Прежде чем окунуться в захватывающие перипетии ростовской гонки, уделим внимание первому этапу чемпионата и первенства России по картингу, который в середине апреля состоялся в Грозном.
Во-первых, даже без учебно-тренировочных сборов «академиков» гонка в столице Чеченской Республики в лучших традициях собрала под сотню гонщиков. Во-вторых, именно с открытия сезона обозначились первые претензии на лидерство. Пусть не все желающие смогли приехать на первый этап, страсти там кипели нешуточные.
В первенстве России класс «Мини» убедительно возглавил москвич Марк Зайцев. А запомнилась гонка еще и тем, что победитель Академии РАФ прошлого года Николай Карюкин из Барнаула с ходу занял второе место, продемонстрировал хорошее взаимодействие с новой машиной.
В «Супер Мини» первенствовал представитель Владивостока Ефим Дерунов. Он хотя и уступил в первом финале Илье Березкину из Гусь-Хрустального, победу все же никому не отдал. А москвич Степан Антонов тем временем записал себе в актив ударный старт сезона, заняв первое место в классе «OK-Junior».
В чемпионате страны, напомним, выступают не три, а два класса — OK и KZ2. В первом на грозненской трассе был вне конкуренции победитель первенства-2021 среди пилотов юниорского класса Герман Фотеев. Он во втором финале чуть уступил Дмитрию Кириллову из Мурманска, но общей итоговой картины эта помарка не испортила.
Ну а среди мощных и быстрых машин «KZ2» прошлогодний чемпион России Макс Туриев, представляющий город Нижний Новгород, был бесцеремонно отодвинут на вторую ступеньку наградного подиума. Победил краснодарский пилот Ярослав Шевырталов, которому по сумме двух финалов хватило одной победы и одного финиша на четвертом месте. С такими активами эта бравая армада и приехала на второй этап в Ростовскую область.
А начиналась вторая гонка сезона абсолютно для всех картингистов с общей проблемы — нужно было грамотно выстроить логистику. Воздушная гавань по известным причинам закрыта, оставалось добираться на гонку и обратно исключительно наземным путем. Впрочем, это лишь растянуло процесс прибытия и отъезда по времени, но точно не сказалось на количественном составе. На соревнования приехали 138 пилотов из 42 населенных пунктов России! Сформировано аж 22 команды, десять из которых заявлены в чемпионате, остальные 12 — в первенстве страны.
Кстати, с одним из коллективов даже был замечен отечественный пилот Формулы 1 Сергей Сироткин, который с недавних пор еще и входит в состав руководящих органов Российской автомобильной федерации.
Картодром Lemar на этот раз встретил команды невероятно сочным зеленым газоном, привычным ярким солнцем, но отнюдь не жаркой погодой — все дни гонки сопровождались прохладным, если не сказать холодным ветром. Разве что в предпраздничный финальный день 8 мая были замечены люди, которые отважились снять куртки.
Учебно-тренировочные сборы самых маленьких гонщиков начинались даже не с самой гонки, а с основательной теоретической подготовки, первых тренировочных заездов, а далее — квалификация, финал Б для тех, кто остался за пределами первой двадцатки и главный финал А для самых быстрых.
В Академии РАФ по картингу в 2022 году 31 пилот, и это немало. Пусть многие возмутители спокойствия, включая прошлогоднего победителя и некоторых его товарищей, перешли в класс «Мини», конкуренция среди малышей вполне себе настоящая. Обращает на себя внимание и географический охват. Так, в ряды академиков влился Салим Баймурадов из Приморского края, причем, дальневосточный пилот сходу заявил о претензиях на самые высокие места.
Представитель Уссурийска в ходе квалификации обосновался на десятом месте, а в отборах завоевал себе третью стартовую позицию финала А, закрепившись сразу за дуэтом лидеров Даниелем Гуровым из Томска и Владимиром Гуго из Санкт-Петербурга. И если двойка пилотов с первой линии стартовой решетки с первых метров создала себе комфортный отрыв от преследователей, то дальневосточнику пришлось изрядно повоевать. Его с третьей позиции подвинули на шестую, откуда он настырно прорывался вперед и сумел завоевать третье место в гонке! Даниель Гуров — первый, Владимир Гуго — второй.
А четвертое и пятое место в гонке заняли Петр Машков и Александр Сторожук. Впрочем, напомним, что свои памятные награды за первые шаги в картинге оргкомитет соревнований вручает абсолютно каждому «академику».
В классе «Мини» реноме безоговорочного лидера постарался удержать в ходе ростовской гонки москвич Марк Зайцев. Стартовую клетку рядом с его поул-позицией в первом финале путем кропотливой работы застолбил себе Ярослав Матренин из Владивостока. Дальневосточный гонщик не выступал в Грозном, зато на первом для себя этапе первенства страны 2022 года демонстрировал напор и прекрасную работу на трассе. Сначала показал в квалификации седьмое время, а затем результативно провел отборы. Да и в обоих финалах Ярослав настырно преследовал лидера заезда.
В первом финале Матренин усердно мчал вслед за Зайцевым и даже разок обошел его, но Марк довольно быстро вернул себе позицию лидера. А во втором финале Ярослава потеснил на третье место Гамид Алишихов из Дагестана и уже от его назойливой опеки пришлось обороняться Зайцеву, что не помешало дальневосточному гонщику прибыть к финишу с призовым третьим результатом.
Еще из непримиримых бойцов прошедшей гонки следует отметить петербуржца Леона Челидзе, который яростно пробивался из хвоста пелотона и завершил гонку восьмым. Сумел заработать зачетные баллы себе в копилку и другой представитель Дальнего Востока — Тимофей Завалишин из города Благовещенск Амурской области.
Ну а компанию в пятерке призеров Марку Зайцеву, Ярославу Матренину и Гамиду Алишихову составили Даниил Протасов (четвертое место) и Байсангур Сангариев (пятое место), они оба из Москвы.
Класс «Супер Мини» на этой гонке составили 25 пилотов, и среди них сразу четверо ребят — с Дальнего Востока (Никита Герасимец, Марк Пилипенко, Дмитрий Матренин и Ефим Дерунов).
Лучшее время квалификационного заезда тут зафиксировал столичный спортсмен Данил Неплюев, а из дальневосточного десанта наиболее результативным стал Дмитрий Матренин — у него третье время квалификации. Затем Неплюев по ходу гонки уже не позволил никому усомниться в его превосходстве, оформив чистую победу в каждом из двух решающих заездов.
А позади разворачивались острейшие баталии. Чего стоит разворот белгородского пилота Даниила Глаголева прямо на финишной прямой первого финала и попутный прорыв Анастасии Забродиной на третье место в заезде. А как напряженно боролись Илья Березкин из Владимирской области и Ефим Дерунов на протяжении всего первого финала — просто глаз не отвести!
Компанию на наградном подиуме Данилу Неплюеву в итоге составили: еще один москвич Роман Носуленко (второе место), Матвей Дергунов из Челябинска (третье место), а также дальневосточник Марк Пилипенко (четвертое место) и блистательная барышня из столицы Анастасия Забродина. У Дмитрия Матренина итоговое девятое место в гонке — оба финала он провел в плотной группе соперников в середине пелотона, где и завяз в непрерывной связке оборонительных и атакующих действий.
Спортивную программу первенства России венчали заезды класса «OK-Junior». Здесь почти безупречно провел гонку москвич Анатолий Хавалкин. Как это обычно называют сами картингисты, Анатолий «победил в доминирующем стиле». Он был лучшим в квалификации. Затем уехал от коллег по цеху в первом финале и повторил то же самое во втором финале.
Кстати, на первую гонку сезона Анатолий Хавалкин не приезжал, поэтому по сумме двух этапов лидером значится другой москвич — Степан Антонов, он занял в этот раз второе место. Марк Козяев из города Серов Свердловской области стал третьим. Замкнули пятерку лидеров Артемий Троицкий из подмосковного Одинцово, а также Андрей Адайкин из Москвы.
В рядах спорщиков за звание самого быстрого пилота чемпионата России все было еще интереснее. В классе ОК лучшее время квалификации показал пермский пилот Владимир Верхоланцев, однако после серии отборочных заездов пеструю колонну машин возглавил на старте москвич Максим Орлов, по правую руку от которого расположился Герман Фотеев из Екатеринбурга.
Орлов пропустил грозненскую гонку, соответственно, старался максимально результативно выступить на втором этапе, поэтому в первом финале он даже близко не подпустил к себе никого из оппонентов. Фотеев финишировал третьим. А во втором финале свои претензии обозначил лидер квалификации Верхоланцев, но Орлов хотя и не без помарок, вернул себе первую позицию и первым прибыл к клетчатому флагу.
Увы, решение судей об аннулировании результата данного заезда для Максима Орлова перечеркнуло его старания. Ближайших соперников же это, понятное дело, никак не опечалило. Герман Фотеев увез кубок за победу в гонке, Владимир Верхоланцев забрал второй приз, а Максиму Орлову достался кубок за третье место.
Чтобы представить накал борьбы в этом зачете чемпионата России, достаточно обратить внимание на время прохождения трассы. Непосредственно в финалах лидер гонки несколько раз проходил дистанцию трассы 1,2 км за 47 секунд с десятыми долями, то есть средняя скорость составляла под 90 километров в час! Стоит заметить, это при отсутствии гидроусилителя руля, амортизаторов и других автомобильных систем, которые компенсируют физическое воздействие скорости на автомобиль и пилота. Разве можно остаться равнодушным к столь бескомпромиссному и красивому спорту?!
«Королевский» класс KZ2 в новом сезоне свел не только «заклятых друзей» прошлого года Никиту Артамонова и Максима Туриева, но и разбавил их компанию другими интересными гонщиками. Перебрался сюда Григорий Примак (серебро 2021 года в классе OK), добавился Марат Князев, который минувшей зимой сменил Кубок России по ледовым автогонкам на одну из многочисленных картинговых серий в Италии. Сюда же подтянулся серебряный призер ЧР-2021 Иван Екельчик. В общем, состав классный!
И при всем этом Макс Туриев методично штамповал лучшие промежуточные показатели. Сначала проехал быстрее остальных в квалификации. Затем победил в отборочных заездах. А потом и за место «под солнцем» в финалах был предельно убедительным.
Непривычно было видеть в первом финале Никиту Артамонова где-то в хвосте пелотона. Финишную черту первым пересек Туриев, а за ним Шевырталов. Зато во втором финале Артамонов с 12-й позиции сначала прорвался в первую пятерку, а под занавес гонки сумел отобраться третью позицию у опытного Ивана Екельчика!
По итогам гонки золото по праву забрал Максим Туриев. Серебро досталось Ярославу Шевырталову. Бронзу получил Егор Носов.
Впереди у спортсменов еще много интересного — четыре гонки в Рязани, Курске, Татарстане и Евпатории. В этом году не предвидится дубль на рязанской трассе, как это было годом ранее. Пилоты Первенства РФ предварительно прокатят этап в Зеленограде (17–19 июня). А для Академии РАФ подмосковная трасса станет ареной сразу для двух этапов подряд, второго и третьего — 10–12 и 17–19 июня соответственно.