что больше туда не поеду! Но, похоже, придется вернуться. И я постараюсь быть более сдержанным, чем в прошлый раз».
Сайт будущего Гран-при: f1lasvegasgrandprix.com