О том, что он стал чемпионом, Макс узнал уже в процессе подиумного интервью. До этого момента он был уверен, что борьба продолжится в Остине. Причиной столь внезапного титула стал судейский штраф, вынесенный Шарлю Леклеру за вылет и возвращение на трассу перед Серхио Пересом на последнем круге. И все равно в этот момент все еще были уверены, что это ничего не значит — так как ожидали начисления сокращенных очков.
Тот факт, что за 40-минутную гонку пилоты получили полное количество баллов, вызвал удивление даже на командном мостике Red Bull, где, судя по трансляции, представитель команды срочно изучал спортивный регламент.
Нужны ли нам столь сложные правила, которых не знают даже в командах — не говоря уже о зрителях? Хотим ли мы гонок, где судьба титула решается судьями? «Negative» — как говорят пилоты по радио во время гонки. Если FIA и Formula 1 ратуют за зрелищность — они должны быть последовательны в своих решениях. Второй год подряд судьба титула решается в каких-то непонятных судейских интерпретациях.
Мог ли Макс взять этот титул без помощи FIA? Абсолютно точно — да. Предпочли бы мы увидеть, как он делает это в реальной борьбе в Остине? Думаю, большинство со мной согласится.
Возвращаемся на трассу Судзука и обсуждаем, что же там происходило.
Что стало причиной столь продолжительной задержки гонки? По большому счету ответа нам не дали и, скорее всего, не дадут.
Гран-при Японии начинался как обычная дождевая гонка, даже старт давали с места, а не за машиной безопасности. Гонщики стартовали не на дождевой, а промежуточной резине — и после выезда на установочный круг тот же Дэн Риккардо по радио подтвердил команде этот выбор резины.
Однако уже на первом круге произошло несколько инцидентов, из-за которых на трассу сначала выпустили автомобиль безопасности, а затем остановили гонку красными флагами.
1. Феттель вылетел с трассы после контакта с Алонсо.
2. Карлос Сайнс не справился с машиной в 12-м повороте, его развернуло и он вылетел в ограждения, попутно сорвав с них рекламный баннер. Баннер отлетел на трассу и чуть позже попал в машину Гасли.
3. Столкнулись Кевин Магнуссен и Алекс Албон, после чего Williams был вынужден остановиться с пробитым радиатором.
Гонку остановили на четвертом круге дистанции. Такое решение судей вполне объяснимо: нужно было убрать машину Сайнса и восстановить в случае необходимости ограждения безопасности.
После остановки гонки начался период длительного ожидания.
Сначала убрали машину Сайнса и восстановили барьеры, а потом все пилоты собрались на питлейне в ожидании возобновления заезда.
Одной из причин столь длинной паузы можно считать непрекращавшийся дождь, в результате которого появились довольно серьезные лужи. Медицинская машина несколько раз выезжала для инспекции, но разрешения на рестарт Директор гонки не давал.
Незадолго до 15:00 начался обратный двухчасовой отсчет времени, это означало, что если в этот срок гонка не возобновится, то она будет считаться законченной. Однако за 40 минут до окончания лимита времени рестарт был дан и пилоты отправились в сражение. Через 40 минут гонка была остановлена клетчатым флагом и считается состоявшейся.
Теперь давайте разберемся с новыми правилами начисления очков в Формуле 1, которые появились — внимание! — после прошлогоднего цирка в Спа и привели к цирку в Японии. Про эти изменения зрителям не напомнили, поэтому результаты Гран-при поначалу у всех вызвали настоящее удивление. Даже у представителей команд.
Вплоть до Гран-при Бельгии-2021 действовала система, по которой в любом случае, когда гонка продолжалась более двух кругов, но менее 75% дистанции, начислялась только половина очков.
После Спа эта система была пересмотрена. Теперь в соответствии со статьей 6.5 спортивного регламента при прохождении менее 25% дистанции в гонке очки получают только первые пятеро финишировавших (6-4-3-2-1). Далее следующая градация — от 25%, затем — от 50% и от 75%.
Даже большинство команд сегодня были уверены, что в Японии очки должны были быть начислены в соответствие с дистанцией 50–75% гонки, т. е. 19, 14, 12, 9, 8, 6,5, 3, 2,1.
Так бы и было, если бы не одно «но»: такое распределение действует только в случае, если гонка была остановлена (красными флагами) и более не возобновлена, и это правило не применяется, если гонка финишировала по лимиту времени.
Поскольку в Японии был дан рестарт, правило сокращенных очков уже не действовало и все финишировавшие получили полные очки. И неважно, что гонка длилась фактически 40 минут. Если утрировать, то будь она хоть 10 минут, но завершилась по лимиту времени, все равно все пилоты получили бы полные очки.
Таким образом, если бы Шарль Леклер не получил после финиша штраф в пять секунд и закончил гонку вторым, Макс не стал бы в Японии чемпионом. И именно тот факт, что Шарль получил штраф в пять секунд, позволил Максу взять титул.
Отдельного внимания заслуживает формулировка причины штрафа:
«Хотя машина 16 не отыграла позицию, срезав трассу, все равно считается, что она получила длительное преимущество. Это решение основывается на сообщениях гоночного директора на нескольких брифингах пилотов, где говорилось: “преимущество будет считаться полученным, если вы сойдете с трассы и вернетесь на ту же позицию во время защиты”. В частности, в этом году было несколько прецедентов, в том числе у Чжоу в Саудовской Аравии и Алонсо в Майами».
Разве что вызывает вопрос, была ли в тот конкретный момент защита у Леклера, атаковал ли в тот момент Перес и как это все расценивать с учетом того, что Перес преследовал Леклера на протяжении нескольких последних кругов? Вероятно, это означает, что любая ошибка и вылет Шарля считались бы преимуществом и вели к штрафу, а пилот, допустивший ошибку в подобной ситуации, должен сразу отдавать позицию. Звучит не очень по-гоночному.
С учетом того, что судьи часто допускают различные трактовки правил, в данном случае следовало принимать во внимание спорность момента и тот факт, что это напрямую повлияло на титул. Если FIA и F1 стремятся к повышению зрелищности, такие вещи крайне нежелательны и портят впечатление от чемпионата. Макс бы все равно стал чемпионом, пусть не в Японии, а в Америке. Но, видимо, Хонде было очень нужно, чтобы это произошло в Судзуке.
Самое интересно, что Шарль Леклер, судя по его реакции, не слишком расстроился. А может быть, избавился от давления и вздохнул спокойно. Ну а Маттиа Бинотто вообще не приехал в Японию, сообщив, что у него другие дела.
После того как Пьер Гасли «поймал» кусок отломившегося баннера, он заехал в боксы под сейфити-каром и успел вернуться на трассу с большим отставанием от пелотона. К этому моменту, еще до остановки гонки красными флагами, на трассу выехал трактор для эвакуации Ferrari. Такой вывод можно сделать исходя из того, что на онбордах разных пилотов, включая одного из Red Bull, видно, что трактор находится на трассе еще в то время, как пелотон двигается по треку.
Это одно из грубейших нарушений, вызвавшее многочисленные отклики всех, кто это видел. Большинство зрителей сразу вспомнили трагическую аварию Жюля Бьянки, здесь же, на Судзуке, в 2014-м, когда он залетел на высокой скорости под такой же трактор.
«Как сделать понятным, что мы не хотим видеть краны на трассе?» — написал Серхио Перес. Его поддержал и Кристиан Хорнер, и Ландо Норрис, и другие пилоты. А отец Жюля Филипп Бьянки раскритиковал действия организаторов, написав, что «никакого уважения к жизни пилота, никакого уважения к памяти о Жюле. Невероятно».
После гонки FIA взяла этот инцидент для специального расследования, о результатах мы сообщим позже.
Но все же посмотрите видео с другого ракурса, где мимо маршала, эвакуирующего машину Сайнса с трека, проносится нечто на сумасшедшей скорости:
Это машина Гасли. Такое впечатление, что после возвращения на трассу Пьер забыл о том, что там как минимум остается машина Сайнса, и бросился догонять пелотон. Сначала под желтыми флагами в режиме машины безопасности, а затем и под красными флагами его скорость, согласно данным телеметрии, указанной в официальном документе судей, составляла свыше 200 км/ч, а в отдельной точке — 251 км/ч.
Пьер прокомментировал этот случай так: «Конечно, я испугался. Если бы я потерял машину, как это сделал Карлос — и неважно, на скорости 200 км/ч или 100 км/ч, я бы погиб. Сегодня позвоню своей семье и тем, кого люблю».
Позже в твиттере он уточнил, что получил штраф за превышение скорости между 14-м и 15-м поворотами, а в 12-м (где стоял трактор) старался соблюдать установленную дельту скорости за машиной безопасности.
Такие слова выглядят как минимум странно. Гонка уже была остановлена, торопиться было некуда. Даже до того, как зажглись красные флаги, на трассе был автомобиль безопасности и двойные желтые. Интересно, что зрители подсчитали, что второй сектор под флагами Гасли прошел за 56,458 секунды, что в среднем на 26 секунд быстрее остального пелотона.
По итогам рассмотрения инцидента Пьер Гасли получил штраф проездом через питлейн (который превратился в добавленные 20 секунд к результату гонки) и два балла к суперлицензии.
Тем не менее, несмотря на все нарушения Пьера, история с появившимся на трассе трактором до полной остановки гонки — вопиющее нарушение со стороны организаторов, с чем FIA будет разбираться отдельно. К счастью, для Пьера все обошлось лишь испугом.
Red Bull можно только поздравить с тем, что они продемонстрировали в Японии. Не только сама команда должна быть довольна, но и Honda должна быть счастлива: победный дубль и чемпионский титул на домашней трассе — то, о чем они не смели и мечтать.
Несмотря на ошибку (пробуксовку) на старте, Макс в смелом маневре опередил Леклера и вышел в лидеры, сохранив эту позицию до финиша. Серхио Перес, стартовавший четвертым, приложил максимум усилий, чтобы соответствовать ожиданиям команды. В итоге сложнейшие последние круги, плотная борьба, приведшая к ошибке Леклера, и серебро в гонке. Результат — максимум очков (без быстрого круга) и еще более увеличившийся отрыв в Кубке конструкторов. В Японии «Быки» набрали 33 очка против 15 у Ferrari.
Если с титулом в личном зачете все понятно, то в Кубке конструкторов итоги пока не подведены. После Японии между Red Bull и Ferrari — еще более увеличившаяся разница в 155 очков, но чисто математически итальянцы еще могут побороться за победу. Для этого им нужно финишировать на подиуме обеими машинами все оставшиеся Гран-при, а Red Bull — сходить в каждой гонке. Как вам сценарий?
С такими выступлениями, как у Карлоса Сайнса в этом сезоне, сложно делать радостные прогнозы. На семь сходов в гонках этого сезона у Леклера и Сайнса — у Red Bull лишь три схода (да, на самом деле пять, но гонка в Бахрейне пошла в зачет). При этом у «Быков» это преимущественно технические причины, а вот гонщики Ferrari чаще ошибаются сами. Аварии, кстати, у них происходят не только в гонках. Сайнс начал подсчет своим вылетам еще в Мельбурне, затем последовала Имола (авария в квалификации), затем ошибка в Майами во время свободных заездов… Авария на Судзуке стала лишь икринками тобико на японских роллах.
Ждем победы Red Bull в Кубке конструкторов — в ближайшие Гран-при.
Вроде бы на первый взгляд Mercedes провели неплохую гонку, хотя и не особо блистали на трассе. Оба пилота финишировали в очках: Хэмилтон пятым, Расселл восьмым. Но это все равно не помогло им в итоге: более того, они потеряли еще один балл по сравнению с Ferrari.
Квалификация была для команды неудачной: шестое и восьмое места на решетке. Но поскольку она проходила посуху, а гонка обещала быть дождевой, многие эксперты решили, что в команде предпочли сделать настройки на гонку, а не на квалификацию.
Вероятно, продолжайся гонка не 40 минут, а больше, оба пилота и смогли бы улучшить результаты, но что-то подсказывает, что их финальные позиции — ровно то, на что они могли претендовать в этот раз. В отсутствие DRS Хэмилтон по темпу никак не мог справиться с Оконом, который большую часть короткого заезда сдерживал Mercedes.
Скорее всего, Льюис разумно не хотел чересчур рисковать, чтобы не лишиться и этих десяти очков. Другая пара Mercedes–Alpine тоже была довольно показательна: Расселл финишировал позади Алонсо, причем Алонсо обогнал его на последних кругах.
В случае с Расселлом Фернандо явно помог свежий комплект промежуточных шин, в то время как Расселл на единственном пит-стопе получил уже использованный комплект. Но по скорости Alpine не уступали в Японии с Mercedes, по крайней мере в дождевой гонке.
Как мы помним, Ferrari финишировала одним гонщиком, но даже его третье место принесло больше баллов, чем два результата Mercedes. Ferrari набрали на один балл больше Mercedes и довели свое преимущество до 67 очков.
Пока мы наблюдали за нервным сражением Леклера и Переса на последнем круге гонки, чуть позади них происходила еще одна эпичная битва, которая была даже интереснее, ведь там сражались «деды», как их называют поклонники.
На 22-м круге Алонсо, шедший седьмым за Феттелем, провел второй пит-стоп, на котором получил свежий комплект промежуточных шин, и бросился догонять соперников. На трассе после пит-стопа он оказался десятым позади Норриса, Латифи и Расселла, которых ему нужно было обойти, прежде чем сразиться с Себом.
С этой задачей он справился примерно за семь минут, после чего вновь начал атаковать Феттеля. Это сражение длилось до самой финишной прямой, где он все же не смог отыграть позицию. С Себастьяном Феттелем его разделило всего 0,011 секунды.
После гонки Алонсо в присущей ему манере высказал все соображения относительно шинной тактики команды:
«Мы все время принимали неправильные решения. Мы почти последними перешли на промежуточные шины и потеряли несколько мест. Во второй раз мы вновь остановились очень поздно, за шесть кругов до финиша. Оба раза я просил остановиться раньше. Должно быть, сегодня мой микрофон был отключен».
Феттель в Японии, наоборот, был в ударе. Это одна из лучших его гонок за сезон — недаром он говорит, что любит трассу Судзука больше всех остальных гоночных треков. Он побеждал здесь четыре раза — больше него это сделал только Михаэль Шумахер (шесть раз), два раза не финишировал, но если финишировал, то только в Топ-6, и в 2022 году он вновь подтвердил этот результат.
На старте гонки у него был довольно серьезный контакт с Алонсо и последовавший разворот, но Себ вернулся в гонку, а на рестарте был 16-м. Команда воспользовалась этим для раннего пит-стопа и перехода на шины «inter», Феттель потерял одну позицию, но сумел последовательно все отыграть, в том числе и благодаря чужим пит-стопам, и вновь финишировать в Топ-6.
По итогам гонки он занял шестое место и поднялся на 11-ю строчку в личном зачете, сместив вниз Риккардо. Ну и стал «Гонщиком дня».
После поражения в Сингапуре Alpine вновь отыгралась по очкам у McLaren и вернула четвертое место в Кубке конструкторов. Оба гонщика французской команды заработали очков даже больше, чем пилоты Mercedes — 18, и теперь опережают McLaren со счетом 143:130.
Ландо Норрис финишировал десятым и взял одно очко, Даниэль Риккардо лишь 11-й.
В этот раз эти двое гонщиков могут стать примером удачной и неудачной шинных стратегий.
Латифи сразу после возобновления гонки заехал в боксы за комплектом промежуточных шин, отыграл много позиций и сумел удержать их по ходу гонки. Благодаря этому Николас набрал в этом сезоне свои первые очки.
А вот Мик Шумахер и его стратеги поступили с точностью до наоборот: «просидели» на трассе четыре лишних круга и из-за этого отыгранные вначале позиции (а в какой-то момент Мик даже находился на второй строчке) были потеряны одна за одной. В итоге — финиш на последнем месте.
AlphaTauri, Alfa Romeo и Haas плетутся в самом конце пелотона и выглядят уныло. Похоже, на эти команды способы FIA сократить отставание пока не действуют.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | Очки | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 3:01:44,004 | 53,582 | 2 | 25 |
2 | С. Перес | Red Bull | +27,066 | 53,449 | 2 | 18 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +31,763 | 53,427 | 2 | 15 |
4 | Э. Окон | Alpine | +39,685 | 53,388 | 2 | 12 |
5 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +40,326 | 53,385 | 2 | 10 |
6 | С. Феттель | Aston Martin | +46,358 | 53,355 | 2 | 8 |
7 | Ф. Алонсо | Alpine | +46,369 | 53,355 | 3 | 6 |
8 | Д. Расселл | Mercedes | +47,661 | 53,349 | 2 | 4 |
9 | Н. Латифи | Williams | +70,143 | 53,240 | 2 | 2 |
10 | Л. Норрис | McLaren | +70,782 | 53,237 | 2 | 1 |
11 | Д. Риккардо | McLaren | +72,877 | 53,226 | 2 | 0 |
12 | Л. Стролл | Aston Martin | +73,904 | 53,221 | 3 | 0 |
13 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +75,599 | 53,213 | 3 | 0 |
14 | К. Магнуссен | Haas | +86,016 | 53,163 | 2 | 0 |
15 | В. Боттас | Alfa Romeo | +86,496 | 53,160 | 2 | 0 |
16 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +87,043 | 53,158 | 3 | 0 |
17 | М. Шумахер | Haas | +92,523 | 53,131 | 4 | 0 |
18 | П. Гасли | AlphaTauri | +108,091 | 2 | 0 |
Следующий Гран-при состоится в Техасе на «трассе Америк» 21–23 октября.