Впервые Исторический Гран-при был организован и проведен в 1997 году, а поводом стал 700-летний юбилей правящего дома княжества Монако — Гримальди. По традиции это событие происходит раз в два года, по четным годам, однако из-за того, что 2020-й организаторы были вынуждены пропустить из-за ковида, следующее, 12-е издание было проведено в 2021-м, а теперь и в 2022 году.
Три дня Гран-при организованы в классическом формате гоночного уикенда, когда в пятницу проходят свободные практики, в субботу — квалификационные заезды, а в воскресенье — гонки. Все заезды Гран-при проходят по полноценному гоночному треку, длина которого составляет 3337 метров. Единственная разница — в Историческом Гран-при автомобили подразделяются на восемь различных классов в зависимости от года их выпуска, а участников набирается около 200 человек.
В этом году организаторы Исторического Гран-при — Автомобильный клуб Монако — представили новый класс исторических формул: Серия G (Serie G), которые относятся к периоду 1981–1985 годов. Одним из последних победителей на этих автомобилях с двигателями Ford Cosworth DFV V8 стал Микеле Альборето на Tyrrell 011, который выиграл Гран-при Сизарс-Пэласа в конце 1982 и Гран-при Детройта в середине 1983-го. Это были последние победы для Cosworth после длинной череды предыдущих побед.
В этот же период Ален Прост одержал первые две из своих четырех побед в Монако и взял первый из четырех титулов чемпиона мира (1985). И это был также момент, когда молодой бразилец по имени Айртон Сенна ворвался в Формулу 1. Дождливый Гран-при Монако 1984 года, когда, управляя Toleman-Hart, Сенна финишировал вторым, моментально сделал его знаменитым и открыл двери команды Lotus-Renault.
В этом году на историческом Гран-при Монако состоялось также и два специальных события:
★ отметили 40-летие со дня смерти Колина Чепмена, основателя и руководителя команды Lotus. Для этого в Монте-Карло привезли 35 автомобилей Lotus;
★ 70-летие единственного автомобильного Гран-при Монако 1952 года, организованного вне чемпионата мира Формулы 1, поскольку в нем участвовали спортивные автомобили, а не формулы. Среди них — уникальный Frazer Nash «Le Mans Replica Mk2» под управлением Тони Крука, который занял в 1952 году третье место среди спортивных автомобилей с 2,0-литровым двигателем.
Серия А1, довоенные автомобили: 20 заявок.
Серия A2, переднемоторные машины, построенные до 1961 года: 22 заявки.
Серия B, заднемоторные автомобили с двигателем 1500, автомобили Гран-при 1961–1965 гг., Формула 1 и Формула 2, 31 заявка: в том числе десять машин «Тип 18», одна из которых победила в Монако под управлением Стирлинга Мосса в 1961 году, а также две «Типа 21», одна из которых выиграла в Бельгии с Иннес Айрленд за рулем в 1961 году, и пять «Тип 24».
Серия C, переднемоторные спортивные гоночные автомобили, построенные с 1952 по 1957 годы: 34 заявки.
Серия D, машины Гран-при Формулы 1 объемом 3,0 литра, построенные с 1966 по 1972 годы, 19 заявок: в том числе две машины «Тип 72», идентичные автомобилям Йохена Риндта в 1970 году и Эмерсона Фиттипальди в 1972 году, когда они стали чемпионами мира.
Серия E, автомобили Гран-при Формулы 1 объемом 3,0 литра, построенные с 1973 по 1976 год, 26 заявок: в том числе один автомобиль «Тип 72 Е», один — «Тип 76» и три — «Тип 77», включая автомобиль-победитель Гран-при Японии 1976 года с Марио Андретти.
Серия F, автомобили Гран-при Формулы 1 объемом 3,0 литра, построенные с 1977 по 1980 год, 18 заявок: в том числе один «Тип 81» и один знаменитый «Тип 78», ставший первой машиной в Формуле 1 с граунд-эффектом. После этого его переняли все команды и все категории одноместных автомобилей.
Серия G, автомобили Гран-при Формулы 1 объемом 3,0 литра, построенные с 1981 по 1985 год, всего 20 заявок: в том числе два автомобиля «Тип 87», один — знаменитый 88B с двойным шасси, который в то время был признан незаконным и запрещен к участию в гонках, три — «Тип 91», включая автомобиль-победитель, которым управлял Элио де Анджелис на Гран-при Австрии 1982 года, один — «Type 92» знаменует собой конец эпохи Cosworth DFV для Lotus, а также является последним автомобилем эпохи Чепмена.
Воскресенье было отмечено ярким событием, которое, к сожалению, закончилось неприятным инцидентом.
Еще задолго до начала уикенда в программе мероприятия были заявлены некие «демонстрационные заезды», однако их участники держались в секрете. Подсказкой для зрителей могло стать присутствие в паддоке Жаки Икса и Шарля Леклера, а также бывшей машины Ники Лауды — Ferrari 312B3. Этот автомобиль для демозаездов представила команда Methusalem.
В 1974 году Ники Лауда одержал две своих первых победы на этой Ferrari на Гран-при Испании и Нидерландов, а затем и его напарник Клэй Регаццони выиграл на ГП Германии. Благодаря этому Scuderia Ferrari в тот год заняла второе место в Кубке конструкторов после McLaren.
На аналогичном автомобиле выступал Жаки Икс в 1971 году: и на Гран-при Монако поднялся на третью ступеньку пьедестала.
Демозаезды продолжались порядка десяти минут, но закончились неприятным инцидентом: на третьем круге в Ла-Раскасс Шарль Леклер «потерял» машину и врезался в оградительные барьеры, сломав заднее антикрыло.
После этого в своем твиттере Шарль Леклер написал: «Когда ты думал, что уже собрал все невезение мира в Монако и в этот момент у тебя закончились тормоза в Раскасс на одной из самых культовых исторических Ferrari Формулы 1 в мире».
Предлагаем вашему вниманию несколько видеороликов по прошедшим заездам и результаты в различных классах. Для сравнения: лучшее время круга на сегодняшний день принадлежит Льюису Хэмилтону (2019) — 1:10,166.
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Era | R3A | 1934 | Марк Жилль | 2:00,103 |
2 | Maserati | 6CM/4CM 1 | 1936 | Антони Синополи | 2:06,447 |
3 | Frazer-Nash | Monoplace | 1935 | Патрик Блейкни-Эдвардс | 2:08,457 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Ferrari | 246 Dino | 1960 | Клаудиа Хуртген | 1:53,966 |
2 | Tec-Mec | F415 | 1959 | Тони Вуд | 1:53,986 |
3 | Maserati | 250F | 1954 | Гильермо Фьерро-Элета | 1:55,605 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Ferrari | 1512 | 1964 | Джозеф Коласакко | 1:49,029 |
2 | Cooper | T71/T73 (FORD) | 1964 | Кристофер Дрейк | 1:53,175 |
3 | Lotus | 1962 | Эндрю Бомон | 1:54,645 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Cooper-Jaguar | T38 (MK2) | 1955 | Фредерик Вейкман | 2:00,286 |
2 | Maserati | 300S | 1955 | Лукас Халуза | 2:00,249 |
3 | Maserati | 300S | 1957 | Гильермо Фьерро-Элета | 2:00,613 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | McLaren | M9A | 1971 | Стюарт Холл | 1:31,345 |
2 | Surtees | TS9 | 1971 | Майкл Лайонс | 1:34,011 |
3 | Matra | MS120C | 1971 | Джордан Грогор | 1:34,078 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | McLaren | M23 | 1973 | Стюарт Холл | 1:30,946 |
2 | Lotus | 76 | 1974 | Марко Вернер | 1:31,451 |
3 | McLaren | M26 | 1976 | Майкл Лайонс | 1:32,205 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Hesketh | 308E | 1977 | Майкл Лайонс | 1:32,311 |
2 | Tyrell | 10 | 1980 | Майкл Кантильон | 1:34,786 |
3 | Lotus | 78 | 1977 | Ли Моули | 1:35,335 |
Марка автомобиля | Модель автомобиля | Год выпуска | Пилот | Лучшее время круга | |
1 | Lotus | 87B | 1982 | Марко Вернер | 1:33,082 |
2 | Lotus | 92 | 1983 | Майкл Лайонс | 1:33,365 |
3 | Lotus | 88B | 1981 | Ник Падмор | 1:33,501 |
Все результаты можно посмотреть здесь.