Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Ралли «Финляндия»: когда проигрыш важнее победы
11.08.2022 | 3747 просмотров

Ралли «Финляндия»: когда проигрыш важнее победы

ОБЗОР
Автор: Алексей Сергеев
Фото: пресс-службы команд WRC
Источник: Дром
Чуть больше года назад 20-летний Калле Рованпера одержал свою первую победу в чемпионате мира по ралли — это произошло на июльском ралли «Эстония». На дворе 2022 год и Калле является лидером сезона — и не просто лидером, а единственным кандидатом на чемпионское звание. Вот это прогресс! Вы же понимаете, кто был главным претендентом на победу в Финляндии в этом году? Ошибиться было сложно.

Тем не менее Калле проиграл свой домашний этап. Однако это не означает, что вот сейчас-то соперники сумели подобрать нужные козыри и наконец-то Рованпера был бит. Причин для поражения лидера чемпионата было две. Для начала, в стартовый день гонки он открывал прохождение спецучастков для остальных экипажей, теряя на этом время. А во-вторых, его собственные товарищи по заводской команде «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Эсапекка Лаппи, Элфин Эванс и Такамото Кацута вместо того, чтобы навязать бой возглавившему гонку Отту Тянаку из заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team», принялись совершать ошибки и терять время.

Вот так и получилось: к финишу первого дня эстонец сумел создать отрыв, отыграть который не удалось никому из соперников. Впрочем, эта победа Тянака фактически оказалась на руку все тому же Калле Рованпере! Как такое возможно? Давайте разберемся.

Перед началом финского этапа чемпионата мира по ралли Калле Рованпера лидировал в серии. Вторым же шел пилот заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Тьерри Невилль. Третью позицию занимал товарищ Рованперы по заводской команде «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Элфин Эванс, а четвертую — еще один пилот Hyundai Отт Тянак. Идеальное сочетание для любых серьезных гоночных коллективов — два представителя команд бьются за первое место, еще двое — за третье. И самое главное, что нет никакой внутрикомандной борьбы, которая может привести к скандалам, конфликтам и инцидентам на трассе.

Но вот прошло ралли «Финляндия» и ситуация в корне изменилась. Теперь после двух третей сезона Отт Тянак со 104 очками занимает второе место, а его сокомандник Тьерри Невилль набрал 103 очка и идет третьим. А у руководства заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» сейчас будет болеть голова — на кого же сделать ставку в последней трети сезона? И это сложнейший вопрос, ведь оба пилота одинаково… не очень хорошо проводят 2022 год.

На счету эстонца в этом году есть хотя бы две победы — для чемпиона мира 2019 года это звучит достаточно обидно, но факт есть факт. Бельгиец же вообще не выигрывал на этапах WRC с октября прошлого года и лишь дважды в этом сезоне поднимался на подиум. Но у него хотя бы нет сходов — которых у Тянака два. И куда с таким набором бороться против Рованперы-младшего с его пятью победами, одним вторым местом и двумя финишами в первой пятерке — да еще и без единого схода?

Вот так и получается, что против набранных после ралли «Финляндия» Калле Рованперой 198 очков Тянак и Невилль с их 104 и 103 очками соответственно пока что нечего противопоставить, и им скорее придется сражаться друг с другом, а также с преследующими их Элфином Эвансом и Такамото Кацутой (они набрали на сегодня 94 и 81 очко). Нет, не о таком развитии событий мечтали в «Hyundai Shell Mobis World Rally Team». Теперь им придется думать о том, как сделать так, чтобы Отт и Тьерри не поссорились, ведь из-за этого Рованпера может оторваться еще дальше.

А теперь давайте посмотрим, как же Отту Тянаку и его штурману Мартину Ярвеойе удалось одержать победу на финском этапе чемпионата мира по ралли — первую для Hyundai за всю историю выступлений в WRC автомобилей этой марки.

Но начнем в этот раз не с рассказа о боевых допах, а с тестового спецучастка — так называемого шейкдауна. Потому что именно здесь разбились надежды российских болельщиков на очередной хороший результат фаворитов зачета WRC2 Николая Грязина и Константина Александрова.

Выступление россиян в Финляндии еще до старта было омрачено откровенно хамским официальным заявлением представителя титульного спонсора гонки — компании «Secto Automotive». В нем говорилось о том, что для компании ситуация с участием русских (так указано в пресс-релизе) в финском этапе чемпионата мира является «крайне неловкой». Далее — прямая цитата: «Мнение Secto таково: русским экипажам нельзя разрешать выступать в Финляндии. Если бы у нас было влияние в этом вопросе, мы бы им воспользовались. Логотипа Secto не будет на автомобилях российских экипажей».

И это правда — на автомобиле Грязина отсутствовал обязательный логотип титульного спонсора. Не было его и на еще одной машине — пилотом которой был россиянин Виталий Антонов.

Впрочем, добраться до старта гонки Николаю Грязину и Константину Александрову так и не удалось — на тестовом спецучастке их Skoda Fabia R5 перевернулась — по слухам, перегрузки в момент аварии превысили 11G. В результате был поврежден каркас безопасности и об участии в ралли им пришлось забыть. Перевернулся и Виталий Антонов — лидировавший в зачете RC5 гонщик сошел в конце второго дня. Так что титульный спонсор, наверное, в итоге успокоился…

Гонка же стартовала своим чередом. Ралли началось с короткого четырехкилометрового зрительского спецучастка «Harju 1». Для поклонников ралли с многолетним опытом нет необходимости объяснять, насколько важным являлось это событие. А вот для начинающих любителей WRC расскажем. Дело в том, что этот доп имеет, пожалуй, самую непростую судьбу среди всех спецучастков, которые когда-либо проводились в рамках этапов чемпионата мира по ралли. В эпоху великой группы Б в конце восьмидесятых годов спецучасток «Harju» был настоящей визитной карточкой финского этапа чемпионата мира по ралли — тогда гонка носила название Ралли «1000 озер».

Но после запрета группы Б в конце 1986 года доп «Harju» претерпел изменения и стал длиннее, что привело к нескольким громким происшествиям. В 1987 году финн Лассе Лампи врезался в дерево и с тех пор оно носит его имя. А тремя годами позже будущий чемпион мира по ралли Дидье Ориоль также не избежал контакта с «деревом Лампи». Но самая большая трагедия произошла в 1996 году — на открывавшем гонку допе «Harju» с трассы прямо в толпу зрителей вылетела Mitsubishi Рихарда Карстена. Тогда один человек погиб и 36 получили ранения. А доп на долгие 18 лет оказался под запретом и вернулся в программу чемпионата мира по ралли лишь в 2014 году.

К счастью, в этом году спецучасток «Harju 1» прошел без проблем, и именно здесь свою единственную победу одержал экипаж Тьерри Невилля и Мартина Видаге. Да, в Финляндии бельгийцу хронически не везет, чем он и аргументировал свой низкий темп — за девять прошлых выступлений он лишь однажды взошел на подиум. Но если Тьерри всерьез хочет бороться за титул чемпиона, то ему придется как-то справляться с судьбой-злодейкой.

Пока же ему было нечем особенно похвастать — из 22 спецучастков он выиграл один, один раз финишировал вторым и четыре раза третьим. Для сравнения — его товарищ по заводской команде «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Отт Тянак выиграл семь спецучастков.

Собственно, уже на втором допе эстонец и одержал первую победу, которая позволила ему выйти в лидеры гонки. И уже до самого финиша никто не смог сместить Тянака с первого места. Да, Отт был быстр. Из восьми пятничных допов он выиграл три, четыре раз был вторым и один раз третьим. Мог ли кто-то навязать ему борьбу? Конечно же мог — и даже должен был. Но этого не случилось.

Помимо Тянака победами в первый день гонки отметились также гонщики заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Эсапекка Лаппи и Такамото Кацута. Но вместе с этим они оба наломали достаточно дров. И финн, и японец жаловались на сцепление с трассой и в результате — по их собственным словам — были слишком медленны для того, чтобы догнать лидера ралли.

Лидер чемпионата Калле Рованпера закончил пятницу четвертым в 21 секунде позади Тянака. И даже он понимал, что догнать Отта, скорее всего, будет невозможно. Так оно и получилось.

В субботу и воскресенье Калле атаковал изо всех сил — из 12 оставшихся спецучастков он выиграл девять, при этом дважды показав абсолютно одинаковое время с Тянаком. Еще трижды Рованпера был вторым. Это едва ли не идеальный результат. Но этого было мало. Да, финн сумел опередить всех остальных соперников и занял второе место, но на финише его все-таки отделяли от эстонца 6,8 секунды.

Победами на спецучастках в два последних дня ралли «Финляндия» отметились также Эсапекка Лаппи и Элфин Эванс — да, ни один из пилотов заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team» в этот раз не блистал. Но даже победы финна и британца не помогли им в сражении с Рованперой — тот без проблем обошел своих сокомандников.

Справедливости ради заметим, что и Лаппи, и Эванс не смогли избежать серьезных проблем. Элфин в конце второго дня повредил подвеску и лишь каким-то чудом сумел в полевых условиях починить автомобиль. А Эсапекка на предпоследнем спецучастке гонки сделал «крышу» в три оборота! В результате на заключительном допе он и его штурман Янне Ферм были вынуждены ехать в защитных очках — разбитое лобовое стекло пришлось демонтировать. И с учетом этого третье место Лаппи и четвертое для Элфина — весьма неплохо.

Чего не скажешь о занявшем пятое место Тьерри Невилле. Ведь он-то проехал гонку без происшествий, но все равно проиграл тем, кто имел очень серьезные проблемы.

Такамото Кацута — шестой, и это лучший результат японца в этой гонке. Гас Гринсмит финишировал седьмым, став первым среди гонщиков «M-Sport Ford World Rally Team». Занявший восьмое место в абсолютном зачете Эмиль Линдхольм также одержал победу в зачете WRC2. Ему удалось оставить позади Яри Хуттунена и Эгона Каура.

А вот кому не позавидуешь, так это Оливеру Сольбергу. В Финляндии отпрыск чемпиона мира по ралли 2003 года Петтера Сольберга в очередной раз попал в аварию. Таким образом, в шести прошедших этапах этого года, которые шведский пилот провел за рулем автомобиля Rally1, он без каких-либо приключений, проблем, сложностей и с хорошим результатом закончил… лишь одну гонку — ралли «Швеция»! В итоге на данный момент Оливер занимает 14-е место в личном зачете чемпионата мира, и это худший результат среди всех заводских пилотов. Для сравнения — Дани Сордо, с которым Сольберг-младший в этом году выступает в составе «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» попеременно, проехал лишь две гонки. При этом испанец оба раза финишировал на подиуме и занимает девятое место в чемпионате.

Но хуже всего — сухая статистика выступлений Оливера Сольберга. Есть такой суровый параметр — процент количества сходов к количеству стартов. Для сравнения — один из самых известных «крэшеров» в мире ралли Колин МакРей имел за свою карьеру в чемпионате мира по ралли 41 процент сходов. Россиянин Евгений Новиков, которого некоторые недоброжелатели считали не самым успешным финишером, за годы выступлений в чемпионате мира имеет 35 процентов сходов. Отец Оливера Петтер Сольберг — всего-навсего 25 процентов.

Если же брать ныне действующих участников WRC, то наименьший процент сходов имеет лидер сезона Калле Рованпера — всего восемь с половиной. А наибольший — Такамото Кацута, у которого за карьеру набран 21 процент (впрочем, в этом году японец едет безукоризненно, он финишировал во всех восьми этапах и набрал очки в каждой гонке). Но «наибольший среди действующих» — это без учета Сольберга-младшего: на данный момент он имеет 45,8 процента сходов! Сорок пять и восемь!

Для тех, кто читает этот текст, данный параметр — просто самый большой процент. А вот для руководителей заводских команд это повод призадуматься о дальнейшей судьбе молодого пилота. В сервис-парке финского этапа уже вовсю ходили слухи о том, что Сольберга прямо по ходу сезона заменят на финна Теему Сунинена, который выступает в чемпионате WRC2 за заводскую команду «Hyundai Motorsport N». А в таких случаях слухи возникают не просто так — дыма без огня не бывает.

Ну что же, подведем итог? Отт Тянак стал победителем ралли «Финляндия». А Калле Рованпера…

В 2021 году он стал самым юным победителем этапа чемпионата мира по ралли за всю его историю. А в этом году может стать самым юным чемпионом мира по ралли. Кто и как сможет помешать ему сделать это — не знает никто.

Комментарии

19984308
Не фанат ралли, но написано хорошо. Автор пишите ещё. Где вообще можно приобщиться? Есть русскоязычные кабельные каналы?
16
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2626
19984308
Не фанат ралли, но написано хорошо. Автор пишите ещё. Где вообще можно приобщиться? Есть русскоязычные кабельные каналы?
Я,тут смотрю,правда перевод украинский,но в принципе всё понятно. https://www.youtube.com/watch?...
6
2
Ответить
    
Казань
Сообщений: 42822
«Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Фигасе, имя команды,
оно даже длиннее чем имя некоторых предков моего кота в его родословной.
Кіт давня та недоторканна тварина.
Мой отзыв: Toyota Corolla Levin 1994
9
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2626
19984308
Не фанат ралли, но написано хорошо. Автор пишите ещё. Где вообще можно приобщиться? Есть русскоязычные кабельные каналы?
Вот, вышел обзор ралли Финляндия. https://www.youtube.com/watch?...
1
1
Ответить
 
Сообщений: 212
19984308
Не фанат ралли, но написано хорошо. Автор пишите ещё. Где вообще можно приобщиться? Есть русскоязычные кабельные каналы?
С русскоязычным телевизором плохо. А так приобщаться можно через телеграм, например: есть телеграм-каналы Rallyzone и Rallyinfo. В Vk есть сообщество "Be on Edge": во время гонок они транслируют прямой эфир со спецучастков, иногда дают свои комментарии русскоязычным голосом (в помощь местному комментатору придан профессиональный штурман Дмитрий Чумак, который дает интересную инфу иногда).
4
 
Ответить
17653144
А можно еще про ралликросс.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром