Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Ралли «Сафари»: королевская гонка
29.06.2022 | 2703 просмотра

Ралли «Сафари»: королевская гонка

ОБЗОР
Автор: Алексей Сергеев
Фото: пресс-службы команд WRC
Источник: Дром
Африканский этап чемпионата мира по ралли — ралли «Сафари» — всегда стоял в календаре серии особняком. Здесь была самая трудная и протяженная трасса, а еще здесь на автомобили и шины гонщиков падала самая большая нагрузка. Но в начале нулевых гонка пропала из календаря WRC, чтобы вернуться лишь в прошлом году. И за пропущенные два десятка лет кенийское ралли ни на грамм« не изменилось и не стало легче. Только вот заводские команды, похоже, забыли об этом предупредить.

Ралли «Сафари» впервые было проведено аж в 1953 году. Причем оно называлось тогда ралли «Коронационное Сафари» и было посвящено коронации британской принцессы Елизаветы Александры Марии, которую мы знаем как царствующую королеву Великобритании и королевств Содружества Елизавету Вторую. Но не будем углубляться в дела монарших особ и вернемся непосредственно к гонке.

Через 20 лет после своего дебюта, в 1973 году ралли «Сафари» вошло в календарь только-только созданного чемпионата мира по ралли и продержалось в нем до 2002 года, затем последовал перерыв и в следующий раз кенийская гонка вернулась в WRC в прошлом году. И вот тут есть интересный статистический момент…

С 1973 по 2021 год ралли «Сафари» состоялось ровно 30 раз. И ровно 20 из этих трех десятков гонок были выиграны пилотами, которые рано или поздно становились чемпионами мира. И еще восемь побед одержали местные кенийские гонщики. Так что с большой долей вероятности победитель африканского этапа чемпионата мира по ралли либо уже является чемпионом, либо станет им. Ну или он кениец.

В этом году в заводских командах нет кенийских пилотов, поэтому все ждали нового кандидата в чемпионы — и дождались. Впрочем, имя победителя уже никого не удивило.

В 2022 году ралли «Сафари» находится практически на экваторе сезона — это шестой из 13 этапов чемпионата мира. В прошлом году оно также было шестым, но в календаре было на одну гонку меньше. Год назад после «Сафари» на счету Калле Рованперы не было ни одной победы и лишь одно второе место. В этом году финский пилот выиграл четыре этапа из шести и еще дважды финишировал в первой пятерке. Сомнений в том, что именно он является главным и пока что безоговорочным претендентом на титул чемпиона этого года, не осталось уже ни у кого.

При этом нельзя сказать, что Рованпера-младший был основным фаворитом гонки. На тестовом спецучастке он едва не перевернул свою Toyota GR Yaris Rally 1 в первом же повороте. А с началом основных спецучастков был отнюдь не на главных ролях — да еще и пробил колесо на первом же спецучастке. Но постепенно наращивал темп и в итоге к заключительному спецучастку первого дня вышел на первое место. И уже никому его не отдал до самого финиша.

Кстати, результаты спецучастков первого дня ралли также выглядят достаточно забавно с точки зрения статистики и теории о чемпионах. Из семи допов три выиграл восьмикратный чемпион мира по ралли Себастьен Ожье, один покорился девятикратному чемпиону мира Себастьену Лебу и еще три выиграл Калле Рованпера. Это ли ни почерк будущего чемпиона, а?

И да, вы правильно поняли — два легендарных француза вновь вернулись в чемпионат. Причем Леб выступал здесь еще в 2002 году и занял тогда пятое место. А теперь вопрос к любителям, скажем, Формулы 1. Много ли вы знаете примеров в современной Ф1, когда гонщик возвращается за руль после двадцатилетнего перерыва и на равных рубится с куда более молодыми соперниками? Не помните такого? А вот в ралли такое вполне возможно!

В первый день эльзасец успешно сражался за место в первой пятерке, но затем его подвел мотор и Себ-старший был вынужден сложить оружие. Во второй день он вновь вернулся в бой, правда, получив за пропущенные спецучастки штраф, отбросивший его на 28-е место. Все? Гонка закончилась? Ничего подобного, ведь это ралли «Сафари» — вечером в воскресенье на финише Леб был восьмым!

Очевидно, что такой взлет в таблице результатов не мог произойти без неприятностей, возникших у соперников. Угадайте с одного раза, какая заводская команда первой столкнулась с проблемами? Любой, кто следит за чемпионатом мира по ралли 2022 года, даст правильный ответ — конечно же «Hyundai Shell Mobis World Rally Team».

Уже на втором спецучастке рычаг переключения передач остался в руке у Отта Тянака. Эстонец не растерялся и продолжил движение, переключая передачи оставшимся огрызком рычага, но все равно это не могло не сказаться на скорости и итоговом результате — он потерял на этом более полуминуты. В перерыве между спецучастками Тянак соорудил новый рычаг, сделав его из гаечного ключа. Это позволило ему добраться до сервиса, где механики устранили поломку, и Отт бросился отыгрываться. Но в середине второго дня он был вынужден остановиться — причиной первого схода стал сломавшийся карданный вал. В заключительный день пилот «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» вновь вернулся в бой, но на предпоследнем спецучастке сошел уже окончательно — не выдержал усилитель руля.

Отт Тянак стал единственным представителем заводских команд, не сумевшим добраться до финиша. Однако из остальных десяти пилотов ровно половина закончила гонку, вернувшись в число участников после сходов в первый или во второй день.

Следующим неудачником после Тянака в первый день стал Гас Гринсмит. На четвертом спецучастке британец сперва застрял в песке (в так называемом феш-феше), затем пробил колесо и очень долго его менял — в общей сложности пилот «M-Sport Ford World Rally Team» потерял на этом более 13 минут. Ну и вместе с этим он потерял все шансы на хороший результат.

И на том же самом четвертом спецучастке возникли проблемы у целой группы быстрых пилотов. Пилот «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Себастьен Ожье и гонщик «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Тьерри Невилль финишировали с большим отставанием от показавшего лучшее время Калле Рованперы. Причина? Потеря мощности.

Но больше всех не повезло Себастьену Лебу. Он закончил четвертый спецучасток, а на дорожной секции из-под капота его Ford Puma Rally1 пошел дым. Экипаж потушил машину, но после этого двигатель отказался заводиться. Леб попробовал было доехать до сервиса на электромоторе, но не дотянул и был вынужден сойти. Уже на следующем спецучастке остановился еще один пилот «M-Sport Ford World Rally Team» Адриен Фурмо — причиной стала поломка в трансмиссии, а на седьмом допе сошел его товарищ по команде Крейг Брин. Вот так оперативненько гонщики «голубого овала» фактически самоустранились!

Поэтому ничего удивительного, что итоги первого дня выглядели столь по-азиатски — на первых семи позициях расположились пилоты Toyota и Hyundai: лидером был Калле Рованпера, а далее Элфин Эванс, Отт Тянак, Такамото Кацута, Тьерри Невилль, Себастьен Ожье и Оливер Сольберг. И лишь на восьмом месте — пилот Skoda Каетан Каетанович. Впрочем, он представлял уже зачет WRС2. Девятым день закончил американец Шон Джонстона, а замыкал десятку лучших единственный в мире «частник», выступающий на автомобиле Rally1, Журден Сердеридис. А уже после финиша дня стало известно, что судьи вернули Такамото Кацуте время, которое он потерял, застряв за Крейгом Брином. Это позволило японцу вернуться на второе место.

Второй день ралли «Сафари» прошел по совершенно иному сценарию, нежели день первый. Калле Рованпера и Себастьен Ожье, выигравшие в пятницу по три спецучастка, в субботу лишь по разу отметились лучшими временами. А Себастьен Леб и вовсе ни разу не смог показать первый результат.

Кто же извлек максимум выгоды из сложнейших условий второго дня ралли «Сафари»? Дело в том, что утреннее прохождение субботних спецучастков состоялось в сухих условиях, а днем пошел дождь и трасса из ралли-рейдовой превратилась практически в трофи-рейд.

На сухом покрытии лучше всех себя чувствовали Элфин Эванс и Тьерри Невилль — каждый выиграл по два спецучастка. А вот в дождевых условиях успешнее оказались как раз Калле Рованпера и Себастьен Ожье. Впрочем, можно сказать и так — успешнее оказались те, кто сумел как угодно дотащить свой автомобиль до финиша дня. А сделать это удалось далеко не всем. Адриен Фурмо пробил колесо и повредил заднюю левую подвеску. Вернувшись на трассу после замены колеса, француз еще и помешал своему товарищу по команде «M-Sport Ford World Rally Team» Крейгу Брину. Ирландец долго ехал в пыли автомобиля Фурмо, но в итоге все-таки смог его опередить. Их сокомандник Гас Гринсмит перевернул свою Ford Puma Rally1. Оставшись без лобового стекла, британец попробовал продолжить движение, но в итоге все равно оформил сход. Как, кстати, и Фурмо — починить подвеску в полевых условиях не удалось.

Отт Тянак также был вынужден сойти на десятом спецучастке из-за поломки карданного вала. Тремя допами позже список сошедших едва не пополнил Себастьен Леб — казалось, что прокол левого переднего колеса и поломка подвески являются достаточными основаниями для этого. Однако француз сумел каким-то образом восстановить работоспособность узлов подвески и продолжил движение.

К этому моменту новости с трассы доносились одна круче другой. Элфин Эванс и Тьерри Невилль врезаются в деревья — машины попросту не управляются в грязи. А Оливер Сольберг врезался в остановившуюся Hyundai его товарища по команде Тьерри Невилля — бельгиец к этому моменту уже сошел…

Во всей этой кутерьме лидер гонки Калле Рованпера сумел выйти сухим из воды (или из грязи?) и не просто закончил день лидером, но еще и существенно увеличил свой отрыв. По итогам второго дня финн опережал занимавшего второе место Элфина Эванса более чем на 40 секунд. Третьим субботний отрезок дистанции завершил Такамото Кацута, а четвертым — Себастьен Ожье. Всю первую четверку оккупировали пилоты «Toyota Gazoo Racing World Rally Team». На пятом и шестом местах оказались гонщики «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Тьерри Невилль и Оливер Сольберг — даже сход не помешал бельгийцу удержаться впереди шведа. А замкнули десятку лучших «частник» Журден Сердеридис, лидер зачета WRC2 Каетан Каетанович и… неудачник первого дня Себастьен Леб!

Заключительный день сразу начался с неприятностей. Оливер Сольберг заглох на трассе — его машина наглоталась феш-феша. Позднее Оливер смог заменить воздушный фильтр, запустить двигатель и продолжить движение, но к этому моменту организаторы уже успели отменить прохождение 14-го спецучастка. На том же допе на Toyota Такамото Кацуты потекла коробка передач. А дальше началась так называемая езда на доезд, когда все участники едут максимально осторожно и о борьбе можно забыть.

Впрочем, ралли «Сафари» и не думало становиться добрее к участникам. На втором прохождении отмененного утром спецучастка Оливер Сольберг вновь остановился из-за того, что его лобовое стекло засыпало песком, который подняла его собственная машина. Однако в этот же момент, как назло, отказали стеклоочистители и швед попросту ничего не видел. Ему помогли находившиеся на трассе фотографы, которые очистили лобовое стекло, и Сольберг смог поехать дальше. Ну а после завершения спецучастка из-за отказа усилителя руля гонку окончательно покинул Отт Тянак.

Предпоследний доп вновь был отмечен проблемами Сольберга — он ехал даже не в дорожном режиме, а в режиме «везу бабушку с рассадой на дачу». С 13 километров дистанции спецучастка Оливер проиграл показавшему лучшее время Себастьену Лебу почти шесть минут — и отдал французу восьмое место. К этому моменту Себ уже опередил Каетана Каетановича и шел девятым. А финальный спецучасток не внес изменений в лидирующей группе.

Победителем ралли «Сафари» 2022 года стал Калле Рованпера — африканский этап короновал финского принца на чемпионство? Вторым финишировал Элфин Эванс. Далее — Такамото Кацута и Себастьен Ожье. Да-да, четыре Toyota так и удержались на первых четырех позициях. Замкнул первую пятерку Тьерри Невилль. Крейг Брин стал шестым, оставив позади Журдена Сердеридиса, Себастьена Леба, Каетана Каетановича и Оливера Сольберга.

После тяжелейшего ралли «Сафари» участников чемпионата ждет ралли «Эстония» — гравийная гонка с совершенно иным характером. В прошлом году именно здесь Калле Рованпера одержал свою первую в карьере победу.

Но мы ни на что не намекаем. Или…?

Комментарии

Alex Sander
Самара
6 серия драмы "борьба с техникой вместо борьбы с трассой". Продолжение следует..
3
 
Ответить
Павел
Хабаровск
Вот тебе и проверка "железа" на стойкость)
1
 
Ответить
Тарас
А тойота снова подтвердила свое звание - "Королева Африки". Ещё б-групповая селика там побежала. Будучи откровенно медленней всех звёзд, вроде ауди, лянчи и пежо 205т16. Есть даже аниме про это ралли: Goddamn.
3
 
Ответить
Vladimirovich
Владивосток
Хотелось бы увидеть Мико Хирвонена сейчас в ралли, Солберга и Гронхольма.

"тойота делает вещи" (с)
2
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4313
РАЛЛИ УЖЕ НЕ ТОРТ ))
Заслуженный Папко всенародной игры Травиан...
 
7
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром