Уикенд в Австралии начинался с большого количества аварий и приключений, уже успевших превратиться в мемы. Разбитые машины Williams и Aston Martin, Себастьян Феттель на скутере с неправильно надетым шлемом, затем он же за рулем трактора, который «поклонники» тут же покрасили в цвета Aston Martin, авария Алонсо в квалификации, сгоревший двигатель у того же Себа, дисквалификация Албона — вот основное, чем запомнились пятница и суббота в стране «антиподов». Одно было неизменно на протяжении всех трех дней: отличный темп и полное доминирование Ferrari.
Начнем даже с того, что происходило вне трассы — а именно с предстартового брифинга, который провел один из двух новых гоночных директоров Формулы 1 Нильс Виттих. Он бессменно руководит гонками вот уже третий Гран-при и явно решил закрутить потуже гайки, чтобы команды и пилоты соблюдали порядок.
Прежде всего Виттих пообещал, что могут пройти проверки того, как пилоты соблюдают третью главу приложения L, где запрещено носить украшения во время гоночных сессий, и определено, какая экипировка у них должна быть. Интересно, что в ответ на это Даниэль Риккардо удивился тому, что белье, которое они надевают под комбинезон — огнеупорное. Не может быть, чтобы австралиец этого не знал.
Также Виттих опубликовал схему, как должны располагаться машины на рестарте гонки. Произошло это после того, как комментатор Джолион Палмер обратил внимание на положение машины Ферстаппена на рестарте, когда он едет фактически вровень с лидером.
Третий Гран-при сезона, а Фернандо Алонсо уже получил третью силовую установку. Пока это еще не привело к потере мест на гриде, но впереди еще 20 гоночных уикендов — и сколько штрафов может набрать испанец?
Новые ДВС, турбину, MGU-H и MGU-K получили Ландо Норрис и Юки Цунода, накопитель энергии и «мозги» заменили на машине Шумахера, а Гюнтер Штайнер, отметивший в эти выходные свой день рождения, предупредил, что больше запасных шасси у команды нет, и тот, кто разобьет в следующий раз машину, пропустит гонку.
В пятницу после возгорания двигателя сошел Себастьян Феттель, предварительно устроив настоящее шоу с тушением пожара и последующим дефиле по трассе на отобранном у маршала скутере, за что получил штраф в 5000 евро. Не вышел Феттель на трассу и во второй практике — все это вместе с его отсутствием в первых двух гонках сезона выглядело довольно пессимистично.
Утро субботы принесло отмену четвертой зоны DRS между восьмым и девятым поворотом, добавленной в этом году. Точку детекции также перенесли — теперь в девятый поворот. По сообщениям организаторов, сделано это было из соображений безопасности, однако, как мы увидели позже, это не сильно помогло. Третья практика была отмечена двумя авариями Aston Martin — сначала Себастьян разбил машину в десятом повороте, а затем и Лэнс. Было понятно, что приоритет по восстановлению автомобиля будет за Лэнсом — так и произошло. На старт квалификации Феттель не вышел.
Но был и позитивный момент: лучшее время в третьей практике показал Ландо Норрис.
Уже в первом сегменте квалификации вновь происходит авария: трассу не поделили Лэнс Стролл и Николас Латифи, причем довольно странно вели себя оба. Стролл, похоже, и не думал смотреть в зеркала, а Латифи сначала пропустил канадца, а потом решил его обогнать. В итоге разбитые машины и обломки по всей трассе, которые сыграли на руку Феттелю. За период красных флагов механики закончили работу с его машиной, и немец успел выехать на трассу. Особых результатов это не принесло: выше третьего сегмента он не прошел.
Второй сегмент подтвердил, что хороший темп McLaren утром не был случайностью: оба пилота команды прошли в третий сегмент. А затем Норрис и вовсе всех удивил, поставив итоговое четвертое время. А вот Alfa Romeo и Alpha Tauri, наоборот, были среди выбывших в середине квалификации.
Авария Алонсо в третьем сегменте помешала Карлосу Сайнсу на быстром круге, он показал лишь девятое время и не смог его улучшить в конце, а ведь у него были отличные шансы на высокую позицию на старте: оба Red Bull уступили Шарлю Леклеру 0,3 и 0,4 секунды.
Стоит отметить, что в третий сегмент прошло пять команд в полном составе: Ferrari, Red Bull, Mercedes, McLaren и Alpine.
Вся основная стратегия команд была построена вокруг жесткого и среднего состава шин, в то время как мягкие использовались исключительно во время квалификационных попыток. При этом большинство пилотов выступали на стратегиях с одним пит-стопом, которого было достаточно для преодоления всей дистанции в 58 кругов.
Red Bull
То, что на трассе уже третий уикенд выглядит как сражение Red Bull и Ferrari, в турнирной таблице пока становится полным провалом Red Bull.
На 39-м круге Гран-при Австралии Макс Ферстаппен получает распоряжение с капитанского мостика остановить машину на обочине, а уже в следующий момент в районе силовой установки возникает пожар. Позже руководство команды уверяет, что это никак не связано с самим мотором, а проблема с топливом, которое внезапно начало вытекать. Но произошло это после того, как Ферстаппен добавил темпа и показал лучшее время круга, так что действительно ли мотор ни при чем — утверждать рано. Мы помним, что в Бахрейне из-за проблем с топливным насосом сошли оба Red Bull. В Саудовской Аравии все было в порядке — но решили ли в «Быках» эту проблему — тоже под вопросом.
В итоге очередной сход Ферстаппена увеличил отставание «Быков» не только от Ferrari, но и от Mercedes. Теперь дефицит увеличился до 49 очков в первом случае и до десяти очков — во втором.
Что касается Переса — его поджидало очередное невезение с пит-стопом, как перед этим в Джидде. Он вновь меняет шины ровно перед тем, как произойдет чья-то авария, и вновь теряет позиции.
Ferrari
Ferrari были невероятно быстры: их темпа в гонке с избытком хватало, чтобы быть лидерами. Кристиан Хорнер даже попенял им за это, заметив, что в предыдущие дни они были не столь стремительны. И тут вспоминается прогноз Марио Изолы, который еще накануне Гран-при говорил, что исходя из новых характеристик трассы команды должны будут найти компромисс между настройками на квалификацию и настройками на гонку. Ferrari явно отдали предпочтение гонке, но даже при этом сумели взять поул с большим отрывом.
В гоночном темпе Ferrari везет «Быкам» примерно столько же, сколько те отыгрывают у Mercedes. Если так будет продолжаться, то Ферстаппен даже за счет своего умения бороться на трассе не сможет ничего поделать с Леклером, который в этом сезоне «на коне». Как подтверждение — 20,5 секунды разницы между Ferrari и Red Bull на финише. Правда, Серхио это не Макс.
Карлосу Сайнсу не везло весь уикенд. Причем далеко не всегда по собственной вине. В квалификации команда выпустила его на финальную попытку слишком поздно, так что он не сумел прогреть резину, а в гонке все оказалось и того хуже. Перед стартом ему заменили руль, который не смогли полностью настроить, и это привело к дальнейшим проблемам и аварийному срабатыванию одной из систем. Из-за этого на старте гонки Сайнс пропустил вперед двух соперников и был вынужден отыгрывать позиции. По его словам, он торопился, стараясь вернуть позиции и подняться выше, но в итоге ошибся. За ошибкой последовал вылет и сход.
Кстати, в Саудовской Аравии механики тоже работали с машиной Карлоса перед стартом: похоже, у Ferrari становится традицией чинить неисправности в последний момент.
Mercedes
Очередной подиум в подарок от соперников в честь признания заслуг получили Mercedes в Мельбурне: на этот раз подниматься на третью ступеньку пришла очередь Джорджа Расселла. На трассе «Альберт Парка» он был точно не медленнее своего партнера по команде — а иногда и быстрее. Плюс ему улыбнулась удача, которая обычно улыбается Льюису: в отличие от напарника, Рассел сумел провести пит-стоп под автомобилем безопасности. По подсчетам это дало ему 6-7 секунд преимущества и позволило вернуться на трассу третьим позади Леклера и Ферстаппена. Позже Перес обгонит его с явным преимуществом по темпу, но затем Макс вернет то, что отобрал Серхио. После Мельбурна Расселл сейчас занимает второе (!) место в личном зачете после Леклера (37 очков против 71). Льюис — только пятый, но при этом он выглядел в этой гонке намного лучше, чем в Саудовской Аравии: у него был отличный старт, а на изношенных шинах он фактически догнал Переса. Ближе к концу гонки он вполне мог побороться с Джорджем за подиум, но затем стал отставать. Как выяснилось позже это произошло из-за перегрева двигателя. От Расселла его отделяет девять очков.
Честно говоря, несмотря на все свое отставание по темпу и проблемы со скачками на прямых, Mercedes выглядит довольно стабильно — набирая очки обеими машинами в каждом Гран-при. Рано или поздно «Стрелы» решат свои проблемы и будут тоже быстры. Если к этому моменту Red Bull не разберутся с силовыми установками, у них могут быть сложности с борьбой даже не за победу в Кубке конструкторов, а за второе место.
Командная стратегия
В связи со всем вышесказанным встает вопрос о командной стратегии в каждой из перечисленных трех команд. В Mercedes командной стратегии пока не ожидается — Тото Вольфф предоставляет обоим пилотам самим разбираться на трассе, но, возможно, этот подход изменится позже, когда один из двух гонщиков выйдет в лидеры по очкам. Однако с учетом того, что вряд ли оба они смогут посоперничать за титул (шансы на это стремительно тают), командная стратегия Mercedes будет заключаться в том, чтобы набрать максимум очков обеими машинами, и тут уже пожеланиям пилотов можно сказать «до свидания».
Похоже, что упор на Кубок конструкторов встанет во главе угла и у Ferrari. Но при прочих равных пока поводов быть лидером намного больше у Леклера. После схода в Австралии Карлоса Сайнса он опережает напарника почти на 40 очков. Но все может измениться, если Карлос начнет побеждать. На восстановление позиций у испанца не так много времени: лишь пока Red Bull далеко позади. Как только (если) пилоты противоборствующих команд сравняются, Ferrari будет поддерживать лидера. Титул в личном зачете и Кубок конструкторов — что может быть желаннее для команды, которая уже давно не видела ни того, ни другого?
Для Red Bull командная тактика — дело привычное. К тому же выглядит так, будто пока титул Макса для них даже важнее, чем победа в командном зачете. После второго в этом сезоне схода Ферстаппена расклад сил пока в пользу Переса. Но всем понятно, что это явление временное и скоро все изменится, по крайней мере внутри команды. Понадобится ли Кристиану Хорнеру сообщать мексиканцу что-то вроде «Макс из фастер зен ю» — или тот сам все прекрасно понимает?
P. S. Говорят, что отец Переса собирается баллотироваться в президенты Мексики, но и его победа не помешает Red Bull указать Пересу-младшему на причитающееся место.
McLaren вернулись?
Норрис и Риккардо финишировали пятым и шестым в Мельбурне, но пока особых поводов для радости нет. Зак Браун благоразумно воздерживается от радостных комментариев, да и оба пилота оценивают результаты в большей степени как удачу.
По словам Ландо Норриса, автомобиль, на котором они выступили в Австралии, ничем не отличается от того, что был использован на первых двух Гран-при. По мнению команды, причиной высоких позиций стала подходящая конфигурация трассы, и возможно, что в Имоле все опять изменится.
Тем не менее в сражении за четвертое место в Кубке конструкторов они уже обошли на два очка своих главных соперников — Alpine.
Alpine тоже в минусе
Как и Red Bull. Причем в жестком. Это был неудачный уикенд для всей команды и лично для Фернандо Алонсо. Авария в третьем сегменте квалификации вынудила Фернандо стартовать с десятого места, хотя, судя по темпу, он мог быть гораздо выше и поспорить хотя бы за седьмую строчку. В гонке он застрял внутри DRS-паровоза, полностью испортил шины, пытаясь сражаться за позиции, и в итоге был вынужден заезжать на второй пит-стоп за пять кругов до финиша. Понятно, что после этого он вернулся в самом хвосте и ни на какой результат рассчитывать уже не мог. Правда, сам Алонсо считает, что при других раскладах был вполне способен финишировать шестым в гонке, а если бы не авария в квалификации — то и вовсе приехать на подиум. Честно говоря, утверждение выглядит весьма и весьма сомнительно — на альтернативной стратегии и после позднего пит-стопа на 39-м круге он вернулся на трассу 13-м позади Шумахера, Боттаса, Гасли, Стролла и Окона, и это была настоящая ловушка.
Сюрприз от Williams
Третий уикенд подряд дела у Williams идут из рук вон плохо, и одна из причин — не слишком удачный выбор пилотов, которые много ошибаются и попадают в аварии.
Мельбурн не стал исключением. Сначала авария Николаса Латифи, а затем и дисквалификация Алекса Албона — правда, по вине команды, которая залила недостаточно топлива в его автомобиль. На старте Гран-при это принесло им 18-ю и 20-ю позиции, а с проблемной машиной вряд ли можно надеяться приехать в очках.
Но когда нечего терять, можно рискнуть. Албон стартовал на жестком комплекте шин, и тот внезапно подошел их машине и помог показать неплохой темп. Стратеги команды решили позволить тайскому пилоту использовать их максимальное количество кругов, а дополнительным бонусом стало DRS-сражение в середине пелотона, которое помогло создать хороший временной задел.
В итоге на предпоследнем круге, когда все болельщики уже решили, что про Албона просто забыли, команда позвала его на пит-стоп и провела остановку настолько идеально, что Алекс вернулся на трассу десятым и смог до финиша удержаться в очковой зоне! Браво стратегам Williams.
Болезни Феттеля и Aston Martin
Проблемы Aston Martin в этом сезоне настолько велики, что уже встречались экспертные мнения, будто Феттель воспользовался ковидом, чтобы не выходить на старт в Джидде. Но первый уикенд в Австралии начался для него черной пятницей. Сначала в первой практике на его машине воспламенился двигатель, он пропустил обе тренировки и к тому же получил штраф за дефиле на мотороллере, затем в субботу в третьей практике попал в аварию и едва не пропустил квалификацию, а в воскресенье вновь разбил машину. Впрочем, у Стролла дела тоже не ладятся. В субботу в утренней тренировке он попал в аналогичную аварию, а в квалификации еще раз разбил машину — как раз за это время механики успели выпустить на трассу Себастьяна. В гонке Лэнс тоже немало чудил и в итоге получил штраф в 5 секунд за виляние на трассе перед соперником. С такими подвигами своих пилотов Aston Martin остается последней командой, еще не набравшей в этом сезоне очков. За звание главных неудачников сражаются Williams и Aston Martin, и Aston Martin — впереди. Пожалуй, пара Феттель–Стролл тоже «переплюнула» Албона и Латифи.
Ну и в заключение хочется сказать несколько добрых слов в адрес новичка Alfa Romeo. Мик Шумахер продолжает совершать ошибки, Юки Цунода слишком спешит показывать хоть какой-то результат, а Гуанью Чжоу не торопится и учится. Похоже, поговорка про ожидание трупа врага на берегу реки — это про него. У него уже есть одно очко за первый Гран-при и, я думаю, это далеко не предел. Может быть, китаец звезд с неба и не хватает, но у него есть хороший учитель в виде Валттери Боттаса и спокойствие и терпение, чтобы набираться опыта.
Следующий Гран-при состоится 22–24 апреля на автодроме Энцо и Дино Феррари в Имоле.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Ш. Леклер | Ferrari | 1:27:46,548 | 209,254 | 1 |
2 | С. Перес | Red Bull | +20,524 | 208,441 | 1 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +25,593 | 208,242 | 1 |
4 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +28,543 | 208,126 | 1 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +53,303 | 207,157 | 1 |
6 | Д. Риккардо | McLaren | +53,737 | 207,140 | 1 |
7 | Э. Окон | Alpine | +61,683 | 206,831 | 1 |
8 | В. Боттас | Alfa Romeo | +68,439 | 206,569 | 1 |
9 | П. Гасли | AlphaTauri | +76,221 | 206,268 | 1 |
10 | А. Албон | Williams | +79,382 | 206,146 | 1 |
11 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +81,695 | 206,057 | 1 |
12 | Л. Стролл | Aston Martin | +88,598 | 205,792 | 3 |
13 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 205,557 | 1 |
14 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 205,492 | 1 |
15 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 205,400 | 1 |
16 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 205,237 | 2 |
17 | Ф. Алонсо | Alpine | +1 круг | 204,461 | 2 |
Лучший круг: Шарль Леклер (Ferrari) — 1:20,260 (58-й круг, 236,740 км/ч)
Пилот дня: Шарль Леклер.