После Гран-при Азербайджана одной из самых популярных тем было дельфинирование, которое в Баку достигло уже опасной частоты и амплитуд. Сразу несколько пилотов заявили, что это становится реальной угрозой здоровью и надо предпринимать меры по устранению эффекта. Это не только пилоты Mercedes. Среди них: Карлос Сайнс, Даниэль Риккардо, Пьер Гасли, Юки Цунода, Кевин Магнуссен, Мик Шумахер — цитаты которых регулярно появлялись в мировых СМИ.
Будучи одним из директоров GPDA — Grand Prix Drivers Association — Джордж Расселл выступил в поддержку гонщиков, заявив, что команды станут выступать против каких-либо инициатив FIA, которые могут привести к уменьшению эффекта дельфинирования и заодно к снижению скорости и производительности машин и выпадению из борьбы за высокие позиции в гонках. Расселл призвал FIA прислушаться к мнению гонщиков, которые не хотят потерять здоровье таким образом, а не мнению команд, рассчитывая, что с этим эффектом можно будет справиться всем вместе постепенно, хотя бы к концу сезона. Однако FIA решила сделать это незамедлительно.
Как следствие, накануне Гран-при была выпущена техническая директива 039 (она не была широко опубликована, поэтому о содержании известно только в пересказе), в которой сказано, что технические специалисты Федерации будут замерять различные показатели на машинах во время гонки, и в случае опасности для здоровья потребуют устранить проблемы, в том числе и за счет увеличения клиренса. Привлекаться к такой инспекции должны и медики.
Это встретило неприятие с самых разных сторон, так как было очевидно, что у FIA нет понимания, как бороться с этим эффектом, не выводя принудительно из сражения за титулы ту или иную команду. Более всего от эффекта страдают ближайшие соперники Red Bull — Ferrari и Mercedes. Но и для большинства других команд это так же означало бы потерю конкурентности. В итоге применение директивы было решено отложить на некоторый срок, пока в Федерации не разберутся с правильными шагами к ее реализации. Возможно, чего-то они смогут добиться уже к Сильверстоуну через две недели, но можно предположить, что над проблемой все же решат работать поступательно.
Многие заметили, что на протяжении этого сезона футболки и шлемы Себастьяна Феттеля стали похожи на своеобразную доску объявлений, где он привлекает внимание своих болельщиков к самым разнообразным проблемам — от спецоперации на Украине до огнеупорного белья, появляясь в трусах, надетых поверх комбинезона. На Гран-при Канады он появился во время тренировок и квалификации в специальном шлеме, требующем запретить разработку нефтеносных песков в Канаде, т. к. это губительно сказывается на лесах, под которыми они залегают. При этом соответствующие картинки располагались прямо под названием титульного спонсора команды арабской нефтяной компании Aramco.
Этот шлем вызвал неоднозначную реакцию как у болельщиков, так и у команд, организаторов Гран-при и даже правительства Канады, которое призвало Себа разобраться в проблеме, прежде чем делать какие-то заявления. Организаторы чемпионата сообщили, что Феттель «задевает правительства стран, выплачивающих крупные взносы за приезд Формулы 1, а также спонсоров (видимо, имелась в виду Aramco), в т. ч. и потенциальных».
В общем, в воскресенье Феттель вышел на старт уже в своем обычном шлеме, а на вопросы журналистов о причине этого отмалчивался.
Перед гонкой в Монреале было объявлено о продлении контракта с Австралией на проведение Гран-при в Мельбурне — вплоть до 2035 года. Такое долговременное продление — довольно необычный прецедент для Формулы 1, где традиционно контракты заключаются сроком на несколько лет. Хотя последнее время тенденция изменилась. Гран-при Бахрейна, где контракт продлен до 2036 года включительно, даже перебивает этот срок.
Контракт на Гран-при Катара истекает в 2032 году, Гран-при Майами и Канады — в 2031-м, а еще два арабских этапа — в Абу-Даби и Саудовской Аравии — будут проходить вплоть до 2030 года.
В этом году истекают сроки договоренностей с Мексикой, Монако, Бельгией, Францией и Австрией, и, похоже, что с большей частью из них продлевать договора не спешат. Более того, на прошлой неделе Стефано Доменикали дал интервью, в котором рассказал о новом проекте уличной трассы в Ницце, который назвал «потрясающим». Таким образом, если этому проекту будет дан ход, он сможет заменить собой сразу два этапа: на Поль Рикаре и в Монако — благодаря близости к обеим трассам и своей философии уличной гонки. Формула 1 собирает в своем календаре все больше и больше уличных трасс, в целом достаточно справедливо предполагая, что они привлекут больше зрителей и спонсоров, т. к. имеют удобную логистику. Тот факт, что гонки на них становятся малоинтересными, руководство чемпионата не слишком волнует.
Еще в начале года стало известно, что свой пост руководителя сегмента одноместных машин в FIA покинул Питер Бауэр. Бауэр занимался этим направлением долгие годы, и тот факт, что оно осталось без присмотра, вызывало некоторые опасения.
На прошлой неделе стало известно о новом назначении. Теперь новым спортивным директором Ф1 станет Франсуа Сикар, человек, известный как одна из ключевых фигур в создании Мировой Серии Рено и команды DAMS. Сикар — человек компетентный и уважаемый, так что это может стать очень удачным назначением.
Слухи о том, что Николас Латифи в этом сезоне закончит свои выступления в Формуле 1, становятся все более реальными. В этом году в Монреале он провел свой первый домашний Гран-при, несмотря на то что выступает в составе Williams уже третий год: в 2020 и 2021 году ГП Канады были отменены из-за ковида. Латифи даже сделал специальный шлем, на котором написал «Finally Eh!» (Наконец-то, эх!).
Но в паддоке Ф1 появилась информация, что уже во время уикенда в Великобритании будет объявлено о его замене: Williams категорически недовольны выступлениями своего пилота и его высокой аварийностью, и даже наличие у него поддерживающего бюджета не спасет от завершения карьеры. Ему на смену прочат чемпиона Формулы 2 2021 года, пилота программы Renault/Alpine Оскара Пиастри.
По контракту Alpine должны сделать предложение о дальнейшей карьере Оскару до конца июня 2022 года, однако свободного места в Формуле 1 в 2023 году у них не предвидится. В связи с этим Alpine отпустят австралийца в другую команду, но сохранят свой опцион на его дальнейшую карьеру.
Однако замена не должна произойти молниеносно: по уверениям руководства Williams, Латифи закончит этот сезон в составе команды.
После гонки в Баку выяснилось, что ДВС и турбина на машине Леклера не подлежат восстановлению, и в Канаде он получит новые элементы. Однако в субботу утром стало известно, что на его Ferrari необходимо поменять также блок контроля электроники. Поскольку в сезоне их разрешено использовать всего два, установка третьего должна была привести к штрафу в десять позиций на стартовой решетке.
В связи с этим Ferrari оказались перед выбором: менять полностью всю силовую установку в сборе, поставив четвертые штрафные элементы, и стартовать из хвоста пелотона — или отложить это на потом.
Ferrari приняли правильное решение и заменили полностью весь мотор, а Шарль Леклер стартовал с 19-го места: на 20-м оказался Юки Цунода, у которого тоже заменили элементы силовой установки.
Предполагалось, что в Канаде обгонять будет несложно, т. к. трасса изобилует прямиками, но этот прогноз оказался неверен.
После окончания квалификации толпа болельщиков устроила на трибунах нечто невероятное, скандируя имя Алонсо: ведь второй результат показал не кто иной, как 40-летний испанец!
На протяжении всех практик уикенда Алонсо демонстрировал высокие результаты (в том числе третье и пятое время), а в третьей дождевой тренировке и вовсе стал лучшим! Поскольку было заранее известно, что квалификация пройдет на мокром асфальте, болельщики Фернандо готовились порадоваться, но такого никто не ожидал.
Впрочем, Алонсо помогли. Леклер выехал на трассу только в первом сегменте, т. к. ему не было смысла сражаться за позиции из-за старта в хвосте пелотона, а Серхио Перес разбил машину во втором сегменте.После технических проблем также выбыл из второго сегмента и Ландо Норрис.
Пока в Q2 убирали под красными флагами машину Переса, дождь прекратился и асфальт понемногу начал подсыхать. Все перешли на промежуточную резину, появилась хоть какая-то траектория и сцепление, а времена стали улучшаться. Сюрпризом стали проход в третий сегмент обеих машин Haas, которые показали в итоге пятый и шестой результаты, и Чжоу Гуанью, сумевший переквалифицировать Валттери Боттаса.
Поул достался Максу Ферстаппену, но вот первый ряд с ним разделил Алонсо, а на второй поднялись Карлос Сайнс и Льюис Хэмилтон. Джордж Расселл рискнул поставить в последнюю попытку слики, но трасса была еще слишком мокрой, и его развернуло. В итоге он стартовал с восьмой позиции.
Даже по сравнению с Гран-при Монако Монреаль может поспорить за звание самой унылой гонки сезона. Несмотря на достаточное количество прямиков и медленных поворотов, обгоны в Канаде оказались весьма затруднительны даже для машин нового поколения и с использованием DRS.
Скучные «паровозы» вроде тех, где Шарль Леклер на Ferrari с новым двигателем и DRS почти 20 кругов не мог справиться с Эстебаном Оконом, или когда Карлос Сайнс также в зоне крыла и на более свежих шинах не мог пройти Ферстаппена, навевают желание выключить трансляцию, но надежда, что кто-то сломается или повиснет в Стене чемпионов, заставляет зрителей продолжать смотреть гонку.
Для Ferrari гонка изначально обещала быть сложной. Леклеру было нелегко прорываться из конца пелотона, а на то, что Карлос Сайнс сможет продуктивно противостоять Максу Ферстаппену, надежды было мало. Позитивным моментом стала низкая стартовая позиция Переса (в результате аварии он остался на 13-м месте на гриде), а также наличие Алонсо на первой линии поля, и некоторое время он и впрямь успешно держался позади Ферстаппена.
Восьмой круг подарил Ferrari неожиданную радость — сход одного из Red Bull (правда, не того, которого можно было желать) из-за проблем с коробкой передач и включение режима виртуальной машины безопасности.
Ферстаппен и Хэмилтон сразу же воспользовались этой возможностью для смены резины, а вот Сайнс и Алонсо этот шанс по воле команд упустили. И если в случае с Сайнсом это еще можно хоть как-то объяснить (вероятно, Ferrari предполагали, что он сможет сдерживать позади себя Ферстаппена, пока Леклер нагоняет голову пелотона), то вот в случае с Фернандо этот шаг малообъясним. На свежей резине испанец был бы намного более конкурентен.
Леклер был на другой тактике: он стартовал на харде, так что и второй режим VSC на 19-м круге был для него некстати. В этот раз из-за механических проблем сошел Мик Шумахер, которому вновь не повезло — он не смог превратить высокое место на гриде хоть в какие-то очки.
Вторым режимом VSC воспользовался и Сайнс, который выехал третьим, но довольно быстро справился с Алонсо и оказался позади Макса. Следующая рокировка в голове произошла на 43-м круге, когда Макс вновь заехал на пит-стоп, а на 49-м произошла авария Юки Цуноды, который вылетел в отбойники после выезда со своего пит-стопа. На онборде японца авария выглядела довольно непонятно — было ощущение, что на его машине нарушена связь между рулем и колесами, однако после гонки Цунода рассказал, что это была его ошибка на непрогретой резине, и извинился перед командой.
Выход реального автомобиля безопасности дал возможность заехать в боксы на короткий пит-стоп Сайнсу, но он все равно застрял позади Макса и на протяжении всей оставшейся гонки безуспешно пытался справиться с Red Bull.
Шарлю Леклеру пришлось менять резину под зелеными флагами. Этот факт в сочетании с некоторой заминкой с левым задним колесом привели к тому, что он выехал лишь 12-м, хотя до этого шел уже седьмым. И вновь форварду Ferrari пришлось прорываться наверх.
Интересно, что перед этим его на протяжении почти 20 кругов сдерживал Эстебан Окон на Alpine, и сколько Леклер ни пытался предпринять попытку обгона, у него ничего не получалось.
После того как на 54-м круге машина безопасности свернула на питлейн, Леклер уже вновь был седьмым — и снова позади двух Alpine. Можно было предположить, что и в этот раз обгоны не пройдут, но он довольно быстро прошел обоих пилотов французской команды и оказался пятым.
Впереди его ожидала следующая связка Рассела — Хэмилтона, но к этому моменту его комплект медиум начал терять свои свойства, и темп замедлился.
В итоге Шарль Леклер закончил гонку на пятом месте, минимизировав потери, но все равно проиграл Максу Ферстаппену 15 очков. Карлос Сайнс поставил лучший круг и уступил Ферстаппену шесть очков вместо семи, а из-за схода Переса Ferrari отыграли всего четыре очка в Кубке конструкторов.
…Только непонятно, как надолго.
Четвертый результат в квалификации у Хэмилтона стал продуктом схода Переса и штрафа Леклера, а также дождевых условий, которые более-менее выравнивают темп у машин. Но в гонке и Льюис, и Джордж были вполне конкурентны и способны на обгоны: на девятом круге Расселл уже был пятым после старта с восьмой позиции.
В Канаду команда привезла небольшие технические обновки, в основном по днищу у машин, и, похоже, это как-то сработало: даже на прямых было заметно, что они подскакивают намного меньше.
В итоге Хэмилтон завершил гонку на подиуме в семи секундах от Карлоса Сайнса, правда, тут свою роль в сокращении дистанции отставания сыграла и машина безопасности. Это первый подиум Льюиса после открывающего этапа в Бахрейне, где он также финишировал третьим.
Джордж Расселл вновь оказался в Топ-5. Теперь за девять этапов у него имеется три финиша на пятом месте, три — на четвертом и три — на третьем. Британец оправдывает свое звание мистера Стабильность.
Квалификация и первая треть гонки прошли более чем благополучно для обеих машин Alpine, однако уже в начале была допущена ошибка в стратегии пит-стопов у Фернандо Алонсо, а позже испанец и вовсе стал сильно отставать от соперников и сдавать позиции. После финиша стали известны причины этого. Оказывается, примерно после 20-г круга на машине Алонсо начались проблемы с аккумуляцией энергии, которой, по словам пилота, не хватало даже до конца прямой, и он начал терять по секунде с круга.
Под конец гонки Алонсо откатился со второго места на седьмое и на последних кругах оказался под атакой Валттери Боттаса. Защищаясь от него на прямых, Алонсо многократно менял траекторию, что запрещено правилами Формулы 1, за что и получил штраф в пять секунд.
После этого он опустился на девятое место, пропустив вперед обе Alfa Romeo, но в свете происходящего сообщил, что даже два очка за девятое место лучше ожидаемого схода.
«С невезением можно бороться», — заявил он в интервью после финиша, — «А вот с ненадежностью машины сложнее. Это является проблемой».
После Баку, где обе AlphaTauri были весьма быстры, а Пьер Гасли финишировал пятым, Канада показала, что это явление было временным. С самого начала у Пьера Гасли не было темпа: в квалификации он был 16-м, да и в гонке все круги испытывал проблемы. То же касалось и Цуноды, стартовавшего из хвоста пелотона.
А вот у McLaren наблюдалась чуть иная ситуация. Несмотря на технические проблемы у Ландо Норриса в квалификации, Даниэль Риккардо в этот раз прошел в третий сегмент и стартовал девятым. Но вот в гонке проблемы обоим пилотам создала команда, когда сначала механики не справились с колесом на пит-стопе Риккардо, а затем и вовсе перепутали колеса во время остановки Ландо Норриса.
Норрис добавил к проблемам пятисекундный штраф за превышение скорости на питлейне и откатился на 15-е место, Даниэль Риккардо также не попал в очки.
Пилотом дня по итогам Гран-при Канады стал Шарль Леклер — даже после того, как много кругов подряд не мог обогнать Окона. Но был и еще один гонщик, который явно заслуживал этого титула не меньше.
Чжоу Гуанью квалифицировался десятым и на протяжении всей гонки держался в Топ-10 пилотов, иногда поднимаясь до восьмого места. При этом он довольно легко сдерживал позади себя даже Даниэля Риккардо и предпринимал попытки атак на впередиидущих пилотов.
Пытаясь обогнать Лэнса Стролла, он даже взывал к командному мостику с просьбой дать ему дополнительной энергии, правда, в ответ получил забавную фразу «Ты делаешь хорошую работу», что означало — «отстань и езжай дальше».
Чжоу, на мой взгляд, один из самых недооцененных пилотов, который был быстрым и в младших сериях, и сейчас в свой первый сезон показывает неплохие результаты. Его называют «рентачем» за то, что Alfa Romeo в прошлом году сделали выбор в пользу его бюджета — но наличие поддержки никогда не влияло на качество пилотирования, а лишь помогало пробиться наверх. Здесь можно вспомнить даже Лауду, который попал в Формулу 1 благодаря деньгам, но поводов сравнивать себя с Лаудой Чжоу пока не дает.
Китайский пилот обладает сразу многими полезными качествами: он быстр, сообразителен, упорен, терпелив и готов учиться. Хорошо, что у него будет второй сезон в Ф1, он этого заслуживает.
★ В этом сезоне всего у трех пилотов не было ни одного схода в гонке: Расселла, Хэмилтона и Окона.
★ Ферстаппен, Перес, Леклер сошли по два раза.
★ Больше всего сходов было у Сайнса, Магнуссена, Шумахера и Чжоу (по три).
★ Как ни странно, у Латифи и Стролла в гонках всего по одному сходу.
★ При этом Николас Латифи расположен в турнирной таблице даже ниже Нико Хюлькенберга, который проехал всего две гонки...
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | Очки | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:36:21,757 | 190,075 | 2 | 25 |
2 | К. Сайнс | Ferrari | +0,993 | 190,043 | 2 | 19 |
3 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +7,006 | 189,845 | 2 | 15 |
4 | Д. Расселл | Mercedes | +12,313 | 189,671 | 2 | 12 |
5 | Ш. Леклер | Ferrari | +15,168 | 189,578 | 1 | 10 |
6 | Э. Окон | Alpine | +23,890 | 189,293 | 2 | 8 |
7 | В. Боттас | Alfa Romeo | +25,247 | 189,249 | 1 | 6 |
8 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +26,952 | 189,193 | 2 | 4 |
9 | Ф. Алонсо | Alpine | +29,945 | 189,096 | 2 | 2 |
10 | Л. Стролл | Aston Martin | +38,222 | 188,827 | 1 | 1 |
11 | Д. Риккардо | McLaren | +43,047 | 188,671 | 2 | 0 |
12 | С. Феттель | Aston Martin | +44,245 | 188,632 | 2 | 0 |
13 | А. Албон | Williams | +44,893 | 188,611 | 2 | 0 |
14 | П. Гасли | AlphaTauri | +45,183 | 188,601 | 2 | 0 |
15 | Л. Норрис | McLaren | +52,145 | 188,376 | 2 | 0 |
16 | Н. Латифи | Williams | +59,978 | 188,124 | 2 | 0 |
17 | К. Магнуссен | Haas | +68,80 | 187,860 | 1 | 0 |