История класса гиперкаров началась порядка семи лет назад, когда в чемпионате мира по гонкам на выносливость стал назревать очередной кризис. Проблемы возникли с классом LMP1, который оказался слишком сложным, слишком дорогим и неинтересным с точки зрения рынка. Участники-производители стали покидать LMP1 один за другим. Первыми оттуда ушли Audi, и во многом это было связано с «Дизельгейтом» 2015–2016 годов.
Правда, перед этим, в 2014-м, в LMP1 произошло пополнение семейства в лице Porsche, но они провели в чемпионате всего четыре года и тоже ушли.
В 2015 году присоединившийся к программе Nissan провел лишь единственную гонку — «24 часа Ле-Мана», показал очень плохие времена, пытался доработать машину до конкурентного уровня, затем несколько раз переносил участие от этапа к этапу, но в итоге закрыл программу. Кстати сказать, за рулем одного из трех прототипов Nissan в тот год выступал владивостокский гонщик Марк Шульжицкий (мы рассказывали о том событии).
Кстати сказать, в 2014 году Nissan же показал электрический прототип Nissan ZEOD RC — автомобиль не только нетипичной формы, но и не имеющий боковых зеркал, их ему заменяла специальная камера заднего вида.
В «24 часах Ле-Мана» 2014 года, первой и единственной гонке ZEOD RC, прототип сошел с дистанции в самом начале гонки из-за отказа коробки передач. Тем не менее ему удалось достичь своей цели, разогнаться до скорости более 300 км/ч и пройти круг по трассе только на электроэнергии.
В результате из производителей осталась лишь Toyota, которая до сих пор бороздит просторы эндуранса, и несколько частных команд.
В 2018 году FIA совместно с ACO — Automobile Club de l'Ouest (Западный автомобильный клуб) запустила новый класс гоночных прототипов, который, по их расчетам, должен был стать привлекательным для производителей. Философия нового класса под названием «Гиперкары» должна была перекликаться с предыдущей историей Ле-Мана, когда на старт в топовом классе выходили гоночные версии дорожных машин. Сейчас это правило тоже предполагали соблюдать: гиперкары должны были выглядеть как нечто, похожее на привычный автомобиль, и иметь под собой основу из мелкой партии дорожных машин в количестве 25 штук.
Создаваемый класс и в самом деле вызвал интерес у многих производителей. На него отреагировали, например, в Peugeot, Ferrari и Aston Martin, высказал желание принять участие в гиперкарах и американский частный производитель Scuderia Cameron Glickenhaus.
Следующим и очень правильным шагом стало объединение технического регламента класса гиперкаров (LMH — Le Mans Hybrid) c классом LMDh (Le mans Daytona Hybrid) американского чемпионата IMSA. Сделано это было, чтобы и те и другие прототипы могли выступать как в Европе, так и в Америке.
Соглашение между ACO (организатором Ле-Мана) и американской гоночной ассоциацией IMSA было подписано в начале 2021 года.
Фактически речь о том, что был одобрен ряд поправок к техническому регламенту WEC, касающихся таких областей, как аэродинамика, размерность шин и настройки гибридных силовых установок. Сделано это было для минимизации разницы в производительности и скоростных возможностях заокеанской и европейской техники. Если новый класс Hypercar, уже в этом сезоне появившийся в WEC, предполагает определенную свободу инженерного творчества, позволяя экспериментировать с компоновкой силовых установок и модернизировать шасси, то в американском чемпионате более жесткий подход. Тем не менее IMSA и ACO разработали общие требования, предполагающие, что команды смогут выбирать шасси одного из четырех предписанных поставщиков и далее заниматься их доводкой, строя на их базе свои машины. Таким образом, гибридные гиперкары Toyota, Peugeot, Ferrari и других производителей, выступающих в чемпионате мира по гонкам на выносливость, с 2023 года смогут участвовать в американской серии IMSA, в частности, они будут допущены до таких классических соревнований, как «24 часа Дайтоны», «12 часов Себринга» и других.
Дебют класса гиперкаров был запланирован на 2021 год, и, действительно, к Ле-Ману он насчитывал пять участников — две Toyota команды Toyota Gazoo Racing, два Glickenhaus и еще один Alpine Matmut. Не густо, но хоть что-то. К сожалению, к тому моменту стало понятно, что Валькирии, например, уже не дождаться: новый владелец бренда Aston Martin Лоуренс Стролл закрыл проект гиперкара и WEC, хотя он был уже фактически готов. Кстати, именно ради Valkyrie FIA даже меняли технический регламент (вес и производительность), но впустую.
Планировал выставить свой гиперкар и Koenigsegg, предсказав отличную гоночную судьбу для модели Jesko. Проблема заключалась только в том, что у автомобиля не было гибридной силовой установки. Генерального директора и учредителя бренда Кристиана фон Кенигзегга это не смутило: как вариант, он рассматривал сотрудничество с гоночной командой или производителем силовых установок, но и этому проекту было не суждено сбыться.
В целом же ACO и FIA согласились даже подогнать свой регламент под параметры платформы LMDh, которая стала преемником предыдущего класса американских прототипов Dpi. Это касалось прежде всего веса (1030 кг), мощности (500 кВт) и аэродинамического регламента. Для прототипов обоих классов устанавливался общий BoP (баланс производительности) и выравнивалось время круга.
Класс LMDh по стоимости получается намного дешевле гиперкаров, т. к. у него в базе лежит технология LMP2, но европейцы предпочли пойти своим путем. Хотя и в их случае экономия налицо: специалисты подсчитали, что стоимость машин топового класса в WEC снизилась практически в десять (!) раз — с 200 млн долларов (максимум) за прототипы LMP1 до 20 млн долларов за гиперкары. К сожалению, чтобы сохранить класс и чемпионат, ACO и FIA выбрали путь упрощения, а снижение стоимости, безусловно, сказалось и на технологиях, и на итоговой скорости, которая упала в среднем на 8–10 секунд с круга. Одной из причин тому стала регламентированная мощность силовой установки не выше 680 л.с.
Зато стали появляться и новые имена — в том числе и благодаря IMSA, интерес к которой проявляли не только американские бренды вроде Cadillac, но и европейские, например, BMW.
Вот список производителей, так или иначе уже заявивших о своем будущем выступлении в классе гиперкаров:
1. Acura
2. BMW
3. ByKolles
4. Cadillac
5. Ferrari
6. Glickenhaus
7. Peugeot
8. Porsche
9. Toyota
2022 год стал годом гиперкаров. В начале июня свою презентацию провели BMW, несколькими днями спустя новый гиперкар выкатили в Cadillac, тизер машины показали Ferrari. В конце июня Porsche провели тесты и показали «живую» машину на фестивале скорости в Гудвуде и обещали принять участие уже в последнем этапе WEC 2022 года в Бахрейне.
Но дальше всех пошли в Peugeot. Еще год назад они представили свой Peugeot 9x8 — гиперкар для участия в гонках, а в этом — уже впервые вышли на старт соревнования. Это событие состоялось в прошедшие выходные на этапе WEC «6 часов Монцы».
Этого события ждали все, кто увлечен автоспортом. Peugeot построили не совсем обычный прототип без заднего крыла, однако от французского бренда ожидали многого, ведь они уже выступали ранее в классе LMP1 (по 2011 год включительно) и трижды одерживали победы в Ле-Мане.
Однако в этот раз уверенности у новых Peugeot 9x8 не было, и оба выставленных на гонку автомобиля были далеки от борьбы с лидерами. Похоже, французы поторопились и выставили на гонку еще сырые прототипы, у которых периодически случались технические отказы. Даже в квалификации на одном из 9х8 отказала электроника. В целом же, когда они ехали, то делали это довольно быстро. Так, например, вторая машина показала в квалификации пятое время, уступив обладателю поул-позиции менее двух секунд.
В гонке все было несколько хуже. Мало того что оба Peugeot отставали по гоночному темпу, они еще оказались весьма ненадежными. Один из автомобилей сломался через полчаса после старта, второй проехал 169 кругов из 194 у лидера.
Однако дело сделано, и французы не унывают. В отличие от других брендов у них есть достаточный запас по времени в этом году, чтобы довести машины до ума, и в 2023-м стать полноценными конкурентами победителям.
В первых числах июня Acura поделились первыми фотографиями прототипа ARX-06, который будет представлен в категории LMDh чемпионата IMSA начиная с 2023 года.
В основу положено шасси ORECA, одно из четырех, разрешенных регламентом. Японский производитель предполагает принимать участие также и в чемпионате WEC. Представители команды рассказали, что для испытания в аэродинамической трубе создавали масштабные модели (как в Формуле 1), после чего совместно с Honda Performance Development продолжали работу над автомобилем.
Предполагается, что гиперкар выйдет на старт также в 2023 году.
6 июня 2022 года мир увидел будущий гиперкар от BMW, заявленный в класс LMDh.
Изначально в планах компании было использовать двигатель от купе M8 GTE, но он оказался слишком габаритным и тяжелым (230 кг). В итоге BMW решили взять V8 P66, использовавшийся в том же DTM в 2017-2018 годах, который был дополнен турбонаддувом.
Предполагается, что первые тесты пройдут в июле, а впервые на трассу в боевом режиме машина выйдет в «24 часах Дайтоны»-2023.
Частная австрийская гоночная команда ByKolles Racing еще в 2020 году подтвердила свои планы выступать в классе гиперкаров в чемпионате FIA WEC и от них пока не отступает.
По информации из команды, их гиперкар, на данный момент носящий название PMC Project LMH, представят прежде всего в гоночной версии в соответствии с требованиями регламента чемпионата. Однако будут созданы также дорожная версия с гибридной силовой установкой и на биотопливе, а также так называемый «трек-тул» — машина, предназначенная для трек-дней.
10 июня свой новый гоночный прототип показал Cadillac.
Американский бренд также изначально разрабатывал автомобиль для участия в IMSA в категории LMDh. Называться он будет GTP — Grand Touring Prototype. Однако в планах Cadillac есть и FIA WEC. Последний раз они выступали в «24 часах Ле-Мана» в 2002 году.
Cadillac GTP станет заменой текущего прототипа DPi-VR. Прототип построен подразделением Cadillac Racing and Design на шасси Dallara (одном из четырех, официально разрешенных). ДВС разработан с нуля, а больше ничего про силовую установку пока неизвестно, кроме того, что ее мощность будет соответствовать регламентированным 680 л.с.
Дебют прототипа также состоится в Дайтоне в 2023 году, после чего команда приедет и в Ле-Ман.
Cadillac уже прошел обкатку на трассе, как и следующий наш фигурант.
В начале июля в Маранелло Ferrari представили прототип гиперкара, который создавался с прицелом на участие в сотом гоночном марафоне «24 часа Ле-Мана» и на полный сезон чемпионата мира по эндурансу в 2023 году.
«Это очень волнующий момент, которого с нетерпением ждут как люди, работавшие над этим проектом, так и поклонники Ferrari», — сказал Антонелло Колетта, глава Ferrari Attività Sportive GT. «Возможность прикоснуться к результатам многих месяцев работы, планирования и моделирования дает нам новую энергию и мотивацию. Мы гордимся тем, чего достигли, и хотя маскировочная ливрея во время испытаний скрывает объемы и стиль автомобиля, я думаю, что в нем несомненно можно узнать Ferrari».
Коллета заявил также, что заявил, что «когда Ferrari участвует в гонках, Ferrari делает всю машину целиком».
Официальное видео с обкатки прототипа:
По сообщению бренда, кульминацией для них станут именно «24 часа Ле-Мана», которые в следующем году пройдут в 100-й раз. А затем программа продолжится интенсивным развитием, в котором примут участие заводские пилоты GT Ferrari Competizioni.
Два гиперкара частного производителя Scuderia Cameron Glickenhaus выходят на старты в этом сезоне: № 708 и № 709. Основной машиной является именно № 708, которым управляет экипаж в составе Оливье Пла, Ромена Дюма, Райана Бриско и Луи Дерани.
Glickenhaus 007 LMH оснащен турбодвигателем V8 объемом 3,5 литра, разработанным компанией «Pipo Moteurs» во Франции. В остальном гиперкар был построен на заводе «Podium Advanced Technologies» в Италии.
В прошлом сезоне производитель завоевал третье место в классе, в этом сезоне ситуация пока не изменилась.
Больше подробностей об этих гиперкарах и о Джеймсе Гликенхаусе вы можете прочитать в нашем материале.
Кстати, на фото вы видите 007 как в красном, так и в небесно-голубом цвете. Изначально машина была именно красной, но после того, как Porsche представили свой прототип в красной ливрее, Гликенхаус перекрасил свои машины.
В конце июня на британском фестивале Festival of Speed в Гудвуде Porsche официально представили свой новый прототип 963 LMDh. Его название было выбрано в качестве дани уважения 962-й модели. Двигатель — 4,6 литровый V8 с двойным турбонаддувом от дорожного гиперкара 918, дополненный стандартизированной гибридной системой. Суммарная мощность на выходе — 680 л.с.
Машина была представлена под брендом гоночной команды Porsche Penske Motorsport, которая выведет автомобиль на трек. Известны уже и имена пилотов: это Кевин Эстре, Майкл Кристенсен, Андре Лоттерер, Лоуренс Вантор, Мэтт Кэмпбелл, Матье Жамине, Фелипе Наср и Дейн Кэмерон.
Однако в отличие от BMW или Cadillac Porsche заявили о своих намерениях принять участие уже в заключительном этапе FIA WEC 2022 года, который состоится в Бахрейне. Таким образом, машина пройдет боевую обкатку перед тем как полноценно дебютировать в Дайтоне.
Про Toyota напишем для порядка, поскольку эти автомобили уже второй сезон выступают в чемпионате по эндурансу и новыми не являются.
Чисто визуально GR010 HYBRID очень похож на предыдущий прототип LMP1, но на деле отличается от него, и прежде всего двигателем: сейчас это V6 объемом 3,5 литра. Гибридная установка срабатывает лишь при достижении скорости 120 км/ч и замещает часть мощности ДВС. Были полностью заменены тормозная система и шасси, перенастроена подвеска. Все это сделано в соответствии с новым регламентом.
На данный момент лидером в чемпионате FIA WEC является именно Toyota. На втором месте Alpine, на третьем — Glickenhaus.
Сюрприз! Вдобавок к названным восьми нашелся еще один производитель, который намеревается выставить машину для гонок в классе суперкаров. Это итальянская Isotta Fraschini.
Они немного отстают от остальных производителей, но, по сообщениям европейских СМИ, уже начали строительство своего первого гиперкара и планируют принять участие в гонках не позже 2024 года. В проекте участвуют Williams Advanced Engineering, занимающиеся аэродинамикой гиперкара, шасси строят в Michelotto Automobili, который работают с гоночными Ferrari, а силовой установкой занялась немецкая компания, название которой не разглашается.
Интересно, что проект гоночного гиперкара появился на фоне общей тенденции к возрождению бренда, история которого насчитывает уже более 120 лет. Теперь под прежним брендом планируют выпускать электромобили.
В списке тех машин, что сейчас выходят на старты в классе гиперкаров, нет Alpine. К сожалению, похоже, что они уходят из топового класса, но остаются в чемпионате в категории LMP2.