Клим Гаврилов — питерский автогонщик, построивший свою карьеру в кузовных гонках и выступавший как в РСКГ, так и в европейских сериях. В 2019 году в составе российской сборной он одержал победу в категории автомобилей TCR на FIA Motorsport Games среди действительно сильнейших соперников и, пожалуй, стал тем, благодаря кому российская сборная взяла золотые медали.
Почти пять лет, начиная с середины 2016-го, когда ему самому еще было 16, Клим выступал в РСКГ. Начал с класса «Туринг-лайт», где уже во второй своей гонке в серии взял бронзу, а затем переключился на класс «Туринг», проходивший также в международном зачете TCR Russia, и на его гонки — стремительные, рискованные и очень красивые — всегда можно смотреть с исключительным удовольствием. Своего лучшего результата в РСКГ (TCR Russia) он добился в 2020 году — стал вторым по итогам сезона, проиграв лишь многократному победителю российских чемпионатов Кириллу Ладыгину 28 очков, и неизвестно еще, кто бы стал чемпионом, не пропусти Клим полностью первый этап.
В 2018-м и 2019 году он впервые выступил в европейском туринге — серии TCR Europe, параллельно выходя на старты РСКГ. За эти два года Клим провел несколько ознакомительных этапов, 2020-й пропустил вообще, а в прошлом сезоне полностью переключился на TCR Europe — сначала выступал на Audi RS3 LMS TCR при поддержке питерской команды VRC (Voronov Rally Center), а затем на последнем этапе сезона пересел на Cupra Leon Competición TCR нового поколения команды Volcano Motorsport. И сразу же на сдвоенном этапе на автодроме Барселона-Каталунья Клим одержал победу.
Интересно, что Клим и в Европе выступает с российскими гоночными коллективами. Это касается как его участия в FIA Motorsport Games и первого периода в TCR Europe, где вся техническая нагрузка легла на плечи команды братьев Вороновых, так и текущего сезона в TCR, потому что владельцем команды Volcano Motorsport является наш соотечественник Евгений Леонов, также выступающий в чемпионате вместе с Климом. Команда Volcano Motorsport пришла в TCR Europe в 2020 году, проведя несколько пробных этапов, и 2021-й стал первым полноценным для нее сезоном. Кстати сказать, первоначально партнером Леонова на трассе был Микель Аскона, который в прошлом году выиграл для команды титул в личном зачете. По итогам года в командном зачете Volcano Motorsport стали третьими.
В этом году на последнем перед летней паузой этапе, прошедшем на немецком Норисринге, Клим вновь поднялся на вторую ступень пьедестала, перед этим взяв серебро во второй гонке сезона на автодроме Поль Рикар. Сейчас он занимает четвертое место в личном зачете, лишь два очка уступая еще одному своему напарнику по команде Исидро Кальехасу. Также его отделяет всего восемь очков от текущего обладателя второй позиции в личном зачете Джоша Файлса. Лидер зачет Франко Джиролами ведет с отрывом в 80 очков.
А еще на недавно прошедшем ралли «Выборг» вместе с командой VRС Клим выиграл все спецучастки, кроме первого — выступая на Lada Kalina 1119 в классе 1600N.
— Давай начнем с кольцевых гонок: ты уже четвертый год участвуешь в серии TCR. В конце прошлого сезона ты стал выступать за команду Volcano Motorsport и сменил Audi на Cupra — почему? Причина — только не слишком высокие результаты или что-то еще?
— В Европе очень мало тренировок перед этапом, всего две сессии по 30 минут перед квалификацией. Очень важно собрать максимум информации по настройкам и давлению. В прошлом году я ехал один, и это было почти нереально. В этом году нас трое, и благодаря этому ошибок по настройкам гораздо меньше, всегда можно посоветоваться с инженерами, чтобы избежать движений в неправильном направлении. В прошлом году я проехал с Volcano последний этап в Барселоне и остался доволен машиной. Затем мы начали переговоры с командой по поводу сезона-2022 и после обсуждения всех нюансов пришли к подходящим условиям.
— Как ты оцениваешь в целом уровень серии и состав пилотов? Есть ли какая-то программа максимум на сезон?
— Уровень пилотов в принципе очень высокий, а машины с близкими характеристиками производительности позволяют соревноваться не столько в технике, сколько в мастерстве. К тому же в этом году все еще сложнее, чем в прошлом, так как многие пилоты пересели на автомобили нового поколения. Как таковой программы максимум не было. Я считаю неправильным ставить задачу именно выиграть гонку или сезон, так как автоспорт временами очень непредсказуем, и далеко не все зависит только от пилота. Надо стараться провести по максимуму любое соревнование, но, конечно, выиграть я хочу каждое из них.
— Как прошли обе гонки на Норисринге? Какие ключевые моменты ты можешь отметить?
— Обе гонки были непростыми. Норисринг очень требователен к тормозам, по ощущениям именно в этом мы уступали конкурентам. В первой гонке у меня вышел не очень хороший старт, и я застрял за Джеком Янгом. Темп у меня был выше, но этого все равно не хватало, чтобы его обогнать. Да и сама трасса в принципе необгонная…
Во второй гонке за мной ехал Франко Джиролами, и в начале у него было больше зацепа, за счет этого он смог без особых проблем перекрестить траекторию на выходе из последнего поворота и выйти вперед. Дальше я сдерживал Файлса всю гонку. Так я финишировал на второй позиции.
— Насколько вообще предсказуемо и ожидаемо в целом складывались для тебя первые четыре этапа?
— Я не загадываю наперед, поэтому сложно сказать, что они прошли как-то непредсказуемо или, наоборот, ожидаемо.
— Есть ли какая-то главная особенность, которая характеризует TCR Europe, например, по сравнению с TCR Russia, в котором ты выступал?
— По сравнению с TCR Russia тут главная особенность — борьба за техническое преимущество. Здесь постоянно что-то придумывают, очень быстро омологируют и сразу начинают использовать. До России эти новинки доходят, к сожалению, намного позже.
— Есть ли какие-то спонсоры? Меня интересует прежде всего привлекательность российских гонщиков, показывающих высокие результаты.
— В начале этого года мы фактически приняли решение отказаться от участия в TCR Europe в предстоящем сезоне в связи с логистическими трудностями. Резко подорожали перелеты, да и рейсов было очень мало. Но Евгений Леонов предложил очень выгодные условия. Так что могу сказать, что моим спонсором в этом году является команда Volcano в лице Евгения.
— Каково вообще в этом году быть русским спортсменом в европейских гонках?
— Никаких проблем с этим нет. Автоспорт как будто находится в другом мире.
— А в России ты выступаешь — или планируешь в будущем?
— Да. Как раз в тот же уикенд, когда на «Игоре Драйв» в воскресенье проходила четырехчасовая гонка REC, в пятницу и субботу перед этим я ехал ралли «Выборг» на Lada Kalina, которую также обслуживала команда VRC.
— Ралли? Неожиданно! Почему вдруг выбор другой дисциплины, а не выступление в российском кольце, например?
— Если бы какая-то команда пригласила меня принять участие, я бы не отказался, конечно. Но это большие бюджеты. А что касается ралли, то здесь я решил начать с «младших» классов и сел за руль Lada Kalina 1119 в классе 1600N, чтобы познакомиться с дисциплиной. Ну и ралли «Выборг» было уже не первым моим выступлением: перед этим я проехал ралли «Яккима» (восьмой этап Кубка России и второй этап Кубка Карелии — ред.), а штурманом там у меня был сам Дмитрий Воронов. К сожалению, тогда техническая проблема (на третьем СУ) не позволила нам бороться за высокие позиции по итогам ралли, но на нескольких допах я все равно был быстрейшим в своем классе, скорость была.
Похожая ситуация получилась и на ралли «Выборг», где всю картину испортили проблемы на первом СУ, где мы проиграли лидеру почти восемь минут. И даже тот факт, что все остальные допы мы выиграли, не исправил ситуацию: в итоговом протоколе мы оказались лишь пятыми.
— А у выступлений в ралли есть какое-то будущее?
— Скорее всего, да, есть. Не все зависит только от меня. Если ситуация будет позволять выступать в кольцевых гонках в Европе, то ралли отойдет немного на второй план, но в другом случае для меня это очень интересный вариант.
— Если взять всю твою — уже весьма внушительную — гоночную карьеру, какой момент был самым ярким или самым счастливым?
— Победа на FIA Motorsport Games. Если в хронологическом порядке, то сначала моя, а затем и всей нашей сборной.