Барселона, известная как техничная трасса, что в переводе означает скучные гонки с малочисленными обгонами, подарила нам в этом году феерическое шоу с неожиданным развитием событий и непредсказуемым финалом. Немалую роль в этом сыграли и сами пилоты: контакт Хэмилтона с Магнуссеном на первом круге, разворот Сайнса на втором, вылет Ферстаппена на девятом, сход Леклера на 27-м. И конечно, Расселл — мощный, быстрый и стабильный. Вновь вопреки всему финишировавший на подиуме.
Однако все это стало лишь звеньями в общей цепочке событий на Гран-при Испании.
Поскольку считается, что Барселона позволяет выявить все плюсы и минусы конструкции автомобилей и проверить их поведение под большинство трасс сезона, все команды традиционно привозят на автодром Барселона-Каталунья обновления. Так произошло и в этот раз: их привезли все, кроме Haas.
Гюнтер Штайнер сообщил, что они пока и так полностью не освоили машину, поэтому обновления подождут, и это никак не связано с нехваткой бюджета после разрыва контракта с «УралКалием».
Самыми ожидаемыми были новинки Mercedes. Многие говорили, что если их обновления в Испании не сработают, то сезон для Стрел можно считать потерянным. Основной интерес вызывала новая конфигурация днища, которая должна была снизить или полностью убрать дельфинирование, и у Mercedes это получилось.
Но главным скандалом стали обновления Aston Martin, так как в Барселону они привезли элементы, сделавшие их машину фактически точной копией Red Bull. Австрийцы ответили упаковками зеленых банок с газировкой по всему паддоку и обещанием подать в суд, чтобы разобраться с воровством интеллектуальной собственности. Интересно, что FIA сразу же сообщила, что они получили всю документацию Aston Martin еще осенью прошлого года, и их это удовлетворило. Зато это не удовлетворило Хельмута Марко, который заявил, что с недавних пор в Aston Martin работают сотрудники Red Bull, и они могли продать информацию. В общем, нас ожидают новые разбирательства.
Большие надежды возлагались на обновления Ferrari, ведь Скудерия пару последних Гран-при уступала Red Bull по темпу. Новые элементы сработали: Шарль Леклер был очень быстр в третьем сегменте и после суперкруга Макса Ферстаппена ответил мегакругом еще на 0,3 секунды быстрее. Правда, помог ему в этом сам Red Bull! На протяжении всего уикенда на машине Ферстаппена, получившей новинки для снижения веса, наблюдались проблемы с DRS, и вот как раз на последней попытке система вновь не сработала. Сумел бы Макс перебить время Шарля — теперь уже неизвестно.
Два Mercedes тоже успели побывать на верхней строчке в квалификации — в первой попытке второго сегмента, после чего на вторую попытку они уже не выезжали, а их времена были улучшены. Да, в финальном сегменте они заняли лишь четвертую и шестую строчку, а Джордж Расселл вновь переиграл напарника.
McLaren привезли в Испанию большое количество обновлений, но они, увы, не сработали так, как ожидалось. Дэн Риккардо показал лишь девятое время в квалификации, уступив и Магнуссену, и Боттасу. А вот Норрису в конце второго сегмента списали быстрый круг за нарушение границ трассы, и он вовсе вылетел из дальнейших заездов, уступив место Мику Шумахеру.
Это был первый раз для Haas начиная с 2019 года, когда они прошли в первый сегмент обеими машинами, и в боксах команды было ликование; однако гонка показала, что не все так радужно. После столкновения на первом круге с Льюисом Хэмилтоном Кевин Магнуссен также получил прокол, был вынужден заехать в боксы, что нарушило всю стратегию команды на гонку. В итоге лишь предпоследнее место и ноль очков. Мик Шумахер хорошо стартовал, поднявшись на шестую строчку, но затем растерял все позиции и закончил гонку 14-м. Понятно, что и машина проигрывает по темпу соперникам, и стратегия в этот раз была неудачной, а сам Мик все никак не освоится в Ф1, но даже на фоне Кевина Магнуссена, уволенного двумя годами ранее из Haas и вновь приглашенного, он выглядит довольно бледно.
Невозможно сразу построить идеальные машины по новому регламенту, и различные болезни будут еще долго вылезать, спровоцированные различными обстоятельствами. Большое влияние на это будут оказывать и ограничения бюджета, которые по-разному влияют на большие или маленькие команды. Крупные игроки вроде Mercedes, Red Bull или Ferrari привыкли работать без какой-либо нехватки средств и им сложно научиться считать деньги. Те коллективы, что поменьше, умеют экономить, но они уже вошли в этот год с определенными дефицитами, на восполнение которых уйдет много времени. Так что даже при равенстве бюджета есть те, кто оказывается в невыгодном положении, и есть те, кто справился лучше. Большое уважение вызывает Alfa Romeo, которая после провалов прошлых лет в этом году выглядит на удивление конкурентно.
Еще один конфликт в паддоке Формулы 1 связан с… математикой. После Гран-при Майами Ferrari подсчитали, что Red Bull с учетом всех своих обновлений должен был потратить уже порядка 75% отведенного бюджета. Маттиа Бинотто сообщил, что их специалисты ведут учет всех новинок всех команд и могут переложить их на язык долларов. Более того, Ferrari обещают, что передадут эти подсчеты FIA, чтобы те могли контролировать расходы в рамках обозначенных 140 млн долларов. По словам Бинотто, причина поздних обновлений у Ferrari лежит именно в ограничении бюджета, а не отсутствии возможностей, ведь если сейчас выбрать все деньги, то в конце сезона они могут остаться ни с чем. Он выразил надежду, что именно так произойдет у Red Bull. Хельмут Марко же возразил, что с учетом количества разбитых машин у Ferrari и они уже могли потратить все средства, обновления же Red Bull не столь значительны, просто намного эффективнее. Ждем дальнейших действий Ferrari. После результатов в Испании команде это пригодится.
В Барселоне на обновленной машине Макса Ферстаппена (в отличие от него Перес не получил особых обновлений) на протяжении всего уикенда наблюдались проблемы с системой DRS. Как объяснил доктор Марко, в этом нет никакой катастрофы, просто команда не успевает прорабатывать одновременно все технические аспекты. Неработающий DRS не помешал Ферстаппену одержать очередную победу, а Перес подкрепил это достижение вторым местом. В отличие от Леклера с четырьмя поулами в сезоне, у Ферстаппена — всего один, зато в Италии. Тем не менее из шести гонок он выиграл уже четыре, правда, еще в двух сошел. Кроме того, что Макс умеет сражаться до последнего и иногда вытаскивать, казалось бы, обреченные гонки, у него еще есть машина с лучшим гоночным темпом в пелотоне. Причем Переса это не касается, так как Red Bull не скрывает, что работает прежде всего на Макса, а уже потом на своего второго пилота, кем бы он ни был.
Смог бы в Испании победить Шарль Леклер? Вполне возможно, так как во всех сессиях, включая первую часть гонки, мы видели, насколько хороша была его Ferrari по темпу после привезенных обновлений. Но, к сожалению, наверняка мы этого уже не узнаем.
Многие болельщики осуждают командную тактику, но когда дело касается Red Bull — считается, что тут все в порядке вещей. Однако после Гран-при Испании Серхио Перес сообщил в своем интервью, что считает, что мог вполне выиграть гонку, и для него была выбрана менее правильная тактика.
В том числе, по словам Переса, когда команда попросила его уступить позицию Ферстаппену, ему обещали, что позже Макс ее вернет, однако этого так и не случилось. Пару кругов он был вынужден ехать за напарником, хотя и был быстрее.
Кристиан Хорнер же рассказал, что их пилоты были на разной тактике, и последний пит-стоп для Чеко был проведен, чтобы отобрать быстрый круг у Хэмилтона. Ну и поблагодарил Переса за командную игру.
Итоги Гран-при Испании для Ferrari весьма неутешительны. В гонке они упустили потенциальную победу после проблем с силовой установкой у Леклера, а Карлос Сайнс после разворота сумел финишировать лишь четвертым. Если бы не проблемы с системой охлаждения на Mercedes Хэмилтона, он и вовсе оказался бы пятым.
Происшедшее привело к тому, что не только Шарль Леклер потерял лидерство в личном зачете и теперь уступает Ферстаппену шесть очков, но и Scuderia Ferrari в Кубке конструкторов опустилась на второе место с отставанием в 26 очков от Red Bull. Это в некоторой степени играет на руку Mercedes, чье отставание от Ferrari после Испании сократилось на 13 баллов.
Что же произошло с мотором Шарля Леклера на 27-м круге, на данный момент неизвестно. Бинотто сообщил, что с этим будут разбираться на базе команды в Маранелло и потом вынесут вердикт. Но Леклер не единственный, кто сошел по причине силовой установки. Еще один мотор Ferrari отказал у Чжоу Гуанью, и произошло это всего двумя кругами позже. Было ли это совпадение или системная ошибка — узнаем позже.
Сразу два вылета в Барселоне были вызваны резкими порывами ветра. Сначала ветер испортил гонку Сайнсу, а затем и Ферстаппена вынес в гравий. Карлос Сайнс рассказал, что в итоге вылета он получил повреждения машины и не смог больше удерживать требуемый темп. Для Ферстаппена все закончилось благополучнее: он сумел вернуться в гонку лишь собрав немного гравия.
Главное, с чем справилась команда из Брекли — это дельфинирование. На то, чтобы понять причину и найти способ ее устранить, у Mercedes ушло пять Гран-при, но задачу они решили. После гонки Бинотто довольно презрительно высказался в адрес их обновлений, сообщив, что Стрелы продолжают проигрывать лидерам по 0,6–0,7 секунды с круга, однако еще раньше это объяснил Тото Вольфф. По словам Вольффа, им не имело смысла заниматься другими обновлениями или настройками, пока они не решат главную проблему. Теперь же руки у них развязаны. Сумеют ли они за неделю что-то изменить к Монако? Вероятно, но там мы можем этого и не заметить. А вот восьмой этап в Азербайджане будет уже показательным. В любом случае, Mercedes из борьбы за Кубок конструкторов списывать рано.
Внутри команды дела обстоят довольно неоднозначно. С одной стороны, Джордж Расселл постоянно превосходит своего семикратного напарника по результатам в гонках: 5:1, хотя по квалификациям у них счет равный. С другой стороны, не последнюю роль в этом играет и везение, которое Джордж, похоже, просто отобрал у Льюиса. Расселлу везет с машинами безопасности, его сторона гаража угадывает со стратегией, да и машина ведет себя надежнее. Он не боится рисковать, его борьба с Red Bull (правда, без DRS у Макса) заканчивается в его пользу, и вообще первые шесть Гран-при он выглядит предпочтительнее. Ждем, что покажет Льюис. В пользу того, что порох в пороховницах еще есть, говорит и его быстрое восхождение в Испании с 19-й позиции после столкновения с Магнуссеном на четвертую на последних кругах. Ну а проблемы с системой охлаждения двигателя опустили его перед финишем на строчку ниже.
Режиссеры трансляции обратили внимание на фразу Хэмилтона, что «лучше бы сойти и поберечь мотор», и многих болельщиков она возмутила. Но, помимо того, что она могла быть вырвана из контекста, важно и стратегическое мышление. Да, пилот должен бороться до финиша, но иногда выгоднее остановить машину и поберечь мотор, с которым под конец на самом деле были проблемы. А ведь ограничения по количеству элементов силовых установок и дальнейшие штрафы никто не отменял.
Pirelli привезли в Барселону три самых жестких комплекта резины, и связано это было как с абразивностью трассы, так и с высокими температурами воздуха и асфальта. Температура покрытия достигала +49С, и уже начиная с тренировок пилоты жаловались на крайне быструю деградацию резины.
Несмотря на это в своих прогнозах Pirelli предполагали, что наиболее эффективной станет стратегия двух пит-стопов, и во всех вариантах предлагали стартовать на медиуме. Интересно, что их рекомендациям последовал только один пилот — Льюис Хэмилтон. Все остальные выбрали для старта комплекты софт, но смогли проехать на них максимум 14 кругов (Валттери Боттас) и 17 кругов (Серхио Перес). Основное же окно пит-стопов пришлось на 10-11 круги.
Что же касается комплекта хард, то его использовал тоже только один гонщик — Кевин Магнуссен, который, по сути, совершил всего один пит-стоп в гонке на 29-м круге, не считая самого первого вынужденного после прокола во время инцидента. Однако эта стратегия не помогла ему на финише (17).
Верхушку результатов возглавили гонщики на трех пит-стопах, Серхио Перес отметил, что это оказалось эффективнее, а после финиша Фредерик Вассер и Гюнтер Штайнер говорили о том, что две остановки для смены резины привели к тому, что бороться под конец заезда с пилотами на более свежих шинах было невозможно. Валттери Боттас был вынужден пропустить Хэмилтона и Сайнса, Шумахер пропустил сразу несколько пилотов, Феттель — в том числе Юки Цуноду.
Для Фернандо Алонсо уикенд на домашней трассе состоял из взлетов и падений, так что его вполне можно окрестить «американскими» или «испанскими» горками.
После Гран-при Майами Фернандо обвинил стюардов и руководителя гонки в некомпетентности из-за второго пятисекундного штрафа, который он получил в Америке. Выяснилось, что стюарды даже не выслушали доводы команды и пилота, прежде чем назначить ему наказание. Однако в своем гневе Алонсо был не слишком мягок в выражениях, и в Испании оказался под разбирательством. Теперь ему может грозить намного более серьезное наказание за то, что дискредитировал официальных лиц.
Что же касается гоночной стороны дела, то и тут его ждали взлеты и падения. Во время пятничных практик у Alpine был отличный темп, и испанец легко попадал в Топ-10 результатов, а вот в квалификации дело не заладилось, и он выбыл уже в первом сегменте, показав 17-й результат.
Гонку Нандо начинал и вовсе с последнего места из-за штрафа за замену силовой установки. Казалось — все, уикенд потерян, но, стартовав 20-м, он сумел провести красивые обгоны, финишировать в Топ-9 и набрать два очка, стоило только «включить» настоящего Алонсо.
Для Alpine это был хороший уикенд: Эстебан Окон закончил день седьмым, а команда утвердилась на шестом месте, увеличив отрыв от Alpha Tauri.
Следующий Гран-при состоится 28-29 мая в Монако.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:37:20,475 | 190,108 | 3 |
2 | С. Перес | Red Bull | +13,072 | 189,684 | 3 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +32,27 | 189,043 | 3 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +45,208 | 188,648 | 3 |
5 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +54,534 | 188,350 | 3 |
6 | В. Боттас | Alfa Romeo | +59,976 | 188,176 | 2 |
7 | Э. Окон | Alpine | +75,397 | 187,686 | 3 |
8 | Л. Норрис | McLaren | +83,235 | 187,437 | 3 |
9 | Ф. Алонсо | Alpine | +1 круг | 187,008 | 3 |
10 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 186,886 | 3 |
11 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 186,377 | 2 |
12 | Д. Риккардо | McLaren | +1 круг | 185,963 | 3 |
13 | П. Гасли | AlphaTauri | +1 круг | 185,23 | 2 |
14 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 185,844 | 3 |
15 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 185,250 | 3 |
16 | Н. Латифи | Williams | +2 круга | 184,205 | 3 |
17 | К. Магнуссен | Haas | +2 круга | 183,947 | 2 |
18 | А. Албон | Williams | +2 круга | 182,615 | 4 |
Лучший круг: Серхио Перес (Red Bull Racing) — 1:24,108 (55-й круг, 200,099 км/ч).
Пилот дня: Льюис Хэмилтон.