Неожиданная и рискованная стратегия Алекса Албона на Гран-при Австралии, когда пилот Williams заехал на свой единственный пит-стоп на последнем круге гонки, позволила команде открыть счет в сезоне, где каждое очко для них можно оценить на вес золота. История знает несколько весьма ярких ситуаций в Формуле 1, когда рискованные решения приводили к успеху.
Формульный аналитик и журналист Эд Строу вспоминает шесть таких случаев, а мы в самом конце добавим еще один из тех, что показался нам не менее смелым. Итак, погрузимся в историю!
Позиция на финише: 1.
Сотрудничество легендарного владельца частной команды Rob Walker Racing Team Роба Уокера и несравненного Стирлинга Мосса привело к значительным успехам в гонках, самым выдающимся из которых была победа на Гран-при Аргентины 1958 года. Она стала результатом стратегии, которую правильнее всего было бы назвать «стратегическим блефом».
Управляя легким, но маломощным 1,96-литровым Cooper-Climax T43 — фактически автомобилем, больше соответствующим регламенту F2, — Мосс не мог соревноваться по скорости с 2,5-литровыми Ferrari. Более того, колеса с четырьмя гайками, стоявшие на его машине, требовали значительно больше времени для замены на пит-стопе, чем колеса с центральной гайкой на Ferrari.
Уокер и Мосс не скрывали, как много времени они потеряют на пит-стопе, и часто упоминали об этом при всех. Однако их тайный план заключался в том, чтобы проехать всю гонку на одном комплекте шин Continental.
Мосс вышел в лидеры, когда пилот Maserati Хуан Мануэль Фанхио заехал на пит-стоп. К тому времени, когда пилот «Феррари» Луиджи Муссо понял, что происходит, и что комплект шин, оставшийся невостребованным в боксах Роба Уокера, являлся частью уловки, было уже слишком поздно, чтобы наверстать упущенное.
Под конец гонки шины на автомобиле Мосса были в ужаснейшем состоянии, а гонщик специально выбирал участки трассы, залитые маслом, чтобы хоть как-то снизить трение и нагрузку. Британцу удалось удержать лидерство, хотя и финишировал он буквально на корде, а разница с Луиджи Муссо составила чуть менее 2,7 секунды.
Позиция на финише: 1
Первая победа Герхарда Бергера и команды Benetton в Гран-при Мексики в 1986 году стала результатом стратегии без пит-стопов с использованием шин Pirelli.
Бергер стартовал четвертым, поднялся на третье место позади Williams Нельсона Пике и Lotus Айртона Сенны в первой части гонки, но затем уступил Алену Просту на McLaren. Но когда все трое впереди него заехали на пит-стопы, Бергер сумел выйти в лидеры.
Интересно, что в отличие от лидеров, выступавших на шинах Goodyear, Бергер и Benetton решили использовать Pirelli. Несмотря на то что соперники выехали на трассу на свежих комплектах, им не удавалось приблизиться к Бергеру для атаки: Pirelli изнашивались не сильно и помогали поддерживать стабильный темп. В итоге Бергер смог выиграть у Проста с поразительным преимуществом в 36 секунд.
Но главным в стратегии было даже не использование шин другого производителя. Победу во многом обеспечило крайне рискованное решение поставить на колеса разные комплекты шин: на правые — более мягкие, а на левые — более жесткие, т. к. на автодроме братьев Родригес больше правых поворотов, а значит, нагрузка на левые колеса была выше.
Ко всему прочему по-разному подошли механики и к выставлению давления во всех четырех колесах. Все это в сочетании с умением пилота виртуозно работать с шинами помогло Бергеру заработать свою первую победу.
Позиция на финише: 5
Из-за дождя темп гонки на Гран-при Монако 1997 года был чрезвычайно низким, а время лучшего круга уступало времени поул-позиции 35 секунд! Это привело к тому, что отведенные на гонку два часа истекли через 62 из запланированных 78 кругов, и подарило возможность команде Tyrrell набрать свои единственные очки в сезоне.
Дождь в тот день переставал и вновь начинался, и Tyrrell решил рискнуть и провести гонку без пит-стопа. И хотя маломощный двигатель Ford ED V8 не обладал особым аппетитом, но когда стало понятно, что стратегия может и сработать, пришлось внести ряд изменений в настройки, чтобы оптимизировать его экономичность.
«Мы снизили обороты и я начал проходить повороты накатом, чтобы не нажимать лишний раз на газ», — рассказал позже Сало. В тот момент на его машине уже было повреждено переднее крыло после инцидента на втором круге. «Я не верил, что у нас получится. Мои шины были уже полностью убиты, и когда снова пошел дождь, сцепления вообще не было. К счастью, я никуда не врезался».
Сало, который на финише отставал от победителя на круг, опередил Джанкарло Физикеллу на Jordan, стартовавшего с второго ряда, и смог заработать для Tyrrell их последние очки в Формуле 1.
Позиция на финише: 1
Джанкарло Физикелла квалифицировался восьмым на Гран-при Бразилии 2003 года в Интерлагосе и сохранил позицию позади машины безопасности, вышедшей на первом круге. Для команды Jordan это была высокая позиция — особенно по сравнению с двумя первыми этапами года, поэтому Физикелла жестко возражал против требования команды заехать на пит-стоп во время периода автомобиля безопасности.
Но у этого нестандартного шага была четкая цель. Гонка проходила на мокрой трассе и изобиловала авариями, и гоночный директор команды Гэри Андерсон придумал смелый план. Ранний пит-стоп позволял дозаправиться, чтобы затем суметь пройти 75% дистанции в том случае, если появится красный флаг и Гран-при не будет возобновлен. Так что в конце седьмого круга Физикелла все же отправился на пит-стоп.
Стратегия сработала идеально: на 54-м круге в шикане Сенны Физикелла обогнал Кими Райкконена и стал лидером гонки. Ну а затем Марк Уэббер разбил свой Jaguar, а колесо от него прилетело в Renault Фернандо Алонсо. В итоге гонку остановили красными флагами и более не возобновили.
Первоначально победу присудили Райкконену, но шесть дней спустя FIA исправила ошибку при подсчете результатов, и победителем был объявлен Физикелла.
Позиция на финише: 1
На Гран-при Франции Михаэль Шумахер стартовал вторым позади Фернандо Алонсо на Renault. Его Ferrari была в целом быстрее, но испытывала трудности с тем, чтобы показывать хороший темп в квалификации или в начале гоночных отрезков, будучи на резине Bridgestone.
Изначально Ferrari рассчитывала стратегию исходя из трех пит-стопов, но стратег команды Лука Балдиссерри также держал в уме запасной вариант с четырьмя остановками на тот случай, если Шумахер окажется в грязном воздухе.
После первого пит-стопа лидировавший ранее Фернандо Алонсо по-прежнему возглавлял пелотон, но вот дальше события развивались по неожиданному сценарию. Во время второй остановки на 29-м круге Шумахер получил небольшой объем топлива и смог серьезно поднять темп на свежих шинах, выйдя вперед. Каждый раз Шумахер останавливался первым: его третий пит-стоп произошел за три круга до Алонсо, но на стратегии четырех остановок у него было огромное преимущество по весу и состоянию шин, так что каждый раз находилось достаточно темпа, чтобы догонять и атаковать. А вот у Фернандо во второй половине гонки были уже изношенные шины и довольно тяжелый автомобиль.
После своего последнего пит-стопа на 58-м круге Шумахер выехал на трассу впереди Алонсо и выиграл гонку. Несмотря на то что немец провел на питлейне на 15 секунд больше, чем испанец, он выиграл с преимуществом в 8,329 секунды.
Позиция на финише: 4
Пилот Red Bull Себастьян Феттель стартовал в Монце, планируя провести пит-стоп на 14-15-м кругах гонки, но в итоге оставался на трассе на первом комплекте Bridgestone вплоть до 52-го круга. Как и Алекс Албон в Австралии в 2022 году, Феттель заехал на обязательный пит-стоп в конце предпоследнего круга.
Стратегия сработала прекрасно. В первой части гонки Феттель был седьмым, но ему, даже несмотря на некоторый износ шин, удавалось поддерживать хороший темп, в чем помогал и чистый воздух. Он смог довольно легко пройти пилота Williams Нико Хюлькенберга и Роберта Кубицу из Renault, но в случае с Нико Росбергом на Mercedes встретил сопротивление.
В конце гонки трафик, в который попал Росберг, а следом за ним и Марк Уэббер, позволил Феттелю заехать на пит-стоп и затем финишировать четвертым. Хотя этот результат вряд ли мог считаться высоким, тем не менее свой титул Феттель выиграл всего с перевесом в четыре очка. Так что это стратегическое решение оказалось весьма и весьма важным.
Позиция на финише: 1
Прошлогодний Гран-при Испании принес команде Mercedes и Льюису Хэмилтону поул-позицию, однако уже в первом повороте Макс Ферстаппен отобрал лидерство в гонке. Вышедший несколькими кругами позднее автомобиль безопасности из-за остановившегося на трассе Юки Цуноды также смешал карты Mercedes, не позволив Хэмилтону контратаковать.
Изначально прогнозировалось, что для лидеров эта гонка пройдет в формате одного пит-стопа, и Red Bull традиционно решили провести андеркат. Однако недопонимание между Максом и инженером привело к тому, что Ферстаппен заехал в боксы на круг раньше, чем его ожидали, и механики оказались не готовы. Остановка продлилась 4,2 секунды вместо обычных +/- 2 секунды, но заехавший в боксы Хэмилтон четырьмя кругами позже все равно вернулся на трассу позади Ферстаппена, а попытки догнать Макса только «убивали» резину.
Было понятно, что Льюис не справится с лидирующим Red Bull, и стратеги Mercedes решили пойти на рискованный шаг. На 42-м круге Хэмилтон останавливается на второй пит-стоп, а Red Bull остается на трассе. На легкой машине и свежей резине британец легко расправляется с лидером и одерживает победу, ну а Ферстаппен в самом конце гонки все же заезжает за свежим комплектом «софт», чтобы показать лучший круг.
Эта стратегия Mercedes была смелой и красивой, но осуществить ее помогли три фактора: затянувшийся первый пит-стоп Ферстаппена, наличие двух комплектов «медиум» у Mercedes (против «медиума» и «софта» у Red Bull) и катастрофическое отставание Переса, который ехал в 43 секундах позади Макса. Если бы на возвращении Хэмилтона со второй остановки перед ним оказался Перес, стратегия могла и не сработать.