Главной интригой этого уикенда был вопрос о досрочном титуле для Макса Ферстаппена. Ситуация складывалась непросто, но сезон-2022 во всем благоволит Ферстаппену. И вряд ли Red Bull преднамеренно упустил такую возможность, но ходили слухи, что они с большим удовольствием сделали бы это через неделю в Японии, на домашнем Гран-при для Honda. Факт остается фактом: в Сингапуре это не получилось, следующая остановка — Сузука.
На Марина-Бэй, как нигде еще, воскресенье начинается в субботу, а результаты квалификации оказывают очень сильное влияние на результаты гонки — примерно как в Монако.
Если пятничные заезды прошли посуху, то суббота началась с проливного дождя: в первые 30 минут третьей практики никто из пилотов даже не выезжал на трассу: такие заезды не имели смысла при работе над настройками и подготовке к квалификации и гонке.
К началу квалификации дождь постепенно стих и трасса начала подсыхать, тем не менее пилоты выезжали в первый сегмент еще на промежуточной резине. Результаты преподнесли пару сюрпризов: из дальнейшего сражения выпали не только привычные аутсайдеры в лице пилотов Williams, но и Боттас, Окон и Риккардо! Еще больше удивления вызвал тот факт, что далее Джордж Расселл не сумел пройти в Топ-10, закончив второй сегмент с 11-м результатом. Оба Aston martin также оказались «за бортом», а вместе с ними — Чжоу и Шумахер.
Самое интересное началось в третьем сегменте. Трасса просохла настолько, что все гонщики перешли на слики — за исключением Цуноды и Магнуссена, которые предпочли остаться на промежуточной резине. Ну а дальше это был уже вопрос грамотной тактики: чем позже пилот выезжал на быстрый круг, тем суше становилась трасса, тем лучше время он показывал. Теперь было важно, кто кого переиграет. Все пять топ-пилотов (две Ferrari, два Red Bull и Хэмилтон) были очень быстры и менялись результатами от круга к кругу, но в итоге сражение свелось к двум гонщикам — Леклеру и Ферстаппену. Макс оказался последним, кто выехал на быстрый круг, и даже несмотря на первый «желтый» сектор после двух секторов он опережал Шарля примерно на 0,9 секунды. Он был на третьем секторе, когда ему по радио прозвучала команда бросить круг и вернуться в боксы. Режиссер трансляции позволил зрителям прослушать весь отборнейший поток эмоций Макса.
Как объяснил позже Кристиан Хорнер, из-за того, что пилот постоянно находился на трассе, в баке остался самый минимум необходимого топлива. Если бы объем на финише был меньше, наказанием могла бы стать полная дисквалификация результатов, и команда выбрала наименьшее зло.
Таким образом, поул-позиция досталась Шарлю Леклеру, рядом с ним с первого ряда стартовал Серхио Перес, а со второго — Льюис Хэмилтон и Карлос Сайнс. Для Хэмилтона это был первый результат в Топ-3 квалификации в этом сезоне, о чем ему и напомнили на пресс-конференции.
Воскресенье началось с объявления о полной замене силовой установки на машине Джорджа Расселла и последующем его старте с питлейна. Чуть позже появилась информация и о замене двигателя на машине Серхио Переса, однако ему поставили предыдущий двигатель, так что мексиканец обошелся без штрафа.
В связи с погодными условиями старт гонки неоднократно откладывался, в какой-то момент появились опасения, что она может не состояться или пройти в стиле прошлогоднего Спа. Однако час спустя после положенного времени и того момента, как питлейн был открыт, началась стартовая процедура. Поскольку по регламенту с момента открытия питлейна до финиша гонки должно пройти не более трех часов, это означало, что на саму гонку остается два часа, в которые необходимо уложиться.
К моменту старта дождь прекратился, трасса начала подсыхать, однако все пилоты выехали на промежуточных шинах: в некоторых местах оставались большие лужи, а асфальт все еще был мокрым.
Уже на старте Серхио Перес опередил Шарля Леклера, а Карлос Сайнс «подвинул» Льюиса Хэмилтона, заняв третье место на трассе. Потерял позиции и Макс Ферстаппен: из-за пробуксовки он опустился с восьмой строчки на 12-ю. Две позиции потерял и Фернандо Алонсо, стартовавший пятым, но одну сразу же успешно вернул. А вот Себастьян Феттель, один из самых успешных гонщиков в Сингапуре, сумел уже на старте отыграть пять позиций.
Первые круги принесли сразу несколько инцидентов: между Ферстаппеном и Магнуссеном, между Боттасом и Расселом, разворот Албона, а также столкновение между Латифи и Чжоу, которое привело к сходу обоих пилотов. Как следствие, на трассу вышел автомобиль безопасности, что для Сингапура вполне оправданно. Кстати сказать, в Сингапуре появление машины безопасности в гонке составляет 100%: еще ни один Гран-при здесь не обходился без сейфити-кара.
Николас Латифи за столкновение был оштрафован пятью позициями на старте ГП Японии (весьма абстрактное наказание, учитывая, что канадец обычно квалифицируется в самом конце). Все остальные инциденты оставлены без последствий.
Следом за Чжоу и Латифи по разным причинам в течение гонки сошли еще четыре пилота. У обоих Alpine не выдержали силовые установки, а Албон и Цунода попали в аварии, которые привели к сходу. Для Чжоу, Латифи и Цуноды первый ГП Сингапура Формулы 1 в их карьере закончился довольно бесславно. После финиша Мик Шумахер в интервью рассказал, что стал единственным новичком, кто смог завершить гонку.
У Макса были шансы взять титул на Марина-Бэй, но они были довольно призрачны. При любом раскладе ему было важно финишировать первым, но при этом и Леклер, и Перес должны были финишировать без очков либо с небольшим их количеством (ситуацию мы подробно разбирали в превью этапа). После квалификации шансы Ферстаппена на досрочное чемпионство значительно уменьшились, а после проблемного старта и вовсе стали минимальными. На малообгонной трассе он сначала надолго застрял за Феттелем, а затем и за Алонсо, и если бы не сход Фернандо из-за двигателя, неизвестно, сколько бы еще Макс провисел на хвосте у неуступчивого испанца.
На рестарте после второго виртуального автомобиля безопасности (после остановки Окона) Макс попытался обогнать Норриса, но сгоряча забыл, что еще не пересек белую линию машины безопасности, и ему пришлось резко тормозить.
Во второй раз он спешил обогнать того же Норриса на рестарте после аварии Цуноды, и вновь не рассчитал со скоростью: резкое торможение с блокировкой, вылет в «карман», испорченный свежий комплект сликов и как результат — следующий внеплановый пит-стоп.
После пит-стопа макс возвращается вновь на злосчастной 12-й позиции и заново начинает прорыв, но на этот раз его долго сдерживает Магнуссен, а затем он застревает позади Хэмилтона и Феттеля. И только ошибка британца позволяет ему фактически разом отыграть два места и финишировать седьмым.
Теперь перед ГП Японии он опережает Леклера на 104 очка, Переса на 106 очков, а Расселл и Сайнс окончательно выбыли из борьбы за титул.
Чтобы стать чемпионом в Японии, Максу нужно выиграть гонку, установить в ней лучший круг и при этом отыграть восемь очков у Леклера и шесть — у Переса.
Имея в напарниках Макса Ферстаппена, победить — сложная задача. Сделать это можно в том случае, если напарник столкнулся с какими-то проблемами либо же после удачной квалификации на городской трассе, где обгоны затруднены. Предыдущий раз Перес сумел сделать это в Монако — также начинавшемся под сильным дождем. В Сингапуре Чеко вновь переквалифицировал Ферстаппена и финишировал первым после стратегической ошибки на пит-стопе Ferrari и Леклера.
Уже на старте Перес сумел обогнать Шарля и дальше не упускал лидерства, отбивая атаки и в целом сохраняя спокойствие под давлением со стороны Леклера. Ближе к концу гонки он пожаловался на проблемы с силовой установкой, но следом за этим показал лучший круг и дальше поддерживал высокий темп.
Единственное, что могло оставить его без победы — это решение судей.
Дважды под автомобилем безопасности Перес отставал от Mercedes Майландера более чем на десять корпусов. Незадолго до финиша стало известно, что он находится под расследованием, и из боксов последовала команда взвинтить темп. Так 1–1,5 секунды преимущества над Леклером превратились почти в восемь секунд на финише.
После награждения прошло долгих три часа, прежде чем судьи приняли решение по наказанию. Перес получил предупреждение в первом случае (оправдание — скользко и плохо видно из-за брызг) и пять секунд во втором, сохранив таким образом победу. Наказание оказалось довольно мягким и многих удивило: ведь ранее за подобные же нарушения пилоты получали по десять секунд (Джовинацци в 2020-м) и даже штраф проездом через питлейн (Феттель в 2010-м).
Тем не менее именно Перес был достоин сегодня победы, а остальные либо совершали слишком много ошибок, либо просто были неконкурентны. И это касалось прежде всего Ferrari.
Стратеги Ferrari в этот раз обошлись без привычных ошибок, но была задержка на пит-стопе, которая стоила лишней секунды на трассе, а в целом впечатление от гонки — что Ferrari потеряли темп. Можно предположить, что в условиях жаркой и влажной погоды они просто испугались перегрева моторов и слегка их прикрутили. Но если у машин Скудерии темп был ниже обычного, то оба пилота в это воскресенье вообще не блистали на трассе.
Шарль допустил пробуксовку на старте, из-за которой уступил Пересу, но и в ходе гонки довольно много ошибался, скользил в поворотах и на этом терял время, которое было очень важно в борьбе с Red Bull. В конце на неудачных атаках он окончательно «убил» резину и начал сильно отставать. Команда сообщила ему о расследовании в отношении Переса, но, похоже, сделала это поздно: поддерживать высокий темп и держаться менее чем в пяти секундах от лидера Леклер не мог.
Что касается Карлоса Сайнса, то это была одна из самых невнятных гонок от него за сезон. Единственное, чем он запомнился в Сингапуре — контактом с Хэмилтоном в первом повороте. Колоссальное отставание от партнера по команде, которое на финише составило более десяти секунд, еще один большой минус его выступления.
Пожалуй, именно Mercedes можно назвать главным провалом Сингапура — трассы, которая отлично подходила их машинам и могла дать большое преимущество благодаря надежности силовых установок. Всего два очка за гонку — это просто катастрофа для команды, которая заявила, что собирается бороться за второе место в чемпионате.
Хэмилтон. Дважды допускал серьезные ошибки, на которые семикратный чемпион просто не имеет права. Сначала на 33-м круге на избытке скорости в седьмом повороте он заблокировал колеса и влетел в барьер безопасности, что стоило ему сломанного переднего крыла и существенных потерь во времени на пит-стопе, затем неудачный пит-стоп за круг до машины безопасности (в этом, конечно, его вины нет) и очередная потеря позиций в пользу McLaren, а завершилось все опрометчивым выбором траектории при попытке обгона Феттеля на последних кругах, что стоила ему еще одного места на финише. В итоге — лишь девятый при третьем времени в квалификации.
Расселл. Что происходило у Джорджа, тоже сложно понять без комментариев команды, а их еще не последовало. В третьей практике на его машине возникли проблемы с тормозами, а квалификационную неудачу можно связать с силовой установкой, которую ему в итоге заменили. Но в гонке было два серьезных промаха: сначала инцидент с Боттасом, а под финиш — и с Миком Шумахером. Ранний переход на слики мог принести ему удачу, но риск не оправдался. Потеря времени на первых кругах после пит-стопа была слишком большой (Джордж терял по 10-11 секунд с круга). Всего за гонку Расселл совершил больше всего пит-стопов — четыре. Последний помог показать лучший круг и не позволить соперникам набрать лишнее очко. В итоге — финиш на 14-м месте и конец серии финишей в Топ-5.
Mercedes заявляли перед Сингапуром, что будут сражаться за второе место в Кубке конструкторов и грозились рвать соперников, но сейчас за пять этапов до финиша их отделяет от Ferrari 66 очков вместо 35, как это было после Монцы…
Все преимущество, которое французская команда с таким трудом создавала на протяжении нескольких Гран-при по сравнению с McLaren, она умудрилась «спустить» за одну гонку. Двойной сход по двигателям в Сингапуре стал причиной потери четвертого места в Кубке конструкторов. Но они хотя бы уступают всего четыре очка и за оставшиеся Гран-при могут вернуть позицию.
Фернандо Алонсо, квалифицировавшийся пятым в своем 350-м Гран-при в карьере, имел все шансы финишировать с хорошими очками, а вот для Окона гонка в принципе не сложилась. Вплоть до своего схода он оставался за пределами очковой зоны.
Алекс Албон после операции по удалению аппендицита вернулся за руль машины, провел слабую гонку (что можно объяснить и физическим состоянием) и сошел после аварии. Про сход Латифи мы уже писали.
Но можно предположить, что если бы Албон и финишировал, высокого результата он все равно бы не показал: на этой трассе Williams выглядели весьма и весьма бледно. Тот факт, что услуги де Вриза в Сингапуре не понадобились, можно назвать удачей для голландца. Он бы не смог выступить на Марина-Бэй на уровне ГП Италии, и впечатление от его гонки в Монце было бы испорчено.
Задержавшись на трассе на промежуточных шинах, McLaren единственными заехали на пит-стоп за сликами под машиной безопасности, получили большое преимущество по времени и благодаря этому отыграли разом много позиций. Четвертые и пятые на финише — отличный результат! Для Даниэля Риккардо, стартовавшего 16-м, это хороший бонус в конце его неудачного сезона. Еще несколько таких финишей — и австралиец, пожалуй, смог бы воспрять духом, произвести впечатление и найти себе место боевого пилота на следующий год, благо вакансии в командах еще имеются. Правда, поговаривают, что он ведет сейчас переговоры с Mercedes о месте резервного гонщика.
Дэн уже на старте отыграл три позиции и затем медленно, но верно поднимался наверх. Грамотная стратегия принесла ему самую большую прибавку, к тому же на пит-стопе он получил комплект софт. Благодаря набранным очкам Риккардо переместился на 11-ю позицию в личном зачете.
Норрис красиво защищался от атак Ферстаппена, вынуждая того совершать ошибки. Ландо вполне мог также претендовать на звание Пилота дня. Но главным результатом стал отыгрыш командой McLaren сразу 22 очков у Alpine и их выход на четвертое место в Кубке конструкторов.
Для команды Стролла это лучший результат в гонке за весь текущий сезон и второе шестое место в 2022 году. До этого шестой результат показал Феттель в Азербайджане.
Что касается Лэнса, то до этого момента он не поднимался выше десятого места в сезоне. В Сингапуре он набрал сразу 12 очков и поднялся на 15-е место в личном зачете.
Предполагается, что наконец-то сработали очередные обновления, которые Aston Martin привезли в Сингапур. Обновления привозились и до этого, но оказывались неэффективными. Теперь Aston Martin обошли в Кубке конструкторов Haas и занимают седьмое место. До Alfa Romeo на шестом им остается 15 баллов. Вполне достижимый результат.
Несмотря на то что Пьер Гасли все же сумел закончить заезд в очках, в целом для AlphaTauri Сингапур получился неудачным. Две серьезные ошибки Цуноды и сход после аварии в барьерах безопасности могли бы стать завершением его карьеры в Формуле 1, если бы не дальнейшее почти подтвержденное сотрудничество Red Bull и Honda. Конечно, у Red Bull сейчас нет юниоров, которые могли бы заменить Цуноду уже в следующем сезоне, но для Хельмута Марко это никогда не было препятствием, т. к. рынок пилотов всегда переполнен. Есть и опытные пилоты — например, тот же Дэн Риккардо, что было бы весьма актуально для команды, ведь на следующей неделе здесь ожидают подтверждения Ника де Вриза на место Пьера Гасли. В предстоящем сезоне пара де Вриз — Цунода может стать проблемой для AlphaTauri.
Накануне Гран-при Сингапура в паддоке чемпионата начались скандальные разговоры, что две команды нарушили лимиты бюджета за 2021 год, причем называются имена Red Bull и Aston Martin. Это удивительно прежде всего потому, что сама FIA еще не обнародовала никакой информации.
Федерация должна подвести итоги на следующей неделе, и ее отчет ожидают в среду. Мы расскажем вам подробно, как только будет достоверная и официальная информация.
Пилот | Команда | Время | Пит-стоп | Очки | |
1 | С. Перес | Red Bull | 2:02:20,238 | 1 | 25 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +2,595 | 1 | 18 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +10,305 | 1 | 15 |
4 | Л. Норрис | McLaren | +21,133 | 1 | 12 |
5 | Д. Риккардо | McLaren | +53,282 | 1 | 10 |
6 | Л. Стролл | Aston Martin | +56,330 | 1 | 8 |
7 | М. Ферстаппен | Red Bull | +58,825 | 2 | 6 |
8 | С. Феттель | Aston Martin | +60,032 | 1 | 4 |
9 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +61,515 | 1 | 2 |
10 | П. Гасли | AlphaTauri | +69,576 | 1 | 1 |
11 | В. Боттас | Alfa Romeo | +88,844 | 1 | 0 |
12 | К. Магнуссен | Haas | +92,610 | 2 | 0 |
13 | М. Шумахер | Haas | +1 круг | 2 | 0 |
14 | Д. Расселл | Mercedes | +2 круга | 4 | 0 |
Лучший круг: Джордж Расселл (Mercedes) — 1:46,458 (56-й круг).
Пилот дня: Серхио Перес.