После марафона 2021 года с обилием лиазонов и минимумом бездорожья организаторы рисковали не набрать достойный кворум. Можно предположить, что так и возник перенос «Золота Кагана» с привычного апреля на знойный июль. Затем последовало объявление о системе скидок для участников прошлых лет. А еще была предпринята попытка собрать по аналогии с «Дакаром» исторический зачет «Легенда» для спортивных раритетов, но затея, к сожалению, не увенчалась успехом. В общем, реально сделали все, чтобы на гонку приехало как можно больше участников. Посмотрим, что из этого получилось.
Руководитель международного ралли «Шелковый путь» Владимир Чагин почти весь марафон был в центре внимания. Раздавая интервью в день проведения административных и технических проверок на территории Астраханского театра оперы и балета, Владимир Геннадьевич был сосредоточенным, но добродушным.
«Я рад, что в сегодняшнее непростое время эта гонка вообще состоялась! Тем более задействован десяток регионов, два из которых — Чеченская Республика и Республика Дагестан — впервые принимают ралли “Шелковый путь”. Прекрасно, что нам удалось подарить этот праздник спорта людям!», — сказал Чагин, общаясь с журналистами, и было видно, что он не лукавил.
Вместе с экипажами чисто российского класса «Рейд Спорт», а также с экстремалами на гражданских машинах, заявленными в новой категории «Гранд тур», к старту готовилось 80 экипажей, мотогонщиков и квадроциклистов из 20 стран мира. Наиболее интернациональным зачетом стал именно «Гранд тур», где кроме представителей КНР и Монголии на арендованных грузовиках КАМАЗ были участники из Афганистана, Израиля, Швейцарии и т. д. И хотя эти экипажи к спортивному зачету отношения не имели, свой гражданский маршрут они прошли четко в общем графике с караваном марафона.
Если общая дистанция марафона составляла под 4500 км, из которых 2800 — скоростные участки, то в рамках третьей из шести гонок чемпионата России трасса была скромнее — 756 километров, при этом на бездорожье приходилось 552 км. Первый день оргкомитет отвел полностью под бумажные процедуры, что у некоторых участников вызвало легкое недовольство. Многие прибыли в Астрахань чуть заранее и еще во вторник, 5 июля, провели тренировочные заезды, после них не терпелось приступить к основному гоночному меню. В любом случае первый скоростной участок ралли протяженностью чуть менее пяти километров участники промчали лишь 7 июля утром, то есть в четверг. А далее уже оставалась заключительная официальная процедура — проезд через стартовую арку — и в бой!
В борьбе за «Золото Кагана» стартовало 35 экипажей из России, Белоруссии и Туркменистана. Наиболее массовый зачет — Т3 (десять экипажей). Девять — в грузовом классе Т4, который разыгрывал первый этап чемпионата страны: четыре КАМАЗа, два МАЗа и три ГАЗона. В Т2 стартовало семь машин, в Т1 — пять. Наконец, в «Рейд Спорте» набралось четыре экипажа.
Полностью соответствуя реноме одного из самых трудных этапов ЧР, гонка в Астрахани еще до старта начала испытывать спортсменов на прочность. В частности, мотовездеход Никиты Мазепина, подготовленный командой Сергея Карякина, на 40-градусной жаре нещадно грелся. Механики несколько раз его перебрали, но проблема не исчезала.
Андрей Рудской с Андреем Рудницким на G-Force Proto NL Bars возглавили протокол первого этапа «Золота Кагана» и «Шелкового пути» и единственными вышли из четырех минут при прохождении СУ на берегу Волги.
Среди грузовиков лучшими стал экипаж Эдуарда Николаева. Алексей Черкесов и Андрей Самарин на мотовездеходе Maverick X3 XRS Turbo RR — первые среди «кибиток». В Т2 лучшее время у Антона Мельникова и Антона Николаева на TLC 200. А класс «Рейд Спорт» с ходу возглавили Евгений Суховенко и Кирилл Чапаев на ГАЗели Next.
Из 11 человек мотозачета, открывающего пролог, быстрейшим был квадроциклист Александр Максимов. А среди мотогонов лучшим стал Алексей Наумов.
Никите Мазепину и здесь не повезло — он стартовал с опозданием из-за того, что отключились навигационные приборы. В итоге на старт вышли с опозданием, и штурману Антону Власюку пришлось ориентироваться исключительно по дорожной книге.
Второй этап включал в себя 227 км степных дорожек с частой сменой курсов, невидимыми в жесткой траве колеями и другими изюминками астраханских ралли. Тут неудача с ходу постигла Maverick Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой, который замер на трассе сначала из-за поломки привода, а затем у него вышел из строя карданный вал. К финишу кое-как доковыляли, но, как трезво оценила ситуацию сама Анастасия Нифонтова — из-за огромного 16-часового штрафа экипаж проиграл сразу и «Золото Кагана», и «Шелковый путь».
Технические проблемы постигли и многих других: у Андрея Рудского вышел из строя подшипник раздаточной коробки, Niva Bronto Дмитрия Воронова и Евгения Загороднюка испытывала неполадки трансмиссии, Nissan Pathfinder Михаила Расторгуева засел в песке с поврежденными ШРУСами.
При этом точное и быстрое прохождение трассы продемонстрировали вместе с экипажами Дмитрия Черкесова — Владимира Простакова, а также его брата Алексея Черкесова с Андреем Самариным, машины питерского коллектива Nakusi Racing Team под управлением Армена Пузяна — Кирилла Шубина и Алексея Тузова с Максимом Плюхиным. Железо не ломалось, заблудиться не пришлось.
Третий день гонки готовил больше испытаний — 323 километра в окрестностях Астрахани с проездом легендарного бархана Большой брат. На данном этапе возникло недоразумение с заправкой машин Т3 на спецучастке.
Накануне на брифинге заместитель руководителя гонки Виктор Соколов пообещал, что будет достаточное количество топливораздаточных пистолетов, чтобы не собирать в степи «пробку» из мотовездеходов. По факту же спортсменов ждала единственная колонка, пистолет которой еще и нещадно травил высокооктановый бензин в разные стороны.
Впрочем, кадриль с заправкой «заслонила» яма на 71-м километре СУ, обозначенная двумя знаками опасности. Она была прописана в дорожной книге, и все сбрасывали перед ней скорость, но мало кто ожидал, что метров через 200 будет еще более глубокое препятствие, где, например, экипаж команды «ГАЗ Рейд Спорт», пилотируемый Евгением Суховенко, оторвал передний мост и на бивуак прибыл на эвакуаторе.
Алексей Кузьмич показывал бортовое видео, как в том же месте BMW полным ходом «воткнулся» столь грубо, что погнулась защита толщиной сантиметр. А сборной команде Туркменистана эта яма стоила куда более серьезных потерь. TLC 200 № 236 Сулеймана Аннамамедова и Парахата Гарлыева был травмирован так, что продолжить гонку не смог.
Третий этап в мотозачете повторил итоги предыдущего дня. Первый — Александр Максимов, второй Алексей Наумов, на третьей строчке промежуточных результатов — Евгений Тихонов.
Категория «Абсолют»:
1. Владимир Васильев/Алексей Кузьмич
2. Денис Кротов/Константин Жильцов
3. Армен Пузян/Кирилл Шубин
Командный зачет:
1. Ралли-рейдовая команда Московской области
2. «ГАЗ Рейд Спорт»
3. «УАЗ-Спорт»
Общий зачет (самый быстрый экипаж):
1. Владимир Васильев/Алексей Кузьмич
2. Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Иван Мальков
3. Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов
Все результаты можно посмотреть здесь.
Ощутимо поредевший до трех десятков машин караван гонки на следующий день отправился покорять скоростной участок из Астрахани в Грозный через Республику Дагестан. На трассе протяженностью 344 км почти все участники гонки насобирали разного рода неурядиц.
Анастасия Нифонтова с Екатериной Жадановой вновь «завернули» карданный вал. Пилотесса даже посетовала, что какой-то злопыхатель пожелал проблем по технике, но до финиша в этот день женский экипаж все же добрался.
При этом сразу два КАМАЗа — Андрея Каргинова и Сергея Куприянова — останавливались на трассе для продолжительного ремонта. Пилот экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто» Алексей Вишневский охарактеризовал четвертый СУ марафона так: «Сплошные ямы два знака продолжительностью весь спецучасток». МАЗы вообще в этой гонке столкнулись с ворохом проблем.
Лидерами стали Владимир Васильев и Алексей Кузьмич, поэтому они первыми отведали на финише в Чечне лепешки чепалгаш (с творогом и зеленью) и хингалш (с тыквой).
Триумфатор «Дакара» и прошлогоднего «Шелкового пути» Дмитрий Сотников рассказал об интересе местных жителей к гонке: «На спецучастке был мост, через который проходила трасса, так люди перекрыли этот мост. Нам пришлось посигналить, чтобы они разошлись и можно было проехать».
Кольцевой участок из Грозного в Грозный готовил почти 218 километров, из которых почти 100 км — песок. Да-да, он в нашей стране есть и в Чеченской Республике! «Здесь весьма разнообразный рельеф: чуть-чуть Астрахань, чуть-чуть Казахстан, а иногда даже Мавритания», — отметил пилот Андрей Рудской.
Учинили настоящее шоу Дмитрий Мордкович с Павлом Емелиным из команды «Maria Oparina Team». Они умудрились дважды перевернуть свой Maverick. Благо соперники оба раза помогли поставить машину на колеса.
Едва не перевернулась «Нива» команды LADA Sport ROSNEFT Raid — обломилась шаровая опора. Ремонт на трассе занял много времени, но зато автомобиль остался в гонке.
Столкнулся с техническими проблемами и Никита Мазепин, на его мотовездеходе оборвало поворотный кулак. Вячеслав Папуцкий, устраняя перегрев своей машины, обжег лицо и руку и, продолжая гонку в 40-градусной жаре с термическими ожогами, продемонстрировал фантастическую твердость характера!
Алексей Вишневский, Максим Новиков и Сергей Сачук прямо на дистанции были вынуждены менять вышедшую из строя турбину. Пилот грузовика команды «ГАЗ Рейд Спорт» Алексей Хлебов рассказал, что из-за жары всю дорогу обливал себя водой…
В Т3 на экваторе «Шелкового пути»-2022 наилучший результат у экипажа Армена Пузяна и Кирилла Шубина (Nakusi Racing Team). При этом после финиша СУ5 произошла настоящая сенсация — «сложили оружие» оба экипажа братьев Черкесовых! Вроде как из-за физических кондиций спортсменов. Неофициально же поговаривали, что пилоты бойкотировали некие судейские решения относительно времени заправки экипажей Т3. Так или иначе, гонка потеряла два очень сильных экипажа.
Марафонский этап из Грозного в Элисту начинался самым длинным спецучастком гонки в 485 км, а продолжился кольцевым этапом «Элиста — Элиста» (310 км). Но главное, что перемещение в Калмыкию сопровождалось сменой погоды на менее жаркую — местами даже прошел легкий дождь.
У лидера гонки не возникло особых проблем, разве что рулевое колесо открутилось прямо по ходу движения, но Владимир Васильев быстро справился с этой проблемой и его BMW X5 продолжил гонку.
Армен Пузян сказал, что после песчаных дорожек с многочисленными прыжками в этот раз в степи местами пришлось скользить. Андрей Рудской и Андрей Рудницкий все же оформили технический сход. Официальная причина — по семейным обстоятельствам, но, скорее всего, даже у самого стойкого бойца закончилось терпение и желание бороться из-за многочисленных технических проблем.
Продолжили собирать разные неприятности технического плана парни из экипажа Алексея Вишневского — на этот раз в их грузовике отломилось крепление кресла штурмана. У Сергея Вязовича в этот день взорвалось три колеса. Сказать, что лидер белорусской команды был возмущен — не сказать ничего. Правда, КАМАЗы тоже не обошлись без проблем — Андрею Каргинову пришлось ремонтировать отвалившийся амортизатор.
А вечером на бивуаке вместо привычной заботливой атмосферы с механиками и грузовиками технической поддержки спортсменов ожидало самостоятельное техобслуживание, мойка и заправка боевых «коней».
Вторая часть марафонского этапа тоже начиналась с дождя. В связи с этим мотозачет почти единогласно взял Joker — 100 часов дополнительного времени к зачетному результату в обмен на день отдыха.
И на этом отрезке МАЗы вновь испытывали колоссальные проблемы с колесами. Очевидно, им попалась какая-то некачественная партия шин — иного внятного объяснения такому невезению просто нет. Пробил колесо, заменил его, а затем еще и тушил разорванное раскаленное колесо экипаж Анастасии Нифонтовой.
А лидеров гонки Владимира Васильева и Алексея Кузьмича из-за поломки коробки передач почти 80 километров тянул до финиша КАМАЗ Андрея Каргинова. Как итог — к зачетному результату добавилось по полчаса за проезд каждого из двух контрольных створов (финиш и бивуак вход), и на первую строчку переместились Денис Кротов с Константином Жильцовым.
444 километра по пути из Элисты в Волгоград оказались омрачены для экипажа Эдуарда Николаева потерей амортизаторов и пробитым топливным баком. Солярка вытекла почти моментально. Правда, это никак не помогло белорусской команде — минчане вновь ремонтировались в степи.
На финише скоростного участка чуть было не загорелся Mini John Cooper Works Rally Дениса Кротова и Константина Жильцова. Чтобы автомобиль не вспыхнул, пришлось из пожарного рукава поливать траву, набившуюся в подкапотное пространство.
Анастасия Нифонтова рассказала, что в этот день ее сплошь окружали исключительно внимательные соперники-мужчины. Сначала их по-джентльменски пропустили вперед Армен Пузян и Кирилл Шубин. А затем Владислав Маликов и Станислав Кудинов позволили барышням с заправки уехать раньше себя.
Увы, мотозачет понес серьезную потерю — квадроциклист Александр Максимов упал на дистанции и был впоследствии госпитализирован.
Два заключительных этапа на длинных лиазонах класс Т3 получил распоряжение перемещать машины на прицепах, а не своим ходом. Это сильно облегчило экипажам «кибиток» прохождение финального отрезка марафона. Чего не скажешь о грузовиках.
На предпоследнем СУ протяженностью 314 км хлебнул воды МАЗ Алексея Вишневского. В брод через речку Бузулук отправили исключительно грузовики, всем остальным было предписано двигаться по ближайшему мосту. Белорусскому экипажу пришлось оформить сход.
По крышу накрывало водой гоночные ГАЗоны, а на КАМАЗе Андрея Каргинова разломившимся вентилятором пробило радиатор охлаждения. Эдуарду Николаеву пришлось тянуть 80 км до финиша лишь на четвертой передаче, остальные не включались из-за поломки КП. Впрочем, именно за КАМАЗом победа на СУ — ее оформил Дмитрий Сотников, окончательно застолбив своему экипажу право на четвертый триумф в ралли «Шелковый путь».
У мотовездеходов все относительно стабильно. Мазепин — Власюк — первые. За ними цепко следуют Пузян — Шубин, а Нифонтова — Жаданова хотя и штампуют одну за другой победы на этапах, к главным наградам гонки это их не приближает — слишком велик груз пенализаций за поломку на втором этапе.
Среди мотогонщиков победу одержал Алексей Наумов. Вторым финишировал Александр Гатиятулин, третим — Евгений Тихонов.
Ничто не предвещало беды на последнем, коротком (118 км) СУ «Липецк — Москва». Никита Мазепин после финиша марафона рассказал: «Сегодняшний этап был очень тяжелым, я переживал, мы проезжали четыре очень глубоких брода для багги».
Но обиднее всего было экипажу Владимира Васильева, BMW которого перевернулся на 23-м километре трассы! Обиднейший технический сход вновь выключил из борьбы лидера гонки. Уже на финише скоростного участка поздравления с победой в марафоне принимали Денис Кротов и Константин Жильцов. Это первая победа экипажа в «Silk Way Rally». Остальные результаты представлены в таблице.
Ралли-рейд «Т1 свыше 1000 км»
1. Денис Кротов/Константин Жильцов, Mini John Cooper Works Rally — 32:07:58
2. Александр Русанов/Евгений Павлов, GAZelle NEXT — +11:24:31
3. Евгений Суховенко/Кирилл Чапаев, GAZelle NEXT — +42:06:42
Ралли-рейд «Т2 свыше 1000 км»
1. Мердан Тойлыев/Шорхат Тойлыев, Nissan Patrol — 48:47:25
2. Шамырат Гурбанов/Мухамметмурат Гурбанов, Nissan Patrol — +0:07:47
3. Максатмырат Данатаров/Дидар Оразмедов, Nissan Patrol — +3:59:44
Ралли-рейд «Т3 свыше 1000 км»
1. Никита Мазепин/Антон Власюк, Can-Am Maverick Max XRS Turbo RR — 34:54:36
2. Армен Пузян/Кирилл Шубин, Can-Am Maverick XRS — +0:34:20
3. Сергей Карякин/Иван Безденежных, Can-Am Maverick XRS — +0:34:58
Ралли-рейд «Т4 свыше 1000 км»
1. Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов, КАМАЗ-43509 — 31:33:54
2. Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Богдан Каримов, КАМАЗ-43509 — +1:10:04
3. Сергей Вязович/Павел Гаранин/Виталий Мурылев, МАЗ 6440RR — +6:32:33
Ралли-рейд «Абсолютный свыше 1000 км»
1. Денис Кротов/Константин Жильцов, Mini John Cooper Works Rally — 32:07:58
2. Никита Мазепин/Антон Власюк, Can-Am Maverick Max XRS Turbo RR — +2:46:38
3. Армен Пузян/Кирилл Шубин, Can-Am Maverick XRS — +3:20:58
Ралли-рейд «Open»
1. Александр Голоушкин/Павел Русинов, Can-Am Maverick RR — 38:03:33
2. Владислав Маликов/Станислав Кудинов, Can-Am Maverick RR — +0:07:46
«Кросс кантри 450»
1. Алексей Наумов, KTM 450 Rally Replica — 137:02:57
«Эндуро квадроциклы»
1. Дмитрий Калинин, Can-Am Outlander Max XTP 1000 EFI — 156:48:21
«G-MOTO»
1. Олег Павленко, KTM 450 EXC — 145:51:27
Гранд тур «Дорогами Петра»
1. Павел Сорочинский/Петр Буйлов
2. Хоу Хуннин/Сень Шень/Роберт Аматыч
3. Петр Куприянов/Даниил Старостин