Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Главный «кот» Российского кольца
22.09.2022 | 1268 просмотров

Главный «кот» Российского кольца

ТЕХНИКА
Автор: Мария Мельникова
Фото автора, из архива DK Racing и РСКГ
Источник: Дром
Прозвище «кот» автомобили Shortcut российского производства получили практически с первых дней как вышли на гоночные трассы — в 2017 году. В 2018-м провели первый полноценный гоночный сезон и за пять лет они стали настолько популярны, что появились и новые модели. Подводим небольшой итог первых пяти лет отечественного бренда.

Пять лет тому назад мы уже публиковали подробный тест-драйв этого автомобиля, больше всего похожего на Caterham 7, но за это время утекло много воды и кое-что изменилось и в машинах. Но самое интересное, что за это время Шорткаты не только образовали фактически монокласс в российских кольцевых гонках, но и стали самым массовым брендом в современной отечественной автоспортивной истории.

Сейчас Шорткат — это полноценный серийный гоночный спортпрототип, который производят в соответствии с техническими требованиями класса Спортпрототип CN. И судя по тому, как быстро развивается производство и сколько заказов на эти машины поступает, на данный момент это самый успешный российский проект.

Чтобы не быть голословным, мы решили собрать воедино краткую информацию об основных современных гоночных машинах отечественного производства. И результат нас удивил: их совсем не мало!

Начнем с кольцевых гонок

Legends Evo (Legends Evolution) — если коротко, то это наша разработка на базе американских гоночных машин Legends, которую «проапгрейдили» в России в компании Artline Engineering и сделали из довольно неуклюжего, хотя и веселого автомобиля — не менее веселый, но вполне себе «трек-тул» — «трековый инструмент». В РСКГ в классе «Спортпрототип CN» они по скорости превосходят всех остальных участников (а это обычные Легенды, Митджеты и те самые Шорткаты), но по количеству пока даже не набирают на зачет. 

Если коротко, то вот, что изменилось у Легенд Эво по сравнению с обычными Легендами: они получили мотор с электронным впрыском, подрулевые «лепестки», заднюю передачу и нормальную подвеску с регулируемыми амортизаторами — то, чего нет у обычных Легенд, где стоит задняя балка. Довольно бюджетный класс, но дороже и сложнее, чем Шорткаты.

Легенда Эво

BR03новый прототип от BR Engineering и SMP Racing. Этот автомобиль совсем недавно запущен в производство, и на данный момент мы видели только две такие машины, которые выступают в Russian Endurance Challenge. На двух этапах у них не было никаких технических проблем, это полноценный и красивый гоночный автомобиль, который планируется под отдельный монокласс. Но, во-первых, их сейчас еще очень мало и они довольно сложны в производстве, а во-вторых, их стоимость в разы выше Шорткатов. Соответственно, и стоимость запчастей и элементов тоже несоизмеримо выше.

BR03

Lada (Granta, Vesta) — это заводские автомобили, и они, конечно, вне конкуренции. Причем как заводские машины они производятся сразу для нескольких классов современного отечественного кольца. Сейчас Lada могут выступать и в S1600, и в Туринг-Лайте, и в Супер-продакшн, и в Туринге. В их «фабричности» есть как плюсы, так и минусы. Плюсы, конечно, в том, что налажено их производство и есть запчасти, минусы — зависимость от завода. Это сроки, стоимость, ну и все другие проблемы, которые из этого вытекают.

Отечественная классика. Решили вынести их за рамки, обозначающие современные Lada, так как они существуют как отдельный класс классики. И помимо «Жигулей» нельзя забывать про «Москвичи» и «Волги». Классических отечественных автомобилей сейчас подготовили для кольцевых гонок очень много, но из-за разночтения в регламенте разных серий могут быть некоторые проблемы в определении гоночного класса. Минус в том, что каждый строит их сам: готовый кит-кар купить невозможно. Плюс — прежде всего стоимость автомобиля и его подготовки и обслуживания, ну и многие просто любят отечественную классику.

Старт гонки «24 часа Московской классики» 2021 на Moscow Raceway

Aori. Наверное, не самое оправданное включение в текст, но так или иначе Mazda Aori была построена на базе MX-5 российской командой в лице Олега Кесельмана и Mazda Sport Academy. Более того, большинство машин «живы и здоровы» и принимают участие в гонках. Часть едет в любительском кольце, а часть даже участвуют в российском ралли, в том числе и в этом сезоне.

Есть и другие кольцевые автомобили российского производства, но они либо созданы в единичном экземпляре — как прототип Fenix Игоря Ермилина, либо же их даже мелкосерийность — вопрос отдаленного будущего, как в случае с Marussia GT того же Ермилина. Тем не менее мы видим эти автомобили на стартах российского кольца, так что вполне можем включить их в список.

Ралли-рейды

Пробежимся коротко по списку.

В ралли-рейдах КАМАЗы вне конкуренции, на «Шелковом пути» их даже сдавали в аренду желающим — и несколько команд воспользовались этим предложением. В том числе экипаж из Китая. Такой опыт бесценен — как в прямом, так и в переносном смысле, ибо аренда на гонку стоила как два Шортката во владение.

Прототипы G-Force Бориса Гадасина. Вот про них мы писали очень подробно. Прочитать можно здесь. Борис строит именно ралли-рейдовые прототипы категорий Т1 и Т3. Они продаются или сдаются в аренду.

Гоночный прототип G-Force Бориса Гадасина

Snag Racing. Сергей Карякин также занимается постройкой мотовездеходов класса Т3 — но под заказ. Опыта у его команды достаточно, а при желании они могут предоставить штурмана и организовать тренировки.

F-Motorsport и Эдуард Мымрин. Буква F в названии появилась от названия подмосковного города Фрязино, где организовано собственное производство внедорожной техники — багги, которые могут использоваться как в удовольствие, так и на соревнованиях.

Lada. Куда уж без Лады. Речь в данном случае идет о Ниве «Дакар», которая проехала в этом году знаменитый марафон. АВТОВАЗ планирует производство таких рейдовых машин.

Ралли

Думали, имеет смысл ли смысл выводить АВТОВАЗ отдельной строкой и здесь, но решили, что имеет, так как в российском ралли не просто участвуют машины отечественного производства, а проводился отдельный зачет Lada Rally Cup. Здесь участвовали Granta, Granta New, Kalina II и Kalina NFR. К сожалению, в этом году соревнование поставлено на паузу.

На базе DK Racing

Список довольно внушительный, но поскольку мы говорим сейчас все же про шоссейно-кольцевые автогонки, вернемся к Шорткатам.

Сейчас их уже произведено более 60 экземпляров. Но самое важное это даже не количество построенных машин, а то, с каким удовольствием ими пользуются владельцы.

В этом сезоне есть как минимум три серии, где всегда собирается много представителей семьи Шорткатов. Помимо четырех этапов в классе Спортпрототип CN официального кольцевого чемпионата РСКГ это еще четырехэтапный Russian Endurance Challenge, а также пятиэтапный Classic Touring Cup.

При этом в РСКГ Спортпрототип CN — один из самых массовых классов и совершенно точно самый массовый монокласс, что делает его очень интересным для соревнования. На каждом этапе РСКГ на старт выходило порядка 20 одинаковых машин, и рубились они за победу очень серьезно. Если еще пару лет назад за рулем у них выступали начинающие гонщики, то сейчас они набрались опыта, натренировались и показывают красивую и чистую борьбу.

Вообще, если говорить про отечественный кольцевой автоспорт, то в наших условиях основные шансы выжить есть у отечественной классики и… Шорткатов. Причина — в стоимости и массовости.

Подробнее обо всем этом мы поговорили с директором по маркетингу компании DK Racing, производящей автомобили Shortcut, Ильей Кириенко.

Илья Кириенко

Про машины

«Если говорить о клиентской базе, из 60 произведенных и проданных за все время машин как минимум 40 готовы выходить на старт соревнований уровня РСКГ и REC. То есть пилоты имеют лицензии и желание участвовать, а машины — полностью оборудованы всем, что РАФ требует в плане безопасности. Эти 40 участников и есть основная “спортивная” обойма. Все 40 на старт еще не выходили — в первую очередь из-за разницы в графиках пилотов.

Еще 20 автомобилей кастомизированы так, что могут быть допущены на трассу только в рамках трек-дней, либо их владельцы пока не планируют участвовать в очных гонках. Например, машина Сергея Ларина сделана в стиле городского Кейтерема и не имеет омологированного каркаса, зато принимала участие в заездах на рекорд скорости и часто экспонируется на автомобильных мероприятиях.

В кольцевых автогонках сейчас мы единственный действительно массовый монокласс среди автомобилей российского производства. И единственный вариант собрать гоночный автомобиль своими руками. Из кит-каров клиенты собрали уже более 20 боевых Шорткатов».

Кастомизированный шорткат Сергея Ларина — на базе DK Racing и во время рекордных заездов

Характеристики Shortcut:

Длина — 3250 мм, ширина — 1598 мм, высота — 1200 мм, колесная база — 2265 мм, топливный бак — 40 л. Кованые колесные диски несут шины размерностью 185/60 R14, диаметр тормозных дисков — 266 и 239 мм (спереди/сзади). Есть регулировка тормозного баланса из салона.

Вес: 495 кг «железа» и всего 570-620 кг полностью заправленного всеми жидкостями автомобиля с пилотом. 

Российское-не российское

Офис и база в Горках-2

«Производство локализовано максимально. 70% компонентов и узлов производим сами и закупаем у российских производителей. Так, например, пластиковые детали изготавливают в Сибири. Карбон также получаем от различных российских поставщиков. Работаем также с Московским политехом в сфере разработки независимой подвески на будущее и некоторых других обновлений, о которых до тестов говорить преждевременно.

Сварку рам и каркасов, а также финальную сборку производим на нашей базе в Подмосковье, в районе Горки-2.

Каркас

При входе расположена сварочная комната. Мы заказываем лазерную резку деталей у профильных компаний, и в течение пяти дней в этом помещении около 200 деталей превращаются в раму с вварным каркасом. Труба, разумеется, бесшовная холоднокатаная.

Рама с двусторонним каркасом весит 105 кг и состоит из двух сотен деталей, затем отправляется в порошковую покраску, возвращается к нам, после чего на ней уже непосредственно начинается сборка. Соответственно, алюминиевые панели тоже режутся у подрядчиков и приезжают к нам уже готовые. Для клиента кит выглядит так же — к нему приезжает уже окрашенная рама, алюминий и все детали, далее он все это собирает за пару недель или пару месяцев, в зависимости от навыков и свободного времени.

Двигатель

Иногда клиенты покупают у нас машину в виде кита без двигателя и коробки, а мотор берут свой или заказывают новый у знакомых мотористов. Важно помнить, что машина при этом должна оставаться в рамках регламента, чтобы участвовать в официальных соревнованиях.

Так как у нас монокласс, на все Шорткаты устанавливается двигатель с общими параметрами — доработанная “четверка” от Lada Granta Sport объемом 1,6 литра. Валы, впуск, выпуск и некоторые другие элементы должны быть идентичными на всех моторах, что позволяет ограничить гонку бюджетов и защитить концепцию примерно одинаковой мощности для всех. С 2017 года все наши двигатели готовит один моторист. Но отечественные компоненты могут отличаться по качеству, геометрии, весу, и после сборки не все двигатели получаются одинаковыми: какой-то может выдавать 180 л.с., другой — 185 л.с., а третий и вовсе 190 л.с. Есть двигатели, которые клиенты собирают сами или у сторонних мотористов. Их надежность и мощность мы уже не можем контролировать.

К тому же из партии, например, клапанов приходится отбраковывать много экземпляров, и это очень грустно, так как в том же AMG такое даже представить невозможно. Это стало одной из причин, по которой мы планировали внедрить второй двигатель — от Mazda 2,3 литра. Но сейчас этот проект на паузе.

Коробка передач

С 2021 года мы перевели все наши машины на коробки Getrag и рекомендуем их клиентам, хотя изначально мы использовали вазовскую 5-ступенчатую “механику” от “семерки”. Они показали себя не слишком надежными и даже после доработок не выдерживали всех нагрузок. Мы довольно долго искали им подходящую замену, которая бы подходила как с технической точки зрения, так и по бюджету, а также изначально рассматривали доступность ремонта. Остановились на 6-ступенчатой Getrag под задний привод.

Подвеска, шины

Британская подвеска ProTech Shocks с нами на всех 60 машинах. Она невероятно надежна и предсказуема. В качестве альтернативы рассматриваем российскую Spectrum, но сначала нужно пройти все тесты, которые в рамках сезона провести невозможно — очень много гоночных этапов, где нужно сопровождать клиентов.

Что касается шин, в РСКГ все едут на моношине от партнера чемпионата — Yokohama. А изначально “с конвейера” Шорткат выезжает на Toyo R888R. Третьим вариантом сейчас видим шины от “Мастер-Спорта”. Они производят и слики, и полуслики, которые подходят нам по размеру. Правда, есть подозрение, что они будут чуть медленнее Йокогамы, на которой ездили до этого».

Модельная линейка

Shortcut Light — 130 л.с. Модель для юниоров и начинающих пилотов, которые хотят знакомиться с мощными заднеприводными прототипами постепенно. Подходит для трек-дней и гонок time attack. Стоимость на сентябрь 2022 года: 1 980 000 рублей.

  • Вес: 500 кг
  • Двигатель: 130 л.с., 1,6 л, Lada Vesta
  • Трансмиссия: RWD, 5-МКП
  • Диски: R15, стальные, штампованные
Shortcut R на этапе РСКГ на автодроме «Игора Драйв»

Shortcut R — 185 л.с. Для более опытных пилотов. Время круга на уровне Porsche 911 и Cayman. В базовой комплектации готов к участию в РСКГ. Стоимость на сентябрь 2022 года: 2 300 000 рублей.

  • Вес: 510 кг
  • Двигатель: 185 л.с., 1,6 л, DK Racing
  • Трансмиссия: RWD, 6-МКП, Getrag
  • Подвеска: регулируемая
  • Мост/редуктор блок.: DK Racing/Lada
  • Диски: R14, кованые
  • Шины: полуслик, Yokohama (под РСКГ)

Новый шорткат

Еще прошлой осенью DK Racing провели конкурс среди студентов Политеха на дизайн нового шортката. Победителем стал Евгений Гришанов, который создал самый интересный дизайн автомобиля. Автомобиль пока еще не готов окончательно, много времени ушло на то, чтобы сделать его технически грамотным и гармоничным. Плюс во время работы появилась идея с новым двигателем, который отличался по высоте от используемого. Так что пришлось поднимать капот, а это повлекло за собой изменение и других деталей облика.

Новая модель проектировалась под двигатель Mazda 2.3, независимую подвеску, работающую аэродинамику и встроенную телеметрию, но сейчас планы скорректированы, и актуальную концепцию мы опубликуем позднее.

Экстерьер гоночного прототипа Shortcut второго поколения был выбран в рамках конкурса среди студентов факультета дизайна Московского политеха

Дилер, продажа, аренда

«У нас есть официальный дилер в Санкт-Петербурге — компания LapTime, которая уже собрала обойму более десяти машин. Часть машин на обслуживании, часть куплена, часть собрана самой командой. Ребята очень активны в рамках аренды на “Игоре Драйв” и автодроме Санкт-Петербург. На этапы REC и РСКГ тоже сдают Шорткаты и сопровождают клиентов в рамках полного цикла: доставка, обслуживание, тренер, все расходники, шатер.

В случае если мы продаем кит, дальше отслеживать процесс сборки и настройки уже сложно. Поэтому на этапах гонок другие пилоты указывают нам на спорные технические решения, которые могут быть не в регламенте. Стараемся искать баланс, обновляем технические документы, общаемся техническими комиссарами и гонщиками. Ограничения довольно строгие, но каждый раз все равно кто-то что-то придумывает — то накладку на месте пассажира, то “лямбду” какую-то хитрую. На этом вряд ли можно много выиграть, но пилоты все равно периодически пытаются найти хитрости на машинах соперников. Это специфика автоспорта, это делает его живым. С другой стороны, когда видишь, как Сергей Иевлев два раза стартует последним и оба раза финиширует первым, понимаешь, что можно построить самый хитрый Шорткат, но основные секунды кроются именно в скилле гонщика.

Мы отвечаем за тот продукт, который выезжает из наших ворот, но дальше с ним работают уже механики клиентов, поэтому мы негласно договорились, что будем проверять наши автомобили в этом сезоне вместе с техническими комиссарами РСКГ.

Так мы и сделали.

После первого этапа в Смоленске прямо в закрытом парке мы вместе с техническими комиссарами проверили все машины и зафиксировали нарушения или спорные моменты. Далее мы сообщили о нарушениях пилотам и позже еще раз предупредили их перед следующим этапом, что эти нарушения повлекут за собой штрафы или дисквалификацию. Дальше нарушений практически не было. На последнем этап были уже максимально строгие проверки. На тестах перед официальными заездами техкомы заметили насечки на тормозных дисках, которые команды нанесли самостоятельно — пришлось менять диски. После финиша вскрывали двигатели первых шести участников, проверяли валы. В итоге все машины успешно прошли проверки».

Комментарии

 
Сообщений: 6486
Отличные соревы
Авиабилеты по акции - AVIACASHBACK.COM
2
 
Ответить
Dragocennyi
Москва
Мне новую дизайн от студента Евгения Гришанова зашла. Эдакое современное прочтение Plymouth Prowler. Очень достойно.
3
2
Ответить
Denis
Москва
и опять в заказной статье ни слова, про тех кто это создал Котов, а не бесплатно пользуется в нарушение договоров )
 
2
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 96
Denis
и опять в заказной статье ни слова, про тех кто это создал Котов, а не бесплатно пользуется в нарушение договоров )
Про Колина Чепмена?
1
 
Ответить
Denis
Москва
n12177
Про Колина Чепмена?
Патент Колина Чепмена, на Лотус 7 был продан Катерхему, 60 с лишнем лет прошло... патентные права уже не работают ) Более 40 компаний в мире производят похожие автомобили ) В России по мотивам Лотус 7, был создан Кот ) Создали его в КБ 527, Глеб Мишугин и Виктор Завадский, а компания дк рейсинг подписалась их производить (взяв все разработки бесплатно). В общем за все годы производства, компания дк рейсинг, ни одной копейки не заплатила... ) зато пиарится, как собственная разработка во всю ))) Не обманешь, не проживешь )
3
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!