Баха «Холмы России» собрала четыре десятка экипажей — 22 машины в иерархии чемпионата страны, еще 17 — в чемпионате Ульяновской области, причем многие участники соревновались в обоих турнирах, а в региональной категории значилось дополнительно несколько гоночных легковушек. Особенно порадовал кворум грузовиков — сразу десять машин: четыре КАМАЗа, три МАЗа и три ГАЗона.
Помимо 20-километрового скоростного участка первого дня гоночное меню включало прохождение участниками гонки 300 км в субботу и еще дважды по 140 км — в воскресенье. По факту картину чуть изменили — дистанцию второго дня составил единственный СУ2 протяженностью около 272 километров, а третий этап включал двойной проезд 130-километровой трассы. Суммарно экипажи за три дня проехали около 552 километров.
Уже на СУ1 организаторы дали понять спортсменам, что навигации следует уделить максимум внимания. В частности, Александр Семенов и Алексей Курносов на ГАЗели Next, а также Леонид Петров и Антон Плетенев на TLC 200 промахнулись мимо хитрого поворота и потратили некоторое время на поиск нужного курса. Их «подвиг» едва не повторили Сергей Вязович, Павел Гаранин и Андрей Крагельский, но штурман вовремя скорректировал направление движения гоночного МАЗа.
Под стать технике (Т1) и солидному соревновательному опыту показали результат Денис Кротов и Константин Жильцов на Mini John Cooper Works Rally, возглавив абсолютный зачет гонки после первого СУ. Владимир Васильев и Олег Уперенко на Mini John Cooper Countryman уступили им 11 секунд. Замкнул тройку самых быстрых экипажей КАМАЗ Богдана Каримова, Дмитрия Никитина и Ивана Малькова, попутно возглавив эшелон тяжелой техники Т4.
Игорь Чагин заметно осторожничал и пока не торопился показывать запредельные скорости на первой официальной гонке за рулем КАМАЗа. Как сам пилот отшутился перед стартом: «Соперников для меня здесь нет. Не потому, что я быстрее всех, а потому, что все гораздо быстрее, чем я. Я должен показать, что могу доезжать до финиша без поломок и происшествий».
Штурман Руслан Ахмадеев, который ехал данную гонку в экипаже с Игорем Чагиным и Владимиром Рыбаковым, отметил: «У Игоря колоссальный опыт езды на багги, но гонки на КАМАЗе — это другая история, а поэтому ему есть куда расти и развиваться».
В классе мотовездеходов Т3 лучшее время зафиксировали Дмитрий Мордкович и Иван Безденежных, но буквально в секунде за ними закрепились Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова. Уже привычным ураганным темпом отметился Nissan Pathfinder Михаила Расторгуева и Петра Пономарева, легко обошедший на прологе экипажи коллектива «ГАЗ Рейд Спорт» в классе R.
А среди серийных внедорожников зачета Т2, состоявшего на этой гонке почти на 100% из внедорожников Toyota Land Cruiser, самыми быстрыми оказались Антон Мельников с Антоном Николаевым. Похоже, не зря экипаж именно на этом автомобиле едет в качестве тренировок всю программу кубка России 2022 года по ралли-рейдам. Их ближайшим конкурентам Андрею Сушенцову и Александрову Щанову из «S&A Racing» после кубкового прототипа Nissan к тяжелой «двухсотке» приходится пусть и непродолжительное время, но привыкать снова.
Как говорится, ничто не предвещало, но второй день соревнований отметился не столько соревновательной борьбой, сколько организаторским просчетом, внесшим некоторые коррективы в гонку. В навигационных приборах «хвост» второго дня оказался с навигационными точками заключительной части скоростного участка третьего дня. Поэтому примерно с 255-го километра экипажи столкнулись с разночтениями данных бумажной дорожной книги и электронного навигатора. Поскольку взятие или не взятие экипажем контрольных точек на дистанции СУ фиксирует именно навигационный прибор, игнорировать его не стоит. Потому экипажи, двигавшиеся в головной группе, сначала пытались взять точки по приборам, а затем сориентироваться и добраться до финиша по дорожной книге. Многим, кстати, это удалось.
Штурман Кирилл Шубин, ассистирующий Армену Пузяну в команде «Nakusi Racing Team», рассказал, что ему не составило труда сориентироваться в ситуации и сопоставить точки с маршрутом из дорожной книги — больше неприятностей доставил нежданный камень на дороге, который буквально уничтожил один колесный диск и погнул другой. В результате Maverick Пузяна и Шубина трижды останавливался для ремонта, связанного именно с колесами, на что было потрачено более 20 минут, а этом слишком много для столь плотной борьбы.
Впрочем, некоторые экипажи были вынуждены уделить ремонтным работам в полевых условиях намного больше времени. Столкнулись с поломками на трассе сразу два ГАЗона. А их коллеги по команде «ГАЗ Рейд Спорт» Алексей Игнатов и Евгений Павлов из-за непредвиденной ямы вовсе совершили эффектный кульбит, заставивший остановиться и чинить автомобиль. «Будем стараться атаковать, ехать достаточно быстро, искать оптимальный маршрут», — говорил на старте пилот зеленой ГАЗели Next, но, видимо, что-то пошло не по плану.
Выявились некоторые «детские болезни» на новой машине Айрата Мардеева. Вместе с Альбертом Арслановым и Вадимом Ахметовым пилот ремонтировал оборвавшийся на ходу рулевой демпфер и вышедший из строя прямо со старта генератор. Одно потянуло другое — оторванный демпфер сначала срезал тормозные шланги, из-за чего тяжелая машина лишилась тормозов, а затем натер колесо так, что оно взорвалось. Как рассказали в команде «КАМАЗ-мастер», на новой машине из экономии были использованы узлы и агрегаты, ранее бывшие в употреблении и уже прошедшие до этого несколько гонок, отсюда и технические проблемы. Впрочем, гонщикам на КАМАЗах неполадки с техникой никогда не мешали добиваться результатов — колесо заменили, демпфер сняли, и экипаж благополучно финишировал.
Впоследствии татарстанский гонщик так охарактеризовал свое новое гоночное оружие: «В новой машине мы изначально учли наши предыдущие ошибки. Визуально многие болельщики не смогут отличить эти две машины, но новая получилась гораздо более послушной в управлении, у нее лучше настроена подвеска, развесовка и другие параметры. Интересный автомобиль получился, есть над чем работать. Здесь мы попробовали разные настройки подвески. Машина быстрая, нужно дальше учить ее ездить».
Ну а организаторы после финиша первых экипажей предприняли, наверное, единственно верный шаг — начали останавливать гоночный канал после 255-го километра, чтобы предотвратить ситуацию, когда все подряд будут кружить в неопределенном направлении в поисках правильного пути и точек. Соответственно, часть экипажей и вовсе не ощутила на себе технические помарки по навигации.
Как обычно, эмоционально и интересно рассказала о прохождении спецучастка второго дня гонщица Анастасия Нифонтова: «Первые 100 километров никак не могла собраться в кучу. Последние дни мысли вообще не о гонках. Но потом вроде вкатилась и стало полегче. За 15 км до финиша организаторы приготовили навигационный сюрприз. Мы с Катей правильно нашли первую дорожку, встали на курс и тут увидели летящий наперерез КАМАЗ. Естественно, я испугалась, что он нас не увидит. В итоге я умчалась за Каргиновым в лес. После шести минут блужданий вынырнули наружу, нашли точку и помчали дальше, но перед нами уже пылили и КАМАЗ, и МАЗ. Так и пришлось финишировать “паровозиком” в пыли».
Итоги второго дня определили лидером Владимира Васильева с Олегом Уперенко. Второй результат, а заодно промежуточная победа в Т4 — за Сергеем Вязовичем, Павлом Гараниным и Андреем Крагельским. А Денис Кротов и Константин Жильцов уступили экипажу Васильева более восьми минут и заняли третью строчку таблицы результатов этапа. Путаница с точками в финале дня не помешала Анастасии Нифонтовой и Екатерине Жадановой застолбить лучший результат класса Т3.
Антон Мельников и Антон Николаев невозмутимо удержали лидерство в классе Т2. Увы, технические проблемы не позволили Михаилу Расторгуеву и Петру Пономареву удержать первенство в классе R — спортсмены не просто уступили позицию лидера, а набрали огромное количество штрафного времени, что позволило возглавить зачет TLC 200 Андрея Горькова и Вадима Шмайлова.
Третий день соревнований кроме большого брода на скоростном участке в 130 км готовил участникам еще и дождь, который на соревнованиях по ралли-рейдам в Ульяновской области всегда существенно корректирует положение дел — далеко не все умеют быстро ездить по скользкому чернозему.
Но тут наиболее заметным событием стала контактная борьба грузовика белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» под управлением Сергея Вязовича с КАМАЗом Андрея Каргинова. Две махины не «столкнулись», как поспешили написать в погоне за дешевой сенсацией некоторые СМИ, а по касательной соприкоснулись бортами при обгоне КАМАЗа МАЗом. Как говорится, никто не хотел уступать. Оба грузовика получили незначительные повреждения, КАМАЗ, например, остался без лобового стекла, но все это устранили механики в ходе планового сервиса между двумя заключительными СУ.
Трасса последнего дня, по словам корифеев отечественных внедорожных ралли, существенно повторяла маршрут предыдущего этапа, а потому особых навигационных проблем уже не возникало. Разве что по ранее накатанным дорожкам можно было уехать по ошибке, но все быстро возвращались на нужную дорогу.
Пробитое на СУ3 колесо чуть смазало картину дня для Анастасии Нифонтовой — на финише третьего этапа женский экипаж оказался вторым, уступив около двух минут дуэту Мордкович — Безденежных из коллектива «Team Maria Oparina». Но это не помешало Анастасии и Екатерине праздновать заслуженную победу в гонке в классе Т3. Пришлось менять колесо и на МАЗе под управлением Виталия Мурылева, Александра Шведа, Павла Мурылева, но на их результат это тоже критично не повлияло.
Владимир Васильев с Олегом Уперенко — триумфаторы абсолютного зачета третьего этапа, а заодно и бахи «Холмы России». Сергей Вязович со товарищи был максимально близок к победе, но его все же обогнал Богдан Каримов, который с Евгением Яковлевым и Сергеем Креневым занял первую ступень наградного подиума зачета Т4.
Алексей Игнатов и Евгений Павлов оформили победу в классе R на третьем этапе, но в гонке победили Андрей Горьков и Вадим Шмайлов. А в Т2 до самой развязки так и не позволили никому приблизиться к своему темпу Антон Мельников и Антон Николаев. Наконец, среди отважных ребят на легковушках класса «Рейд Спорт моно» в рамках чемпионата Ульяновской области быстрее всех оказались Марат Абдуллин и Павел Пилипук на нестареющем Volkswagen Golf.
В гонке стартовал 41 экипаж, финишировало 37. К сожалению, сошли с дистанции обе машины питерского коллектива «G-Force Motorsport» (Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов), а также Андрей и Владимир Новиковы. Кроме них не добрались до финиша два переднеприводных автомобиля ВАЗ. Все технические сходы произошли в заключительный день гонки.
Полностью таблицы результатов гонки можно посмотреть здесь.