Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Семь стратегий, приводивших к успеху в гонках
21.04.2022 | 2623 просмотра

Семь стратегий, приводивших к успеху в гонках

ИСТОРИЯ АВТОСПОРТА
Текст: Эд Строу и Мария Мельникова
Перевод: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром

Неожиданная и рискованная стратегия Алекса Албона на Гран-при Австралии, когда пилот Williams заехал на свой единственный пит-стоп на последнем круге гонки, позволила команде открыть счет в сезоне, где каждое очко для них можно оценить на вес золота. История знает несколько весьма ярких ситуаций в Формуле 1, когда рискованные решения приводили к успеху.

Формульный аналитик и журналист Эд Строу вспоминает шесть таких случаев, а мы в самом конце добавим еще один из тех, что показался нам не менее смелым. Итак, погрузимся в историю!

1. Стирлинг Мосс. Гран-при Аргентины, 1958 г.

Позиция на финише: 1.

Сотрудничество легендарного владельца частной команды Rob Walker Racing Team Роба Уокера и несравненного Стирлинга Мосса привело к значительным успехам в гонках, самым выдающимся из которых была победа на Гран-при Аргентины 1958 года. Она стала результатом стратегии, которую правильнее всего было бы назвать «стратегическим блефом».

Управляя легким, но маломощным 1,96-литровым Cooper-Climax T43 — фактически автомобилем, больше соответствующим регламенту F2, — Мосс не мог соревноваться по скорости с 2,5-литровыми Ferrari. Более того, колеса с четырьмя гайками, стоявшие на его машине, требовали значительно больше времени для замены на пит-стопе, чем колеса с центральной гайкой на Ferrari.

Уокер и Мосс не скрывали, как много времени они потеряют на пит-стопе, и часто упоминали об этом при всех. Однако их тайный план заключался в том, чтобы проехать всю гонку на одном комплекте шин Continental.

Мосс вышел в лидеры, когда пилот Maserati Хуан Мануэль Фанхио заехал на пит-стоп. К тому времени, когда пилот «Феррари» Луиджи Муссо понял, что происходит, и что комплект шин, оставшийся невостребованным в боксах Роба Уокера, являлся частью уловки, было уже слишком поздно, чтобы наверстать упущенное.

Под конец гонки шины на автомобиле Мосса были в ужаснейшем состоянии, а гонщик специально выбирал участки трассы, залитые маслом, чтобы хоть как-то снизить трение и нагрузку. Британцу удалось удержать лидерство, хотя и финишировал он буквально на корде, а разница с Луиджи Муссо составила чуть менее 2,7 секунды.

Мосс пересек финишную черту всего на 2,7 секунды раньше Ferrari Муссо, когда шины его компактного среднемоторного Cooper-Climax T43 были стерты уже до корда (Фото: Keystone/Hulton Archive/Getty Images)

2. Герхард Бергер — Гран-при Мексики 1986

Позиция на финише: 1

Первая победа Герхарда Бергера и команды Benetton в Гран-при Мексики в 1986 году стала результатом стратегии без пит-стопов с использованием шин Pirelli.

Бергер стартовал четвертым, поднялся на третье место позади Williams Нельсона Пике и Lotus Айртона Сенны в первой части гонки, но затем уступил Алену Просту на McLaren. Но когда все трое впереди него заехали на пит-стопы, Бергер сумел выйти в лидеры.

Интересно, что в отличие от лидеров, выступавших на шинах Goodyear, Бергер и Benetton решили использовать Pirelli. Несмотря на то что соперники выехали на трассу на свежих комплектах, им не удавалось приблизиться к Бергеру для атаки: Pirelli изнашивались не сильно и помогали поддерживать стабильный темп. В итоге Бергер смог выиграть у Проста с поразительным преимуществом в 36 секунд.

Умная стратегия Бергера и Benetton помогла победить Алена Проста и Айртона Сенну

Но главным в стратегии было даже не использование шин другого производителя. Победу во многом обеспечило крайне рискованное решение поставить на колеса разные комплекты шин: на правые — более мягкие, а на левые — более жесткие, т. к. на автодроме братьев Родригес больше правых поворотов, а значит, нагрузка на левые колеса была выше.

Ко всему прочему по-разному подошли механики и к выставлению давления во всех четырех колесах. Все это в сочетании с умением пилота виртуозно работать с шинами помогло Бергеру заработать свою первую победу.

3. Мика Сало — Гран-при Монако 1997

Позиция на финише: 5

Из-за дождя темп гонки на Гран-при Монако 1997 года был чрезвычайно низким, а время лучшего круга уступало времени поул-позиции 35 секунд! Это привело к тому, что отведенные на гонку два часа истекли через 62 из запланированных 78 кругов, и подарило возможность команде Tyrrell набрать свои единственные очки в сезоне.

Дождь в тот день переставал и вновь начинался, и Tyrrell решил рискнуть и провести гонку без пит-стопа. И хотя маломощный двигатель Ford ED V8 не обладал особым аппетитом, но когда стало понятно, что стратегия может и сработать, пришлось внести ряд изменений в настройки, чтобы оптимизировать его экономичность.

«Мы снизили обороты и я начал проходить повороты накатом, чтобы не нажимать лишний раз на газ», — рассказал позже Сало. В тот момент на его машине уже было повреждено переднее крыло после инцидента на втором круге. «Я не верил, что у нас получится. Мои шины были уже полностью убиты, и когда снова пошел дождь, сцепления вообще не было. К счастью, я никуда не врезался».

Сало набрал последние очки команды Tyrrell в Формуле 1

Сало, который на финише отставал от победителя на круг, опередил Джанкарло Физикеллу на Jordan, стартовавшего с второго ряда, и смог заработать для Tyrrell их последние очки в Формуле 1.

4. Джанкарло Физикелла — Гран-при Бразилии 2003

Позиция на финише: 1

Джанкарло Физикелла квалифицировался восьмым на Гран-при Бразилии 2003 года в Интерлагосе и сохранил позицию позади машины безопасности, вышедшей на первом круге. Для команды Jordan это была высокая позиция — особенно по сравнению с двумя первыми этапами года, поэтому Физикелла жестко возражал против требования команды заехать на пит-стоп во время периода автомобиля безопасности. 

Но у этого нестандартного шага была четкая цель. Гонка проходила на мокрой трассе и изобиловала авариями, и гоночный директор команды Гэри Андерсон придумал смелый план. Ранний пит-стоп позволял дозаправиться, чтобы затем суметь пройти 75% дистанции в том случае, если появится красный флаг и Гран-при не будет возобновлен. Так что в конце седьмого круга Физикелла все же отправился на пит-стоп.

Стратегия сработала идеально: на 54-м круге в шикане Сенны Физикелла обогнал Кими Райкконена и стал лидером гонки. Ну а затем Марк Уэббер разбил свой Jaguar, а колесо от него прилетело в Renault Фернандо Алонсо. В итоге гонку остановили красными флагами и более не возобновили.

Jordan сделал ставку на то, что хаос сыграет им на руку... и это сработало

Первоначально победу присудили Райкконену, но шесть дней спустя FIA исправила ошибку при подсчете результатов, и победителем был объявлен Физикелла.

5. Михаэль Шумахер — Гран-при Франции 2004

Позиция на финише: 1

На Гран-при Франции Михаэль Шумахер стартовал вторым позади Фернандо Алонсо на Renault. Его Ferrari была в целом быстрее, но испытывала трудности с тем, чтобы показывать хороший темп в квалификации или в начале гоночных отрезков, будучи на резине Bridgestone.

Изначально Ferrari рассчитывала стратегию исходя из трех пит-стопов, но стратег команды Лука Балдиссерри также держал в уме запасной вариант с четырьмя остановками на тот случай, если Шумахер окажется в грязном воздухе.

Как проходили пит-стопы двух пилотов

После первого пит-стопа лидировавший ранее Фернандо Алонсо по-прежнему возглавлял пелотон, но вот дальше события развивались по неожиданному сценарию. Во время второй остановки на 29-м круге Шумахер получил небольшой объем топлива и смог серьезно поднять темп на свежих шинах, выйдя вперед. Каждый раз Шумахер останавливался первым: его третий пит-стоп произошел за три круга до Алонсо, но на стратегии четырех остановок у него было огромное преимущество по весу и состоянию шин, так что каждый раз находилось достаточно темпа, чтобы догонять и атаковать. А вот у Фернандо во второй половине гонки были уже изношенные шины и довольно тяжелый автомобиль.

После своего последнего пит-стопа на 58-м круге Шумахер выехал на трассу впереди Алонсо и выиграл гонку. Несмотря на то что немец провел на питлейне на 15 секунд больше, чем испанец, он выиграл с преимуществом в 8,329 секунды.

6. Себастьян Феттель — Гран-при Италии 2010

Позиция на финише: 4

Пилот Red Bull Себастьян Феттель стартовал в Монце, планируя провести пит-стоп на 14-15-м кругах гонки, но в итоге оставался на трассе на первом комплекте Bridgestone вплоть до 52-го круга. Как и Алекс Албон в Австралии в 2022 году, Феттель заехал на обязательный пит-стоп в конце предпоследнего круга.

Стратегия сработала прекрасно. В первой части гонки Феттель был седьмым, но ему, даже несмотря на некоторый износ шин, удавалось поддерживать хороший темп, в чем помогал и чистый воздух. Он смог довольно легко пройти пилота Williams Нико Хюлькенберга и Роберта Кубицу из Renault, но в случае с Нико Росбергом на Mercedes встретил сопротивление.

Правильная стратегия с отложенным пит-стопом принесла Феттелю решающие очки на пути к первому титулу

В конце гонки трафик, в который попал Росберг, а следом за ним и Марк Уэббер, позволил Феттелю заехать на пит-стоп и затем финишировать четвертым. Хотя этот результат вряд ли мог считаться высоким, тем не менее свой титул Феттель выиграл всего с перевесом в четыре очка. Так что это стратегическое решение оказалось весьма и весьма важным.

7. Льюис Хэмилтон — Гран-при Испании 2021

Позиция на финише: 1

Прошлогодний Гран-при Испании принес команде Mercedes и Льюису Хэмилтону поул-позицию, однако уже в первом повороте Макс Ферстаппен отобрал лидерство в гонке. Вышедший несколькими кругами позднее автомобиль безопасности из-за остановившегося на трассе Юки Цуноды также смешал карты Mercedes, не позволив Хэмилтону контратаковать.

Изначально прогнозировалось, что для лидеров эта гонка пройдет в формате одного пит-стопа, и Red Bull традиционно решили провести андеркат. Однако недопонимание между Максом и инженером привело к тому, что Ферстаппен заехал в боксы на круг раньше, чем его ожидали, и механики оказались не готовы. Остановка продлилась 4,2 секунды вместо обычных +/- 2 секунды, но заехавший в боксы Хэмилтон четырьмя кругами позже все равно вернулся на трассу позади Ферстаппена, а попытки догнать Макса только «убивали» резину.

Второй пит-стоп Хэмилтона оказался решающим для победы в гонке

Было понятно, что Льюис не справится с лидирующим Red Bull, и стратеги Mercedes решили пойти на рискованный шаг. На 42-м круге Хэмилтон останавливается на второй пит-стоп, а Red Bull остается на трассе. На легкой машине и свежей резине британец легко расправляется с лидером и одерживает победу, ну а Ферстаппен в самом конце гонки все же заезжает за свежим комплектом «софт», чтобы показать лучший круг.

Эта стратегия Mercedes была смелой и красивой, но осуществить ее помогли три фактора: затянувшийся первый пит-стоп Ферстаппена, наличие двух комплектов «медиум» у Mercedes (против «медиума» и «софта» у Red Bull) и катастрофическое отставание Переса, который ехал в 43 секундах позади Макса. Если бы на возвращении Хэмилтона со второй остановки перед ним оказался Перес, стратегия могла и не сработать.

Комментарии

Alumin Grand
А как же Албон, заехавший в десятку на харде 57-круговом?
 
4
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 826
Alumin Grand
А как же Албон, заехавший в десятку на харде 57-круговом?
В начале статьи
3
 
Ответить
 
Сообщений: 5568
Бергер - читер по нынешним временам и регламентам.
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром