Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Баха «Тихий Дон» 2022 — история о соперничестве, пожаре и взаимовыручке
26.10.2022 | 4244 просмотра

Баха «Тихий Дон» 2022 — история о соперничестве, пожаре и взаимовыручке

РЕПОРТАЖ
Автор: Максим Плюхин
Фото: Анвар Магдеев, Николай Комаров, Максим Морозов и гоночные команды
Источник: Дром
С 21 по 23 октября в окрестностях станицы Вешенской Ростовской области прошел пятый этап чемпионата России по ралли-рейдам, который запомнится многим спортсменам тем, что пришлось поработать лопатой уже на стадии тренировок. А еще совершенно не рядовым для российских внедорожных ралли огненным происшествием и несколькими не без драматизма досрочно завоеванными титулами.

К старту на этапе чемпионата и сопутствующего Кубка Ростовской области в общей сложности готовились 32 экипажа. Состав участников в каждой из пяти зачетных групп был предельно сильным и мотивированным. Забегая вперед, отметим, финишировать смогли лишь 23 машины, так что выкладывались все по-настоящему.

В качестве спортивного меню организаторы подготовили 6-километровый тренировочный скоростной участок, без малого 15 км в качестве СУ 1 в пятницу, а затем двойной проезд 124-километровой трассы в субботу и воскресный дубль из 130 с лишним километров. На бахе «Тихий Дон» весьма специфическая местность: здесь рулежные дорожки, песок периодически сменяется грунтовыми отрезками, а длинные степные прямики местами очень резко переходят в узкие лесные лабиринты. Добавляем к этому затяжной дождь, щедро поливавший в ночь с пятницы на субботу, и получаем одну из самых увлекательных гонок сезона.

Большой финал тяжелой техники

Поскольку для грузового зачета Т4 баха «Тихий Дон» стала третьей гонкой из трех, именно с «железной дивизии» и начнем наш рассказ. Как и на предыдущем этапе в Ульяновске, весьма представительный кворум здесь составили десять тяжелых машин: четыре КАМАЗа, три МАЗа и три ГАЗа Садко Next Спорт.

На самом деле грузовики на этой гонке внесли весьма ощутимые корректировки в общую картину для многих остальных участников. Во-первых, промчав в четверг тренировочный СУ, эти мощные большие аппараты превратили узкие лесные дорожки в глубокие рвы, которые даже на багги было форсировать довольно трудно. Во-вторых, на прологе они предсказуемо были быстрее многих представителей легкого зачета, но дабы не повторять историю с тестовым СУ, оргкомитет гонки выпустил тяжеловесов в субботу на старт через час после всех внедорожников и багги. В-третьих, заключительный день гонки открывали именно машины Т4, а это для остальных почти полностью исключило вероятность навигационных ошибок — трудно куда-либо не туда уехать из колеи от КАМАЗа и МАЗа.

Относительно спортивных результатов нельзя сказать, что происходило что-то невероятное. Экипажи «КАМАЗ-мастера» штамповали лучшее время на каждом этапе, а отважные парни из «МАЗ-СпортАвто» стремились, как говорится, «догнать и перегнать». Самые быстрые на первом этапе — экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Сергея Кренева. Ребята из команды «ГАЗ Рейд Спорт» начинали настолько неторопливо, что Алексей Хлебов и Александр Филякин даже не уложились в 20-минутный норматив пролога, за что получили десятиминутный штраф.

Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Сергей Кренев на дистанции

Второй день завершили во главе таблицы результатов Айрат Мардеев, Руслан Ахмадеев и Александр Куприянов на машине капотной компоновки. Притом что на СУ2 Сергей Вязович, Павел Гаранин и Андрей Крагельский были быстрее всех, при следующем прохождении этого же СУ на гостей из Белоруссии посыпались неприятности: сначала вышла из строя раздаточная коробка и пропал передний привод, а затем сломался карданный вал на заднюю ось. Их коллеги Алексей Вишневский, Максим Новиков и Сергей Сачук тем временем прямо на спецучастке меняли турбокомпрессор, запасную турбину им отдал товарищ по команде Виталий Мурылев.

Третий день гонки лучше других грузовиков провел как раз Вишневский с коллегами по экипажу, но поскольку Эдуард Николаев сотоварищи проиграл ему менее минуты, итоговая победа, как и призовые места, все же у коллектива из Набережных Челнов. Безусловно, отчаянно боролся Сергей Вязович, но тут и его подвела турбина — пришлось досрочно брать финиш СУ4, а затем еще и опоздать на старт СУ5, поскольку отведенных на сервис 30 минут катастрофически не хватило на замену агрегата.

Как ни старался Сергей Вязович, в этот раз удача, увы, была не на его стороне

В итоге триумф в гонке за Айратом Мардеевым, Русланом Ахмадеевым и Александром Куприяновым. Второй результат у Андрея Каргинова, Дмитрия Никитина и Ивана Малькова. Третье место завоевали Богдан Каримов, Альберт Арсланов и Ильгиз Ахметзянов. Наилучший результат команды «МАЗ-СпортАвто» — четвертое место Виталия Мурылева, Александра Шведа и Павла Мурылева.

При этом золото чемпионата России достается Андрею Каргинову, серебро у Богдана Каримова, а бронзу завоевал Айрат Мардеев. У механиков и штурманов своя арифметика подсчета результатов — по ним лучше дождемся официальных итогов РАФ.

Загадочный сход Кротова и досрочная победа Васильева

Абсолютный зачет гонки, можно сказать, утратил главную интригу еще до старта пролога. Денис Кротов и Константин Жильцов даже не стартовали. По одной из версий, неотложные дела заставили пилота срочно уехать. Говорили в парке сервиса и про некие фатальные проблемы с блоком управления двигателем на Mini John Cooper Works Rally. В любом случае Кротов уехал, а Васильев остался и… победил.

Экипаж VRT Team, в котором пилоту на Mini Cooper Countryman ассистировал штурман Олег Уперенко, без преувеличения, виртуозно справился со своей работой. Все пять скоростных участков прошли чисто без превышений скорости и других ошибок, а на СУ4 и СУ5 еще и были самыми быстрыми — никому более не удалось преодолеть 130 с лишним километров за 1 час 29 минут и 3 секунды. Единственное затруднение — замена пробитого колеса почти на финише второго дня — никак не омрачило общего успеха. Это гарантирует пилоту Владимиру Васильеву пятый по счету титул чемпиона страны. А вот штурман Дениса Кротова пока сохраняет теоретические шансы побороться за победу в турнире, но и тут теоретизировать мы не станем, дождемся декабря.

Победители бахи «Тихий Дон» 2022 Владимир Васильев и Олег Уперенко меняют колесо

Не каждому «бегемоту» покорился коварный песок

Совершенно неожиданной получилась развязка в споре за чемпионские регалии и в классе серийных внедорожников Т2. Здесь вместо ожесточенного соперничества Антона Мельникова и Антона Николаева с Андреем Сушенцовым и Дмитрием Павловым на Toyota Land Cruiser 200 экипаж команды «PODMOSCOWYE» больше сражался с представителями команды «УАЗ Спорт» Вадимом Новиковым и Дмитрием Рыбиным на Патриоте.

Для четверки машин данного зачета, где гегемонию японских TLC 200 разбавил единственный УАЗ Патриот, изначально гонка обещала быть суровым испытанием. Проезжать рыхлую песчаную колею на трехтонном массивном внедорожнике невероятно сложно, а объехать ее можно было далеко не всегда. Годом ранее даже без грузовиков УАЗам тут пришлось нелегко.

А в этот раз прямо на тренировках все три «двухсотки» накрепко застряли в песке. Мельникову — Николаеву и машине Андрея Сушенцова пришлось пустить в ход лопату и сандтраки, причем не единожды. Леониду Петрову и Антону Плетеневу повезло чуть больше — их вызволили пожарные, дежурившие поблизости.

Кроме того, по технике не все и не у всех было ладно. В автомобиле S&A Racing сначала пропало давление в топливной рампе, и это полностью смазало экипажу второй день гонки, а в воскресенье у них внезапно прямо в песочнице закончилось горючее, что не позволило финишировать в гонке. Не ждали, не гадали, но теперь очевидно, что вместо сражения за победу в ЧР зимой в финале Андрею Сушенцову предстоит отстаивать серебро сезона. На него всерьез теперь могут претендовать Леонид Петров и Антон Плетенев.

Вместо сражения за победу в ЧР на зимней финальной гонке Андрею Сушенцову предстоит отстаивать серебро

В разборках прототипов победила надежность техники

В классе «Рейд Спорт» проблемы с машиной под занавес гонки выключили из борьбы Nissan Pathfinder Михаила Расторгуева и Петра Пономарева. Второй год подряд почти домашний этап для этого сильного экипажа оказывается крайне неудачным — прошлой осенью парни прибыли в Вешенскую, но так и не смогли стартовать. Основные разборки вели Андрей и Александр Горьковы на TLC 200 с Алексеем Черкесовым и Андреем Самариным на прототипе Nissan NP300.

Экипаж Черкесова оказался успешнее. Сначала победил в своем зачете на прологе. Затем укрепил преимущество к финишу второго дня, даже близко не подпустив к себе конкурентов. Наконец, несмотря на поочередный выход из строя сначала переднего, а затем заднего карданного вала, Алексей и Андрей довели начатое дело до закономерной победы в гонке. Это, к слову, пока не гарантирует дуэту Черкесов — Самарин получение заветного титула, здесь все решит финал.

Nissan NP300 Алексея Черкесова и Андрея Самарина

Соответственно, вторыми стали Андрей и Александр Горьковы. Ну а третье место пятого этапа ЧР достается Алексею Игнатову и Евгению Павлову на GAZelle Next. Парни героически доезжали в заключительный день с лопнувшим задним рычагом, который заклинил полуось, что превратило машину в переднеприводный аппарат с полностью заблокированными задними колесами. Доехали!

А вот Богдан Вавренюк и Артем Терентьев на оригинальном прототипе ГАЗ-67 до финиша гонки не добрались — у них тоже сломался карданный вал и несколько других значительных узлов автомобиля. «Мы все поломали!», — иронично резюмировал пилот, пока машину грузили на прицеп.

ГАЗель Алексея Игнатова и Евгения Павлова, «присевшая» на заднюю ось

Мотовездеходы: игра на выбывание

В самом массовом классе после абсолютного зачета из девяти стартовавших SSV финишировать смогли пять. Для начала дотла сгорел Polaris RZR 1000. Экипаж Игоря Богородского и Андрея Кривохатько был заявлен только в региональном турнире. Сразу после старта СУ3 на нем развалился глушитель, от этого загорелся пластиковый обвес машины. Когда экипаж обнаружил возгорание, остановился и покинул машину, собственно, тушить ее уже было поздно, хотя пожарные оперативно прибыли на место. Благо никто не пострадал.

Polaris на трассе бахи «Тихий Дон»
Все, что осталось от мотовездехода стоимостью около 2 млн рублей

С огоньком, но в ином смысле, начали гонку Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов, промчав первый скоростной участок быстрее всех остальных. Но на следующий день на первых же километрах трассы они столкнулись с поломкой двигателя. Классический «кулак дружбы» в планы многоопытного тандема из Санкт-Петербурга вроде бы не входил. Впрочем, проблему восприняли философски, дескать, хотели посмотреть — сколько протянет мотор, протянул около 5 км. А затем неполадки именно с силовым агрегатом настигли и вторую машину G-Force Motorsport — на автомобиле Андрея Новикова и Андрея Рудницкого на этом же отрезке дистанции расплавилась топливная форсунка. На третий день бахи «Тихий Дон» экипаж не стартовал вовсе.

Надолго зависли на трассе второго дня гонки Дмитрий Мордкович и Иван Безденежных — возникла проблема с приводами, пришлось проводить ремонт в полевых условиях. Затем нагоняли весь третий день, но потеряно было слишком много.

Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков после СУ3 фантастическим образом остались без топлива. Один из быстрейших экипажей отечественного чемпионата по-дружески дотянули на заправку Алексей Тузов и Максим Плюхин. Обычное дело, «обсохнуть» может каждый. Были и другие приключения, но все внимание, безусловно, было приковано к противостоянию Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой с экипажем Армена Пузяна и Кирилла Шубина.

Оба дуэта приехали на гонку сражаться только за победу. Основательно тренировались, готовились, строили планы. После пролога Анастасия говорила: «Я сейчас ехала и чувствовала, как “Крошу” тяжело. Поэтому нужно ехать аккуратно. Хочется ехать быстро, но я понимаю, что машину нужно беречь. Тут будет такая тактика, очень интересная».

Армен Пузян рассказал, как на прологе гонки едва избежал вояжа по сосновым зарослям: «Машину выставило боком. Забросало стекла грязью, я ничего не видел. Отрулил вслепую». Затем именно в этом месте Maverick Татьяны Сычевой, кстати, исполнил эффектный разворот.

Разворот Татьяны Сычевой и Александра Алексеева
Пируэт Армена Пузяна и Кирилла Шубина

Конечно, никто даже предположить не мог, что на трассе второго дня женский экипаж заплутает, влетит в песочную воронку, погнет передний рычаг и лишится шансов продолжить гонку. Здесь, к слову, вновь продемонстрировал лучшие качества и дух автоспортивного товарищества коллектив Nakusi Racing Team, предоставив внедорожник с лебедкой для спасения экипажа и машины с поврежденной подвеской из песков.

Понятно, что далее Армен Пузян и Кирилл Шубин ехали с олимпийским спокойствием — быстро, но аккуратно. Технических проблем у них не возникло, а потому экипаж закономерно оформил первое место в классе Т3, третью строчку абсолютной классификации, а заодно и победу в Кубке Ростовской области.

Второй дуэт этого коллектива Александр Федорук и Евгений Загороднюк, наоборот, действовали размашисто, штурмовали пни, сосны и другие препятствия на трассе, но сумели завоевать третье место на этапе чемпионата страны. Соответственно, вторыми стали Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков.

Первый технический сход в карьере Анастасии Нифонтовой не должен помешать ей достойно завершить ЧР-2022

Наконец, еще один экипаж класса Т3 под управлением пилота Алексея Тузова, в котором проехал баху «Тихий Дон» автор этого материала, гонку провел чисто, без навигационных и пилотажных ошибок. Лишь единожды чуть застряли на песчаном бруствере, но это пустяки. До наград в ЧР чуть-чуть не дотянулись, заняли четвертое место, зато увезли из Вешенской награды за третье место в зачете Кубка Ростовской области.

«В целом по трассе не было никаких проблем. Прямо-таки едешь и представляешь, как тут казаки из “Тихого Дона” Шолохова на конях скакали: красные били белых, белые били красных. Вот оно у нас так приблизительно все выглядело. Гонка — огонь!», — резюмировал пилот и руководитель команды Nakusi Racing Team Алексей Тузов.

Финал чемпионата России 2022 года по ралли-рейдам, напомним, запланирован на 2-4 декабря в Ульяновской области.

Все результаты можно посмотреть здесь.

 

Фотобонус

Комментарии

AvtoGlavkTomsk
Томск
Тот, кто не видит в гонке только финиш, а имеет уважение в оппоненту - удостоен большего уважения. чем проехавшие мимо.
15
2
Ответить
    
Челябинск
Сообщений: 1809
Всегда задаюсь вопросом - почему УралАЗ не выступает на таких рода соревнованиях?
Профессиональный перегон всех видов автотранспорта (легковой, грузовой, спецтехника). Из ЕС, по РФ.
8
 
Ответить
16423520
Sergeich 74
Всегда задаюсь вопросом - почему УралАЗ не выступает на таких рода соревнованиях?
Готовят машину. Уже собирались стартовать в сезоне 2023 точно, но тут подъехали новые санкции и всё. Отдельные агрегаты, вроде мостов Caterpillar в РФ нет, а отечественные аналоги в грузовых ралли-рейдах попросту не живут. )))
1
 
Ответить
Тарас
Упомянули про Нифонтову, а что случилось - не раскрыли.
1
 
Ответить
     
Сообщений: 81
Я в 2019 году был одним из Маршалов на нашем этапе в Ростовской области. Очень атмосферное событие.
1
 
Ответить
     
Ростов-на-Дону
Сообщений: 2175
Тарас
Упомянули про Нифонтову, а что случилось - не раскрыли.
неудачно прыгнула, погнула рычаг, поломала две шаровых в начале третьего дня.
Honda Elysion 2004 RR3 VX
Toyota Crown GS120 Royal Saloon G
Мой отзыв: Honda Prelude 1999
 
 
Ответить
16423520
Написано же: "На трассе второго дня женский экипаж заплутает, влетит в песочную воронку, погнет передний рычаг и лишится шансов продолжить гонку...".
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром