Какие же новости затмили собой победный финиш француза и досрочно завоеванный титул заводского коллектива «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» в командном зачете? В первую очередь речь, конечно же, идет о перестановках в составе пилотов заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team», ведь корейский коллектив лишился сразу двух пилотов. Практически сразу после предыдущего этапа чемпионата мира по ралли, который проходил в Новой Зеландии, в «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» объявили о том, что в следующем году Оливер Сольберг покинет команду — кстати, в Новой Зеландии швед занял пятое место вслед за основными пилотами корейской команды Оттом Тянаком и Тьерри Невиллем. Но эта новость не стала сенсацией — этого, в общем-то, даже ожидали. Ведь Сольберг-младший в этом сезоне проехал девять этапов, но более-менее приемлемый результат показал лишь в трех гонках.
А вот досрочный разрыв контракта между чемпионом мира по ралли 2019 года Оттом Тянаком и все той же заводской командой «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» стал громом среди ясного неба. Безусловно — напряженность в корейском коллективе росла с каждой гонкой. Эстонец был недоволен решениями руководства команды, а также тем, что его собственный товарищ по команде Тьерри Невилль не просто не помогал Тянаку в борьбе за второй титул, а, наоборот, постоянно мешался под ногами и отбирал очки.
Но напряженность напряженностью, а разрыв контракта за год до его окончания — это фактически демарш гонщика, который во всеуслышание заявляет об огромных претензиях. Да-да, вы уже поняли — расторжение контракта произошло по инициативе эстонца.
Про нюансы карьеры Отта Тянака можно написать отдельную статью — какие только взлеты и падения его не подстерегали, какие только счастливые билеты он не вытягивал, как только не ошибался в выборе команд. Вот и с Hyundai ему изменило чутье — уход из принесшей ему в 2019 году долгожданное чемпионское звание заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» в корейский коллектив был большой ошибкой. Сможет ли эстонец ее исправить? Трудный вопрос. Пока что он объявил об уходе «в никуда» и, по слухам, может быть вообще в 2023 году повесит шлем на гвоздь — то ли на время, то ли навсегда. Почему же у эстонца могут возникнуть проблемы с трудоустройством в другие заводские команды?
Дело в том, что несмотря на приход нового промоутера серии — компании WRC Promoter GmbH, принадлежащей, соответственно, компаниям Red Bull Media House и KW25 Beteiligungs GmbH — чемпионат мира по ралли находится в глубочайшем кризисе. Количество производителей снизилось практически до рекордного минимума — три команды в современной истории мирового ралли выступали лишь в 1996 году. Но тогда это было вызвано годичной дисквалификацией заводской команды «Toyota Castrol Team» — из-за того, что коллектив из Кельна не мог выступать под флагом заводской команды, в чемпионате остались лишь коллективы «Team Mitsubishi Ralliart», «Subaru World Rally Team» и «Ford Motor Company». Но уже в следующем году их стало четыре, а еще через год — пять.
А что сейчас? Сейчас уже три года подряд мы следим за борьбой трех производителей — Toyota, Hyundai, Ford. И даже кардинальная смена технических требований не повлияла на увеличение кворума — автомобили сделали бензоэлектрическими, а новые производители на это не повелись.
Из Hyundai Тянак только что ушел. Из Toyota он ушел в конце 2019 года со скандалом. А двумя годами ранее тоже не без скандала покинул M-Sport (то есть Ford). И куда теперь прикажете идти не самому приятному гонщику, а? В корейской команде он сжег все мосты, в японской вроде как полный набор пилотов. Остается британская команда, которая вроде бы хочет избавиться от некоторых пилотов — к примеру, руководство не устраивают результаты, которые в этом году показывал Крейг Брин. Правда, совершенно непонятно, с чего кто-то решил, что Брин способен показывать высокие результаты и на равных бороться с основными лидерами мирового ралли.
Но это еще половина проблемы — есть и другая напасть: кадровый голод. Где быстрые и молодые таланты, которые получают в свое распоряжение автомобили высшей категории? Где новые Лебы и Ожье? Да, есть уникумы наподобие 22-летнего Калле Рованперы, но он такой один. А вот его основные преследователи в чемпионате этого года — Отт Тянак, Тьерри Невилль и Такамото Кацута либо уже отметили 30-летие, либо вот-вот сделают это. Но при этом лишь эстонец может похвастать чемпионским званием — остальные так и ходят в «перспективных».
Свежей крови нет, а потому и возникают такие варианты — на место ушедшего из заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» 35-летнего Отта Тянака прочат 33-летнего Андреаса Миккельсена. А почему не взять, например, куда более молодого 25-летнего россиянина Николая Грязина? Это был риторический вопрос…
Вот и получается, что на сегодняшний момент после 12 прошедших этапов чемпионата мира по ралли победами в сезоне отметились молодой вундеркинд Калле Рованпера, разменявшие четвертый десяток Себастьен Ожье, Отт Тянак и Тьерри Невилль, а также 48-летний Себастьен Леб. А вся остальная молодежь от 20 до 30 лет в лучшем случае добивалась мест на подиуме.
Завершая тему с уходом Тянака из заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team», стоит подчеркнуть его собственные слова — он ушел, чтобы «попробовать что-то новое». При этом о подписании какого-либо контракта с другой командой официально пока что не объявлено. Может быть, Отт и правда завершит карьеру? Тем более что не так давно в похожей ситуации повесили шлем на гвоздь такие таланты, как Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала. А ведь им обоим тогда было… на год меньше, чем сейчас Тянаку!
Но хватит о грустном — давайте обсудим, как проходило ралли «RACC Каталунья — Коста Дорада». 12-й этап чемпионата мира по ралли проходил, как говорится, в полном соответствии с нынешними трендами, с нынешней модой. Победителем стартовых спецучастков стал Калле Рованпера — он же возглавил личный зачет испанского этапа WRC. Но недолго музыка играла, ведь его опередили сражающиеся друг за первое место Себастьен Ожье и Тьерри Невилль. Но и тут дуэль оказалась короткой — бельгиец пролидировал лишь один спецучасток, а после пропустил француза вперед и всю гонку вел борьбу за второе-третье место.
По устоявшейся в этом году традиции уже на втором спецучастке гонки на Hyundai i20 N Rally1 Отта Тянака возникли проблемы гибридной системы и на этом борьба даже не за победу, а за место на подиуме для эстонского гонщика завершилась — он откатился на пятое место, затем достаточно быстро отыграл четвертую позицию, на которой и держался до самого финиша ралли.
Отдельной важной темой гонки, повлиявшей на ход борьбы, стали проколы колес. За три дня гонки с подобными проблемами столкнулись шесть гонщиков: Калле Рованпера, Элфин Эванс (дважды), Крейг Брин, Дани Сордо, Такамото Кацута и Пьер-Луи Лубе.
И наконец, в полном соответствии с традициями пилоты заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team» изо всех сил старались повредить свои Ford Puma Rally1. Первым на 11-м спецучастке отличился Гас Гринсмит — он врезался в металлический отбойник-рельс, после чего его автомобиль лишился двух левых колес. А Крейг Брин вылетел с трассы на траву на 17-м спецучастке.
Проколы и вылеты не могли не сказаться на борьбу за места в десятке абсолютного зачета — на некоторых спецучастках позиции меняли почти все те, кто входил в Топ-10. Но все эти страсти кипели за спиной Себастьена Ожье — француз вышел в лидеры на пятом спецучастке из запланированных 19-ти и до финиша не сдавал позиций.
В итоге победителем в абсолютном зачете и стал Ожье из заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team». Во многом благодаря победе Ожье японский коллектив досрочно одержал победу в зачете команд чемпионата мира по ралли этого года. Почему так? Да потому, что остальные гонщики «Тойоты» финишировали достаточно далеко — Калле Рованпера закончил гонку третьим, Элфин Эванс стал шестым, а вслед за ним финишировал Такамото Кацута.
А вот руководство заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» в целом может поставить своим пилотам хорошие оценки за борьбу на минувшем ралли. На финише Тьерри Невилль был вторым, Отт Тянак стал четвертым, а Дани Сордо финишировал пятым — правда, тем самым немного испортив себе статистику, ведь в трех предыдущих стартах испанец непременно занимал место в первой тройке!
В отличие от корейцев, руководство заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team» наверняка осталось недовольно итогами испанского этапа чемпионата мира по ралли. Эдриен Формо занял лишь восьмое место, Крейг Брин стал девятым, а Пьер-Луи Лубе замкнул первую десятку.
Внимательные болельщики заметят — в первой десятке абсолюта на финише ралли «RACC Каталунья — Коста Дорада» нет ни одного экипажа, который выступал бы в зачете WRC2. Но не пугайтесь — просто все они расположились ниже.
Теему Сунинен стал 11-м в абсолютном зачете, одержав победу в зачете WRC2. Вслед за ним гонку закончил Йохан Россель — он стал вторым в WRC2. Далее — российский экипаж Николая Грязина и Константина Александрова. Наши парни заработали очередные очки в зачете WRC2 и за один этап до финиша сезона-2022 занимают пятое место — перед ними лидер Андреас Миккельсен, Эмиль Линдхольм, Каетан Каетанович и Йохан Россель.
А вот в зачете WRC2 Junior россияне в Испании завоевали победу. Благодаря этому результату они сократили свое отставание от идущего в серии первым Эмиля Линдхольма до 22 очков.
Заключительный этап чемпионата мира по ралли 2022 года пройдет в Японии с 10 по 13 ноября — он носит имя «FORUM8 Ралли Япония». В списке участников гонки вновь будет Себастьен Ожье, а также два весьма любопытных гонщика, которые в этом сезоне ведут борьбу в чемпионате Японии по ралли — это экс-пилот Формулы 1 Хейкки Ковалайнен и самый известный японский раллист Тошихиро «Тоши» Араи.
Ну а коль скоро Ожье, которого мы в начале статьи назвали «аутсайдером» этого сезона, примет участие в ралли «Япония», то можно заметить интересный момент. На данный момент на счету француза 85 очков. Если он выиграет в Японии, а также возьмет максимальные пять очков на PowerStage, то наберет еще 30 очков — итого суммарно будет 115 баллов при шести стартах в сезоне из 13 возможных.
И если попросту умножить количество набранных французом очков на два (тем самым получив условные баллы за полноценную программу выступлений), то получится 230 очков. При этом безоговорочный лидер сезона Калле Рованпера на данный момент набрал 255, а идущий вторым Отт Тянак лишь 187. Таким образом, можно смело говорить, что Себастьен Ожье не только не потерял скорость, а наоборот — едет на уровне чемпиона мира этого года!
А ну как этот аутсайдер возьмет да и вернется в мировое ралли с полной программой выступлений, а? Что скажете тогда?