Подводя итоги этой апрельской гонки, трудно уйти от параллелей с осенней бахой «Сталинград». Вероятно, поэтому у спортсменов и журналистов к оргкомитету были некоторые вопросы. В одной и той же локации осенью гонка продолжалась четыре дня, а тут всего три. Скоростной участок первого дня — пролог — тогда был почти 20-километровым, а весной ограничились пятью километрами. Не в пользу апрельского этапа и суммарная протяженность спецучастков вкупе с разнообразием покрытий. Может быть, организаторы зря не вняли просьбам спортсменов о переносе апрельского этапа на более поздние сроки, но теперь рассуждать об этом поздно.
В меню бахи «Пески Арчеды» после пролога значился двойной проезд 140 км в качестве СУ2 и СУ3, а на третий день эту же трассу следовало проехать еще один раз в рамках СУ4 — в качестве второго этапа гонки. Гранды отечественных ралли-рейдов по этому поводу не скрывали иронии. Круговая гонка для Кубка России — куда ни шло, но предлагать участникам чемпионата колесить два дня по одной и то же трассе, которую к тому же чуть ли не в полном объеме задействовали в бахе «Сталинград»… так себе идея. Тем более в распоряжении организаторов соревнований была целая пустыня!
Пролог гонки вечером в пятницу выиграли Денис Кротов и Константин Жильцов. Их Mini John Cooper Works Rally прибыл к финишу через 4 минуты 5 секунд после старта. На 4 секунды медленнее оказался Mini Cooper Countryman Владимира Васильева и Алексея Кузьмича. Третье время абсолютной классификации зафиксировали Андрей Новиков и Дмитрий Кожухов на G-Force Proto BARS — 4 минуты 11 секунд. Плотность результатов машин Т1, играющих в абсолютном зачете чемпионата России, подтверждает реноме наиболее передовой техники турнира по всем статьям.
Алексей Черкесов и Андрей Самарин на G-Force Proto убедительно возглавили зачет R. В Т2 быстрейшим стала Toyota Land Cruiser Андрея Динабурга и Игоря Петенко. А среди мотовездеходов резвее других оказались Армен Пузян и Евгений Загороднюк. Can-Am Maverick XRS Turbo женского экипажа Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой был в своем классе Т3 на прологе лишь вторым, уступив мужскому дуэту 15 секунд.
Главной сенсацией всей гонки стал технический сход экипажа Владимира Васильева и Алексея Кузьмича. Уже на втором скоростном участке их Mini Cooper Countryman неудачно перевернулся через капот. Штурман Алексей Кузьмич рассказал позднее, что все это произошло примерно на 35-м километре — пропустили коварную спрыжку, под машиной внезапно появилась «бездна» и… все. Оперативно вернуть машину на колеса не удалось, вследствие чего экипаж отказался от дальнейшей борьбы — доезжать в качестве статистов не в привычке этих спортсменов.
Забегая вперед отметим, что Васильев–Кузьмич стали единственным экипажем, выбывшим из обоймы бахи «Пески Арчеды». Зато бывалые ралли-рейдовые болельщики моментально откопали в своих архивах фотографии с гонки 2016 года, когда на похожей «ступеньке» в песке эффектно встал «свечкой» один из грузовиков команды «КАМАЗ-мастер».
В классе Т2 прямо со старта СУ2 взвинтили темп Андрей Сушенцов и Дмитрий Павлов на TLC 200. Их преследовал Nissan Patrol Леонида Петрова и Антона Плетенева. Победители пролога Андрей Динабург с Игорем Петенко на другой «двухсотке» держались в первой тройке своего зачета, но на СУ3 их все же опередил Land Cruiser 200 Антона Мельникова и Антона Николаева.
При этом Анастасия Нифонтова с Екатериной Жадановой, что называется, ехали «на все деньги»! Уже на первом прохождении 140-километрового спецучастка в песках у них начал перегреваться мотор. «Стандартная “приборка” верещала, как потерпевшая, датчики показывали 108 градусов, поэтому до выезда из песков пришлось доезжать крадучись. Потом мотор остыл, поехали веселее. По навигации у нас не было ни единой ошибки, отсюда и результат», — поделилась пилотесса «Кроша» (так Анастасия называет свой автомобиль). Даже то, что они периодически чуть сбавляли темп, не помешало экипажу показать второе время прохождения дистанции — 1 час 55 минут 9 секунд — вслед за лучшим временем Дениса Кротова и Константина Жильцова (1 час 49 минут 57 секунд).
При втором прохождении девушки сами себе уступили пару минут. Анастасия Нифонтова рассказала, что сначала потек и перестал работать один задний амортизатор, из-за чего машина при маневрировании стала весьма неприятно раскачиваться, а ближе к финишу СУ3 закончился ресурс и второго, но это уже не могло помешать экипажу благополучно закончить день.
В общем, к старту заключительного дня гонки установилась следующая картина. Безоговорочным лидером абсолютного зачета оставался дуэт Кротов–Жильцов. Поблизости держались Новиков с Кожуховым. Замыкали тройку прототипов Черкесов и Самарин — они же главенствовали в классе R. В категории Т2 первым номером оставался экипаж Сушенцова–Павлова. А в Т3 на четвертой строчке абсолютной классификации обосновались Нифонтова–Жаданова.
На СУ4 сколько-нибудь заметных сенсаций не произошло. Денис Кротов с Константином Жильцовым закономерно финишировали первыми в абсолютном зачете, и даже десять секунд штрафа за превышение скорости не помогли ближайшим преследователям догнать экипаж столичной команды MSK Rally Team.
Награды за второе и третье места достались представителям питерского коллектива G-Force Motorsport Андрею Новикову, Дмитрию Кожухову и, соответственно, Алексею Черкесову и Андрею Самарину, которые попутно возглавили класс R. До их ураганного темпа пока не могут дотянуться даже такие «зубастые» соперники, как Евгений Суховенко и Кирилл Чапаев на ГАЗели Next, которые отметились на данной гонке тем, что ненадолго подсели в песке, и, чтобы освободиться из плена, какое-то время орудовали сэнд-траками и лопатами.
В Т2 трудовое золото забрали Андрей Сушенцов с Дмитрием Павловым, так и не подпустив к себе никого из соперников. В Т3 красивейшую победу оформили Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова, опередив представителей Nakusi Racing Team Армена Пузяна и Евгения Загороднюка, а также белорусский экипаж Андрея Голобородько и Алексея Кректуна.
«По итогам гонки мы теперь лидируем с хорошим отрывом в чемпионате в Т3 и, что приятно и удивительно, в абсолютном зачете», — подвела итог Анастасия Нифонтова, поблагодарив после гонки всю свою дружную команду за столь результативную работу.
Мария Опарина в паре с Андреем Рудницким, по признанию самой гонщицы, внезапно оказавшиеся в числе участников этой бахи, своей главной задачей на гонку считали тестирование машины, а не борьбу за подиум, поэтому итоговое пятое место в Т3 вполне тянет на отличную оценку за проделанную ими работу.
«С этого этапа в Волгограде у меня теперь много красивых фотографий и не меньше хороших воспоминаний. Бывает, что разом сходится все: компания, погода, атмосфера гонки и, конечно, классная техника. Покатались от души!» — подытожила Мария Опарина свое выступление на бахе «Пески Арчеды».
Наконец, как настоящие львы сражались в песках с куда более мощными аппаратами соперников Никита Юрковский (Балаково) и Егор Охотников (Ульяновск) на единственной на этой гонке «Ниве» в Т2. У них тоже пятое место, и это отличный итог, поскольку отечественной технике крайне сложно тягаться с энерговооруженностью Toyota Land Cruiser и других иномарок.
В чемпионате России по ралли-рейдам наступило продолжительное затишье. Май и июнь отведены под два этапа Кубка России — в Волгоградской (в тех же Арчединских песках — прим. авт.) и Ульяновской областях. И лишь с 6 по 10 июля участники чемпионата встретятся на бахе «Золото Кагана», которая в 2022 году состоится в рамках ралли-марафона «Шелковый путь».
Тут стоит отметить, что ралли-марафон «Шелковый путь» в связи с запретом на проведение международных/зональных соревнований на территории РФ пройдет в статусе всероссийских соревнований с разрешенным допуском иностранных участников, а не как международные соревнования. Российская автомобильная федерация охотно поддержала такую инициативу оргкомитета гонки, поскольку российские пилоты и штурманы из-за осложнений на внешнеполитической арене и так оказались, мягко говоря, в затруднительном положении.
Напомним, ранее было объявлено об отмене этапа Кубка мира по ралли-рейдам — ралли «Казахстан», запланированного на 24–30 апреля, так что экипажи отечественного чемпионата теперь наверняка направят все силы на усиленную подготовку к июльскому продолжению ЧР. Может быть, и правильно, что российский календарь ралли-рейдов не стали перекраивать.