Следует особо отметить почти фантастическое везение с погодой и колоссальный труд местных организаторов. За неделю до соревнований в регионе даже близко не было привычных для поздней осени морозов и обильных снегопадов. Грунтовые дороги, чуть закрытые коркой земли, моментально превращались в болото — подготовка маршрута забуксовала.
Неизвестно, каким чудом уже в который раз Александру Грачеву и Александру Охотникову удалось договориться с небесной канцелярией, но на гонке в конечном счете все было отлично. Стоял мороз — до -15 и даже -20 градусов. Грунт почти повсеместно хорошо промерз, а снега хоть и было маловато, зато экипажам лидеров не приходилось терять много времени на прокладку трассы.
Напомним, что в абсолютной классификации чемпионата России победитель среди пилотов был выявлен досрочно — еще на предыдущем этапе в Ростовской области. Им стал Владимир Васильев. Теперь же титулованному петербуржцу оставалось застолбить победу штурмана Олега Уперенко.
До старта ульяновской гонки оставались теоретические расклады, где штурман Дениса Кротова — Константин Жильцов — мог бы поспорить за титул, но в первые дни декабря этот дуэт готовился стартовать вовсе не на берегах Волги, а далеко от России — на бахе «Дубай». Другой претендент на призовые места Андрей Самарин из Курска в паре с пилотом Алексеем Черкесовым тоже не собрался в Ульяновск. Соответственно, экипажу Владимира Васильева оставалось лишь проехать гонку от начала до конца, что и было сделано. Понятно, что статистами эти серьезные мужчины на Mini John Cooper Countryman категории Т1 быть не собирались по определению. Они убедительно оформили победу в абсолютном зачете соревнований.
Отсутствие Черкесова и Самарина автоматически выводило в недосягаемые лидеры класса «Рейд Спорт» Андрея и Александра Горьковых. Но в оставшихся двух зачетных группах — Т2 и Т3 — интрига сохранялась вплоть до последних километров воскресного спецучастка! Поэтому мы попробуем чуть подробнее разобрать прошедшую гонку с ее отдельными, наиболее яркими моментами.
Короткий по меркам внедорожных ралли скоростной участок первого дня, частично проложенный по трассе автокросса «Арские холмы», отличается не самым простым сочетанием: короткие позиции, существенный перепад высот, частая смена покрытия — от жесткого грунта до снежной каши и рыхлого чернозема.
На первых же 23 километрах — локальная сенсация. Быстрее всего каравана экипажей чемпионата России трассу преодолели Максим Багель и Станислав Кудинов на Can-Am Maverick X3 XRS, заявленные исключительно в региональной серии «Холмы России». Жаль, на второй день их выбила из борьбы поломка вариатора! Ближе других к их времени (15 минут и 27 секунд) подтянулся опытнейший петербургский дуэт Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова на G-Force T3GF, но они находились на трассе почти на минуту дольше. Даже у машины Т1 Васильева — Уперенко лишь третий результат!
Дуэлянты, к которым приковано все внимание в классе багги — Анастасия Нифонтова — Екатерина Жаданова и Армен Пузян — Кирилл Шубин, фиксируют на прологе, соответственно, девятое и десятое время. Сыграл ли фактор, что дуэт из Nakusi Racing Team еще на тренировке 1 декабря оформил эффектный переворот через крышу (см. фото) и теперь осторожничал, или же, как и женскому экипажу, парням не хотелось открывать трассу второго дня?! Сложно дать однозначный ответ. В любом случае вечерняя жеребьевка стартовых позиций среди первой десятки абсолютного зачета определила «открывашкой» второго дня именно Армена с Кириллом.
В Т2 на этот раз главным возмутителем спокойствия стал экипаж Андрея и Александра Горьковых, который весь сезон провел в классе «Рейд Спорт», а в финале внезапно стартовал в когорте серийных машин. Это настораживало. Ведь гонка должна была поставить точку в споре двух TLC200: Антон Мельников и Антон Николаев против Андрея Сушенцова и Дмитрия Павлова. При этом только 25 очков за первое место могли принести экипажу S&A Racing победу в сезоне. Если одолеть своих главных соперников в честном поединке еще вероятность была, то обогнать более легкий внедорожник Горьковых как раз не представлялось возможным.
Их Toyota Land Cruiser 200 предсказуемо фиксирует первый результат в Т2 (17 минут 23 секунды) на прологе. У Сушенцова и Павлова, впрочем, третье время дня, и они опережают Мельникова — Николаева. Локальная задача выполнена, можно бороться дальше.
А класс «Рейд Спорт» убедительно возглавили Алексей Игнатов и Евгений Павлов на ГАЗели Next, чуть опередив даже многоопытного Богдана Вавренюка с Артемом Терентьевым, которые выступают на оригинальном прототипе ГАЗ-67. Штурману «маршрутки» вполне еще можно было побороться за бронзу ЧР, что он и сделал.
Второй день гонки состоял из прохождения второго, третьего и четвертого скоростных участков. По факту это был единственный СУ протяженностью 83 км, который нужно было преодолеть трижды с минимальной 20-минутной паузой на сервис.
Без особенных проблем Владимир Васильев и Олег Уперенко возглавили таблицу результатов СУ2, потратив на него без двух секунд 49 минут. Опередили главных оппонентов Нифонтова — Жаданова, обосновавшись на второй строчке протокола с 52 минутами и 52 секундами зачетного времени. Пузян и Шубин стали лишь четвертыми, пропустив вперед Мордковича и Безденежных.
Уже на этой стадии сразу три экипажа покинули ряды участников гонки из-за технических проблем. На SSV Александра Федорука и Евгения Загороднюка из команды Nakusi Racing Team сломало раму в местах крепления амортизаторов. В полном соответствии с высоким статусом соревнований местами мерзлая трасса была предельно требовательна к пилотам, штурманам и самой технике. В машине Андрея Новикова и Дмитрия Карпова дала сбой программа управления двигателем. А Mitsubishi Pajero Алексея Домановского и Александра Щанова повредил переднюю левую часть подвески машины и тоже досрочно «сложил оружие».
Андрей Сушенцов и Дмитрий Павлов на первом же прохождении скоростного участка не миновали участия в досадной «карусели», которая в поисках нужного поворота на 62-м километре трассы увлекла десяток экипажей. После ходового прямого отрезка «спрятался» неочевидный поворот направо, а прямо уже было накатано добротное шоссе. Не многие вовремя осадили и направились по нужному пути.
Экипаж S&A Racing эти приключения сразу чуть отодвинули от лидерской позиции в классе. По итогам второго дня гонки они честно заработали четвертую позицию, но тут приключилась новая беда. Затянувшееся рандеву с излишне любознательными сотрудниками ГИБДД на дорожной секции привело к тому, что экипаж опоздал на въезд в последний створ контроля времени более чем на 30 минут, за это последовал часовой штраф. Не повезло так не повезло!
В генеральной классификации, классе Т3 и «Рейд Спорт», таких казусов не было, Васильев и Уперенко остались локомотивом. Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова к старту третьего дня занимали позицию следом за лидером, а в тройке сильнейших — Дмитрий Мордкович и Иван Безденежных. Армен Пузян и Кирилл Шубин лишь четвертые, но с четким прицелом на проезд заключительного дня в максимально быстром темпе. А в зачете «Рейд Спорт» лидером соревнований начинали финальный отрезок Богдан Вавренюк и Артем Терентьев.
Третий день большого финала составлял единственный СУ5 протяженностью 101 км. Организаторы припасли, несмотря на мороз, пару бродов. Вновь вереница непредвиденных событий. Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов раскололи тормозной диск, кое-как добирались до парка сервиса, из-за чего выбыли из гонки, минуя постановку машины в закрытый парк.
В классе «Рейд Спорт» умудрились оформить «крышу» Михаил Расторгуев и Петр Пономарев на Nissan Pathfinder. Зато второй результат вслед за Владимиром Васильевым и Олегом Уперенко показывает на СУ5 прототип ГАЗ-67 Богдана Вавренюка и Артема Терентьева, таким образом, оформляя полновесную победу в гонке и в «Холмах России», и на этапе ЧР.
Армен Пузян и Кирилл Шубин на этом спецучастке третьи в абсолютном зачете, они отыграли у женского экипажа около одной минуты, но отставали-то по сумме предыдущих дней почти на восемь. Так был решен вопрос о победителе чемпионата России в Т3. Женскому экипажу оставалось лишь без приключений добраться в закрытый парк.
В «Холмах России» Андрей Сушенцов был заявлен в классе R, где, как и в классификации ЧР, ему и Дмитрию Павлову достается серебро. Впрочем, пилот уже стал в 2022 году обладателем Кубка России, поэтому говорит, что особенно сокрушаться об упущенном золоте не собирается. Оно на этой гонке у Андрея и Александра Горьковых, а вот в сезоне празднуют победу их сокомандники Антон Мельников и Антон Николаев.
Анастасия Нифонтова уже после финиша гонки прокомментировала триумф своей команды:
— Мы чемпионы 2022 года в классе Т3 и вице-чемпионы в абсолюте! Такое простое предложение, а сколько работы, нервов, сил и времени за этими словами! Перед стартом финального этапа все было очень неопределенно, мы отставали на четыре очка от Армена Пузяна и было недостаточно приехать просто перед ним, надо было забирать максимальные очки за первое место. Таких нервов я не испытывала, пожалуй, еще ни разу в своей жизни. За первое место могли бороться еще как минимум четыре экипажа: легендарный Борис Гадасин, Андрей Новиков, двукратный чемпион России Вадим Федотов и очень быстрый новичок Дмитрий Мордкович. Именно Дмитрий в итоге и навязывал нам острую борьбу и мог испортить все планы на чемпионство. Финальный день надо было ехать без ошибок. И тут-то началось самое интересное.
В такие моменты начинаешь верить в потусторонние силы и энергетическую мощь болельщиков. Посередине СУ мы сбились с дороги. Мордкович нас догнал и объехал. Надежды на первое место растаяли как дым. Отыграть 2 минуты на 50 километрах — из области фантастики. Я разозлилась и нажала на газ так, что бедному «Крошу» досталось по полной, но вдруг за 15 км до финиша мы увидели Диму, стоящего на обочине из-за замены ремня. Казалось бы, вот шанс на победу! Но тут и у нас появился запах подгорелого ремня, пришлось сбавить темп. Наверное, за это фортуна осталась на нашей стороне. Гоночный год был невероятным! Спасибо моей любимой команде, спонсорам и, конечно, соперникам!
Добавим только, что в зачете региональных соревнований, невзирая на мороз, чрезвычайно сложную трассу и прочие факторы, в этот раз выступили две переднеприводных машины! Правда, боевая вазовская «восьмерка» Дмитрия и Сергея Переверзевых выбыла из борьбы, не разминувшись с деревом на лесной дорожке. А вот неубиваемый Volkswagen Golf Марата Абдуллина и Павла Пилипука привез экипаж к очередной победе!
Полностью результаты гонки и всего сезона российских ралли-рейдов можно увидеть на сайте Российской автомобильной федерации, который, кстати, обновился именно в дни проведения финальной бахи сезона.